Список критической и научной литературы для обязательного чтения и конспектирования Критическая литература 1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (любое издание). 2. Григорьев А.А. Тургенев и его деятельность. После "Грозы" // Литературная критика. - М., 1967. 3. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве (любое издание). 4. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Соч. Т. II. С. 356-395. 5. Писарев Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Соч. Т. 1. С.192-273. 6. Чернышевский Н.Г. Русский человек на render-vous. Не начало ли перемены? (любое издание). Научная литература 1. Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Ф.И. Тютчев Стихотворения. - М.; Л., 1962. 2. Благой Д.Д. Мир как красота // А.А. Фет. Вечерние огни. - М., 1971. 3. Бухштаб Б.Л. Н.А. Некрасов: Проблемы творчества. - Л., 1983. 4. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века: Типология жанровых форм. - Казань, 1980. 5. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977, 6. Журавлева А. Драматургия А.Н. Островского. - М., 1974. 7. Журавлева А. А.Н. Островский - комедиограф. - М.,1981. 8. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. - М.,1978. 9. Кожинов В.В. Тютчев. - М.,1994 10. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978. 11. Краснощекова Е.А. "Обломов" И.А. Гончарова. - М., 1970. 12. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. - М., 1982. 13. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. - Л., 1972. 14. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988.-С.325-349. 15. Манн Ю.В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа// Развитие реализма в русской литературе, - М., 1972. - Т. I. 16. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М., 1987.-С.97-132. 17. Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. - М., 1969. 18. Манн Ю.В. Человек и среда (Заметки о натуральной школе) // Вопросы литературы. - 1968.-№ 9. 19. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. - М., 1982. 20. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Л., 1975. 21. Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 гг. - Л.,1980. 22. Муратов А.Б. Тургенев - новеллист: 1870-1880 –е гг. - Л., 1985. 23. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. - М., 1996. 24. Развитие реализма в русской литературе: В 3 -х т. - М., 1972-73. 25. Руденко Ю.Н. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Эстетическое своеобразие и художественный метод. - Л.,1979. 26. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. - Красноярск,1988.-С. 147-180. 27. Тамарченко Г.Е. Чернышевский - романист. - Л., 1976 28. Штейн А.Л. Три шедевра А. Островского (пьесы "Гроза", "Лес", "Бесприданница"). - М., 1967. 29. Эйхенбаум Б.М. Фет // Б.М.Эйхенбаум. О поэзии. - Л., 1969. 30. Ямпольский И. Середина века. - Л., 1974. Вопросы для самоконтроля. Своеобразие литературного процесса 1840-1860-х годов. "Натуральная школа" в истории русского реализма. Истоки термина "натуральная школа". Периодизация развития "натуральной школы". Проблемы изучения "натуральной школы" в современном литературоведении (анализ монографий современных исследователей). Поэтика "натуральной школы". "Физиология Петербурга" - программный сборник "натуральной школы" (состав, композиция, жанровое движение). Физиологический очерк как жанр. "Петербургские вершины" И.Я.Буткова как цикл очерков и рассказов. Основная определяющая идея цикла, движение устойчивых мотивов, развитие и усложнение социально-психологических типов чиновников. "Бедные люди" Ф.М. Достоевского как роман "натуральной школы". Традиции и новаторство. Традиции Гоголя в "Бедных людях" Достоевского. Макар Девушкин - "очеловеченный чиновник". Традиции и новаторство. Поэтика романа Герцена "Кто виноват?" и традиции "натуральной школы". Традиции натуральной школы в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история". Ситуация испытания и характер эволюции героев. Становление жанра романа "натуральной школы". Понятие диалогического конфликта в романах "натуральной школы". Жанровое своеобразие "Былого и дум" А.И. Герцена. Приемы и способы воссоздания картин современной жизни в 'Былом и думах" А.