Анализ имиджевой деятельности Александринского театра Система продвижения имиджа Александринского театра направлена на продвижение услуг учреждения, а также оказание спонсорства и общественно полезными мероприятиями с освещением в СМИ. Учреждение продвигает не только свой бренд Александринского театра, Новую сцену, но и рекламирует саму услугу. Такие действия являются обоснованными, поскольку среди большого выбора идентичных услуг предпочтение будет отдано согласно рыночным качествам продавца. Как уже было показано, на рынке Санкт-Петербурга функционирует порядка 100 театров и все они, в той или иной степени, являются конкурентами. Александринский театр проводит рекламную кампанию нескольких типов: краткосрочную и долгосрочную. В первом случае достигается задача о быстром доведении до потенциального зрителя информации о существовании театра и его положении на рынке. Такая реклама используется для того, чтобы привлечь гостей и жителей города в ближайшие сроки. Она обращена к тем, кто нуждается в услугах театра прямо сейчас или кому они понадобятся в ближайшее время. Такая реклама, так или иначе, необходима все время. Александринский театр постоянно напоминает о себе информацией в Интернете, краткими сообщениями в прессе и пр. Ко второму типу относится реклама, которая зачастую дается театром всего один-два раз в год, но зато и работает потом долго. Это, например, информация в ежегодных театральных справочниках и каталогах. Прежде всего, учреждение эффективно использует наружную рекламу, расположенную рядом с крупными торговыми комплексами, досуговыми центрами, а также печатную рекламу. Используется театром также и наружная реклама в виде консолей и растяжек над центральными проспектами. Печатная реклама об Александринском театре размещена в специализированных журналах о культуре, разнообразных газетах с тематическими статьями, а также выполнена в виде буклетов, брошюр, распространяемых среди целевой аудитории – на центральных улицах города, у различных достопримечательностях Санкт-Петербурга, а также офисах некоторых турагентств, у гостиниц. Особое внимание в театре уделено продвижению имиджа Новой сцены путем раздачи флаеров – рекламы на небольшом формате бумаги. Флаеры раздают на улице, в частности, в день праздников, парках во время праздничных гуляний, в ВУЗах. Принятию решения о месте распространения флаеров в театре предшествует серьезный анализ: где бывают потенциальные зрители, где живут, где работают, их интересы. Адресат, в данном случае, – случайный. Однако круг распространения настолько широк, что позволяет «зацепить» и потенциальных зрителей. Флаеры – сравнительно дешевый вид рекламы. В 2015 году привлеченными сотрудниками сторонних компаний было роздано порядка 500 000 флаеров. Этот вид рекламы эффективный, если точно знать, где живут и бывают потенциальные клиенты компании. В противном случае, это реклама наугад – ведь неизвестно, кому в руки попадет флаер. Однако с другой стороны, эта реклама хороша уже для того, чтобы рассказать жителям и гостям города о существовании театра. Продвигает имидж Новой сцены учреждение также, участвуя в тематических выставках, посвященных культуре, искусству, образованию, там Александринский театр заявляет о себе, о Новой сцене, заинтересовывает потенциальных зрителей и студентов театральных учебных заведений, зарабатывает определенную положительную репутацию, которая может в дальнейшем повлиять на выбор зрителя. При продвижении имиджа и репертуара Новой сцены театр активно применяет метод сравнения, показывая, что делая выбор в пользу театра, зритель, по сравнению с конкурентами, получит яркие и незабываемые впечатления. Здесь учреждение тщательно подходит к вопросам сравнения, поскольку важно не переусердствовать на этом этапе, чтобы конкуренты, в частности Мариинский театр, не увидели в рекламной деятельности действий, порочащих их имя и функционирование на рынке культуры. Ключевые факторы рекламы: ценовые параметры, репертуар, зрелищность Новой сцены, современные технологические решения. Имидж Новой сцены Александринский театр продвигает также через местное телевидение и радио. Однако в этом типе рекламной деятельности самый большой разрыв между ценой и эффективночстью. Подобная реклама не дает практически ничего. Слишком много приходится