МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Журналистская деятельность Белинского (1811-1848)





Два этапа:
1. Московский (Телескоп и Московский наблюдатель)
2. Петербургский (Современник и Отечественные записки)

Белинский родился в семье корабельного врача, семья вскоре переехала в Пензу, он не закончил пензинскую гимназию, поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Он учился там три года и все три года на первом курсе, потом его отчислили. Именно в университете он слушал лекции Надеждина, Надеждин поселил его в своей квартире и дал ему возможность сотрудничать в свой журнал. Белинский высоко ценил Надеждина, тот разглядел в нем талант.
Первой статьей Белинского была статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Именно тогда Белинский определился, что его назначение – критика. Критика – не просто анализ литературы, но и орган общественного мнения.
Кроме Надеждина, на Белинского оказал влияние кружок Станкевича. Они изучали философию Шеллинга и Гегеля, идею превосходства искусства над наукой. Философские искания начались у Белинского ещё тогда. Там ему дали прозвище «Неистовый Виссарион», что характеризовало его характер. Это свойственно и его текстам: страстность, максимализм, даже театральность.
«Литературные мечтания» состоят из 10 глав. Он заявляет о том, что у нас нет литературы. Дело не в том, что у нас нет литературы, но у нас нет литературы, которая отражает жизнь народа. Но это неплохо, ведь есть надежда, что она будет. Надо, чтобы литература стала отражением внутренней жизни народа. Он называет четырех писателей, которые отражают это: Крылов, Державин, Пушкин и .
Три периода: Ломоносовский, Карамзинский и Пушкинский. Новый этап не имеет главы, и нужно его найти. Народность станет центром литературы.
Подписывает он статью «Он Инский».
Затем он публикует статью «О русской повести и повестях Гоголя», посвящена Арабескам и Миргороду. Сначала Белинский говорит, что литература делится на идеальную (рисует жизнь в идеале писателя) и реальную, современный век – век реального, а лучший жанр – повесть. Он характеризует всех авторов, пишущих повесть, и говорит, что лишь в Гоголе воплощается реальная поэзия. Он называет основные черты Гоголя: простоту вымысла, народность как верное изображение нравов и характера народа, истина жизни и оригинальность, выражаемая в комическом воодушевлении, побеждаемом чувством грусти. Вывод: Гоголь – поэт жизни действительной. Белинский выделяет Гоголя как ведущего автора нового периода.
Кроме статей о литературе Белинский публикует статьи о журналистике, в том числе «Ничто о ничем», центральная часть которой посвящена «Библиотеке для чтения». Ему не нравится, что этот журнал приноравливается к публике. По Белинскому, душа журнала – критика.
Следующая статья «О критике литературного мнения Московского наблюдателя» осуждает журнал за изъятие библиографии и за высокомерное отношение к читателю, светскость и аристократизм.


После закрытия «Телескопа» Краевский приглашает его в Петербург писать статьи при условии, что он не будет подписывать свои статьи.
И тогда он получает приглашение в «Московский наблюдатель», который стал убыточным и из которого ушли прежние хозяева. Белинский публикует там около 120 статей, является неофициальным редактором журнала, приводит своих друзей.
Тут важно, что Белинский увлекается формулировкой Гегеля «Всё действительное разумно и всё разумное действительно». Он начинает принимать концепцию исторического фатализма: недостатки мира естественны, с ними нельзя бороться, их надо принять. Принимая эту точку зрения, Белинский получает состояние внутреннего равновесия. Герцен его видит в это время и говорит, что он поражен перемене: вместо бойца он видит индийское спокойствие и созерцание, они даже рассорились, хотя потом и помирились.
Этот период называется примирением с действительностью. Это проявляется в литературных статьях.
В 1839 году журнал закрывается. В это время Белинский соглашается быть московским корреспондентом журнала «Отечественные записки» Краевского, и тот приглашает его в Петербург.