И. Герцена. Соотношение авторского сознания и "объективного мира". Принципы отбора документального материала. Роман "Былое и думы" Герцена - "отражение истории в человеке". Историческая концепция Герцена. Автобиографический герой "Былого и дум". Роман-монография "Обломов" И. А. Гончарова в контексте историко-философских размышлений писателя. Поиски нормы жизни и проблема эпохального перелома. Обломов и "обломовщина". Своеобразие идиллического хронотопа в романе "Обломов". Своеобразие любовной коллизии романа. Обломов и Штольц: два типа культуры и миропонимания. Средства типизации и новые романные тенденции в "Обрыве" И.А. Гончарова. Авторская позиция в разрешении основной коллизии романа. Проблемы изучения "натуральной школы" в современном литературоведении. Проблемы изучения творчества Герцена в современном литературоведении. Проблемы изучения творчества Гончарова в современном литературоведении. Проблема целостности и особенности организации "Записок охотника" И.С. Тургенева. Связь с традициями "натуральной школы" и их переосмысление. Повести Тургенева 50-х годов ("Ася", "Первая любовь", "Дневник лишнего человека"). Своеобразие их конфликта. Поэтические особенности. Сюжет и конфликт романа Тургенева "Рудин". Тип героя. Связь с традициями "натуральной школы" и их переосмысление. Символическое начало в сюжете романа. Проблемы межродового синтеза в романе "Дворянское гнездо" И.С. Тургенева. Трагедийное начало и трагедийная фабула. Герой-идеолог и система персонажей. Роман И.С. Тургенева "Накануне". Историческое и национальное в структуре романа. Проблема внеличной вины. Философский роман Тургенева "Отцы и дети". Характер конфликта. Философское содержание. Интерпретация образа Базарова в литературно-критических статьях второй половины XIX века и современном литературоведении. Роман Тургенева "Дым". Центральная коллизия. Тип героя, система персонажей. Две точки зрения на роман. Вопрос об идейном кризисе Тургенева после 1862 года. Роман Тургенева "Новь". Новые тенденции в романной поэтике позднего Тургенева. Основная проблематика. Проблемы типологии тургеневских романов в современном литературоведении. Своеобразие жанра романа Тургенева (характер культурных и исторических отсылок, предыстория героев, роль эпилога, пространственно-временная организация, авторская позиция, тип героя). "Дневник лишнего человека" Тургенева - предверие характерологии тургеневских романов. Соединение реалистического и романтического методов в романном творчестве Тургенева. Художественный мир И. С. Тургенева: основные особенности. "Что делать?" Чернышевского и традиции жанра утопического романа. Художественная структура: субъектная организация, сюжет и композиция, жанровое своеобразие. Место поэзии Ф.И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов. Традиции высокой одической поэзии XVIII в. Основные мотивы в лирике Тютчева. Феномен "денисьевского цикла" Ф.И. Тютчева. Поэтика лирики Тютчева. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Своеобразие мелодики и ритма. Философская лирика Тютчева. Влияние идей Шеллинга. Философия пантеизма. Место А. Фета в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов. Судьба поэта и особенности его художественного мира. Философско-эстетическая концепция Фета и ее отражение в художественном творчестве. "Мир как красота". Импрессионизм поэзии Фета. Фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души человека. Книга "Вечерних огней" Фета как художественное целое. Музыкальное начало лирики Фета. Своеобразие ритмики и мелодики стиха. Особенности поэтического творчества Некрасова. Понятие ролевой лирики. Эпический сюжет, драматизация и чужая речь, принцип монтажа. Поэмы Некрасова. Основная проблематика. "Кому на Руси жить хорошо?" Жанровое своеобразие. А. Островский - создатель русского реалистического театра. Островский и Гоголь. А. Островский и "натуральная школа" ("Свои люди - сочтемся"). Славянофильские пьесы Островского ("Бедность не порок"). "Гроза": конфликт, система персонажей. Образ Катерины. "Старое" и "новое" в идейном содержании пьесы. Добролюбов и Писарев о "Грозе". "Бесприданница" А. Островского как драма. Демократическая беллетристика 60-х гг. XIX века. (Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, В.А. Слепцов А.Ф., А.Ф. Писемский). Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Жанровое своеобразие. Изменения и дополнения № изменения | Учебный год | Содержание изменений | Преподаватель-разработчик программы | Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Протокол №__ «__» ____200_г. | Внесения изменения утверждаю: Первый проректор КемГУ (декан) «___» _____ 200__г. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |