МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.





Домашняя работа к теме 1

СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Объект науки   1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.
Предмет науки   2. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.
Объект социологии   3. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.
Предмет социологии   4. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес
Общесоциологическая теория   5. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.
Функционализм   6. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Теория конфликта   7. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.
Специальные социологические теории   8. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.
Эмпирические исследования   9. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.
Опрос   10. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Родоначальником социологии является Иммануил Кант?    
2. Прогностическая функция социологии заключается в формировании у человека целостной картины мира?    
3. Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?    
4. Социология образования – это специальная социологическая теория?    
5. Теория обмена – это макросоциологическая теория?    
6. Теория конфликта – это микросоциологическая теория?    
7. Фундаментальные исследования служат для развития науки?    
8. Опрос в социологии можно проводить только письменно?    
9. С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?    
10. Респондент – это человек, которого опрашивают социологи?    
         

 

Задание 3.

В социологии, как науке, исследующей поведение людей, применяются следующие методы сбора эмпирического материала: а) опрос, б) наблюдение, в) анализ документов, г) эксперимент. В некоторых случаях достаточно одного из них, в других – для получения достоверной и полной информации необходимо использовать несколько методов параллельно. Какие методы исследования потребуются, для того чтобы определить:

1) численность и основные демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение) населения Украины;

2) готовность людей голосовать на предстоящих выборах президента страны (пойдут они или не пойдут на избирательный участок);

3) соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в Харьковской области;

4) особенности поведения и способы взаимодействия шахтеров во время забастовки;

5) скорость и каналы распространения слухов в организации (например, трудовом или учебном коллективе).

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу или социологу. Определите кому именно они принадлежат (напротив каждого из суждений поставьте буквы Э, П или С). Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

1. В студенческой группе выделился явный лидер.

2. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

3. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

4. Уменьшение занятости «голубых воротничков» было сбалансировано увеличением числа рабочих мест в сфере услуг.

5. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

6. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных состоит в том, что человек может представить ожидаемый результат деятельности с помощью фантазии.

7. Вспышки влюбленности в большей мере присущи молодым людям.

8. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

9. То, что может заслужить похвалу в одной первичной группе, вызовет лишь насмешки или даже строгое наказание в другой.

10. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.


Домашняя работа к теме 2

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Статус   1. Статус, в котором человек рожден или приобретаемый в зависимости от обстоятельств
Роль   2. Социальное положение человека в обществе
Главный статус   3. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной или нескольких социальных ролей.
Статусный набор   4. Совокупность всех статусов данного индивида
Предписанный статус   5. Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статусу
Приобретенный статус   6. Внутренний побудитель индивида к действию
Ролевой конфликт   7. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
Мотив   8. Внешний побудитель индивида к действию
Стимул   9. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению
Ролевой набор   10. Динамическая характеристика статуса

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Один человек имеет много статусов?    
2. Девиантное поведение всегда является преступным?    
3. Один статус включает только одну роль?    
4. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус?    
5. Существует позитивная девиация?    
6. Социализация присуща не только человеку, но и животному?    
7. Социализация заканчивается в зрелом возрасте?    
8. Социализация включает освоение социальных ролей?    
9. Младенец – это личность?    
10. Агенты первичной социализации – это учреждения и предприятия?    

Задание 3.

Человек, живущий в обществе, принадлежит одновременно к множеству социальных групп. В каждой из них он занимает определенный статус. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Опишите свой статусный набор (10-15 статусов). Какие статусы в нем являются предписанными, а какие – достигаемыми? Определите свой главный статус. Объясните (письменно), почему Вы так считаете?

Задание 4.

Распределите приведенные потребности по группам, согласно теории А. Маслоу (заполните таблицу вручную): потребность в развитии личности; потребность в дыхании; потребность в творческом самовыражении; потребность в гармонии; потребность в знании; потребность в красоте; потребность в признании; потребность в безопасности существования; потребность в заботе, опеке; потребность в уверенности в завтрашнем дне; потребность в реализации способностей; потребность в понимании; потребность в уважении; потребность в еде; потребность в карьерном росте; потребность в жилье; потребность в стабильности условий жизни; потребность в компетентности; потребность в статусе; потребность в одежде; потребность в общении

 

Физиологические потребности
Потребности безопасности и стабильности жизни
Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви
Потребности престижа
Духовные потребности

Задание 5.

Распределите приведенные ценности на две группы – ценности-цели и ценности-средства (заполните таблицу вручную): активная жизненная позиция, здоровье, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие, согласие в обществе, верные друзья, свобода, красота, воспитанность, толерантность, творчество, образованность, аккуратность, самореализация, истина, интересная работа, любовь, рационализм, ответственность, самостоятельность, общественное признание, социальная справедливость.

 

Ценности – цели Ценности - средства

Домашняя работа к теме 3

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Социальная стратификация   1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов.
Каста   2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства.
Маргинальность   3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном.
Социальная структура   4. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности
Социальная группа   5. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей.
Первичная группа   6. Группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной.
Вторичная группа   7. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Референтная группа   8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое.
Класс   9. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии.
Сословие   10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур.

Задание 2

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Современная Украина – общество с закрытой стратификацией?    
2. В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом?    
3. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность?    
4. Эмигранты и иммигранты составляют социально-территориальную структуру общества?    
5. Социально-демографическая структура включает в себя общественные организации и политические партии?    
6. Низший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов?    
7. Мелкая буржуазия характеризуется наличием и управленческих функций, и собственности на средства производства?    
8. Мобильность – это перемещение людей в обществе?    
9. Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности?    
10. Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания?    

Задание 3.

Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива? Объясните свой выбор (письменно).

Задание 4.

Вспомните, что такое социальная мобильность и проанализируйте, к какому виду социальной мобильности (горизонтальной или вертикальной) можно отнести тот или иной социальный процесс. Объясните свой ответ (письменно):

1. студент, ощущая социальный дискомфорт в группе, переходит с разрешения деканата в другую группу;

2. студент, получив три двойки на экзаменах, отчисляется из университета;

3. студент за отличную учебу и активную общественную деятельность награждается именной стипендией и выбирается в совет университета;

4. студент, работая официантом в свободное от учебы время, переходит на работу в другой ресторан, потому что он расположен ближе к дому;

5. студент выпускного курса, работая в свободное от учебы время по плавающему графику в одной из фирм менеджером-стажером, получив диплом специалиста, зачисляется в этой фирме менеджером;

6. студент выпускного курса по результатам рейтинга за все время обучения среди 28 студентов получает 17 место, и, в результате, лишается права поступления в магистратуру, про которую мечтал с первого курса.

Задание 5.

Определите к каким историческим типам закрытых и открытых стратификационных систем относятся приведенных ниже общества:

1. Древняя Греция.

2. Киевская Русь Х в.

3. Россия ХVIII-XIX вв.

4. Советская Украина.

5. США В ХХ в.

6. Древний Египет.

Задание 6.

Разделите следующие параметры, действующие в современном украинском обществе, на 2 группы - номинальные и ранговые: раса, образование, власть, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, административная должность, происхождение, политическая ориентация, возраст, престиж, доход, богатство.

Ранговыми являются те социальные характеристики, на основе которых происходит распределение людей в системе стратификации, а номинальные параметры служат только для описания различий между группами. Объясните свое мнение (письменно).


Домашняя работа к теме 4





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.