МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Зачем нужен духовный учитель?





 

Будучи гордым и независимым, я долго не мог понять – зачем нужен духовный учи-тель? Почему нельзя идти по пути духовного развития самому, самостоятельно изучая свя-щенные тексты?

 

Но потом понял, что без милости Бога и духовных учителей человечества священных писаний не было бы вообще. Мы бы даже не подозревали о существовании Бога и сфер, находящихся в других измерениях, за пределами восприятия наших чувств и приборов. Зна-ние о том, что находится вне досягаемости материальных чувств и ума, можно получить только по цепи ученической преемственности, берущей начало от учителей, получивших это знание Свыше.

 

Знание, которое мы можем получить с помощью своих чувств, всегда будет ограни-чено рамками тела. Согласно писаниям, знание, служащее единственной цели – окружить комфортом материальное тело – это знание в невежестве. Оно мало чем отличается от зна-ния, которым обладают животные: знание о том, как есть, спать, продолжать род, защищать свою жизнь. Знание, порождающее множество разнообразных доктрин и теорий, основан-ных на логике и сомнительных гипотезах, является знанием в страсти. А знание о себе как о вечной душе, существующей вне и помимо материального тела, называется знанием в бла-гости. «Богом» людей, находящихся на материальном уровне знания, являются деньги, но ни деньги, ни эти их «знания» не приносят им счастья, не решают проблем жизни и смерти, наоборот, только их увеличивают, убивая любовь жадностью и индивидуализмом.

 

В зависимости от своих устремлений, разные люди воспринимают, используют и объ-ясняют получаемые ими знания по-разному. До недавнего времени я носил с собой как сбор-ник анекдотов одну книжку – пять переводов Веданта-сутры. Последний перевод был истин-ным, его сделал Учитель. Четыре же первых делали материалисты-ученые и разного рода атеисты-философы, которые в Бога не верят, но по какой-то причине изучают древние зна-ния, пытаясь их объяснять каждый согласно своему уровню восприятию мира. Пять пере-водов одних тех же стихов были настолько различны по смыслу, что я смеялся до слез, когда их читал и давал прочитать их друзьям.

 

За советами о том, как достичь чего-либо, разумно обращаться к тем, кто этого уже достиг. Вряд ли кому-нибудь придет в голову просить прочесть лекцию о здоровом питании того, кто тяжело дышит под грузом жира, свисающего с боков. Святые, которые не пресле-дуют материальных целей, – это душевно здоровые люди. Поэтому только они могут переда-вать знание без искажений, в то время как каждый, кто ищет счастье в материальных вещах, славе, престиже, – душевно больной, личность с поврежденным рассудком.

 

Для духовного роста нам в первую очередь нужен истинный Учитель: тот, кто сможет рассказать нам о Боге, передав это знание без искажений.Духовный Учитель–это ученик, который передает то, что узнал от своего учителя, без всяких изменений. Ученик получает право стать учителем, когда он утрачивает привязанность к материальным вещам, – это проявляется в том, что он обретает способность контролировать чувства и ум: «Уравно-

 

вешенный человек, способный контролировать речь, ум, умеющий сдерживать гнев и укро-щать побуждения языка, желудка и гениталий квалифицирован для того, чтобы прини-мать учеников по всему миру» (Шри Упадешамрита, 1).

 

Кроме того, Учитель нам нужен как живой примертого,что путь этот практи-

 

чен, чтобы мы смогли поверить в реальность достижения успеха на этом Пути! Чем бы мы ни занимались, на любом поприще очень важно иметь в качестве ориентира вдохновляю-щий, мотивирующий, яркий положительный пример. И больше всего такой пример нужен и важен, когда наш ум говорит: «Этим текстам уже тысячи лет! Тогда люди совсем были


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

другими, это было практичное знание тогда, а сейчас… Можно ли добиться в этом успеха сейчас?..» Но духовный учитель говорит нам: «Можно! И не только можно, но и нужно! Потому что душа, Бог и путь пробуждения любви к Нему – вечны! Меняются только деко-рации жизни, а люди и их устремления остаются все те же – не важно, едят они с золотых тарелок или с пластмассовых, натуральную пищу или же ГМО, скачут на коне или стоят в загазованной пробке… Во все времена и в любых ситуациях люди так же едят, спят, болеют, радуются, переживают из-за каких-то потерь, точно так же стремятся к любви, ссорятся, мирятся, ценят и ненавидят в других те же самые качества. Во все времена возникают одни и те же проблемы – из-за корысти, эгоизма и жадности, и разрешаются они всегда только одним способом – с помощью бескорыстной, возвышенной чистой любви. Как и в древно-сти, взгляды людей устремлены или на материальные вещи, или друг к другу, или же к Богу

 

– вглубь сердца… Независимо от изменения увлекающих ум материальных объектов путь избавления от привязанности к ним вечен, универсален и прост: пробуждение к отношениям

 

с Богом. Я иду по этому пути вслед за достигшими совершенства святыми, если хочешь – пойдем вместе!»

 

И, естественно, если мы хотим идти к Богу, продвигаться на духовном пути – знание об этом пути нужно получать от того, кто его успешно практикует. Девушкам, которые хотят создать семьи, я в связи с этим советую: хотите создать хорошую семью – общайтесь не

 

с теми, кто твердит: «Все мужчины – козлы!», а с женщинами, создавшими гармоничные семьи. Хотите быть счастливы – общайтесь с теми, кто счастлив! Хотите быть вдохновлен-ными – общайтесь с теми, кто вдохновлен! Хотите развиваться духовно – идите за теми, кто восхищает вас на этом пути!

 

Пример высшего вкуса.Духовный учитель–это тот,кто своим примером нас учит,как развить и поддерживать в себе высший вкус жизни. Индийские брахманы три раза в день

 

– на рассвете, в полдень и на закате медитируют на гаятри-мантры – семь молитв, среди которых есть гуру-гаятри – медитация на блаженство осознания Бога, которое испытывает их учитель.

Передача эмоции преданности.Книги передают знания,но они не передают инто-нацию голоса, живые эмоции, которые можно почувствовать только в результате общения. Цель святых книг – дать нам знания, которые вдохновят нас на служение Богу. Но это же вдохновение в тысячу раз быстрее, чем от прочтения книг и совершения благочести-вых поступков передается нам от живого общения с тем, кто наполнен чистой божествен-ной любовью. Поэтому в писаниях и говорится: «Мгновение общения со святыми – это самое ценное в жизни, ибо такое мгновение открывает путь к духовному совершенствова-нию» (Бхаг, 11.2.30). Общение с тем, кто посвятил себя Богу, дает нам возможность зара-зиться его настроением, быстро подняться на ту же ступень высшего вкуса, высоких эмоций, для чего обычно требуется множество жизней.

 

Духовный учитель – это тот, кто посвятил себя: 1) выполнению наставлений своего учителя, 2) служению Богу, 3) служению всем живым существам. Все эти три вещи нахо-дятся в полной гармонии, потому что все живые существа – это частицы Всевышнего, кото-рый желает, чтобы все стали счастливы, вернулись к Нему. И святые, вайшнавы живут только для этого. Служа учителю, ученик развивает его настроение.

