МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Эмигрантская пресса Герцена





1853 – Герцен в Лондоне. Понимает, что рассказывать западу о происходящем в России не надо, надо говорить с Россией. Выходит литографическая листовка «Вольное русское книгопечатание в Лондоне». Он обращается к согражданам с призывом присылать материалы, которые можно было бы напечатать, и запрещенных текстов. Герцен предлагает канал трансляции запретных идей. 1 мая типография была открыта в Лондоне. Для любой типографии нужны деньги, они у Герцена были. Нашлись помощники, прежде всего, среди польских мигрантов: Ворцель, Чернецкий, который потом заведовал типографией. Поляки нашли печатные станки, помещения, русский шрифт. Важен был вопрос распространения. Герцен заключил дог7овор с английский книгопродавцем Трюбнером, были заключены договора в Париже и др. городах.
Продукты типографии – прокламации и листовки, например, «Юрьев день», где была высказана мысль, что необязательно решать крестьянскую реформу крещением кровью, то есть, Герцен за реформы.
После появления первых листовок Герцен отправил их в Россию, в гос. учреждения.
Отдельной брошюрой вышла статья «Крещеная собственность», где описывалась несправедливость положения народа. Главное – идея об общине, которая должна спасти Россию. Это прообраз социалистической формы организации общества, даже упоминается слово «коммунистическое устройство».
Ещё одна листовка – «Поляки прощают нас». Там прозвучал лозунг «За нашу и их вольность». Герцен – сторонник освобождения Польши, считал, что каждый народ должен сам определять свою судьбу, поддержал польское восстание в 1863 году, освещал его в своём «Колоколе». Это вызвало падение интереса. В конце Герцен пришел к выводу, что Польское дело – не наше дело.

 

Первые брошюры и листовки расходились плохо, потому что не было контакта с Россией.

Перелом наступил в 1855 году. Герцен думает о периодическом органе, им становится «Полярная звезда». Начало – в честь декабристского издания. Дата под сообщением о выходе издания – 25 марта, день рождения Герцена. Он хотел выпустить альманах ко дню казни декабристов, не получилось. На обложке – профиль 5 казненных декабристов. Сверху была изображена полярная звезда, указующая путь. Эпиграф – «Да здравствует разум» Пушкина. Герцен считал этот лозунг объединительным, т.к. под ним могут собраться все.

В состав 1-го номера «Звезды» входило объявление об издании (основные идеи – посвящение вопросу русского освобождения и отсутствие цензуры), изложен план Полярной звезды; общая статья, философская статья, историческая или статистическая статья; критика, смесь, письма и хроника. Было опубликовано письмо к Александру II Герцена. Он говорил, что от него ждут «человеческого сердца», требовал освобождения крестьян и свободы слова. Там было опубликовано письмо Белинского Гоголю, статья Энгельсона «Что такое государство», письмо Гюго, который высоко ценил выход Полярной звезды.
В первом номере была помещена статья «К нашим», обращение к своим единомышленникам с предложением выступать в Полярной звезде. Лозунг, которым статья кончается – «С нами революция, с нами социализм».
В последнюю минуту первый номер был дополнен сообщением о получении стихотворении Пушкина, Лермонтова, Полежаева. В конце он пишет «наконец-то!», рад установлению связи с Россией. Письма ему привез врач Пикулин, который ехал в Вену, его конспиративно называют Венским.

После прихода Александра к власти в Европе появилось достаточно много русских. Раз они появились, появились и каналы поступления информации Герцену и от Герцена. Привозили письма Герцену. Было известно 9 конспиративных адресов, по которым можно передать тексты.

Герцену помогали многие люди. До сих пор имена корреспондентов не известны полностью. Историк Идельман написал книгу «Свободное слово Герцена», посвященную этому вопросу.
Ему помогали Синевский, Бартеньев, фольклорист Афанасьев, библигораф Ефремов и другие. Прежде всего, пересылали запрещенные тексты.

