ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Домашняя работа к теме 1 СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Объект науки | | 1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей. | Предмет науки | | 2. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни. | Объект социологии | | 3. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции. | Предмет социологии | | 4. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес | Общесоциологическая теория | | 5. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается. | Функционализм | | 6. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества. | Теория конфликта | | 7. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. | Специальные социологические теории | | 8. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов. | Эмпирические исследования | | 9. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности. | Опрос | | 10. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма. | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Родоначальником социологии является Иммануил Кант? | | | 2. | Прогностическая функция социологии заключается в формировании у человека целостной картины мира? | | | 3. | Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии? | | | 4. | Социология образования – это специальная социологическая теория? | | | 5. | Теория обмена – это макросоциологическая теория? | | | 6. | Теория конфликта – это микросоциологическая теория? | | | 7. | Фундаментальные исследования служат для развития науки? | | | 8. | Опрос в социологии можно проводить только письменно? | | | 9. | С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения? | | | 10. | Респондент – это человек, которого опрашивают социологи? | | | | | | | | Задание 3. В социологии, как науке, исследующей поведение людей, применяются следующие методы сбора эмпирического материала: а) опрос, б) наблюдение, в) анализ документов, г) эксперимент. В некоторых случаях достаточно одного из них, в других – для получения достоверной и полной информации необходимо использовать несколько методов параллельно. Какие методы исследования потребуются, для того чтобы определить: 1) численность и основные демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение) населения Украины; 2) готовность людей голосовать на предстоящих выборах президента страны (пойдут они или не пойдут на избирательный участок); 3) соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Харьковской области; 4) особенности поведения и способы взаимодействия шахтеров во время забастовки; 5) скорость и каналы распространения слухов в организации (например, трудовом или учебном коллективе). Задание 4. Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу или социологу. Определите кому именно они принадлежат (напротив каждого из суждений поставьте буквы Э, П или С). Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают. 1. В студенческой группе выделился явный лидер. 2. Цены на продукты питания за год выросли на 20%. 3. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов. 4. Уменьшение занятости «голубых воротничков» было сбалансировано увеличением числа рабочих мест в сфере услуг. 5. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д. 6. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных состоит в том, что человек может представить ожидаемый результат деятельности с помощью фантазии. 7. Вспышки влюбленности в большей мере присущи молодым людям. 8. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена. 9. То, что может заслужить похвалу в одной первичной группе, вызовет лишь насмешки или даже строгое наказание в другой. 10. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей. Домашняя работа к теме 2 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Статус | | 1. Статус, в котором человек рожден или приобретаемый в зависимости от обстоятельств | Роль | | 2. Социальное положение человека в обществе | Главный статус | | 3. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной или нескольких социальных ролей. | Статусный набор | | 4. Совокупность всех статусов данного индивида | Предписанный статус | | 5. Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статусу | Приобретенный статус | | 6. Внутренний побудитель индивида к действию | Ролевой конфликт | | 7. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его | Мотив | | 8. Внешний побудитель индивида к действию | Стимул | | 9. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению | Ролевой набор | | 10. Динамическая характеристика статуса | Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Один человек имеет много статусов? | | | 2. | Девиантное поведение всегда является преступным? | | | 3. | Один статус включает только одну роль? | | | 4. | Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус? | | | 5. | Существует позитивная девиация? | | | 6. | Социализация присуща не только человеку, но и животному? | | | 7. | Социализация заканчивается в зрелом возрасте? | | | 8. | Социализация включает освоение социальных ролей? | | | 9. | Младенец – это личность? | | | 10. | Агенты первичной социализации – это учреждения и предприятия? | | | Задание 3. Человек, живущий в обществе, принадлежит одновременно к множеству социальных групп. В каждой из них он занимает определенный статус. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Опишите свой статусный набор (10-15 статусов). Какие статусы в нем являются предписанными, а какие – достигаемыми? Определите свой главный статус. Объясните (письменно), почему Вы так считаете? Задание 4. Распределите приведенные потребности по группам, согласно теории А. Маслоу (заполните таблицу вручную): потребность в развитии личности; потребность в дыхании; потребность в творческом самовыражении; потребность в гармонии; потребность в знании; потребность в красоте; потребность в признании; потребность в безопасности существования; потребность в заботе, опеке; потребность в уверенности в завтрашнем дне; потребность в реализации способностей; потребность в понимании; потребность в уважении; потребность в еде; потребность в карьерном росте; потребность в жилье; потребность в стабильности условий жизни; потребность в компетентности; потребность в статусе; потребность в одежде; потребность в общении Физиологические потребности | | Потребности безопасности и стабильности жизни | | Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви | | Потребности престижа | | Духовные потребности | | Задание 5. Распределите приведенные ценности на две группы – ценности-цели и ценности-средства (заполните таблицу вручную): активная жизненная позиция, здоровье, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие, согласие в обществе, верные друзья, свобода, красота, воспитанность, толерантность, творчество, образованность, аккуратность, самореализация, истина, интересная работа, любовь, рационализм, ответственность, самостоятельность, общественное признание, социальная справедливость. Ценности – цели | Ценности - средства | Домашняя работа к теме 3 СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер. Понятие | № | Содержание | Социальная стратификация | | 1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов. | Каста | | 2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства. | Маргинальность | | 3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном. | Социальная структура | | 4. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности | Социальная группа | | 5. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей. | Первичная группа | | 6. Группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной. | Вторичная группа | | 7. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. | Референтная группа | | 8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое. | Класс | | 9. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии. | Сословие | | 10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур. | Задание 2 Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. № | Вопрос | Ответ | Да | Нет | 1. | Современная Украина – общество с закрытой стратификацией? | | | 2. | В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом? | | | 3. | Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность? | | | 4. | Эмигранты и иммигранты составляют социально-территориальную структуру общества? | | | 5. | Социально-демографическая структура включает в себя общественные организации и политические партии? | | | 6. | Низший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов? | | | 7. | Мелкая буржуазия характеризуется наличием и управленческих функций, и собственности на средства производства? | | | 8. | Мобильность – это перемещение людей в обществе? | | | 9. | Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности? | | | 10. | Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания? | | | Задание 3. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива? Объясните свой выбор (письменно). Задание 4. Вспомните, что такое социальная мобильность и проанализируйте, к какому виду социальной мобильности (горизонтальной или вертикальной) можно отнести тот или иной социальный процесс. Объясните свой ответ (письменно): 1. студент, ощущая социальный дискомфорт в группе, переходит с разрешения деканата в другую группу; 2. студент, получив три двойки на экзаменах, отчисляется из университета; 3. студент за отличную учебу и активную общественную деятельность награждается именной стипендией и выбирается в совет университета; 4. студент, работая официантом в свободное от учебы время, переходит на работу в другой ресторан, потому что он расположен ближе к дому; 5. студент выпускного курса, работая в свободное от учебы время по плавающему графику в одной из фирм менеджером-стажером, получив диплом специалиста, зачисляется в этой фирме менеджером; 6. студент выпускного курса по результатам рейтинга за все время обучения среди 28 студентов получает 17 место, и, в результате, лишается права поступления в магистратуру, про которую мечтал с первого курса. Задание 5. Определите к каким историческим типам закрытых и открытых стратификационных систем относятся приведенных ниже общества: 1. Древняя Греция. 2. Киевская Русь Х в. 3. Россия ХVIII-XIX вв. 4. Советская Украина. 5. США В ХХ в. 6. Древний Египет. Задание 6. Разделите следующие параметры, действующие в современном украинском обществе, на 2 группы - номинальные и ранговые: раса, образование, власть, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, административная должность, происхождение, политическая ориентация, возраст, престиж, доход, богатство. Ранговыми являются те социальные характеристики, на основе которых происходит распределение людей в системе стратификации, а номинальные параметры служат только для описания различий между группами. Объясните свое мнение (письменно). Домашняя работа к теме 4 |