Ненавижу зиму за то, что одеваешься, как капуста, при этом выглядишь, как пингвин, но всё равно холодно. доровые связки и сильный голос – главный инструмент певцов. Как правильно за ним ухаживать, знают фониатры. Мы обратились за советами к одному из крупнейших российских специалистов в области фониатрии, врачу – отоларингологу Льву РУДИНУ. Мы встретились с «мастером» в его клинике, в «цитадели российской фониатрии», как он сам называет свое детище. За время вашей работы к вам обращалось много исполнителей, в том числе и звезды российской эстрады, но так же и дети, с какими проблемами? У каждой возрастной и профессиональной группы свои проблемы. У детей это узелки, от того, что дети часто кричат, особенно в шумной школьной обстановке. Для поющего человека вдвойне важно соблюдать правила, но если проблемы - молчать нельзя (смеется) - нужно идти к врачу! Есть ли профилактические упражнения для поддержания голоса? Правильная техника голосообразования, обучение, постановка голоса, то есть вокально-речевая профилактика. Есть некоторые упражнения, направленные на повышение тонуса связок и разогревание аппарата перед голосовой нагрузкой. Нерегулярные занятия ни к чему не приведут. Существуют ли какие-то ограничения в питании человека, занимающегося вокалом? Нельзя пить и есть все, что раздражает слизистую оболочку: острое, перченное, соленое, кислое, грубое. Все это нужно исключать! Орехи и семечки следует исключить непосредственно перед пением, но не из повседневной жизни. Почему одним людям дано петь, а другим нет. От чего зависит голос: от аппарата, от врожденных данных или это талант и что-то свыше? На этот вопрос ответа нет (смеется). Это секрет природный. Анатомическое строение и функция гортани у всех людей абсолютно одинаковы. Вероятно, умение петь формируется где-то на уровне нервно-мышечной передачи, работы мышц или центрально-нервной системы. Японцы говорят – кто поет , тот долго живет поет, это так? Согласен! Научно не знаю, есть ли подтверждения этому, но внутренне полностью согласен. Советы фониатра. Первая помощь своим голосовым связкам: 1. Молчание. Если ваш голос «устал», то лучшее средство – отдых иполное молчание. 2. Тишина. Вредно не только петь, но даже просто слушать музыку: во время слушания голосовые связки инстинктивно напрягаются помимо вашего желания. Разговаривать можно низким, грудным, тихим голосом. 3. Тиха речь. Если у вас сел голос, не говорите шепотом – шепот гораздо сильнее напрягает связки, чем обычная (даже хриплая) речь. Пение – это тяжелый физический труд, который требует, как и профессиональный спорт, ежедневных многочасовых тренировок. Просто так не выйдешь и не споёшь! (Анна Нетребко, солистка Мариинского театра) «Ведь самое главное для голоса – сон. Я могу петь и холодный, и голодный. Но если не высплюсь, то всё: голос не звучит». Эдуард Хиль Новогодние праздники – горячая пора для артистов: ёлки, утренники, концерты, гастроли. И всегда нужно быть в форме, в голосе и в хорошем настроении. На это раз мы говорили со Львом Рудиным именно о том, как продержаться в этот напряжённый период и какие меры предосторожности позволят блистать на концертах. Утомление может накапливаться и наслаиваться до срыва. При чрезмерной нагрузке ослабевают гортанные мышцы, голос теряет свежесть, звучность, становится тяжёлым, не поддаётся контролю, выделяется много слизи, случаются кровоизлияния. Требуется бережное, внимательное и серьёзное отношение при воспитании и использовании молодых голосов. Если выступления идут один за другим. Есть шанс охрипнуть и сильно перенапрячь голосовые складки. В этом случае придётся прибегнуть к помощи фониатра. В условиях стационара мы проделаем процедуры, направленные на поддержание голоса, индивидуально подберём лекарственныепрепараты. Если нагрузки не сильно велики и между концертами есть достаточный промежуток времени Самый лучший совет – соблюдать режим труда и отдыха. Что это значит? Отдыхать, не болтать подолгу по телефону, с друзьями, не слушать музыку в этот период и даже не читать! Максимально исключать другие голосовые нагрузки, как вслух, так и про себя. Следует избегать длительного пения без перерыва (не более 45-60 минут для профессионалов). Надо помнить, что сегодняшний день – это звено в цепи последующих дней вашей творческой жизни. Питание Немаловажно в таком голосовом режиме следить за питанием, чтобы не было раздражающих напитков (газировок), слишком холодного, горячего, острого. Всё это на фоне активного кровотока, который создается при голосовых нагрузках и стрессе, может спровоцировать понижение иммунного статуса, реактивности организма в такие периоды, дать толчок к болезни. Главное – беречься и щадиться. А если произошел какой-то сбой, то прибегать к помощи фониатра. Рекомендовать какие-то лекарственные препараты нельзя, потому что все препараты со своими показаниями и противопоказаниями, а у каждого человека свои индивидуальные реакции на них. Правильное использование физиологических функций организма предупреждает заболевания. Впервые в истории медицины, психологии и педагогики разработана, опубликована и апробирована система воспитания здорового ребёнка до и после рождения – СОНАТАЛ-педагогика, построенная на непрерывном развитии его музыкально-эмоционального интеллекта. Автор системы профессор Михаил Лазарев – гость журнала Я ПОЮ. Программа СОНАТАЛ включает в себя: Метод «СОНАТАЛ» — до рождения Программу «Цветник» — 0-3 года Программу «Здравствуй!» и программу «Здравик» — 3-7 лет Программу «Цветок здоровья» — 7-10 лет Программу «Лагерь здоровья» — 0-14 лет Программу «Школа здоровья» — 3-14 лет (для детей с бронхиальной астмой) Заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. Педиатр, создатель известного музыкального метода дородового обучения «СОНАТАЛ» Действительный член Академии педагогических и социальных наук, кандидат психологических наук (РАО), доктор медицинских наук и профессор Международной академии наук и искусств |