МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Параграф 1. Низшие и средние военные учебные заведения в России начала XX века.





Система военных образовательных учреждений в Российской империи начала XX века была разнообразной и состояла из множества учебных заведений, представленных кадетскими корпусами, юнкерскими училищами, военными училищами и военными академиями. Свой законченный вид система военных учебных заведений приобрела после военной реформы Д.А. Милютина. Низовую подготовку осуществляли военные гимназии (в 1882 году переименованы обратно в Кадетские корпуса), юнкерские училища, школы прапорщиков и военные училища.

Первые кадетские корпуса появились в 1732 году при Анне Иоанновне. Их цель состояла в подготовке дворян к военной службе. Принимались туда мальчики в возрасте 13 – 18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба продолжалась около 5 – 6 лет. К концу царствования императора Николая II в России насчитывалось около 29 кадетских корпусов: 4 в Санкт-Петербурге (1 кадетский корпус, 2 имени Петра Первого, 3-й имени Александра III и Николаевский), 3 в Москве (1-й имени Екатерины II, 2-й имени Николая II и 3-й имени Александра III). Два корпуса располагались в Оренбурге (1-й Оренбургский и Оренбургский-Неплюевский). В остальных городах находилось по одному корпусу: в Варшаве, Тифлисе, Воронеже, Симбирске, Ярославле, Нижнем Новгороде, Вольске, Сумах, Полтаве, Киеве, Одесе, Орле, Пскове, Полоцке, Владикавказе, Новочеркасске, Омске, Хабаровске, Иркутске, Ташкенте.[31] На особом положении находился пажеский корпус, готовивший детей исключительно детей дворян и состоявший из 7 классов + 2 класса, равнозначных военному училищу.

Правом поступления в корпуса обладали лица всех сословий и вероисповеданий (кроме иудейской веры). Право на казенный кошт имели: 1)дети офицеров, врачей, учителей и священников, состоявших на военной службе;

2) сыновья классных чиновников, если они были убиты на войне;

3) сыновья кавалеров ордена св. Георгия, а также других орденов за боевые отличия.

4) Пажи Высочайшего Двора.[32]

По отдельной системе комплектовались Омский кадетский корпус (сыновья чиновников и офицеров, служивших в Сибири), Донской кадетский корпус в Новочеркасске (дети офицеров и чиновников, принадлежавших к Казачьему войску Донскому), Владикавказский (сыновья служащих на Кавказе), Ташкентский и 2-й Оренбургский (дети служащих в Средней Азии).[33]

Обучение в Кадетских корпусах начиналось с 16 августа, а заканчивалось в первых числах июня. В конце каждого учебного года проводились экзамены. Кроме этого проводилась проверка внеклассных занятий кадетов, а также смотр строевой подготовки. В кадетских корпусах преподавались как общеобразовательные предметы, так и военные. Общеобразовательными Предметами были Закон Божий, русский закон и словесность, история, география, физика, математика, естествознание, французский и немецкий языки, химия, законоведение, чистописание и космография. Также в списке предметов присутствовали пение, фехтование, строевой шаг, танцы, уроки гимнастики. Уровень подготовки в кадетских корпусах был довольно высок, если учитывать, что в военные училища после кадетских корпусов поступало около 90 процентов выпускников. В 1916 году Государственная дума отметила следующие достоинства подготовки: внимание к эстетической подготовке кадет, всесторонняя подготовка, большое внимание физической составляющей, наличность библиотек и устройство съездов учителей и воспитателей. Стоит также сказать, что хорошо было поставлено преподавание закона Божьего. Преподаватели этого предмета старались пробудить у воспитанников интерес к этому предмету, а не просто свести обучение к заучиванию молитв и священного писания. Но наряду с несомненными успехами были и существенные недостатки. Вот лишь некоторые из них: чрезмерная загрузка учащихся, слишком большая стоимость содержания заведений, казарменная дисциплина, сословность, затрудняющая доступ в кадетские корпуса детям из непривилегированных сословий и обязательное ношение формы. Для отличившихся кадет предусматривались именные стипендии (часто довольно большие).



