Тематика рефератов к практическим занятиям Проблемы изучения "натуральной школы" в современном литературоведении. Проблемы изучения творчества А.И. Герцена в современном литературоведении. Проблемы изучения творчества И.А. Гончарова в современном литературоведении. Проблемы изучения творчества И.С. Тургенева в современном литературоведении. Проблемы изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в современном литературоведении. Проблемы изучения лирики Ф.И. Тютчева в современном литературоведении. Проблемы изучения творчества Н.А. Некрасова в современном литературоведении. Проблемы изучения драматургии А.Н. Островского в современном литературоведении. Журналистская и издательская деятельность В.Г. Белинского. Журналистская и издательская деятельность А.И. Герцена. А.Н.Островский и "Москвитянин". А.Н. Островский и "Современник" Журналы "Отечественные записки" и "Современник" и их роль в общественно-литературной борьбе 1845-1855 - х гг. Журналы "Современник" и "Русский вестник", "Время" и их роль в общественно - литературной борьбе 1860-х гг. Некрасов - редактор и издатель "Современника" и "Отечественных записок". Тематика и планы коллоквиумов I.Тема: "Былое и думы "А. И. Герцена и русский реалистический роман середины XIX века. "Былое и думы" - "художественные мемуары" - (Л.Я. Гинзбург.) Художественное начало в '"Былом и думах": а) принципы отбора документального материала /фактологическая "неточность" герценовского произведения, несоблюдение хронологии в использовании реальной переписки и т.п./ Герцен и Гервег - столкновение двух этапов развития мировой цивилизации. Человек в "Былом и думах" дан не в бытовой или психологической конкретности, а как часть исторического потока: б) реальный А.И. Герцен и "автобиографический герой" "Былого и дум", реальная Н.А. Захарьина и героиня. / См. III часть произведения/, в) композиционные принципы расположения материала по частям /I,II,III,IV части/ и внутри каждой части: соблюдение хронологической, мемуарной последовательности, изложение "былого" и авторский комментарий /"думы"/, пронизывающий повествование единой исторической идеей соотношения человека и истории. Линия соотношения "Былого и дум" со складывающимся в 50-е годы типом "культурно-героического" /Л.В. Пумпянский/ тургеневского романа: а) художественный историзм Тургенева и историческая концепция Герцена; б) тип героя в тургеневском романе и автобиографический герой, "Былого и дум"; в) героиня в романах Тургенева 50-х годов /Наталья, Лиза, Елена/ и Наталья Александровна Герцен в III части "Былого и дум" /объяснение характера и психологического склада героини, героиня и ее ближайшее бытовое окружение, появление героя и развитие любовной коллизии/; г) трагическое в романах Тургенева /изначальная трагическая коллизия конечности человека и "равнодушия" вечной природы и мироздания /и в "Былом и думах" / трагическое несовпадение исторического идеала и его политические воплощения/. Литература: Тексты: А.И.Герцен "Былое и думы" / I-V части/. И.С. Тургенев "Дворянское гнездо", "Рудин", 'Накануне". 1. Гинзбург Л.Я. "Былое и думы" А.И. Герцена// История русского романа: В 2-х т. – М.;Л., 1962 .-С.583-608. 2. Гинзбург Л.Я "Былое и думы" А.И. Герцена. - М.,1957. 3. Гинзбург Л.Я.О психологической прозе. - Л., 1977.-С.242-268. 4 Гурвич - Лищинер С. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX века. - М., 1994. Путинцев В.А. Герцен - писатель. - М., 1963. Семенов В.С. Александр Герцен. - М., 1989. II Тема: Писатели демократического течения. (Н. Г. Помяловский "Мещанское счастье, Ф. М. Решетников "Подлиповцы", А.Ф. Писемский "Тысяча душ", В.А. Слепцов " Трудное время") Связь творчества писателей - демократов 60-х гг. с материалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль "Современника" в формировании мировоззрения и направления творчества этих писателей. Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Своеобразие отношения творчества этих писателей к традициям русской прозы 40-х-60-х гг. XIX в. Жанровое своеобразие их произведений. Литература: Тексты: Н.Г. Помяловский 'Мещанское счастье"; Ф.М. Решетников "Подлиповцы"; А.Ф. Писемский "Тысяча душ"; В. А. Слепцов "Трудное время". Белова Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе середины XIX в. - Саратов, 1969. Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50-60-х гг. XIX в. - М.,1989. Могилянский А.Т. Писемский: Жизнь и творчество. - Л.,1991. Народ и его герои в изображении русских демократов 60-х гг. ХIХ в. - М.,1961. Пономарева Г.Д. Жанровые искания русской литературы 60-х гг. XIX века и творчество Н.Г. Помяловского. - Якутск,1988. Пустовойт П.Г. А.Ф. Писемский в истории русского романа. - М.,1969. Симанова Н.Л. Художественное своеобразие повести В.А.Слепцова "Трудное время". - Л., 1974. Соколов Н.И. Творчество М.Ф.Решетникова // Ф.М.Решетников. Избранные произведения: В 2-х Т. - М.1956.-Т.1. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Ямпольский И.Г. Н.Г. Помяловский. Личность и творчество. - М.;Л.,1968 Ямпольский И.Г. Середина века. - Л.,1974. |