Проанализируйте сценарий развлечения и обоснуйте принципы и его составления. -Роль и место музыки в музыкальных развлечениях. -Виды развлечений. -Сценарий –литературно-музыкальная композиция. -Принципы составления сценария. -Подтверждение при анализе музыкального развлечения принципы его составления. Развлечение- форма организации музыкальной деятельности . Цель- повеселить , предоставить ребенку радость. Развлечения связаны со многими видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные переживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Музыка в развлечениях используется по –разному: - Составляет основное содержание. (Музыкальные игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы.)
2.Частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции) Необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего как основу развлечения, либо как средства обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения, тем самым создать необходимое настроение, атмосферу, осуществить педагогическое воздействие на детей. Музыка может звучать в исполнении взрослых, либо в исполнении детей. Следует учесть принцип доступности. Не следует увлекаться введением новых произведений, т. к. выученные ранее доставляют им подлинное удовольствие и радость. Подобранная музыка должна быть яркой, образной, с простой запоминающейся мелодией. Можно воспользоваться записями, которые помогут передать соответствующий фон, или развитию эстетического восприятия. Виды развлечений. Виды развлечений зависят от характера участия в них детей. 1. Дети могут быть в роли слушателей или зрителей. Такие развлечения носят познавательный . (знакомство с творчеством композиторов, с жанровыми особенностями искусства, с разнообразными сторонами общественной и социальной жизни). 2.Дети могут быть активными участниками. Основная цель таких развлечений- активизировать, объединить творческие проявления детей, выявить их инициативу. 3. Развлечения , в которых принимают активное участие и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так. Чтобы действия детей и взрослых логично объединялись. Поэтому развлечения могут быть многообразны и вариативны. Их форма зависит не только от поставленных целей и задач , но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности. Можно выделить такие развлечения как концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и игры-забавы, обыгрывание новой игрушки, инсценировки, игры- драматизации, спектакли кукол, танцевальные и оперные миниатюры. Для организации и проведения музыкальных развлечений необходимо составить сценарий. Сценарий- литературно-музыкальная композиция, разработка того или иного зрелища. В нем раскрываются все элементы действия, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен план, в котором перечисляются лишь основные моменты, указываются ведущие, ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов. Далее необходимо ознакомиться со сценарием: назвать вид, возрастную группу ,воспитательные задачи, цель его проведения, определить тему. Тема задается с самого начала. Это может быть или небольшой рассказ, повествование какого-то события, явления. Далее разворачивается основное действие- эпизоды. Рассмотреть каждый эпизод. Выделить его содержание и подтвердить принципы построения: 1. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой. 2. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим. 3. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам. Выделяя идеювсего сценария необходимо помнить, что идея сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения. Вывод: Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий. Если оно проводится по сценарию, в котором соблюдаются принципы построения, то такие развлечения будут способствовать формированию у детей положительных эмоций, расширению сферы их чувств, развитию инициативу и творческой выдумки. Вопрос №5. Игра на детских музыкальных инструментах –вид музыкальной деятельности. Раскройте содержание этапов обучения игры на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста. --Значение музыкальной игрушки в жизни ребенка. -Виды и классификация детских музыкальных инструментов. -Задачи обучения раздела «Игра на детских музыкальных инструментах» -Этапы освоения музыкального инструмента. -Методика обучения игры на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста. В современных условиях , когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским музыкальным инструментам отводиться особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, и в детских садах, вовлекая малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Педагог стремится, прежде всего, с помощью музыкальных инструментов побудить интерес детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывать себе. Детские инструменты должны иметь чистое звучание, определенный тембр, быть доступными детям по размерам и весу, просты по конструкции, достаточно прочными. Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящим. Конструкция их упрощена и конечно , не всегда точно воспроизводят звучание настоящего инструмента. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды. Беззвучные- это игрушки- самоделки. Они необходимы для игровой деятельности. Звучащие: - Игрушки-инструменты с неопределенной высотой.
- Игрушки –инструменты с одной определенной высотой.
- Игрушки с зафиксированной мелодией
- Игрушки – инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом.
Существует определенная классификация детских музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные, клавишно- язычковые, ударно-клавишные, ЭМИ. Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальным инструментом. В младшем возрасте - дети только знакомятся со звучанием инструментов, а обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой начинается в средней и старших группах. Программа обучения строится по двум разделам: Дети должны знать: название инструментов; -характер звучания инструментов; - правила пользования инструментами и их хранения; -приемы игры на них; -расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; - названия нот-до, ре, ми, фа, соль, ля, си и их место клавиатуре. Дети должны уметь: -владеть простейшими приемами игры на разных инструментах - правильно расходовать дыхание, находить удобную аппликатуру, приглушать звучание, правильно держать руки. - играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру; -пользоваться элементарными динамическими оттенками; - играть индивидуально простейшие песенки – попевки; -приучаться играть по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки; - импровизировать ритмические и мелодические попевки. Работа по освоению игры на музыкальном инструменте строится по этапам, которые взаимосвязанные между собой: 1. Ознакомление с музыкальным инструментом. Познакомить детей с музыкальным инструментом можно по разному, используя следующие методические приемы: -беседу об инструменте; -сказку об инструменте; -загадку; музыкально-дидактическую игру «На чем играет Петрушка», «Музыкальный домик»; -самостоятельное обследование инструмента. -выполнение творческих заданий «Дождь», «Гром «, «Солнышко и тучки», «Нам весело». |