Преподаватели и воспитатели уделяли большое внимание моральному состоянию кадетов. Воспитанники должны были обладать следующими качествами (по «Инструкции для воспитательной части Кадетских корпусов» 1905 года): бодрое настроение, искреннее отношение к ближнему, терпение, самообладание и стойкое перенесение всех невзгод, привычка к строгой критике, умение уважать чужое превосходство, исполнительность, вежливость и пунктуальность. Кроме того, кадеты должны были остерегаться «вредных течений» и «опасных мыслей». На каждого учащегося заводилась специальная аттестационная тетрадь, где по 12-цатибальной шкале оценивалось поведение и успеваемость ученика.

С 1900 года начали функционировать учебные курсы по подготовке офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Занятия велись с 1 сентября по 1 июня. Изучалось четыре предмета: основы анатомии и физиология человека, школьная гигиена, начала логики, психологии и психофизиологии, исторический очерк педагогических идей и современное учение о воспитании (этому предмету уделялось особое внимание). Учреждение этих курсов способствовало повышению качества образования в кадетских корпусах.[34]

Около 10 процентов учащихся увольнялось на попечение родителей. В основном это были те выпускники, которые решали поступать в высшие гражданские учебные заведения. Окончившие кадетские корпуса могли поступать в военные училища, отбывать воинскую повинность с образовательной льготой 1-го разряда. Оказывавшиеся неспособными к военной службе получали 14 класс в табели о рангах. Всего на 1912 год в Кадетских корпусах обучалось около 11 тысяч человек.

В 1862 году в рамках военной реформы Д.А. Милютина были учреждены Юнкерские училища. Краткая история их такова. После неудачной для России Крымской войны стало ясно, что военные учебные заведения Российской империи готовили недостаточно офицеров. Поэтому в 1862 году военный министр Д.А. Милютин принял решение отделить общий курс Кадетских корпусов от специальных, и на базе последних учредить военные училища. Их выпускников с 1864 года начали называть юнкерами. Само это слово пришло из Германии (Jungherr) и означало там молодой господин. Так там называли детей из дворянских семей, поступивших на военную службу. Сперва они учреждались при окружных штабах и не имели единой организации. Но уже в 1864 году были открыты Виленское и Московское юнкерские училища, а в 1865 – Гельсингфорское, Рижское, Варшавское, Одесское и Тверское. Предназначались они для получения военного образования вольноопределяющимися.

Курс юнкерских училищ состоял из двух классов: младшего и старшего. В младших классах. В младших классах преподавались в основном общеобразовательные предметы. В старших основной упор уже делался на чисто военные дисциплины. Главное отличие юнкерских училищ от военных состояло в том. что в военных было больше часов на военные дисциплины, такие как фортификация, артиллерия, тактика, топография.

Сословный состав юнкерских учебных заведений был довольно демократичным. В начале двадцатого века около половины всех воспитанников юнкерских училищ составляли выходцы из мещан, крестьян и казаков.

С 1886 года штат юнкерских училищ начал сокращаться. Это было связано с тем, что юнкерские училища удовлетворяли большую часть потребностей армии и теперь главной задачей было дать офицерам образование на уровне военных училищ. Были закрыты Рижское и Варшавское училища. Одновременно при Московском училище были открыты курсы с программой военных училищ. Все это привело к тому, что уже в начале двадцатого века большая часть офицеров заканчивала военные училища.

При выпуске происходил распределение по двум группам. Выпускники первой группы получали воинское звание по представлению начальства независимо от имевшихся в полку вакансий, а вторая группа распределялась лишь в соответствии с оставшимися вакансиями.

В 1864 году были созданы три военных училища: Павловское. Константиновское и Александровское. Срок обучения в них составлял два года. Представляли они в военном отношении строевые батальоны. Время обучения засчитывалось в качестве действительной службы. Поступать в них могли представители всех военных сословий после окончания курса гимназий, городских училищ или кадетских корпусов с 16 лет. В начале двадцатого века около 56 процентов юнкеров было из кадетских корпусов. В старых военных училищах процент дворян был намного выше. Учились воспитанники 2 года. При выпуске воспитанники распределялись на три разряда. По первому разряду выпускались подпоручиками, по 2 разряду – прапорщиками, а по третьему – юнкерами, получавшими офицерское звание после 6 месяцев службы.

