Литературный процесс 1840-х-середины 1860-х гг. Новый этап развития реализма. Его связь с классическим русским реализмом. Журналы "Отечественные записки", "Современник", "Библиотека для чтения", "Русский вестник", "Москвитянин" и их роль в литературно-общественной борьбе. Проблема исторических судеб России в споре "славянофилов" и "западников". Отражение спора в русской литературе и критике. Политическая, философская и литературная платформа "славянофилов" (А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские). Эстетическая программа В. Белинского. Учение Белинского о художественности литературы. Влияние утопического социализма на русскую общественную мысль и его отражение в литературе. "Мрачное семилетие" 1848-1855 гг. Раннее творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Островского, Достоевского. "Натуральная школа" Ее роль в развитии русского критического реализма. Истоки термина "натуральная школа". "Физиология Петербурга" - программный сборник натуральной школы. В.Г. Белинский - теоретик "натуральной школы". Состав "натуральной школы". Две основные творческие линии "натуральной школы": реалистическая и натуралистическая. Периодизация развития "натуральной школы". Основные идейно-художественные особенности каждого из периодов. Поэтика "натуральной школы". Беллетристические жанры "натуральной школы": физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман. "Петербургские вершины " И.Л. Буткова как цикл очерков и рассказов. Основная идея цикла, усложнение социально-психологических типов чиновников. "Бедные люди" Ф.М. Достоевского как роман "натуральной школы": традиции и новаторство. М. Девушкин как преддверие героев Достоевского. Значение "натуральной школы" для развития русского реализма. Проблемы изучения "натуральной школы" в современном литературоведении. А.И.Герцен Герцен-революционер. Романтизм ранних произведений 30-х гг. ("Лициний", "Вильям Пен"). Переход к реализму в 40-х гг. ("Сорока-воровка"). Поэтика романа "Кто виноват?". Традиции "натуральной школы". Сюжетно-композиционная организация, конфликт, система персонажей. Своеобразие "диалогического конфликта" в романе "Кто виноват?". Круциферская и героини русского романа 1-ой половины XIX века. "Доктор Крупов". Своеобразие сатиры Герцена. Герцен за границей. Духовная драма Герцена и революция 1848 года. "Письма из Франции и Италии", "С того берега": жанровое своеобразие. Создание вольной русской печати за рубежом: "Полярная Звезда", "Колокол". Жанровое своеобразие "Былого и дум". Приемы и способы воссоздания картин современной жизни в "Былом и думах". Соотношение авторского сознания и "объективного мира". Принципы отбора документального материала. "Былое и думы" как "отражение истории в человеке". Автобиографический герой "Былого и дум". Проблемы изучения творчества Герцена в современном литературоведении. Ф.И. Тютчев Место поэзии Ф.И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов. Поэзия Тютчева и традиции высокой одической поэзии ХVIII века. Философия пантеизма. Основные мотивы в поэзии Тютчева (мотив хрупкости, призрачности бытия, образы ночи и хаоса, мотив одиночества и стремление слиться с природой, ощущение трагического смысла существования). Философская лирика. Влияние идей Шеллинга. "Денисьевский цикл" как художественное целое. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Своеобразие мелодики и ритма. Проблемы изучения творчества Тютчева в современном литературоведении. А.А. Фет Место Фета в контексте "поэтической "эпохи 1850-х гг. Судьба поэта и особенности его художественного мира. Философско-эстетическая концепция Фета и его отражение в художественном творчестве. "Мир - как красота". Импрессионизм поэзии Фета. Фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души человека. Музыкальное начало в поэзии Фета. Своеобразие ритмики и мелодики стиха. "Вечерние огни" как художественное целое. Проблемы изучения лирики Фета в современном литературоведении. |