угадывать: формат, время, канал, программа, и очень сложно подгадать под целевую аудиторию, при этом цена достигает сотен тысяч рублей за 30 секунд эфира, что является достаточно большими денежными средствами. Еще один тип продвижения имиджа – это справочники и каталоги по культуре и искусству. Информация о театре и Новой сцене присутствует практически во всех справочниках и каталогах, и время от времени даже не потенциальные, а вполне реальные клиенты встречают информацию об учреждении на страницах специальных изданий. В данном случае реклама обращается ко всем ищущим и интересующимся. Кроме этого, факт вложения в годовое издание свидетельствует о серьезности намерений театра. Чем в большем числе печатных и интернет-каталогах присутствует театр, тем выше рейтинг. Репертуар Александринского театра и Новой сцены индексируется поисковой системой Яндекс и находятся в каталогах Яндекс.Афиша, что значительно повышает имидж и рейтинг театра. Еще один вид рекламы, который активно использует театр в продвижении имиджа Новой сцены – это реклама на автобусах, трамваях и автомобилях. Какой бы вид рекламы не использовался Александринским театром, она выполняется в одинаковом стиле, цветах учреждения, с использованием одного и того же утвержденного логотипа. В современном мире люди достаточно много времени проводят в сети интернет и в социальных сетях, поэтому еще одним важным методом продвижения является наличие современного и красочного сайта в сети Интернет. Десятка первых мест в выдаче поисковых ресурсов по запросам «Театр, театр в центре города» принадлежит известным и крупным театрам, в том числе и Александринскому театру, но Новая сцена упоминается уже после пятой страницы результатов, что довольно далеко. У исторического Александринского театра сайт несовременный и не может быть интересен потенциальным зрителям, в то время как сайт Новой сцены выполнен в современном стиле. Ресурс несовременный и не может быть интересен потенциальным зрителям. У сайта театра плохая навигация, неудобная для пользователей, хотя особенные требования предъявляются к главной странице ресурса, так как это «визитная карточка» любой компании. На главной странице должны содержаться исчерпывающие сведения о деятельности, о репертуаре. Вместе с тем, именно главная страница служит «отправной точкой» для удобной навигации посетителей в любой интересующий раздел. Во-вторых, очень важно, чтобы ресурс был заполнен красочным контентом, чего нет и на сайте Новой сцены. На сайте должны быть только статьи, полезные для зрителя – справочная информация, описание репертуара, актуальные новости, акции, фотоотчеты и т.п. Если информация на сайте создана и размещена не для машин-поисковиков, а для людей, то у театра резко повысятся шансы превратить обычного посетителя в зрителя. Для этого необходимо будет заказать текст для сайта у редакторов-копирайтеров, которые грамотно напишут о деятельности Новой сцены, поскольку информации о ней на сайте очень мало, вместо этого размещен видеоролик о трансформации сцены, что, например, при пользовании мобильными устройствами его просмотр является очень проблематичным в виду высокой стоимости мобильного интернета. Копирайтинг сегодня – это один из ключевых моментов по продвижению, необходимый для любого веб-ресурса. Написание уникальных текстов поможет сайту Александринского театра и сайту Новой сцены в продвижении имиджа, будет отличать его от конкурентных ресурсов и, самое главное, написанный и оптимизированный контент – это удобство для посетителя быстро найти нужную ему информацию и заинтересовать. Также необходимо на сайте периодически размещать новости о театре и Новой сцене и предстоящем репертуаре, о дополнительном наборе артистов. Именно новости, а точнее их периодическое обновление стимулирует роботов поисковых систем чаще заходить на сайт, а клиенты видят, что учреждение успешно функционирует, тем самым делая сайт узнаваемым и индексируемым в поисковых службах. В-третьих, очень важна графика. Фотографии всегда привлекают внимание, а не иллюстрированные статьи нередко остаются не прочтенными. Недостаточное внимание театр уделяет и продвижению имиджа в социальных сетях. Необходимо создавать страницы и группы в популярных сетях, постоянно обновлять информацию, вести активный диалог