Анализ конкурентной среды и определение конкурентных преимуществ В настоящее время на рынке культуры и искусств в г. Санкт-Петербург функционируют порядка 100 театров различных направлений, которые предлагают разнообразные услуги для жителей и гостей города – опера, балет, пантомимы, оперетты, классические и современные режиссерские работы и т.д.[20] Для конкурентного анализа Александринского театра рассмотрим несколько. Анализ конкурентов был проведен с помощью экспертного метода. Экспертное оценивание – процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора). Конкурентами Александринского театра являются следующие учреждения: Театр им. Ленсовета, Театр музыкальной комедии, Мариинский театр. - Мариинский театр Учреждение начало работать на рынке культуры и искусств с 1783 г. С начала своей деятельности учреждение представляло зрителям оперы, балет, концерты. В настоящее время театр имеет в своем распоряжении камерные залы, концертный зал, мастерские. В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Гергиев[21]. Кроме домашних постановок труппы театра гастролируют по всему миру и являются эталоном русской культуры и искусства. Учреждение, в том числе, имеет опыт организации детских и молодежных представлений. Под руководством В. Гергиева в театре можно очень часто наблюдать премьеры и смелое прочтение классических произведений. С открытием сцены Мариинский-2 театр готов продемонстрировать высочайший уровень артистов коллектива и грандиозной сцены, связать историю Мариинского театра с современной аудиторией и с современными сочинениями самых разных жанров – оперой, балетом, симфонической музыкой. - Театр им. Ленсовета Театр им. Ленсовета был основан в 1933 г. и возник как разряд творческой энергии группы артистов во главе с режиссером Исааком Кроллем (учеником В.Э.Мейерхольда)[22]. С февраля 2011 года главным режиссером театра стал Юрий Николаевич Бутусов. В настоящее время на базе Театра имени Ленсовета обучается курс студентов СПбГАТИ. Многие из студентов успешно играют в спектаклях репертуара основной сцены, а на Малой сцене создали уже шесть интересных работ, пользующихся успехом у зрителей. - Театр музыкальной комедии Театр ведет свою историю с 1929 г., в котором была поставлена первая оперетта «Холопка». По нынешний день в театре репертуар представлен, в основном, опереттами и творческими концертами[23]. Рассмотрим наиболее важные характеристики отобранных учреждений и сведем их для наглядности в табл. 1.1. Таблица 1.1 Сравнительный анализ характеристик учреждений-конкурентов Характеристика | Мариинский театр | Театр им. Ленсовета | Театр музыкальной комедии | Александринский театр | Обширность репертуара | | | | | Известность | | | | | Цены на билеты | | | | | Онлайн бронирование | | | | | Реклама | | | | | Удобство сайта | | | | | Удобство парковки | | | | | Как видно из табл. 1.1, у каждого театрального учреждения есть свои плюсы и минусы. Необходимо проанализировать все плюсы и минусы учреждений. Особое внимание заслуживает репертуар. Чем шире репертуар, тем учреждение весомее на рынке искусств. Удобство сайта – вещь сугубо субъективная, поэтому из анализируемых учреждений-конкурентов выбран самый красивый, с точки зрения дизайна, и удобный для получения всей необходимой информации. В настоящее время это одно из условий продвижения имиджа любой компании. Мариинский театр и Театр им. Ленсовета являются типичными представителями виолентной стратегии, они являются сильными представителями на рынке. Театр музыкальной комедии является компанией-коммутантом. Его специализация направлена на довольно узкий сегмент, однако, гибко удовлетворяя большие по объему потребности рынка по приемлемым ценам. Александринский театр, в особенности Новая сцена, делает ставку на сосредоточении максимума усилий на очень узком сегменте рынка, а именно на высокотехнологичном медиа и интернет театре. Однако данное учреждение учитывает и специальные запросы потребителей – современные постановки с впечатляющими эффектами режиссерской постановки, что позволяет уклониться от прямой конкуренции с ведущими учреждениями. Из описанных компаний коммутантная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения являются разнообразными и могут удовлетворяться услугами по театральному продукту. Несмотря на это, реальной проблемой, стоящей перед компанией, является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. При проведении Александринского театра обширной рекламной кампании по продвижению своего имиджа он бы с легкостью смог бы стать более конкурентоспособной на рынке культуры и искусств. В табл. 1.2, на основании данных табл. 1.1 представим субъективную экспертную оценку, где максимальный бал 5 (отлично), а вес – это вклад каждой характеристики по мере важности. Таблица 1.2 Экспертная оценка учреждений-конкурентов Характеристика | Вес | Мариинский театр | Театр им. Ленсовета | Театр музыкальной комедии | Александрин-ский театр | Обширность репертуара | 0,25 | | | | | Известность | 0,15 | | | | | Цены на билеты | 0,2 | | | | | Онлайн бронирование | 0,1 | | | | | Реклама | 0,08 | | | | | Удобство сайта | 0,1 | | | | | Удобство парковки | 0,12 | | | | | Итог | | 3,95 | 3,47 | 3,59 | 3,83 | Поясним значения, представленные в табл. 1.2, причем эти значения коррелируются со значениями табл. 2.1: - «Обширность репертуара» – совокупность культурной деятельности, которую предоставляет учреждение. - «Известность». Балл присваивается согласно рейтингу театров по Санкт-Петербургу. - Максимальный балл по «Ценам на билеты» присвоен учреждению с более доступными ценами. - «Онлайн бронирование» показывает сложность и удобство бронирования билетов через интернет, его простоту. - Максимальный балл по показателю «Реклама» присваивается учреждению, информацию о котором можно видеть чаще всего. - Максимальный балл по показателю «Удобство сайта» присваивается учреждению с сайтом, на котором интуитивно понятный интерфейс, приятный дизайном, быстрота нахождения нужной информации и т.д. - Максимальный балл по показателю «Удобство парковки» присваивается учреждению, возле которого можно припарковать автомобиль без особых сложностей.  Рис. 1. Распределение экспертной оценки по конкурентам Как видно из рис. 1., Александринский театр уступает только одному конкуренту – Мариинскому театру. Слабая конкурентоспособность связана, прежде всего, в неэффективной политике продвижения имиджа учреждения, слабой рекламной деятельностью. Для того чтобы эффективно конкурировать с проанализированными и другими учреждениями необходимо как можно больше снижать издержки, выделять средства на рекламу и PR имиджа театра. Необходимо заниматься эффективным продвижением театра, чтобы набирать популярность. Необходимо также сделать сайт Новой сцены более удобным, с наглядным бронированием и резервированием билетов, а также их оплату на сайте. Если говорить о перспективах развития Новой сцены и ее популяризации, то необходимо отметить, что репертуар и высокотехнологичный подход очень востребован, и набирает популярность, надо только рекламироваться. Проанализировав условия внешней среды, а также проведя SWOT-анализ, представленный в Приложении, можно выделить следующие возможности для Александринского театра: - способность завоевывать и обслуживать новых зрителей и удерживать старых; - использовать слабые позиции учреждений-конкурентов; - быстрее реагировать на вновь поступающие предложения, - сдерживать рост цен на собственные услуги и др. Среди угрожающих факторов внешней среды можно отметить: - наличие сильных учреждений в одном городе; - неблагоприятная экономическая ситуация в стране; - неблагоприятные изменения курсов иностранных валют; - политические перемены в стране, так и за границей. Проанализировав рынок культуры и искусств, определившись с конкурентной стратегией, необходимо проанализировать систему продвижения имиджа Александринского театра. |