Всего вышло 8 книжек, с 1855 по 1852 (без 1860)

Тип – альманах-обозрение (третное обозрение, т.к. три раза в год), со второго номера – дважды в год, потом – один раз в год.

Основные публикации –статьи Герцена и Огарева, в т.ч. «Былое и думы». Публиковалась потаенная литература, художественная литература, пушкинское наследие – не только стихи Пушкина, но письма, воспоминания (здесь помогла библиограф Полтарацкий), материалы о декабристах – в 1856 была амнистия декабристам).

Постепенно у Герцена накопилось много материала по тайной истории династии Романовых, был издан целый исторический сборник, где были опубликованы мемуары Екатерины 2, «Путешествие из Петербурга в Москву», воспоминания Дашковой и т.п.

У «Полярной звезды» появились сопутники – «голоса из России», девять книжек, где высказались либералы, взглядов которых Герцен не разделял, но хотел дать им высказаться.

В 1856 году к Герцену приезжает Огарев, появляется идея издания политической газеты.
1857 – начало издание Колокола, ответ на потребность. Название говорящее, девиз – «Зову живых» (Шиллер).
Издавался до 1867 года.
В 1868 году появился выпуск Колокола на французском.
Вышло 245 номеров, выходил с разной периодичностью.

В предисловии к Колоколу Герцен говорил, что направление такое же, как «Полярная звезда». «Везде, всегда быть на стороне воли, разума». Цель – освобождение России, слова от цензуры, крестьян от помещиков, податного сословия от побоев. Герцен отмечал, что Колокол будет звонить, чем бы его не затронули, предлагал звонить в него всем.
Тираж от 2500 до 3000 экземпляров, доходил до 5000 тысяч. За десять лет – 500 000 экземпляров. Были прибавления: «Под суд» (1858-62) – лобное место для частных дел и частных людей, публиковалась критика политики, рассказывались истории; «Общее вече» (1861-64) – прибавление читателям из народа, речь о земстве и старообрядцах, 29 номеров.

Колокол печатали на тонкой бумаге, чтобы удобней было провозить. Их помещали в двойное дно чемодана, между книг. Колокол перевозили в стволе орудия на военном судне, шел как упаковочная бумага или среди дров. Часто пользовались морскими путями, в частности, через Балтику, Константинополь, Одессу.

Царское правительство не дремало, имело на таможне наблюдателей, были списки распространителей и сочувствующих. Оно договорились с властями многих городов, чтобы там Колокол не распространялся. Оно отправляло шпионов. Один из осведомителей попал на празднование пятилетия Колокола в ресторан, и всё доложил, поймали перевозчика с письмами Герцена и номерами Колокола. В одном из писем было предложение публиковать Современник за границей, если его закроют. Это повлияло на закрытие Колокола в 1862 году.

Герцен держал власть в страхе. Колокол просматривали высшие чины России, его читал царь. Сам Герцен отправлял некоторые номера в Россию, благодаря отправкам Герцена и его друзей в питерской библиотеке собралась целая коллекция изданий. На государственном совете рассматривался вопрос об издании Антиколокола, идея осуществлена не была. Царю со временем вместо Колокола стали подкладывать издание, имитирующее Колокол. Чиновники боялись попасть в Колокол, угроза попадания в Колокол могла помочь разрешить вопросы.

Некоторые умные чиновники прислушивались к Герцену, например, Ростовцев, руководитель комиссии по крестьянской реформы, держал Колокол у себя на столе.

Колокол поражал осведомленностью, широтой охвата. Возникает вопрос об источниках информации. Конечно, это были те, чьи письма публиковали, а так же те, чьи письма служили источниками информации. Можно выделить несколько групп: либералы, но и люди других категорий, например, чиновники, причем чиновники высокого ранга, и провинциальные чиновники. Была рубрика «Под спудом», где обличались беззакония, о которых стало известно. Иногда Герцен публиковал известия, в которых не был уверен, для этого была рубрика «Правда ли?»