с потенциальными и постоянными клиентами, чтобы люди видели, как театр и Новая сцена эволюционирует, реагирует на их вопросы, запросы, повышая тем самым, имидж учреждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ перспектив направления рынка культуры показал, что подобные услуги очень востребованы, особенно в таком городе, как Санкт-Петербург, и набирают популярность. Следовательно, Александринский театр, на примере которого рассмотрена курсовая работа, имеет хорошие перспективы и, несмотря на наличие большого количества конкурентов, имеет все шансы развивать и расширять свою деятельность на рынке культуры и искусства. Чтобы повысить узнаваемость и эффективно осуществлять свою деятельность, театру необходимо уделять особое внимание продвижению своего имиджа средствами рекламы и PR. Нужно создавать яркие, незабываемые образы, вызывать положительные эмоции, стараться делать рекламу оригинальной, доступной, интересной и запоминающейся потребителю. В рамках курсовой работы были решены следующие задачи: - исследована характеристика и принцип формирования имиджа; - рассмотрены основные методы продвижения имиджа; - проведен анализ основных путей повышения эффективности продвижения имиджа; - рассмотрена организация управления Александринским театром и приведена его общая характеристика; - проанализирован рынок культуры и искусства Санкт-Петербурга, проведен анализ конкурентоспособности выбранного театра; - проведен анализ системы продвижения имиджа театра; - разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности продвижения имиджа; В результате анализа были выявлен потенциал для совершенствования существующей системы продвижения имиджа Александринского театра. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи решены. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Учебная и научная литература 1. Гордиенко П.Л., Дидковский Л.Г., Яшкина Н.В. Стратегический анализ: учебное пособие. – М.: Асток, 2013. – 478 с. 2. Годин А.М. Бренд-имидж, брендинг: учебное пособие – М.: Феникс, 2012. – 286 с. 3. Гордина И. П. Имидж организации как объект управления. – М.: Маркетинг, 2014. – 342 с. 4. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 8-е изд. – М.: Гардарики, 2014. – 215 с. 5. Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение – М.: Вирилис, 2013. – 328 с. 6. Забаева М.Н. Государственное регулирование рынка культуры и искусства в России и за рубежом: модели, принципы и методы / М.Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. – №2. – С.89-98. 7. Загородников А.Н. PR – вчера и сегодня // Научно-аналитический журнал Обозреватель. – 2012. – № 1. – С.49-59. 8. Котлер Ф., Рейн И., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности / пер. с анг. Симдяшкина Е., Коцюба Н. – М.: Гребенников, 2012. – 416 с. 9. Кравченко О.Н. Рекламный продукт: проектирование, моделирование, оценка. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 682 с. 10. Майоров А.А. Public Relations: международная практика. – М.: Асток, 2013. – 412 с. 11. Соломатина О. 101 совет по работе со СМИ. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 118 с. 12. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 288 с. 13. Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры и образования. – М.: Лань, 2012. – 576 с. 14. Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. – М.: Флинта, 2013. – 102 с. 15. Шахнес Т. Энциклопедия PR. Рожденная с отраслью. История успеха, рассказанная от первого лица. – М.: Эксмо, 2014. – 240 с. Электронные ресурсы 16. Сайт исторической сцены Александринского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.alexandrinsky.ru (Дата обращения – 15.05.15). 17. Сайт Новой сцены Александринского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://thenewstage.ru (Дата обращения – 15.05.15). 18. Сайт Мариинского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mariinsky.ru (Дата обращения – 16.05.15). 19. Сайт Театра музыкальной комедии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://muzcomedy.ru (Дата обращения – 15.05.15). 20. Сайт Театра им. Ленсовета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lensov-theatre.spb.ru (Дата обращения – 15.05.15). 21. Театры Санкт-Петербурга. Материал из энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Театры Санкт-Петербурга (Дата обращения – 15.05.15). ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение А Таблица А.1 SWOT-анализ Александринского театра Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны | 1. Организация | - Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников учреждения. - Умение профессионально вести конкурентную борьбу. - Полное использование технологического и маркетингового эффекта масштаба. - Относительно низкие затраты. - Наличие круга постоянных зрителей - Налаженные контакты в сфере культуры и искусства. | - Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии театра - Отсутствие четкой стратегии | 2. Деятельность | - Наличие собственных технологий и стандартов. - Высокое качество репертуара. - Широкий перечень репертуара - Большой опыт работы. - Наличие современной высокотехнологичной Новой сцены | - Зависимость от сезонности и иностранцев - Отставание в разработках новых постановок | 3. Инновации | Привлечение студентов, подбор будущих кадров | | 4. Финансы | Наличие необходимых ресурсов | Низкая прибыльность | Таблица А.2 Матрица SWOT-анализа для Александринского театра - | Возможности | Угрозы | Сильные стороны | 1. Привлечение новых клиентов - отрасль развивается 2. Использование слабых сторон конкурентов | 1. Политические перемены 2. Экономическая ситуация 3. Потеря зрителей | - опыт работы - налаженные контакты в сфере культуры - предоставление широкого спектра репертуара - наличие круга постоянных зрителей | Слабые стороны | 1. Привлечение новых клиентов - отрасль развивается 2. Использование слабых сторон конкурентов 3. Совершенствование системы продвижения имиджа | 1. Снижение посещаемости 2. Отставание в развитии и конкурентной борьбе | - опережение темпов спроса возможностей учреждения - недостаток рекламы и PR продвижения имиджа | [1] Гордина И. П. Имидж организации как объект управления. – М.: Маркетинг, 2014. – с.65 [2] Годин А.М. Бренд-имидж, брендинг: учебное пособие – М.: Феникс, 2012. – с.76. [3] Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение – М.: Вирилис, 2013. – с.49. [4] Кравченко О.Н. Рекламный продукт: проектирование, моделирование, оценка. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – с.168 [5] Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 8-е изд. – М.: Гардарики, 2014. – с.36. [6] Гордина И. П. Имидж организации как объект управления. – М.: Маркетинг, 2014. – с.86 [7] Загородников А.Н. PR – вчера и сегодня // Научно-аналитический журнал Обозреватель. – 2012. – № 1. – С.49-59. [8] Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. – М.: Флинта, 2013. – с.72. [9] Котлер Ф., Рейн И., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности / пер. с анг. Симдяшкина Е., Коцюба Н. – М.: Гребенников, 2012. – с.67. [10] Загородников А.Н. PR – вчера и сегодня // Научно-аналитический журнал Обозреватель. – 2012. – № 1. – С.49-59. [11] Шахнес Т. Энциклопедия PR. Рожденная с отраслью. История успеха, рассказанная от первого лица. – М.: Эксмо, 2014. – с.90. [12] Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. – М.: Флинта, 2013. – с.37. [13] Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры и образования. – М.: Лань, 2012. – с.157. [14] Соломатина О. 101 совет по работе со СМИ. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – с.48. [15] Майоров А.А. Public Relations: международная практика. – М.: Асток, 2013. – с.241. [16] Сайт исторической сцены Александринского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.alexandrinsky.ru [17] Сайт исторической сцены Александринского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.alexandrinsky.ru [18] Сайт Новой сцены Александринского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://thenewstage.ru [19] Сайт Новой сцены Александринского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://thenewstage.ru [20] Театры Санкт-Петербурга. Материал из энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Театры Санкт-Петербурга [21] Сайт Мариинского театра [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mariinsky.ru [22] Сайт Театра им. Ленсовета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lensov-theatre. spb.ru [23] Сайт Театра музыкальной комедии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://muzcomedy.ru |