 

Развитие в себе тех же качеств.«Скажи мне,кто твой друг,и я скажу,кто ты!» –гово-рит древняя мудрость. Мы развиваем в себе качества тех, о ком думаем. Когда мы думаем о тех, кто сосредоточен на приобретении материальных вещей, популярности, славе – мы становимся материалистами. Если мы размышляем о качествах и поведении возвышенных личностей – мы перенимаем их качества, изменяем к лучшему свою судьбу и характер. («Характер – другое название судьбы»: чем лучше характер, тем лучше судьба!) Когда чело-


 

 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

век становится ближе к Богу, возвышает свои устремления – его характер, а затем и судьба становятся намного лучше.

 

Духовный учитель нас учит «проявлять Бога в себе». Зависть, корысть делают нас инструментами Зла, а любовь делает нас проводниками милости, любви Бога ко всем суще-ствам. Все хорошие качества следуют за преданностью Всевышнему, как фрейлины следуют за принцессой. Когда человек действует на уровне высшего вкуса, в нем сами собой раскры-ваются все хорошие качества, – украшения святого: «Садху терпелив и милосерден, он – друг всех живых существ. Он умиротворен и ни к кому не испытывает вражды, строго сле-дует предписаниям священных писаний и наделен всеми добродетелями» (Ш.Б. 3.25.21).

 

Духовный учитель нас учит, как обрести бессмертие в служении Богу.Чем большечеловек сосредоточен на удовольствиях, которые он получает через тело – тем больше на него влияет энергия ложного эго, тем больше он отождествляет себя с телом. Чем больше в нас эгоизма – тем больше мы смертны. Но чем больше мы развиваем в себе любовь к Богу – тем меньше в нас отождествления с телом, тем больше мы пробуждаемся к вечной реально-сти. Учитель учит нас действовать не на телесной, а на духовной платформе, руководствуясь высшими ценностями.

 

Оценка нашего уровня, помощь в развитии.У разных людей разное соотношениекорысти и бескорыстия, вследствие чего они находятся на разных этапах своего пути к Богу. Чтобы испытывать радость на каждом этапе пути, необходимо правильно оценивать свое положение и действовать соответственно. Если мы переоцениваем или недооцениваем себя, наше развитие не будет здоровым, естественным. Духовный учитель, который прошел этот путь, как опытный тренер, помогает нам правильно оценивать свои силы, чтобы развиваться с наиболее оптимальной, естественной для нас скоростью, без надрыва и чрезмерных рыв-ков, но также и без лени.

 

Как полушутя сказал моему учителю его гуру: «Живой учитель нужен, потому что книга не даст нам пинка!» Когда мы читаем наставления святых отцов или Бога в книге, мы можем следовать или не следовать – чтение нас ни к чему не обязывает. К тому же в книге есть множество наставлений различного уровня, и мы можем думать, что они адресованы не нам. Но когда наш духовный учитель лично дает именно нам очень конкретные указания,

 

мы уже просто не можем им не следовать. Как тренер спортсмену, учитель необходим, чтобы помочь нам преодолеть нашу слабость.

 

Пробуждение духовного разума.«Для того,чтобы человеку хорошо прожить своюжизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет» (Л.Н. Толстой). Задача учителя – развить в ученике разум в благости, способный определить, что следует делать и чего делать не следует, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, на основании которого он сможет действовать правильно, с верным мотивом. Природа ума – принимать то, что приятно, и отвергать то, что неприятно. Поэтому ум делит мир на друзей и врагов. Но Учитель дает нам понять, что все вокруг

 

– друзья, и Бог через каждого нас чему-либо учит, поэтому каждый приносит нам благо. Когда разум начинает рассматривать каждого, с кем мы общаемся, как определенного рода учителя, ум перестает отвергать их, делить на друзей и врагов. Поэтому садху-святой не испытывает неприязни к кому-либо или чему-либо. На высших уровнях понимания Жизни человек учится у всего, что его окружает. У собаки он учится верности, у петухов – раннему пробуждению, у океана – невозмутимости: он не выходит из берегов, если в него бросить камень…

 

Когда человек приводит свою жизнь и свое понимание жизни в соответствие с указани-ями духовного учителя, живущего для удовлетворения Бога, он начинает осознавать глубо-кий, истинный смысл всех священных писаний. «Тому, кто непоколебимо верит в духовного


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

учителя и Верховного Господа, сразу же открывается смысл всех писаний» (Шветашва-

 

тара-шрути).

 

Учитель лично показывает пример следования священным писаниям.Истинныйдуховный учитель – истинный ученик. С армейских времен я запомнил одну истину: «Хоро-ший командир – это хороший солдат!»: человек не может быть командиром, если он не явля-ется исполнителем приказов своего командира. Когда человек живет в соответствии с полу-ченным от учителя духовным знанием, его жизнь становится воплощением этого знания в действии, и он может передавать это знание дальше, уча всех других своим личным при-мером. Выбирая учителя, нужно смотреть не на то, что и как он говорит, а на то, что он делает, как он живет. В наше время мошенники с демоническим складом ума, выучив и цити-руя писания наизусть, занимают высокие посты в религиозных организациях ради личной наживы, с целью удовлетворения своего низшего вкуса. Но воздается им по поступкам, а не по словам; «вера без дел мертва!».

 

Среди христианских апокрифов есть святое предание «Хождение Богородицы по мукам», повествующее о том, как Мария, мать Иисуса, попросила Господа показать ей, что происходит в аду. Ее проводником в преисподней стал сошедший с небес Архангел Михаил. Там она увидала мучимых слугами ада людей.

 

«И сказал предводитель Господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу Тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал Ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так…»

 

И увидела Святая мужа и крылатого змея с тремя головами – одна голова была обращена к глазам мужа, а другая – к его губам. И сказал архистратиг: «А этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

 

«И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил, то и получает».

 

Согласно учебнику «Основы православия», «Учение Церкви зиждется на двух источ-никах: Священном Писании и Священном Предании, причем Священное Писание является составной частью Священного Предания и должно толковаться в его рамках». Из всего этого следует, что многим, кто только на словах называет себя верующими, но живет не в гармонии с Богом, в том числе и священникам, вне зависимости от их сегодняшнего статуса в будущем сильно достанется. В описании адских миров в Шримад-Бхагаватам также упоминается, что один из них предназначен для грешников, занимавших посты священников. С тех, кто имеет больше влияния на сознание и судьбы других – больше спрашивается. Поэтому Иисус гово-рил, что «Отцами» себя не должны называть те, кто на деле не следует святой жизни.

 

Из-за мошенничеств одних псевдоучителей общества появились и другие – такие, как Ошо, которые говорят, что учитель, посредник между нами и Богом не нужен, но сами при


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

этом берут на себя роль учителей: «Все учителя врут, слушайте только меня!» На самом же деле все в этом мире – посредники между нами и Богом. Только атеисты – это посредники, которые отталкивают нас от Него.