Таким образом получались, что Колокол шаг за шагом следил за действиями правительства, «открывал России её раны».
Особый интерес был к крестьянской реформе. Когда царь объявил о создании редакционных комиссий, то Герцен обратился к царю с лозунгом: «Ты победил, галелианин!» (цитата Николая Отступника, признавшего своё поражение в борьбе с христианством).
Если что-то Герцену не нравилось, он прямо заявлял об этом.
Любопытна статья «Сечь или не сечь мужика», ироничное обсуждение предложения бар оставить телесные наказания.
Важна статья «Допотопное правительство, ископаемый епископ и обманутый народ». Главная идея – народ обманут правительством крестьянской реформой. Герцен говорит, что ни правительство, ни духовенство не поддержало народ. Используется много публицистический приемов: прямое обращение к власти и духовенству, высказывание личного мнения, вопросы. Герцен высказывает идею, что истинными пастырями народа является не высшее духовенство, а те самые крестьяне, которые восстали за права своих собратьев. Герцен был атеистом, не стоит оскорблять Тихона Задонского.

Герцен активно вступает в полемику. Одна из них – «Письмо из провинции», 60-е годы. Есть разные версии, кто автор первоначального письма: Добролюбов ли, Чернышевский ли. Герцена упрекают в том, что он поёт хвалу Александру, а надо действовать решительно.
Герцен отвечает ему, говорит, что у них разные взгляды и считает, что «топор» - это последний довод, и нужно приложить все усилия, чтобы обойтись без него. Вместо топора он предлагал пользоваться метлами, которые выметут все недостатки. Призыв к топору – призыв безответственный, его надо избегнуть.

Ещё одно полемическое выступление – спор с журналом «Современник». Добролюбов в 1859 году написал статью «Литературные мелочи прошлого года», писал об обилии литературы, обличающей недостатков, он считал это фиктивной гласностью, т.к. обращают внимание на мелочи, а главное игнорируют. Герцен выступает против этого со статьей “Very dangerous”: он говорит, что верит в силу общественного мнения, которое способно повлиять а власть, в обличении пока много недостатков, но это недостатки первой гласности. Герцен считал, что опасно освистывать первые опыты свободного слова, это поможет делу реакции. Эта статья вызвала потребность у Чернышевского приехать в Лондон для выяснения отношений. После этой встречи появились публикации в обоих журналах, пытавшиеся смягчить остроту встречи.
«Лишние люди и желчевеки (недовольные люди, т.е. Чернышевский и Добролюбов)». Поколение 60-х критиковало поколение 40-х, Герцен его оправдывал. Лишние люди делились на людей николаевских и александровских, николаевские – настоящие лишние люди, которым не давали что-либо делать, а в александровское время уже нельзя быть лишними людьми. Герцен говорит, что лишние люди уже в прошлом, но скоро в прошлое уйдут и желчевеки.

Герцен вел полемику с Тургеневым в статье «Концы и начала»: концы – Европа, начало – русская община.

К 1863-64 году Колокол начинает терять свою аудиторию. Была специальная кампания против Герцена, когда было разрешено обсуждать его в прессе, что уронило его авторитет. Изменилась и ситуация в России.
Было решено перенести издание Колокола в Европу. Появилась молодая иммиграция – Соловьевич, Мечников, Нечаев. Они предлагают Герцену взять Колокол в свои руки, они неуважительно относятся к Герцену, он относится к ним отрицательно, однако Огарев и Бакунин интересуются молодым поколением, Герцен вынужден идти на уступки.
В 1867 году отмечается 10-летие Колокола, решено сделать некую паузу. Герцен понимает, что скоро Колокол замрет, в 1869 он прекращает издавать его.

Последний труд Герцена – «Письма старому товарищу» - Бакунину. Они до сих пор актуальны. Герцен высказывает идею о важности теории для подготовки изменений, считает стихийное восстание дурным способом, т.к. оно отбросит культуру человечества назад. Человечеству нужны апостолы, т.е. проповедники, а не разрушители.

 

В 1870 году Герцен умер.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.