Дисциплина в военных училищах была более жесткой. К воспитанникам военных училищ, по воспоминаниям бывшего юнкера В.С. Кривенко, относились как к военным. По положению 1867 года юнкерами могли быть только дети дворян. В 1874 году, после введения всеобщей воинской повинности, училища стали бессословнывми. Все это привело к тому, что сословный состав военных училищ быстро демократизировался. В начале двадцатого века личных и потомственных дворян в училищах было около 40 процентов. Основная часть воспитанников поступала в военные училища, закончив гражданские учебные заведения. Окончившие 6 класс гимназии могли поступать в училища без экзаменов. Впрочем, многие преподаватели отмечали их плохую подготовку, вызванную их неспособностью закончить полный курс гимназии. В то же время, многие выпускники городских училищ показывали себя с самой лучшей стороны, но поставлены они были в неравноправное положение по сравнению с выпускниками гимназий или кадетских корпусов. В 1902 г., например, из поступавших в училища около трети (1548) имели 6-классное образование, а 3200 — не имели; из последних выдержали экзамены 1526 человек (47%), но приняты на оставшиеся места только 742[35]. Поэтому по настоянию Гувуза в 1903 г. для лиц с 6-классным образованием введен экзамен по всем разделам математики. В военные училища принимались холостые молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Продолжительность обучения составляла два года. Окончившие учебное заведение по первому разряду получали звание подпоручика, по второму – прапорщика.

Каждое учебное заведение состояло из хозяйственной, учебной и строевой частей. В строевом плане оно делилось на 4 роты. Во главе учебного заведения стоял начальник в чине генерала или полковника. В армии его должность была равна командиру дивизии. Утверждался он по высочайшему приказу. В подчинении у него был батальонный командир. Батальонный командир следил за поведением и нравственностью юнкеров, за хозяйственной частью военных учебных заведений. Кроме вышеупомянутых должностных лиц руководством военного училища занимались также ротные командиры и его помощники – портупей-юнкера и фельдфебели. Портупей-юнкера имели унтер-офицерское звание и делились на отделенных и курсовых. Отделенные портупей-юнкера подчинялись курсовым и получали от них задания по надзору за юнкерами. Они проводили построения и отчитывались перед вышестоящими должностными лицами о численности юнкеров. Кроме того они могли вести дополнительные занятия с отстающими воспитанниками. Курсовые портупей-юнкера были непосредственными начальниками юнкеров. Назначались они из старших юнкеров и подчинялись фельдфебелю и курсовому офицеру. Фельдфебели являлись помощниками командиров рот в военном училище. Он производил вечернюю перекличку, проверял правильность нарядов и численный состав.

Система воспитания в юнкерских училищах была построена так, чтобы воспитанники и преподаватели военного учебного заведения ощущали себя сплоченной семьей. Каждое учебное заведение имело свой девиз (например, у Павловского – «Сам погибай, а товарища выручай)[36]. Все воспитанники приносили присягу, причем с момента поступления и до присяги их нещадно муштровали в лагерях. Присягу юнкера приносили в начале октября. Проходила она в торжественной обстановке. После присяги следовало первое увольнение в город, причем за внешним видом юнкеров пристально следило начальство. Особое место занимали училищные праздники – балы, торжественные обеды, парады. На балы приглашались институтки и курсистки. Летом, после сессии, воспитанники отправлялись в летние военные лагеря. Там они занимались практическими занятиями по фортификации, строевой подготовкой, гимнастикой и другими практическими занятиями.

Учебная программа заведений была весьма насыщенной. Помимо общеобразовательных там преподавали чисто военные дисциплины, такие как артиллерию, фортификацию, воинские уставы, военную гигиену, военную историю, военную администрацию и топографию. Знания оценивались по двенадцатибальной шкале: 12 – отлично, 11 – очень хорошо, 10 – весьма хорошо, 9 и 8 – хорошо, 7 и 6 – удовлетворительно, 5 и 4 – посредственно, 3 и 2 – дурно, 1 – весьма дурно. В училищах была развита система помощи детям из малообеспеченных семей. Так, малообеспеченным юнкерам выплачивалась премия в размере 120 рублей[37].

После поражения России в Русско-Японской войне 1904 – 1905 годов начались реформы в сфере военных учебных заведений. Многие юнкерские училища стали объединяться с военными. По закону 28 июля 1910 года были утверждены новые правила, по которым большее внимание уделялось практической стороне и сближались программы юнкерских училищ с военными. Выпускники юнкерских училищ получали должность командира взвода. Также была сокращена программа общеобразовательных дисциплин, взамен этого было расширено преподавание военных. Так, в старших классах 10 часов в неделю было посвящено изучению военной тактики. Новые программы фактически уравняли курс военных училищ с юнкерскими, что привело к тому, что в 1911 году все юнкерские училища были переименованы в военные.