 

О дереве судят по его плодам. Однажды мне с друзьями довелось жить и общаться с близкими учениками Ошо, и мы ясно видели, как их жизни были разбиты их безответствен-ным поведением в прошлом. У некоторых его учениц было по нескольку неуправляемых, с трудным характером детей от безответственных «осознанных», «просветленных» партне-ров. Вся их «осознанность» заключалась лишь в том, чтобы делать только то, что им хочется прямо сейчас, не заботясь о последствиях своих действий. Это они называют «жить здесь и сейчас». Но это подобно тому, как дети не хотят ходить в школу ради будущих знаний, «осознанно» желая шалить, не заботясь о завтрашнем дне – но такое поведение возможно лишь до тех пор, пока о нем не узнают родители и не накажут их – ради их же блага!

 

На самом же деле быть «здесь и сейчас» – это не потакать своим прихотям, а дей-ствовать в состоянии преданности Всевышнему. Ложные учителя, – такие, как Ошо – живут не для Бога и не для других, а только для себя, и учат псевдодуховности – как жить для себя, только в свое удовольствие, думая, что ты при этом «осознан» и «очень духовен», в то время как реальная ОСОЗНАННОСТЬ – ЭТО ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ И ДЕЙСТВИЕ В НА ЭТОЙ ПЛАТФОРМЕ. На духовном уровне нет каких-либо запретов, потому что человек, осознавший свою духовную природу, не будет делать того,

 

что причинит вред другим–потому что он чувствует,что все живые существа связанымежду собой в Единое Целое, знает, что, причиняя вред другим, он вредит и себе. Жить в соответствии с таким мировоззрением и есть проявление высшей нравственности. Когда человек живет с этим осознанием, никакие правила ему действительно уже не нужны.

 

Это можно сравнить с тем, как здоровый человек отличает полезные продукты по вкусу. Например, неспелые фрукты могут вызвать расстройство желудка, поэтому они неприятны на вкус. Но при некоторых видах болезней вкус искажается – при желтухе, напри-мер, сладкие продукты кажутся горькими, горькие – сладкими. До тех пор, пока человек не выздоровеет, ему нельзя полагаться на свой искаженный вкус. Только тот, кто здоров, может ему дать ему совет, что можно и что нельзя есть во время болезни, независимо от того, нра-вится ему это или нет. И только когда он выздоровеет, он сможет сам выбирать и есть все, что захочет – потому что тогда его вкус уже не позволит ему выбирать вредные продукты.

 

В этом вся суть рекомендаций священных писаний: в них говорится о том, что нам следует делать, и что – нет. Следовать этим предписаниям – в наших же интересах, до тех пор, пока мы действительно не осознаем своей бессмертной природы. А осознать ее можно только в служении Богу – этому своим примером нас учит истинный Духовный Учитель. Все типы мошенников в сфере духовности на деле не следуют рекомендациям священных писа-ний: одни – лицемеры – цитируют писания с целью наживы, не следуя им в своей жизни, другие – обличают лицемеров и открыто отвергают писания, в то время как истинные учи-теля и святые им следуют. Истинный духовный учитель – тот, кто живет в гармонии с реко-мендациями священных писаний и наставлениями предыдущих святых.

 

Духовный учитель необходим для того, чтобы научить нас служить.Словами пер-

 

сонажа комедии «Горе от ума» Чацкого А. С. Грибоедов сказал: «Служить бы рад, прислужи-ваться тошно!» Служить – значит, заботиться о благе другого. Прислуживаться – делать что-либо другим ради собственной выгоды. Корыстные люди всегда только прислуживаются, а благородные – служат.

 

Гордость – синоним корысти. Смирение – отказ от нее. Духовность – это состояние, когда мы перестаем противопоставлять себя окружающим; когда мы осознаем, что наше бла-гополучие зависит от благополучия всех, кто нас окружает. Духовная жизнь – жизнь слуги всех живых существ. Принять учителя – значит, учиться служить. Служить тем или иным


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

образом нужно всем (в зависимости от степени их эгоизма), самозабвенно же можно слу-жить только Богу и тем, кто посвятил Ему всю свою жизнь, – чистым сердцем душам.

 

Духовный учитель не принимает наше служение на свой счет, он передает его своему учителю, а тот – дальше, Богу. Так осуществляется наша связь с Богом. Клеточка связывается с телом не непосредственно, а через здоровые клетки, которые передают другим поставля-емые ею питательные вещества. Так же и с Богом мы связываемся через «здоровые клетки»

 

– через тех, кто служит Ему с любовью.

 

Связь с Всевышним.Согласно писаниям,Бог не принимает служение от того,кто изгордости пытается служить Ему «напрямую», не понимая того, что окружающие – это Его части. Бог не ценит служение Ему лично (Сам Он ни в чем не нуждается); Он ценит служение тем, кто посвятил Ему свою жизнь. Если вы захотите войти в доверие к богатому человеку

 

– вряд ли стоит делать подарки ему лично, но он очень оценит вашу заботу о тех, кто ему дорог. В Англии есть поговорка: «Если вы хотите признаться кому-то в любви – похвалите его собаку»! Бог – источник всего. Для себя Ему ничего не нужно. Единственное, что Он ценит – любовь, которая проявляется в любви ко всем живым существам, и особенно к тем, кто благодаря своей преданности стал Ему очень дорог. В «Махабхарате» Кришна говорит Арджуне: «О сын Притхи, тот, кто утверждает, что является Моим слугой, тот в действи-тельности не Мой слуга. Но тот, кто считает себя слугой Моего слуги, тот в действительно-сти является Моим слугой».

 

В «Падма-Пуране» Господь Шива, давая наставления своей жене Парвати, говорит: «О Богиня! Из всех видов поклонения высшим является поклонение Вишну. Но еще выше – поклонение тем, кто благодаря своей преданности стал Ему дорог!» Духовная философия учит, что стать слугой Бога – значит, стать слугой тех, кто предан Ему. Стать здоровой кле-точкой – войти в состояние служения – можно лишь только в общении со здоровой клеточ-кой, тем, кто сам проникнут духом служения. Служение Учителю – это НАСТРОЙКА НА НЕГО, на его настроение, на его блаженство в служении Богу.

 

Преподобный Серафим Саровский учил, что секрет духовной жизни – это «стяжание милости Господней!». Привлечь (стяжать) милость Бога можно только служа – служа всем окружающим, и особенно тем, кто действует, как слуга Его слуг. Мы входим в отношения с Богом, «подключаемся» к ним через учителя. Это служение нужно не гуру, а нам самим!