Журнал «Отечественные записки» существовал с 1818 года, его начал Свиньин, он сделал его сборником различных сведений о России. Журнал не был особенно популярен, существовал до 1831 года, потом Свиньин его закрыл, снова открыл и стал сдавать Краевскому, а после смерти Свиньина Краевский (181-1889) стал полноправным владельцем.
В первой книге журнала страниц больше, чем в «Библиотеке для чтения», целых восемь отделов. Сам Краевский проявил себя в журналистике, был сотрудником в «Современнике» Пушкина. «Записки» стали настоящим энциклопедическим журналом. Вначале он стремился содействовать просвещению и ориентировался на широкие круги читателей. Журнал имел необычный отдел – «Современная хроника России»: подборка официальных документов о жизни России (выставки, открытия и пр.), другие отделы - домоводство, сельское хозяйство и промышленность, смесь, отдел словесности. С приходом Белинского ведущими стали отдел критики и отдел литературной хроники. Белинский действительно повлиял на этот журнал. За время сотрудничества (до 1846 года) он отрецензировал более 500 книг. По просьбе Белинского в журнал был приглашен Некрасов.
Первые статьи Белинского были под флагом примирения с действительностью. Так, он оценил Чацкого из «Горе от ума» как персонажа неглубокого, ведь осмеять общество не может быть целью литературы, истинная литература должна возвысить человека до созерцания общества, нужно нарисовать мир красоты. Наконец он начинает понимать, что российская действительность гнусна и ужасна. Важным становится знакомство с «Героем нашего времени». Теперь «Горе от ума» становится энергическим первым протестом против гнусной действительности. «Я проснулся», - сказал Белинский. Предназначение – чтобы люди жили лучше, чем сейчас.
В 1841 году он заявляет о своих политических взглядах, развивается любовь к свободе человеческой личности, проявляет интерес к идее социализма. Девиз того времени - прогресс и движение. Журнал становится воинственным и демократическим.
Герцен вспоминает, что студенты судорожно ожидали статьи Белинского.
Белинский стал публиковать годовые обзоры русской литературы (традиция от Бесстужева-Марлинского), где историческо-литературный подход шел рука об руку с теоретическим. Идея: литература должна быть выражением жизни общества. Надо оживить общественную жизнь, «встряхнуть царство апатии». Яркий взгляд на общество он видит в Печорине.
В 1842 году он отказывается от лозунга «нет литературы», он связывает это с выходом «Мертвых душ». Кроме обзоров Белинский выступает как полемист, вступает в дискуссию в связи с выходом «Мертвых душ». Булгарин, Полевой и др. считают это произведение грубой карикатурой на действительность. Аксаков говорил, что русская жизнь изображена как в эпосе, объективно. Белинский говорит, что изображена Россия конкретного времени, и текст субъективный, то есть, неравнодушный, выстраданный.

Тем временем возникает натуральная школа, термин ввел Булгарин, его подхватил Белинский. В «Отечественных записках» опубликованы многие произведения натуральной школы, например, «Записки охотника» Тургенева и «Белые ночи» Достоевского. Новую школу Белинский противопоставляет устаревшей литературе.
Белинский издает монографии о Пушкине и Лермонтове, пишет рецензии, выступает как памфлетист. В частности, он выступает с памфлетом «Педант» (с подписью Федор Бульдогов) против Шивырева, обвиняет его в консерватизме. Выступает и как публицист, публикует статью «Парижские тайны» в 1844 году. Там он размышляет о том, что произошло во Франции после революции 30-го года. Он считает, что буржуазия воспользовалась помощью народа, но народ ничего не выиграл; он пишет о фальши буржуазной демократии.
В середине 40-х годов начинает усиливаться конфликт Белинского с Краевским. Последний был слишком осторожным и приписывал успехи Белинского себе. Белинский ассоциирует себя с Прометеем, прикованным к скале «Отечественных записок», а коршун – Краевский. «Журнал губит меня», он вынужден заниматься черновой и срочной работой.
В 1846 году Белинский уходит из «Отечественных записок». Он хочет издавать журнал «Левиофан», в конце 46 года Некрасов и Панаев приглашают его в журнал «Современник», полученный ими в аренду. Белинский хорошо знаком с ними. Официальным редактором журнала являлся Никитенко.
Это был литературный журнал. Отделы: словесность, наука и художества, смесь, моды, критика и библиография. Здесь были опубликованы «Сорока-воровка» Герцена, некоторые из записок охотника.

