МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Программа лекционного курса





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан

Факультета филологии и журналистики

 

______________/А.В. Чепкасов/

 

"_____"__________________2011 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО XX ВЕКА

История русской литературы XIX века (вторая треть)

 

Направление подготовки

0031001.65 – Филология

 

 

Профиль подготовки

Русский язык и литература

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

Форма обучения

Очно-заочная

 

 

Кемерово, 2011

 

 

Рабочая программа дисциплины «История русской литературы до ХХ века («История русской литературы вторая треть XIX века»)» федерального компонента цикла ОПД. Ф.3 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031001 «Филология».

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № 1 от 30 августа 2011 г.

Зав. кафедрой______________(Э. М. Афанасьева)

 

 

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___от _______ 2011 г.

Председатель______________(Н. В. Мельник)

 

Содержание

Пояснительная записка
Тематический план
Содержание дисциплины
Список основной учебной литературы по курсу
Формы контроля
Изменения и дополнения

Пояснительная записка

 

Лекционный курс "История русской литературы XIX века" (вторая треть) рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра и составляет 72 часа аудиторных занятий (54 - лекции, 18 - семинары); в конце семестра проводится экзамен. В процессе учебных занятий предполагается написание рефератов и обсуждение основополагающих тем курса на практических занятиях и коллоквиумах.

 

Курс читается в V семестре студентам 3 курса факультета филологии и журналистики (специальности: 021700 и 021400) и относится к циклу "общепрофессиональные дисциплины".

 

Курс "История русской литературы XIX века" (вторая треть) является частью общего базового курса " История русской литературы", в который входят также курсы "История древнерусской литературы", "История русской литературы ХVIII века", "История русской литературы XIX века" и "История русской литературы XX века". Это определило такую его важную особенность как преемственность излагаемого материала в изучении как историко-литературного процесса в целом, так и творчества отдельных писателей.

 

 

Введение

Учебный материал организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных студентами во время изучения предыдущих историко-литературных курсов, а также ряда смежных дисциплин, прежде всего "Введения в литературоведение", "Теории литературы" и "Отечественной истории XIX века".

 

Ключевая особенность литературного процесса рассматриваемого в курсе периода - многообразные взаимосвязи литературы и публицистики, политики, других форм общественной деятельности. Литература впервые покидает узкие рамки занятия для немногих и становится ощутимым фактором общественной жизни. Соответственно, появляется целый ряд новых (ранее вовсе не имевших места или носивших ограниченный характер) явлений и понятий: беллетристика, массовый читатель, "толстый» литературный журнал и т.д. Возникает целый ряд профессий, непосредственно связанных с литературной деятельностью: профессиональный беллетрист (преимущественно прозаик), критик, журналист, редактор, издатель и т.д.

 

Литература этого периода, не прерывая связи с традициями классической русской литературы 30-х гг. (Пушкин, Гоголь), приобретает новое качество, становясь все более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократической по идейной направленности и формам, развивается направление критического реализма. Наконец, литература становится теоретически более сознательной в идейных и творческих принципах. С одной стороны, это приводят к появлению большого количества литературно-критических и теоретических работ, существенно влиявших на литературный процесс и художественную практику писателей, с другой стороны, происходят кардинальные изменения в статусе художественного слова, которое покидает предсказуемые риторические рамки, становится "антитрадициональным" (С.С. Аверинцев). Ведущими в литературном процессе становятся жанры романа и повести. Именно с этими жанрами связаны основные художественные достижения литературы этого периода ("натуральная школа", романы И.А. Гончарова, И.С. Тургенева) , хотя, естественно, трудно переоценить и влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, драматургии А.Н. Островского на последующее развитие русской литературы.

 

Вторая треть XIX века - время расцвета русской литературы, обретения ею статуса одной из ведущих европейских литератур.

 

Обилие источников и их беспрецедентный для иных периодов литературного развития объем заставляют значительное количество изучаемого материала вынести за пределы лекционного рассмотрения, интенсифицировать самостоятельную работу студентов (написание самостоятельных творческих и реферативных работ, проведение семинарских занятий и коллоквиумов по узловым историко-литературным проблемам и т.д.)

 

Помочь студенту не потеряться в море рассматриваемых проблем и имен как раз и ставит себе целью данное учебно-методическое пособие.

 

В результате изучения материала студенты должны усвоить основные реалии и факты развития литературы 1840-1860-х гг., получить информацию об основных закономерностях литературного процесса, овладеть необходимыми навыками литературоведческого анализа произведений "эпохи реализма".


2. Тематический план

№ пп Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
Общий Аудиторная работа Сам.работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лаб.раб.
Вводная. Особенности литературного процесса 1840 – сер. 1860 г.   Консультации о целях и задачах курса. Устный опрос.
«Натуральная школа» как этап в развитии русского критического реализма.   Конспект, устный опрос, тематические результаты.
Поэтика «натуральной школы». «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: традиции и новаторство   Конспект, устный опрос, тематические рефераты.
Проза А.И. Герцена.   Коллоквиум. Устный опрос. Конспект. тематические рефераты. Собеседование по прочитанному.
Раннее творчество И.С. Тургенева   Конспект. Устная консультация.
Романное творчество И.С. Тургенева. Проблема типологии тургеневских романов. «Рудин».   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты. Доклады.
Романы «Дворянское гнездо», «Накануне»: их проблематика.   Конспект. Устный опрос.
Роман «Отцы и дети» и его философское содержание.   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты. Консультации.
Позднее творчество и.С. Тургенева: художественно-идеологические особенности.   Конспект. Консультации. Собеседование по прочитанным текстам..
Раннее творчество И.А. Гончарова.   Конспект, консультация.
«Обломов» как вершина романного творчества И.А. Гончарова.   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты.
«Обрыв»: художественная проблематика и новые романные тенденции.   Конспект. Тематические рефераты. Собеседование по прочитанным текстам.
Поэзия Ф.И. Тютчева в контексте поэтической эпохи 1850-х годов.   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты. Доклад.
Поэзия А.А. Фета в контексте поэтической эпохи 1850-х годов.   Конспект. Консультации.
А.Н. Островский – создатель русского реалистического театра.   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты.
«Гроза» и «Бесприданница» как вершина драматургического творчества А.Н. Островского.   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты.
Лирика Н.А. Некрасова как реалистическая система.   Конспект. Устный опрос. Тематические рефераты.
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».   Коллоквиум. Устный опрос. Тематические рефераты. Доклады.

 

Содержание курса

Программа лекционного курса

«История русской литературы XIX века»

(вторая треть)

Введение

 

Общая характеристика литературного процесса 1840-1860-х гг.

Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли 2/3 XIX века. Борьба между ними.

Реализм как главное литературное направление. Понятие критического реализма.

Принципы периодизации русской литературы 2/3 XIX века.

Взаимодействие русской литературы 2/3 XIX века с западноевропейской литературой. Традиции и новаторство. Проблемы современной интерпретации русской литературы 2/3 XIX века.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.