 

Когда, следуя наставлениям учителя, человек целиком настраивается на служение Богу, устранив все другие желания, он входит в гармонию с Ним и начинает слышать изнутри его голос, который до этого воспринимал как интуицию, голос совести. На этом уровне человек уже действительно может общаться с Богом напрямую – до тех пор, пока сохраняет предан-ность наставлениям учителя. Если человек начинает думать, «учитель мне уже не нужен»

 

– эта связь сразу же исчезает. Мы можем общаться с Всевышним только через сердечную связь с тем, кто Ему предан.

 

Разрушение иллюзий.Поскольку истинный духовный учитель неразрывно связан

 

с Всевышним через преданность наставлениям святых, его наставления полностью иден-тичны тому, что мы слышим из глубины сердца. Поэтому говорится, что духовный учи-тель – внешнее проявление Параматмы.То,что говорит нам Учитель,находит в насотклик, потому что то же самое мы слышим из сердца, в душе – хотя для эгоистического ума, ложного эго это может быть неприятно. Поэтому слово «гуру» в санскрите имеет и другое значение – «тяжелый» (и слово «гиря» произошло от него). Как гирей, духовным знанием он рушит наш эгоизм, ложное эго, гордыню. Еще интереснее то, что Юпитер – планета, отвечающая в гороскопе человека за духовность, в ведической астрологии называется Гуру. Как недавно выяснили ученые, Юпитер не просто тяжелый: его масса в 3,5 раза больше, чем масса всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых (!). И это неспроста: духовное знание – самое весомое, самое важное! Духовных учителей называют гуру еще


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

и потому, что быть духовным учителем – это тяжелое бремя. В связи с этим вспоминается интересный факт из жизни пророка Мухаммеда – в его жизнеописаниях отмечены проявле-ния «тяжести» гуру: во время глубокой медитации (в соединении со Всевышним), его тело становилось таким тяжелым, что верблюд, на котором он находился в это время, садился, а точнее, падал под его неожиданно увеличившейся тяжестью.

 

Рассеивание сомнений. Духовное знание гуру проявляется в том, что он может рассе-ять любые сомнения на нашем духовном пути, в том числе и в практических конкретных вопросах: как поступить правильно в той или иной ситуации? Если у вас нет возможности обратиться за советом к святому, просто мысленно задайте вопрос: «Как поступил бы в этой ситуации мой Учитель?» – и ответ придет сразу. Чтобы совершать меньше глупых ошибок, нужно стараться всегда поступать так, как поступили бы на нашем месте достойные, благо-родные люди.

 

Принцип подчинения Всевышнему.Согласно учению Вед,ГУРУ–ЭТО НЕ ЛИЧ-НОСТЬ, а ПРИНЦИП. Принцип подчинения Всевышнему. Чем больше человек подчиняется этому принципу – тем больше он входит в гармонию с Богом.

 

Все, кто, согласно божественному мироустройству, занимают по отношению к нам более высокое положение (отец, мать, муж, старший брат, царь, духовный наставник) явля-ются нашими учителями и покровителями – проявлением этого принципа. Когда мы зани-маем по отношению к ним смиренное положение – мы получаем через них милость Все-вышнего.

 

Богвезде. ВсеЕго проявления. И Он – изначальный Духовный Учитель.

 

Поэтому, когда человек достигает совершенства в служении, он начинает восприни-мать каждого как своего учителя, считает всех выше и лучше себя. Такое умонастрое-ние святых – не самоуничижение, а восприятие Бога, который всесовершенен во всем, в каждом из Его проявлений. Смирение – это способность впустить в себя Бога и мир, открывшись им.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

Учитель и ученик

 

Когда я стал спрашивать «А как выбрать учителя, ведь все они учат одному и тому же?» – монахи мне объяснили: «Твой учитель – тот, кто больше тебя вдохновляет в служении Богу». Слушая аудиозаписи лекций разных духовных учителей, я обнаружил, что, хотя раз-ные гуру говорят одни и те же вещи, они объясняют их каждый по-разному, в соответствии со своей индивидуальной природой. Одни учителя рассказывали больше духовных историй из древних священных писаний, другие давали больше интеллектуальных, аналитических зна-ний, очищающих разум. Ниранджана Свами – учитель, которого я впервые увидел, – давал лекции, которые я назвал бы «этическими» – о том, что духовные отношения, как на фунда-менте, строятся на любви и доверии. А доверие можно заслужить только ответственностью, нравственным поведением, бескорыстной заботой.

 

Молясь Шриле Прабхупаде послать мне своего ученика как учителя, я по восемь часов

 

в день слушал лекции разных учителей, чистя картошку на кухне. Некоторые из них осо-бенно вдохновляли и поражали меня – в них с удивительным юмором и духом бесстрашия говорилось о том, что люди страдают только вследствие забвения своих отношений с Все-вышним, от отождествления себя с телом, ища счастья в мертвых материальных вещах. Сме-ясь над собою, лектор рассказывал, как он проповедовал дикарям в джунглях Амазонки и чуть не стал обедом для крокодилов; о том, как он закричал от страха ночью в тропической южноиндийской деревне, когда ему на грудь прыгнул кузнечик, которого он впотьмах при-нял за скорпиона. В других лекциях он рассказывал о том, что был морским пехотинцем и был отдан под трибунал, когда отказался убивать невинных людей во Вьетнаме. А в дет-стве на Рождество отец отправил его спать голодным, потому что он отказался есть индейку, решив стать вегетарианцем. Когда он рассказывал о своем духовном учителе, я иногда слы-шал по голосу, что он плачет.

 

В одной из лекций он рассказал, как во время режима апартеида в ЮАР он организовал фестиваль духовного примирения. Тогда расовые противостояния были столь велики, что

в стране было введено военное положение и группу из трех человек патруль расстреливал без предупреждений. После того как он все-таки получил разрешение на мероприятие из двухсот человек и сделал рекламу, на фестиваль пришли тысячи уставших от противостоя-ния людей. В место проведения фестиваля стянули всю армию, вертолеты летали почти над самой землей, и достаточно было малейшего инцидента, чтобы началась бойня. Но, увидев, что все с наслаждением едят индийскую освященную пищу, мэр одобрил проведение фести-валя, а потом произошло чудо: белые танцевали в обнимку с черными под пение Имен Бога. На следующий день мэр попросил проводить фестиваль каждый год. Сейчас в нем прини-мают участие до 200 000 человек, а в центре Дурбана, на площади, где прошел первый тот фестиваль, построен храм Взаимопонимания. В других лекциях этот учитель рассказывал о проводимых им и его учениками в ЮАР, в Польше и по всему миру Фестивалях духовности, на которых люди знакомятся с ведической древней культурой, объединяющей всех на над-национальной платформе. Когда я спрашивал «Кто это?» – каждый раз слышал в ответ: «Это лекция Шрилы Индрадьюмны Свами». Через два месяца никто из монахов уже не сомне-вался, что я – ученик Индрадьюмны Свами, хотя я еще даже не видел его фотографии.

 

Когда я его впервые увидел, то сразу подумал: «Если в этом мире есть кто-то, кто может вернуть меня домой, к Богу, то это, вне сомнения, он!». Через четыре месяца я и два других монаха получили у него посвящение.

 

Получая посвящение, ученик обещает, что у него не будет сексуальных отношений вне брака, что в течение жизни он будет придерживаться вегетарианской диеты, предотвращая убийство животных; не будет употреблять алкоголь и курить, играть в азартные игры, зара-


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

батывать деньги нечестными способами. Это предохранит его от проблем со здоровьем и

 

с окружающим миром. Но самое главное – ученик обещает каждый день полтора-два часа внимательно, с верой повторять Имена Бога.

 

Некоторые думают, что отношения ученика и учителя – это общение при личных их встречах, но это не так. Отношения ученика и учителя – это когда ученик следует наставле-ниям учителя. Эта связь – связь духовного уровня, она существует вне пространства и вре-мени. До тех пор, пока ученик следует наставлениям учителя – он сохраняет с ним связь, даже если учитель ушел с этой планеты. Милость учителя содержится в его наставлениях. Где бы ни находился учитель – ученик получает его милость в той мере, в какой он делает наставления гуру смыслом всей жизни. Когда ученик в смиренном состоянии духа, с умо-настроением служения настраивается на учителя – необходимые знания приходят к нему изнутри.

 

В этом я убедился на собственном опыте. Я имел возможность видеть учителя иногда только два раза в год, а иногда и раз в два года, и, когда у меня возникали вопросы, на кото-рые никто не мог дать ответа, я писал ему письма. И в большинстве случаев к тому моменту, когда я ставил подпись: «Ваш покорный слуга», ясный ответ приходил изнутри. Я с благо-дарностью кланялся изображению учителя и сжигал или разрывал свое письмо. Так я полу-чил очень много ответов.

 

В «Махабхарате» есть знаменитая история о принце лесного племени нишадхов Эка-лавье, который стал искусным лучником, поклоняясь в лесу скульптурному изображению учителя военных искусств Дроначарьи. Считая себя его нижайшим слугой, настраиваясь на него в глубоком смирении, он получал от него все необходимые знания. Существуют четыре вида учеников: одни получают наставления, но не следуют им. Другие следуют, но без боль-шого желания. Третьи выполняют их с радостью, чего бы им это ни стоило. Но есть и дру-гие ученики, которые выполняют желания гуру еще до того, как он их попросит: благодаря преданности они чувствуют их. Настраиваясь, как на камертон, на того, кто стал гармонич-ным, мы тоже достигаем гармонии. Следуя наставлениям того, кто – через служение своему учителю – посвятил себя Богу, ученик развивает способность чувствовать Бога через связь

 

с ним.

 

Положение отца и учителя (духовного отца) всегда будет особым. Вне зависимости от того, насколько у вас большая семья, связь с родом осуществляется только через отца. В какой степени человек почитает родителей, в той степени он получает силу, благословения рода. Точно так же, хотя существует много достигших совершенства святых, наставлениям которых мы следуем, основная связь с Богом осуществляется через того, чьих наставлений мы не можем ослушаться. В писаниях есть важное утверждение, что для ученика Всевыш-ний проявляет Себя в его учителе, в связи с чем природа духовного учителя по отношению к ученику, – так же, как и положение Господа Шивы – непостижима для разума. Бог един с Ними, как едино электричество и электрический провод. Хотя учитель – обыкновенный человек для других, для ученика он является внешним проявлением Бога. В этом я однажды убедился на собственном опыте.

 

В 1996 году я руководил благотворительным проектом в Москве – созданием бесплат-ной столовой для студентов биологического факультета МГУ. Инициатором проекта была президент Общества вегетарианской культуры, профессор МГУ Лариса Марковна Поздняк. Я создал команду из 11 человек, которые собирали пожертвования, нашли спонсоров среди бизнесменов – выпускников МГУ, а один мой знакомый – директор строительной фирмы – бесплатно отремонтировал помещение. Это был один из самых удивительных проектов, в котором мне доводилось участвовать.

 

Полтора года студенты питались в этой столовой бесплатно – талоны на эти обеды они получали в студенческом комитете при условии хорошей успеваемости, до получения двоек.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

Так, одновременно популяризуя вегетарианство среди молодежи, мы повышали и успева-емость в вузе. Все были довольны: профессора и студенты. Меню было отработано пре-восходно: во время презентации весь педагогический состав главного университета России был весьма впечатлен, а во время работы столовой по МГУ поползли слухи, что на биофаке бесплатно кормят вкуснее, чем в других столовых за деньги. Студенты других факультетов тоже хотели побывать в этой, ставшей знаменитой, столовой, и некоторые даже выменивали талоны у друзей. Столовая успешно просуществовала до экономического дефолта в 1998-м, после чего ее сделали платной. В то время я помогал руководить гуманитарной миссией в послевоенной Абхазии, поэтому у меня не было возможности вернуться в Москву, чтобы найти других спонсоров. Но здесь я хотел рассказать об истории, которая случилась перед открытием этой волшебной столовой.

 

Находясь в Москве с паспортом гражданина Литвы, я периодически возвращался в Прибалтику сделать новую российскую визу. Как раз накануне открытия этой столовой мы с моим другом из Вильнюса, который жил и работал в России, сделали себе новые визы и рано утром выехали на его автомобиле в Москву. Правительство Литвы тогда издало указ, разрешающий выезжать за пределы страны только с водительскими правами нового евро-пейского типа. На протяжении шести лет после развала СССР водители в Литве пользова-лись правами, полученными еще до распада Советов. Теперь их нужно было поменять на новые – российскими правами в стране разрешалось пользоваться еще в течение 6 месяцев, но выезжать за границу можно было теперь лишь с водительским удостоверением Евросо-юза: Литва хотела продемонстрировать всем соседям, что теперь она уже не советская рес-публика, а часть Европы.

 

Мой друг получить новые права не успел, но думал, что это не так уж существенно и пограничники на проселочном пропускном пункте нас все же пропустят. Поэтому мы поехали не по главной трассе, а по одной из второстепенных дорог. Проверив все наши доку-менты и визы, пограничник взглянул на автомобильные права моего друга и вежливо раз-вернул нас обратно: «Извините, господин, ноу Вас водительские права старого типа. Вам нужно поменять их на новые – на это уйдет всего несколько дней – и только потом выезжать за границу!» Мой друг, мягкий и уступчивый по природе, с интеллигентной профессорской внешностью, сделал попытку уговорить пропустить нас с этими правами: «Если выезжать в Латвию, Польшу – это понятно. Но ведь, России эти права действительны. И даже в Литве они еще полгода будут действительны. Если они действительны по обе стороны литовской границы и въезжать в Литву со старыми правами можно еще шесть месяцев – то, может быть, вы все-таки как-нибудь пропустите нас через границу?» Но литовские пограничники – каждый метр девяносто ростом – оказались, хоть и культурными, но несговорчивыми: «Мы не можем этого сделать. Простите. Закон есть закон. Поменяйте права, и только потом вы сможете переехать через границу». Спорить не было никакой возможности.

 

Попытавшись проехать еще через несколько таможенно-пропускных пунктов, мы везде получили один и тот же ответ. И серьезно задумались: что же нам делать? У некото-рых наших друзей уже были права нового типа, но даже для того, чтобы перевезти нас через границу, а потом с проезжающей мимо машиной вернуться назад, им пришлось бы делать российскую визу – а это в любом случае несколько дней. И меня вдруг осенила идея: «Из Европы в Россию через Литву едут транзитом множество фур. Все они едут по двое, со всеми транзитными визами. Мы можем попросить одного из водителей сесть к нам в машину и просто перевезти нас через таможню – это же всего 50 метров!» – «Так-то оно так», – сказал мой товарищ – «но у дальнобойщиков водительские удостоверения обычно профессиональ-ные, только категории «С», «D», «Е», без «В».

 

И все же он вышел на поиски, бросив мне напоследок: «Молись!» Сначала я посмеялся над этим указанием. Мой учитель учил, что Богу нужно молиться не о материальных вещах,


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

а только для обретения любви. Поэтому я никогда не обращался к Нему с материальными просьбами. Но тут я задумался: а что будет, если мы сейчас не проедем? Если меня не будет в Москве завтра утром, возникнут проблемы, которые отодвинут запуск столовой еще на неделю. Я понял, что нужно молиться. И что для меня это не материальный проект, а слу-жение Богу. Но все равно я счел неуместным тревожить Бога подобною просьбой, поэтому решил помолиться об этом учителю. На протяжении многих лет перед восходом солнца я пел на санскрите «Шри Шри Гурваштаку» – песнь, прославляющую духовного учителя:

 

«Духовный учитель получает благословение из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой духовный учитель – океан благих качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.

 

Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он – Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о духовном учителе. Как минимум три раза в день я должен в глубоком почтении склоняться к лотосным стопам своего духовного учителя».

 

Стопы учителя называют лотосными, потому что, как лотос в воде остается сухим, не смачиваясь, так и святой, идя по этому миру, не оскверняется им, поскольку его сознание всегда остается на нематериальной платформе.

 

Я посмотрел на часы: было как раз без десяти двенадцать – время полуденной медита-ции (к тому времени я получил посвящение в брахманы) и, чтобы не отвлекаться на суетя-щихся перед таможней людей, закрыл глаза и погрузился в молитву: «Мой дорогой духов-ный учитель! Большое спасибо Вам, что занимаете меня самым разнообразным служением для удовлетворения Господа. Сейчас мы осуществляем один очень важный проект, направ-ленный на популяризацию вегетарианства среди молодежи. Если таково будет Ваше жела-ние, пожалуйста, помогите нам переехать через границу, потому что, если я не буду завтра в Москве, в осуществлении этого проекта возникнут большие задержки». Произнеся это у себя в уме, я стал очень внимательно, искренне повторять мантры гаятри. И ко мне вдруг пришел ответ на один вопрос, на который мне никто не мог ответить (почему-то я его не задавал только учителю).

 

В ведической традиции все молитвы, любое обращение к Богу начинаются с обраще-ния к духовному учителю. И только в семи мантрах Гаятри обращение к учителю идет после первой молитвы. Почему в Гаятри оно идет вторым, а не первым? Ответить на этот вопрос не могли ни священники в храмах, ни переводчики древних санскритских текстов. Многих этот вопрос даже не волновал. А мне было важно найти ответ на него, потому что я знал: все в духовной науке имеет свой смысл. И теперь этот смысл мне открылся. В Гаятри первая мантра дает освобождение. Без учителя человек может ценою суровых аскез, остановив ум, освободиться от материальных желаний, достичь освобождения из материального мира – как Будда. Но чтобы идти дальше, а не «зависать» вечно в ослепительном безличном сиянии, нужен духовный учитель, который поведет нас дальше, в более высокие духовные сферы.

 

В первой мантре Гаятри есть и другой, тайный смысл. Для тех, кто воспринимает Бога как личность, эта молитва указывает на женский аспект Бога – Шри Радху, олицетворенную энергию любви. В древних возвышенных текстах есть утверждение, что эта Богиня любви

 

– Шри Радха – направляет учителя к ученику, когда тот готов, чтобы учитель вел ученика


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

к Богу. И обрести не мошенника, а истинного духовного учителя можно только по беспри-чинной милости Богини Шри Радхи. Поэтому ее мантра и идет первой: Она посылает учи-теля. И первая Гаятри-мантра – мантра сияния Бога – понимается каждым по-разному. Бог дуален: в нем присутствует и мужской, и женский аспект: Радха-Кришна. Имперсоналисты, которые не верят в Бога как в личность, соприкасаются с его мужским, строгим, безличным аспектом. Те же, кто верит в Него как в личность и хотят полюбить Его, через эту мантру соприкасаются с Его женским аспектом – аспектом любви.

 

Получив эти знания как откровение свыше, я сидел, глубоко потрясенный. И вдруг услышал обрывки английской речи… Дверь автомобиля открылась, и на водительское место рядом со мной кто-то сел. Я подумал, что мой друг, наверное, все же нашел кого-то из даль-нобойщиков, у кого были права категории «В» и все визы. Также я подумал, что мне нужно открыть глаза и поздороваться с ним, поскольку он, наверное, не знает, что думать, увидев рядом с собой сидящего с закрытыми глазами, с прямой спиной, парня. Я открыл глаза, повернул голову, и…

 

Если бы я стоял, то, наверно, упал бы: рядом со мной сидел мой духовный учитель!!!

 

Оказалось, что, пока я молился учителю, чтобы он помог нам пересечь границу, машина, которая везла его через Литву на лекцию в Минск, остановилась прямо за нашей. Мой друг спросил у водителя, есть ли у кого-то из его пассажиров водительские права международ-ного типа, чтобы помочь нам переехать через границу, и мой учитель ответил: «Да! У меня есть права, я помогу вам!» Когда я в молитве просил учителя помочь нам пересечь границу, я, конечно же, думал, что он сделает это каким-то мистическим образом – но чтобы он лично сел за руль сразу, как только я произнес свои молитвы – это было куда больше, чем мистика!

 

Переехав границу, учитель вел нашу машину еще более получаса, беседуя с моим дру-гом, а машина учителя ехала следом за нами. А я все это время был в состоянии, близком

к тихому помешательству. Я хорошо понял, что ничего не понимаю вообще. Что материаль-ный мир – это спектакль для дураков, что духовная энергия всемогуща и руководит всем. Что Бог всегда видит нас «изнутри» и знает все наши мысли и молитвы. И что духовный учитель непостижимо действительно связан с Всевышним, является Его представителем… Мне довелось служить своему гуру несколько дней в один из его первых приездов в Литву. Скажу честно, что этих дней мне хватило, чтобы понять, а точней – не понять, как он может жить в таком ритме. Ложась спать в полночь, он просыпался в 3:30 утра, и весь день у него расписан до минуты. Он занимается проповеднической и благотворительной деятель-ностью, является организатором фестивалей духовной культуры на четырех континентах, написал несколько книг, отвечает на письма тысяч учеников, а в свободное время (и откуда оно только берется?) еще и ведет блог в Интернете. Чтобы не тратить время на еду, туалет, он очень долго питался только апельсиновым соком, пока духовные братья не попросили его

 

питаться как все, чтобы доставить им радость и есть вместе с ними.