 

Лекции:
13 мая – лекция
20 мая – письменная аттестационная работа. Конспекты – обязательно, сдать до 20 апреля. Два вида работы: рефераты (до 13 мая) или письменная работа.

Читать статьи Добролюбова и Чернышевского.

«Взгляд на русскую литературу 46 года» - первая статья, программная для «Современника». Центральная тема – Гоголь и натуральная школа, её защита. Натуральная школа изображает только отрицательное, но это пока. Затрагивается вопрос о народности, он говорит о том, что подобно тому, как личность относится к идее, так народность относится к идее всего человечества. В концепции славянофилов Белинский видит целый ряд изъянов. Славянофилы очень часто принимают процесс за результат, они торопятся с выводами. Не нужно абсолютно перенимать чуждое, нужно перерабатывать его. Он представляет в этой статье таких авторов, как Григорович, Кольцов, Григорьев, Достоевский. Он высказывает надежду на будущую литературу, задача – изучать действительность и в ней искать ответы на вопросы. Исходя из этой концепции он оценил книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Это важная для Гоголя книга, там он указывает выход для всех. Гоголь утверждал, что нужно искать ответы внутри себя, а не вокруг. Гоголь хотел, чтобы каждый из людей привел свою душу в соответствии со своей земной должностью и делал своё дело так, как повелевают высшие небесные законы. Он выступает за монархию, но царю надо тоже «вынестись из омута». Царю не понравилось, что Гоголь даёт ему советы, он цензурно сократил книгу. На книгу посыпались отрицательные отзывы. ОВ второй книге «Современника» вышла отрицательная рецензия на «Выбранные места».

В 1847 году Белинский и Гоголь оказываются за границей, там они ведут переписку. Знаменитое письмо Белинского Гоголю было написано именно тогда. Игорь Золотухин: «Одна Россия бросила перчатку другой России», Гоголь и Белинский – центральные фигуры того времени.
Белинский не верил в искренность Гоголя, считал, что он заискивает перед властью. Белинский говорит, что Гоголь уронил себя в глазах людей. Кроме неискренность он упрекает Гоголя в том, что тот не знает России и чужд России, живя за границей. «Нужны России не проповеди и молитвы», «нужно пробуждение в народе человеческого достоинства». Нужно искать выход в успехах цивилизации, просвещения и гуманности. Главными национальными вопросами того времени является уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания и введение строгого выполнения существующих законов. По сути, это программа действия. Затем Белинский достаточно сурово отзывается о русском помещике – это варвар, о церкви – это иерархия, значит, опор кнута, русское духовенство – гнусное духовенство, русский народ атеистичен. Церковь предала Христа, по мнению Белинского. В этом споре сошла радикальная позиция и желание изменений и консервативная позиция и идея внутреннего самосовершенствования, религиозных исканий. Получается, что каждый понимал, что так жить нельзя, но пути решения разнились. В письме также затрагивались вопросы просвещения, и оба спорщика считали, что они говорят от имени России. Гоголь, получив это письмо, ответил Белинскому. Можно ощутить разницу интонаций: Гоголь абсолютно потрясен этим письмом, он пишет шокированно. В конце он желает Белинскому спокойствия душевного и здоровья.

Белинский возвращается в Россию, пишет статьи для «Современника». Тезис «искусству важен перевес содержания над формой» сформирован в обзоре литературы 47 года, говорит о «Обыкновенной истории», «Кто виноват» Искандера, ведет спор со славянофилами. В своих статьях он упоминает Гоголя, ставит его высоко, но без «Переписки».