Кроме общевойсковых учебных заведений существовали также специализированные училища, артиллерийские и инженерные кадры для армии. Они не подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений. К 1914 году было 2 артиллерийских училища (Михайловское и Константиновское) и Николаевское инженерное училище. Артиллерийское училище готовило артиллеристов, но их не хватало, поэтому большая часть их выпускалась военными училищами. Обучение велось 3 года. Преподавались геометрия, фортификация, геометрия, физика, химия, баллистика, топография, артиллерия, артиллерийское черчение, артиллерийская тактика и артиллерийская администрация. Всего штат училищ был около 420 человек. В годы Первой мировой войны были открыты также артиллерийские училища в Одессе и Киеве.

Инженерное училище готовило специалистов в области технического обеспечения войск. Образовано оно было в 1816 году. Изучались там следующие предметы: алгебра, геометрия, механика, архитектура, физика, химия, черчение и т.д. Срок обучения составлял три года. Всего в 1901 – 1904 годах было выпущено около 1340 офицеров. В 1915 году были открыты также Киевское инженерное училище. Кроме вышеупомянутых учебных заведений продолжал работать Пажеский его величества корпус. В начале двадцатого века он имел следующий вид. По указу военного министерства от 1 января 1887 года. Было образовано три младших класса. Фактически они были равнозначны кадетским корпусам (правда, обучение там велось на более высоком уровне). Учащиеся этих классов именовались пажи-экстерны. Учащиеся остальных – старших классов, уровень которых был равен военному училищу – пажи-интерны.

В корпусе было три роты: рота — пажи и камер-пажи специальных классов; одна рота — пажи и камер-пажи VI — VII общих классов; две роты — все остальные пажи. Первая и вторая роты имели строевую организацию. Все роты делились на отделения, в каждом из которых был офицер-воспитатель. Иностранные языки изучались по особой программе шире, чем в кадетских корпусах.

Поступить в Пажеский корпус можно было, закончив кадетский корпус или элитные дворянские учебные заведения – два лицея или Императорское училище правоведения. Нужно сказать, что сословный состав Пажеского корпуса был почти исключительно дворянским. Правительство пристально следило за сословным составом корпуса. Это было неудивительно – почти все выпускники Пажеского корпуса шли в Императорскую гвардию.

Ценную информацию о предметах, преподававшихся в Пажеском корпусе дают воспоминания офицера Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка Ф.С. Олферьева. Если доверять его воспоминаниям, в Пажеском корпусе преподавались следующие предметы – геометрия, русский, французский, немецкий языки, естествознание, история, химия, законоведение, географию. Помимо данных предметов преподавались топография, фортификация, тактика, артиллерия, военная история и воинские уставы. Кроме этого, пажи обучались фехтованию, танцам, пению, музыке, этикету и верховой езде. В то же время Олферьев отмечал и недостатки в образовательной программе. Так, курс по многим предметам страдал обрывочностью и недосказанностью. Изучалась аналитическая геометрия, но не начертательная. Очень мало внимания уделялось военной истории (намного больше – история церкви и искусств). Очень мало внимания уделялось практике.

Выпускники Пажеского корпуса составляли замкнутую даже по отношению к остальной части офицерского корпуса часть. Они даже в генштабе старались держаться обособленно. Каждому гвардейскому полку были присущи свои особые традиции.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система военно-учебных заведений начала двадцатого века была в основном заложена в ходе военных реформ Д.А. Милютина. В дальнейшем происходила лишь коррекция системы подготовки офицерских кадров. Так, в 80-е годы военные гимназии были переименованы в Кадетские корпуса, а в 1911 году военные училища были объединены с юнкерскими. В целом, в самом низу пирамиды военно-учебных заведений стояли кадетские корпуса. После окончания корпусов можно было поступать в юнкерские или военные училища. В то же время, вопреки устоявшемуся мнению, в военные училища можно было поступать и недворянам. Более того, в начале двадцатого века лишь половина воспитанников училищ была из дворян. Исключительно дворянским учебным заведением был Пажеский Его величества корпус.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.