 

Однажды мне подарили большую (20x30 см) фотографию стоп моего духовного учи-теля, сделанную крупным планом. Одна известная целительница, увидев и взяв ее в руки, почти сразу сказала: «У этого человека проблемы с женщинами!» Я не знал, как реагировать на это заявление, а она продолжала: «Вот посмотрите: в верхней части стопы, – это здесь хорошо видно, – там, где у обычных людей мягкая кожа, у него кожа жесткая, как на пятке, и ямка. В этом месте появляется ямка и кожа становится твердой у здоровых мужчин, которые не теряют семя хотя бы лет двадцать…» Я, услышав такие слова, рассмеялся: «Он не теряет семени, потому что у него нет проблем с женщинами! Наоборот, семя теряют те, у кого с ними проблемы, кто «озабочен» сексом!» Я и до этого нисколько не сомневался в учителе, но мне было приятно лишний раз получить этому подтверждение и узнать кое-что для себя. Теперь я могу, сделав мужчине массаж стоп, сказать, соблюдает он целибат или нет. Простой способ обнаружить притворщика. Все тайное может стать явным.


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

Еще один случай произошел не так давно. 15 июня 2013 года в Москве прошел кулинарный чемпионат «Саммит плова», в котором принимали участие бренд-шеф-повара известнейших ресторанов Москвы. Организаторы чемпионата пригласили меня принять в нем участие, поскольку я иногда вел кулинарные мастер-классы, в том числе на ТВ, и мои книги о здоровом питании стали довольно известны. В конкурсе принимали участие 20 команд. Кроме меня плов без мяса готовили еще две команды. Жюри из десяти человек было очень серьезным: известные телеведущие, руководители ресторанных компаний, редакторы глянцевых кулинарных журналов, председателем жюри был Хаким Ганиев – лучший повар Москвы, знаток узбекской, восточной кухни, автор множества книг-бестселлеров о повар-ском искусстве.

 

Конкурс был напряженным и шел в режиме ТВ-шоу Поскольку настоящий плов дол-жен быть приготовлен на открытом огне, все команды были снабжены большими казанами и поленьями, к которым прилагался топор. Я мысленно поблагодарил отца за то, что в детстве мы каждые выходные ходили всей семьей в походы с ночевкой, где он научил нас с братьями разводить костер при любых обстоятельствах с одной спички. На конкурсе это умение приго-дилось. Я без бумаги разжег очаг с одной спички и приготовил плов так, что ни одна рисинка не пригорела – как я и задумал! Нужно ли говорить, что каждый участник демонстрировал верх своего мастерства для того, чтобы сделать известным свой ресторан, торговую марку, компанию или проект? Чтобы победить в конкурсе, повара изощрялись как только могли: готовили плов на пару, плов с форелью в карамели, плов с перепелкой и яйцами, плов с говя-диной, плов с бараниной, плов из практически только что заколотого молодого ягненка…

 

Когда повара рассказывали прессе о том, какие ингредиенты они кладут в свои блюда, желание сделать вегетарианский плов победителем росло во мне с каждой минутой – необхо-димо было остановить неоправданное убийство самых разных существ ради блюда, которое многие ошибочно ассоциируют с мясом! В результате мы заняли второе место. Позже мне объяснили, что это практически первое, потому что плову без мяса (блюду, которое все при-выкли готовить с мясом) первое место никто бы не дал. Но наш плов был лучшим! Многие определили это по одному критерию: поскольку членам жюри предстояло попробовать 20(!) видов плова, от каждого блюда они съедали лишь понемногу, оставив в результате почти все тарелки наполовину наполненными. Но наше, самое большое блюдо было единственным, которое осталось абсолютно пустым!

 

Однако мистика для меня заключалась не в том, что я участвовал в конкурсе, проводи-мом среди известнейших шеф-поваров России, а в том, что в ночь перед саммитом плова мой учитель пришел мне во сне и открыл несколько дополнительных секретов приготовления этого блюда, которым я и последовал. Поэтому я даже расстроился, не заняв первое место. Друзья смеялись надо мною: «Ну, ты даешь! Победил поваров, которые готовили для Папы Римского, для Президента России, и еще недоволен!» В этом сне мне открылся не только секрет, как готовить тот плов, в нем учитель также подсказал мне, что ответить, когда меня спросят: разве может настоящий плов быть без мяса? Когда я проснулся, то сразу вошел в Интернет, чтобы узнать, есть ли этому подтверждение. Оказалось, что есть.

 

Мой ответ на этот вопрос вышел в эфир на трех телеканалах – настолько он был неожи-

 

данным и любопытным: «Если вы заглянете в Википедию, то обнаружите, что слово «плов» происходит от индийского слова «пулау», или «пулав» (на санскрите – «пулак»), которое персы стали произносить как «пулов«, узбеки – как «плов». Настоящая родина плова – дале-кая Индия. Пулау, или пулав – это блюдо из риса с жареным сыром паниром (или жаре-ными пряными шариками из домашнего сыра), с овощами и немного поджаренными орехами кешью. Персам это блюдо понравилось, но так как у них в отличие от этичных вегетари-анцев-индусов не было так сильно развито молочное животноводство, они заменили сыр мясом. Из Персии плов пришел в Узбекистан; узбеки его усовершенствовали, добавив в него


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

изюм и большое количество моркови. Настоящий узбекский плов должен содержать по весу столько же моркови, сколько и риса. На килограмм риса – килограмм моркови, что само по себе очень полезно, поскольку пассерованная, то есть притушенная в масле на слабом огне при температуре 120 градусов морковь выделяет бета-каротин – полезнейший вита-мин. Из Узбекистана плов пришел в Россию в этой версии – с мясом и морковью. Именно поэтому русские думают, что родина плова – Узбекистан и плов должен быть обязательно

 

с мясом, и не подозревают о том, что НАСТОЯЩИЙ индийский плов мяса в себе не содер-жит, поскольку настоящая родина плова – не Узбекистан, куда плов пришел из Ирана (быв-шей Персии), а Индия, где к убийству животных всегда относились так же, как к убийству людей! Поэтому, учитывая две эти традиции – изначальную родину плова и место, откуда плов пришел к нам, в Россию, мы приготовили плов не только таким, каким он был изна-чально – с обжаренным сыром паниром, но и как в узбекской традиции: с добавлением мор-кови! Ровно неделю назад, 8 июня, газета «Аргументы и факты» опубликовала статью, в которой рассказывалось, что «после нескольких лет исследований, наблюдений за 70 тыся-чами человек американские ученые пришли к выводу, что вегетарианство полезно для здо-ровья, особенно для мужчин. У мужчин вегетарианство продлевает жизнь минимум на 12 лет, улучшает характер, способствует освобождению от вредных привычек!». Вы никогда не встретите алкоголика-вегетарианца: в природе их просто не существует! Поэтому мы назвали свой плов «Нежный»: он нежный по вкусу, несет бережное отношение к людям, к здоровью, природе, ко всему миру в целом!»