 

В 48 году издается манифест царя, где он говорит, что в России не будет революций, как в Европе. Кто-то распространяет листочек, где говорится, что Россию ждет революция, подписывается «истый русский». Подозрения приходят к Белинскому, почерки оказываются разными, но всё же это тяжело для Белинского. Он умер 25 марта, похоронен на бедной части кладбища. До середины 56 года было запрещено упоминать имя Белинского.

Весной 49 года был раскрыт заговор. Было арестовано 123 человека, обвиненных в замысле преобразовать общественный быт и свергнуть режим. Речь идёт о кружке Петрашевского. Петрашевский, сотрудник таможни, пропускал большое число литературы. Это был заговор не действий, а идей. У него дома собирались разночинные люди, они изучали социалистические идеи. Направление кружка – социалистическое. Они думали о разумной организации туда, отсутствии эксплуатации, социальной гармонии. Говорят о необходимости преобразований, считают Николая извергом. Петрашевский был человеком умеренных взглядов, некая группа, существовавшая внутри организации, была радикальней, туда входили Кашнев, Дуров, планировали восстание. Они стремились организовать подпольную типографию. Были арестованы по доносу провокатора, 21 человека приговорили к расстрелу, в том числе был Достоевский. Затем, по приказу Николая, приговор был смягчен.

В этот кружок приходили многие русские литераторы, например, Салтыков-Щедрин, Майков, Плещеев. Петрашевцы распространяли свои идеи печатно, издавали карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, было напечатано два выпуска 45 и 46 года. Там растолковывались ключевые слова учений Фурье, необходимые для понимания французской революции. Издавали агитационные листовки, литературу для народа.
в 60-е годы Достоевский издает два журнала – «Эпоха» и «Время».

Письмо Белинского к Гоголю связано с тем приговором. Про Достоевского в вине было сказано, что его подвергают смертной казни за распространение письма Белинского.

Россия в 48 году вступила в эпоху мрачного семилетия. В русской журналистике это время называют эпохой цензурного террора. Это были тяжелые времена для русской прессы. Боязно идей с запада изменила цензурную политику, возникли новые структурные единицы в цензурных ведомостях. Царь поручил составить специальный комитет распространения цензурных вопросов и контроля за верным выполнением цензуры. В составе этого аппарата были чиновники, возглавлял его Меньшиков. Этим комитетом были составлены списки всех журналов, цензоров и редакторов предупредили о личной ответственности за пропущенные статьи, комитет потребовал подписывать все статьи. В 49 году Уваров был смещен с должности министра просвещения, за то, что он заботился о свободе университетов. Вместо него пришел Шахматов-Ширинский, жесткий и малопросвещенный. За комитетом Меньшикова последовал Бутурлинский комитет. Бутурлин был директором императорской библиотеки. Были приняты необходимости меры, например, увеличения штата и оклада цензоров. Лояльными цензорами были Гончаров, Федор Тютчев, которые потянулись туда благодаря окладам. Цензоры должны были иметь высшее образование и не занимать других должностей. Этот комитет просуществовал до 55 года, меры привели к сужению публикуемой информации. Был запрет на обсуждение действий правительства и властей, нельзя было публиковать статей о революции во Франции, о восстаниях и пр. Цензоры предоставляли списки запрещенных ими изданий, за теми авторами устанавливался полицейский надзор.
40-е годы – время формирования западников и славянофилов. И, хотя славянофилы принимали монархию, были признаны оппозиционными, им не удалось создать свой журнал.
С учетом цензурных условий происходила корректировка внутренней политики изданий, журналы потеряли свою остроту и актуальность, критика социального плана сменилась эстетическим, библиографий стало много, авторы стали публиковаться в разных журналах, что привело к исчезновению самобытности журнала, их направлений. Были созданы чиновники особых поручений, которые при цензурном комитете просматривали газеты и делали сводки материалов. Очень следили даже за нау3чными статьями, были случаи, когда газете «Московские ведомости» запретили публиковать лекции профессора Рулье о первом появлении растений и животных на земле, т.к. его точка зрения не соответствовала священному писанию. Даже обсуждался вопрос о цензурированию нотных знаков.

Суровые цензурные условия имели и положительный результат. Именно в это время силу приобрели литература и критика, многие пытались высказать свою позицию не совсем открыто, завуалированно. Появилась глубина подтекста, литература иносказания. Для того, чтобы читатели понимали это, нужно, чтобы читатели были думающими. Такие суровые условия породили умного читателя. Жесткие условия способствовали оттачиванию методов общения правительства с прессой.

1855 год – смерть Николая.
«Николай прошел» - скажет Герцен, - «и Россия вступает в новый отдел своего развития».

Герцен (1812-1870)

Мощная фигура человека, который соединил в себе 40-е, 50-е и 60-е годы. Его творчество – отклик на основные исторические события. Важно, что произведения Герцена высказывают многие до сих пор актуальные мысли. Он был самым открытым нашему времени публицистом. Сам Герцен говорил: «мы открываем настежь двери», он принадлежит русской общественной мысли как таковой.

У Герцена много высказываний, которые актуальны до сих пор. Например: «Свобода лица – высочайшее дело». «Борьба – моя поэзия».
У него есть фраза: «Я всегда в движении». Это очень точно его характеризует. Это было движение во времени, в пространстве. До 47 года он жил в России, потом – в Европе. Сознательная жизнь фактически делится напополам этим переездом. Герцен побывал в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, не говоря о многих городах. Движение – это и изменение статуса, роли человека. Герцен был чиновником, ученым, литератором, философом, публицистом, общественным деятелем и пр. Ему дали официальный статус «вечного изгнанника». Ещё одно движение – он всегда был в центре идейных споров, полемик. Герцен умел управлять и организовывать движение информационных потоков. Он издаёт Колокол и Полярную звезду, отправляет свои издания в Россию и получает отклик, на основе которого получается новый печатный продукт. Он организует диалог, некую коммуникацию, он открывает возможность говорить для страны, которая долгое время молчала. Любопытно, что он сумел притянуть к себе людей, причем не только тех, кто писал ему, но люди к нему даже приезжали. К нему приезжали Белинский, Краевский, Достоевский, Стасов, Л.Н. Толстой, Чернышевский и даже специальные агенты охранки. Даже в конце жизни Герцен, оставив дело своей жизни, не выглядит вовсе побежденным, потому что он всегда знает, что у любого дела существует апогей и перегей. Сам он говорил, что до конца жизни остается движущейся революционной натурой. Герцен всегда высказывался против решения социальных проблем путем восстания, он отрицал возможность кровопролития. Он высказывался против буржуазного пути развития, он высказывался за развитие общины. Герцен называл себя революционером, он это значило, что он стремится к новым, прогрессивным формам общественной жизни.