Так, добавив несколько интересных деталей в представление людей о плове, милостью гуру я, как в айкидо, положил на лопатки тех, кто до этого думал, что плов может быть только

с мясом. Многие члены жюри, услышав такое, остались стоять с открытыми ртами.

 

Зная, что читатели не простят мне, если в завершение этой главы об учителе я не помещу в нее тот рецепт, который мне он открыл, я привожу его здесь очень подробно – в тех пропорциях, в готовил, в расчете для казана емкостью 18–20 литров.

 

Мы взяли:

 

2,4 кг самого качественного риса «Басмати». Две головки адыгейского сыра (панира) – 2,4 кг. 3 килограмма живой ароматной моркови; 1 кг кешью;

 

1 кг коричневого изюма (очень качественного);

 

200 грамм сухих ягод годжи; Масло подсолнечное рафинированное – 1 литр;

 

5 литров вкусной чистейшей воды (от качества воды тоже много зависит!).

 

Из специй мы взяли:

 

куркума – полная столовая ложка; кориандр – две полных столовые ложки; карри – две ложки; асафетида (шестипроцентная) – столовая ложка; перец красный жгучий – 1 большой свежий стручок; три палочки тонкой свежей корицы; шамбала (пажитник) – 4 ст. ложки.

 

(Важно: все специи должны быть свежими (за год они теряют половину своего аро-мата).

 

Соль – 6 ст. ложек без верха.

 

ХОЗЯЙКИ, ВНИМАНИЕ! Чтобы не гадать, сколько нужно соли – запомните простую пропорцию: блюда необходимо солить из пропорции ОДНА СТОЛОВАЯ ЛОЖКА (белорус-ской поваренной крупной каменной соли) – без верха – НА ТРИ ЛИТРА БЛЮДА – не важно, суп ли это, борщ, плов, или овощное рагу – одна столовая ложка без верха на три литра объема – и все всегда будет в порядке!

 

Соль мелкого помола более тяжелая, поэтому ее нужно класть раза в полтора меньше

 

– две трети столовой ложки на три литра блюда. В тот раз у нас был 18–20 литровый казан,


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

поэтому соответственно я положил без верха 6 ст. л. морской соли. Мы нагрели масло, и я проверил, достаточно ли оно нагрелось, опустив в него спичку – когда нагретое масло начинает интенсивно вытеснять воздух из дерева – спичка начинает «пениться» – значит, масло нагрелось достаточно – и в него пора засыпать кешью.

 

Кешью – одни из самых нежных орехов, они очень быстро перегорают, поэтому их необходимо все время помешивать, и, как только они станут нежного, светло-коричневый цвета, нужно сразу же вынимать их из масла (они могут перегореть буквально за одну минуту). Важно, чтобы масло при жарке не перегревалось, поэтому сразу после того как достали орехи, в него необходимо засыпать нарезанный кубиками адыгейский сыр и обжа-ривать его до золотисто-коричневого цвета. Обжаренный сыр с кешью смешиваем вместе с промытым, еще влажным изюмом и замоченными на десять минут ягодами годжи.

 

Вода, в которой были замочены ягоды годжи, содержит множество витаминов, поэтому мы выливаем ее в эту же смесь – ее быстро впитает в себя обжаренный сыр (благодаря этому он станет более мягким и нежным). После этого мы процеживаем масло, чтобы очистить его от оставшихся в нем мелких кусочков панира, которые откололись от кубиков при помеши-вании, снова нагреваем его, кладем палочки корицы и насыщаем его ароматом находящихся в марле семян шамбалы. Шамбала – одна из самых мистических специй. Если недодержать ее в нагретом масле – она не отдаст маслу свой аромат, если же передержать ее в масле всего пару секунд – семена начинают горчить. Чтобы использовать шамбалу правильно, необхо-дим опыт. Поэтому, чтобы не рисковать, я нагрел ее в марле – семена отдали свой аромат, после чего я их извлек. Сразу же после этого мы засыпали в масло все заранее подготов-ленные на блюдечке порошковые специи и бросили туда же стручок свежего острого перца. Перемешали все, и буквально через 2–3 секунды, когда специи раскрыли свой аромат, мы засыпали в масло морковь. Непрерывно помешивая, мы пассеровали ее в масле 5–7 минут. После этого мы добавили рис басмати и обжаривали его в масле с морковью 2–3 минуты.

 

После этого мы добавили воды, соли и усилили огонь – и, когда наш будущий плов начал сильно кипеть, я снова уменьшил огонь. Очень важный секрет приготовления риса в больших объемах (флотский рецепт, по которому можно готовить даже 100 кг риса): чтобы не получилось так, что вверху рис сырой, а внизу он уже разварился, до того как он раз-бухнет до такой степени, чтобы сравняться с уровнем воды, его необходимо несколько раз осторожно перемешать – чтобы он разбухал равномерно по всему объему. Как только уро-вень риса сравнялся с уровнем воды, мы плотно закрыли казан крышкой, сбили огонь, оста-вив лишь угли, ровно на 15 минут. Через 15 минут мы открыли крышку на 1–2 минуты, чтобы испарилась лишняя жидкость, и потушили угли полностью. Рис с морковью свари-лись. После этого мы засыпали сверху смесь из обжаренных орехов, изюма, сыра и ягод годжи, затем осторожно все перемешали и накрыли крышкой на 10 минут, чтобы аромат жареных кешью и сыра впитался в горячий рис. Украшаем плов ломтиками лимона, поми-дора и зеленью. Все! Блюдо готово к подаче!

 

Отношения между людьми – это обмен веществ в общественном организме. Чем больше мы помогаем друг другу, заботимся друг о друге, тем счастливей, успешнее вся наша жизнь, тем лучше, светлее и защищённее наше будущее. Сегодня весь мир разрушается аме-риканской концепцией свободы и независимости людей друг от друга. Но мы постоянно, всегда взаимозависимы. Как здоровье каждого органа в теле зависит от здоровья всех других органов, так и благополучие каждого из нас зависит от благополучия всех, кто нас окружает. Давайте сделаем свой внутренний мир лучше, помогая друг другу, другим и тем, чем мы можем: вниманием, вещами, делами. Чтобы каждый мог знать: «что случись – мне помогут!» Я приглашаю Вас принять участие в проекте общественной взаимопомощи «МИР.ДОБРО. ТЫ» на сайте mdt.org.ru.


 

 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

 

Продолжение в книгах:

 

2. «Расписание школы жизни»

 

3. «Духовное измерение жизни. Выход из тупика»


 


А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»

 

Иллюстрации

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.