Герцен родился в 1812 году, будто вышел из этого главного года. Он родился в старинной древней семье, дядя был дипломатом, потом сенатором. Отец долго жил за границей. Герцен был незаконно рожденным, отец очень любил его, но он числился не его сыном. Он оставил его большое наследство.
1825 – восстание декабристов. Казнь декабристов «разбудила ребяческий сон моей души». ОН тяжело переживает казнь декабристов и расправу над оставшимися. В 1827 году Герцен и Огарев дают клятву на Воробьевых горах бороться с «этим троном, этим алтарем». Эта клятва определит их дальнейший путь, т.к. они присягнули в виду всей Москвы. Именно декабристская тема станет одной из важных для Герцена. Полярная звезда – повторение названий декабристов, на обложке были профили декабристов. В Полярной звезде публиковались тексты декабристов, воспоминания. Герцен установил контакты с декабристами и их детьми. В 1855 году вышла Полярная звезда, в 56 декабрист Иван Якушкин в ссылке читал Полярную звезду.
В 1829 году Герцен поступает в Московский университет на физико-математическое отделение. Его друг Огарев поступил на словесную линию. Герцен интересуется естественными науками, он публикует первые естественные переводы в журналах. В 1833 году он защищает диссертацию по астрономии. Он участвует в кружке Станкевича. Вокруг Герцена, который лидер, создается группа, эти молодые люди, в отличие от кружка Станкевича, которые считается философским, Герцен занимается политическими вопросами. Для них Франция и французы представляют интерес. Они говорят о ненависти всякому насилию и произволу. Он не участвовал в знаменитой моловской истории, когда студенты изгнали раболепного лектора Молова, зато поддерживал его, за что и был отправлен в карцер. В 1834 году в его доме был проведен обыск, было открыто дело за пение пасквильных песен, хотя сам Герцен доказывал, что они с Огаревым в этом не участвовали.
Следствие окончено, Герцен отправляется в Пермь под надзором полиции, но благодаря ходатайству Пермь заменяется на Вятку (ныне Киров). 3 года Герцен провел в Вятке. Он занимался перепиской документов как чиновник. Там он познакомился с семьей чиновника Эрна, в этой семье была девочка Маша, она станет соратницей Герцена. Её адрес в замужестве (Мария Рейхель, жена немецкого музыканта) станет конспиративным адресом для всей издательской деятельности Герцена. В Вятке был Александр Второй, Герцен проводит его по выставке достижений народного хозяйства, благодаря содействую Жуковского его переводят во Владимир.
Герцен публикуется под псевдонимом Искандер (Александр Македонский по-арабски), он заведовал прибавлениями к владимирским губернским ведомостям. Во Владимире жизнь была полегче. Герцен женится на своей двоюродной сестре Марии Захарьеве, оба они незаконнорожденные, поэтому препятствий для свадьбы нет, в 40-ом году рождается сын Александр.
Он едет в Петербург. В 40-ом году в «Отечественных записках» он публикует «Из записок молодого человека».
Его обвиняют в разглашении сведений, его ссылают в Новгород. Здесь он решает уйти со службы, потому что видит постоянную несправедливость, которая творится там. Он возвращается в Москву. Он оказывается в среде своих друзей. Начало 40-ых годов – салоны, кружки, всевозможные обсуждения актуальных вопросов. Он общается с Иваном Тургеневым, Чаадаевом и другими. В эту пору создаются кружки западников и славянофилов. Начало этому, как считает Герцен, положили лекции Грановского и письмо Чаадаева. Грановский – важное имя, он был профессором-медеевистом (Европа средних веков), вел публичные лекции (может присутствовать любой за плату).
Славянофилы: братья Киреевские, братья Аксаковы, Хомяков и пр.
Герцен видел, что между славянофилами и западниками были и сходства. Они были оппозиционны самодержавию, они были против крепостного права, все понимали, что так, как нынче, жить нельзя, только ответ на вопрос, как жить, они искали в разных направлениях и предлагали разные варианты. И те, и другие, были либералы. Славянофилы не признавали единство исторического пути Запада и России, акцентировали внимание на особенном пути Руси, идеализировали допетровское время, особое внимание уделяли православию, особое понимание связи между народом и государством, помещиком и крестьянином. Они выступали против применения к России буржуазного развития и вообще западных путей. Они не были против промышленности, им не нравилось то, что буржуазный путь ведет к обнищанию людей. Они критиковали политическое устройство ряда европейских стран.
Славянофилов и западников Герцен называл двуглавым орлом, глядящим в одну сторону, но с одним сердцем, бьющимся любовью к родине.

Журнал западников назывался «Отечественные записки», запрещенный журнал славянофилов назывался «Европеец».
Герцен публикует научные записки в «Отечественных записках» Краевского. Он пишет о том, что назначение человека – вести общественную деятельность, а этому должна помочь наука. Он выступает за реализм в философском смысле, т.к. философия должна опираться на науку. Он уже заявляет о своих материалистических взглядах. Герцен и его друзья хотят даже завладеть отделом науки в отечественных записках, они хотели издавать свой журнал, но Грановскому не дали разрешения. Ещё один цикл статей – письма об изучении природы, здесь, в 8 статьях, изложена материалистическая концепция. Эти статьи написаны на оснвое большого числа источников, он делает выводы о связи философии и естествознания. Материалистическая философия существует на признании объективности, реальности, а метод философии – диалектика, признание существования противоречий. Он выступает и как беллетрист, выходит начало его романа «Кто виноват?» В «Отечественных записках» публикуются первые главы его романа, продолжение печатает в «Современнике» Некрасова, там выходят «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов».

В 1847 году Герцен отправляется заграницу. Сначала он оказывается в Париже, там же Бакунин, Аненков, Белинский. Семья Герцена снимает квартиру на Авеню Мариньи. Именно так называется один из текстов Герцена – письма из Авинью Мариньи, которые входят в «Письма из Франции и Италии», цикл был написан с 47 по 52 год. Это размышления Герцена о Европе и Западе, революцию.
Герцен становится событием революционных событий во Франции и Италии. Он публикует своё письмо в «Современнике», это письмо вызывает недовольство его друзей. Герцен с одной стороны наблюдает за жизнью Франции, но он наблюдает и за парижанами, его главный интерес вызывают слуги или работники. «Люди толпы очень избаловались», пишет он, но говорит о них с уважением, потому что они имеют чувство собственного достоинства, они не являются рабами, они заканчивают работать, когда заканчивается время их работы. Этих людей Герцен называет группой «Париж, стоящий за цензом». В Париже тогда было ограничение избирательного права, те, кто платили налог меньше 200 франков, не могли выбирать. Власть имели только богатые. Герцен пишет о двух Парижах: стоящих за ценз и стоящих за цензом. Ему очень не понравился лозунг «обогащайтесь, и станете избирателем». Он выводит буржуа в образе Фигаро. Там Фигаро изменился. Если раньше он был беден, сметлив, радостен, то теперь он отяжелел, презирает голодных. Если из-под ливреи был виден человек, то теперь из-под фрака видна ливрея, то есть, лакей. Буржуа воспользовались народом, их власть основывается на силе денег и любви к порядку. Он пишет, что буржуазия не имеет никакой будущности. Эту статью читает Белинский и говорит о том, что этот вопрос ещё не решен. Любопытно, что до конца жизни Герцен так и относился к мещанству и буржуа отрицательно.
В 1848 году Герцен участвует в революционных событиях. В частности, он участвовал в римских шествиях и демонстрациях. Когда он увидел поражение французской революции, он сказал, что буржуа сгубили республику. Это заставляет его думать об истории, её движущих силах. Он осмысливает европейские уроки. Он склоняется к идее социализма, выступает автором концепции общинного (русского) социализма. Он делает вывод, что лучшее будущее должно созидаться без крови.
Герцен уезжает в Швейцарии, там он создает книгу «С того берега». Герцен противопоставляет берег революции берегу реакции, этот текст построен в форме диалога с оппонентом, он показывает несостоятельность буржуа, выступает за открытую борьбу. Он говорит о своей религии – религии грядущего общественного переустройства.
Приходит известие, что Николаем накладывается запрет на его имущество. Его вызывают в Россию на суд, Герцен отказывается это делать. Он лишается русского подданства, становится «вечным изгнанником».

Он публикует новую книгу, где ставит задачу представить традицию русского просвещения и освободительного движения. Русская литература начиналась благодаря помощи правительства, потом литература стала самостоятельной, в условиях деспотизма стала революционной. Книгу он называет политическим трактатом, друзья не одобряют её, боясь репрессий.
В личной жизни тоже тяжело. Его мать и сын погибают в кораблекрушении. В это же время серьезные изменения происходят в личной жизни: его жена увлечена поэтом. В 1852 году жена Герцена умирает. Он остаётся одиноким, сначала он скитается по Европе, затем принимает решение отправиться в Англию. В Англию в это время стекаются мигранты после революции. Герцен решает остаться там, чтобы выполнить две задачи – основать вольную русскую типографию и написать книгу мемуаров («Былое и думы»). «Единственное, что мне остается – энергия борьбы».





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.