Информационное обеспечение управления земельными ресурсами Информация – это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении его эффективностью. Под информационным обеспечениемУЗР понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят: 1. нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы, 2. текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений, 3. накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы. Необходимость информационного обеспечения в области УЗР обусловливается следующими причинами: 1. наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки; 2. необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив); 3. разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации. Основу процессов, протекающих в системе УЗР, составляет непрерывный информационный обмен. Основными средствами обеспечения этого обмена являются государственные земельный кадастр и мониторинг земель. По назначению в процессе управления информация подразделяется на следующие виды: 1. Осведомляющую (используется для обоснования принятия решений); 2. Управляющую (формируется в процессе управления и доводится до субъекта для исполнения и использования), например: - плановая, - контрольная, учетная. Источниками информации могут быть картографический материал, реестры, отчеты, книги и ведомости, каталоги, энциклопедии, рефераты, данные экспертов и т.д. 6. Методы сбора информации. К основным методам сбора информации для целей управления УЗР следует отнести: – съемки и обследования; – запрос данных из какой-либо информационной базы; – расчет и моделирование данных; – анкетный опрос; – исследования поведения потребителей по отношению к объекту; – испытание системы – «пилот-проекты». Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами должно способствовать: – повышению оперативности и качества работы с информацией; – созданию условий для перехода от традиционной бумажной к без бумажной технологии; – созданию необходимых условий для повышения автоматизации в работе с информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции; – повышению достоверности создаваемой информации; – исключению дублирования работы по получению информации; – обеспечению централизованного хранения информации, подготовленной в электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов; – обеспечению единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией; – объединению потоков электронных документов между структурами; – использованию общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Роснедвижимости системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т. п.; – обеспечению унификации информационной документации и сокращению числа форм и видов единообразных документов. Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна: 1) сформировать единое информационное пространство; 2) обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости; 3) создать базу для налогообложения; 4) поддержать инвестиционные проекты; 5) быть основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории. Базовым элементом создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания (сооружения, коммуникации и т. д.), расположенные на соответствующей территории (область, район, город, поселок). Земельные участки формируют «каркас», на который накладываются все другие элементы и события «территориальной среды». Для поддержания базы данных в актуальном состоянии определяют периодичность обновления информации, которая, в свою очередь, зависит от скорости ее «старения». Информацию, содержащуюся в базе данных, с точки зрения периодичности ее обновления делят на три вида: 1) информация, требующая высокой частоты обновления (например, информацию о сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости собирают постоянно и обновляют в базе данных ежеквартально); 2) информация, требующая периодического обновления (например, информацию о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, уровне социального и культурно-бытового обслуживания населения, состоянии окружающей среды и иную не часто изменяющуюся информацию обновляют раз в год); 3) информация, требующая обновления по мере ее поступления (например, информацию о балле бонитета почв, технологических свойствах почв, оценочной продуктивности лесных насаждений, кадастровом делении и иную информацию, для получения которой нужны дополнительные исследования или проведение дополнительных дорогостоящих работ, обновляют по мере ее появления). 8. Направления движения информации. В системе управления выделяются три основных направления движения информации: – движение нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим аккумулированием ее на нижних уровнях; – передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления. На данном этапе вся информация о земельных ресурсах из различных источников поступает в центральную базу данных; – движение информации снизу вверх – передача вторичной информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность земельных комитетов перед вышестоящими уровнями. Эффективность УЗР зависит от тщательной, комплексной и своевременно собранной информации. Обработка огромных массивов количественных, качественных, стоимостных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единицы, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам с набором автоматизированных рабочих мест. Функционирование информационного обеспечения УЗР следует осуществлять в 3-х уровнях: Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. К создаваемым информационной базе и банку земельно-кадастровых данных должны предъявляться следующие требования: 1) состав и структура информационной базы должны обеспечивать кадастровыми данными различные учреждения по управлению и использованию земельного фонда, планированию развития хозяйственного механизма региона; 2) информационная база должна учитывать требования всех потребителей, но с позиций отдельного потребителя ее построение может быть не оптимальным; 3) информационная база области должна содержать минимум первичных и производных земельно-кадастровых данных, необходимых и достаточных для решения производственно-экономических задач на уровне районов; 4) развитие информационной базы должно соответствовать изменяющимся потребностям УЗР. Основные требования к качеству земельно-кадастровой информации: – своевременность; – достоверность (с определенной вероятностью); – достаточность; – надежность; – комплексность; – адресность; – правовая корректность; – возможность многократного использования; – возможность кодирования; – актуальность. Земельный кадастр – ключевой компонент земельной информационной системы, обеспечивающий официальное подтверждение наличия количества, качества и стоимости земли и иной недвижимости в любом районе. На основе земельно-кадастровой информации можно: – гарантировать права собственности на объекты земельно-имущественного комплекса; – регистрировать права собственности на объекты земельно-имущественного комплекса; – решать земельные споры; – поддерживать экономически эффективное развитие земельного оборота; – планировать землепользование. Интегрированная кадастровая система – это крупномасштабная общественно-ориентированная земельно-информационная система. Функции интегрированной кадастровой системы (планирование землепользования, регистрация прав, регистрация операций с недвижимым имуществом и его оценка, определение и учет налогообложения, ипотека и др.) связаны между собой. Интегрированная кадастровая система обеспечивает управленческие структуры необходимой информацией для создания: – упрощенной и координированной системы регистрации объектов недвижимости; – системы планирования землепользования; – схем землеустройства и зонирования; – системы приоритетов для коммерческих, промышленных и частных инвестиций; – интегрированной информационной системы принятия административных решений и управления финансами. В состав интегрированной информационной системы должны входить несколько основных блоков: 1) блок государственного земельного кадастра, 2) мониторинга земель, 3) юридический и градостроительный блоки (рис. 6) Рис.6. Схема интегрированной информационной системы управления земельными ресурсами Это взаимодействие определяется следующими основными параметрами: целями и задачами обмена, объемом информации для передачи, порядком информационного обмена. Цель информационного обмена – обеспечение участвующих в обмене сторон достоверной и оперативной информацией для выполнения соответствующих государственных функций: государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Объем информации для обмена целиком и полностью определяется его целями и структурой основных документов, хранящих исходную информацию о земельных участках, формами Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ). Информационный обмен может быть реализован следующими способами: утвержденными формами обмена, регулярными запросами, разовыми запросами. Вопросы для контроля знаний 1. Понятия «информация» и «информационные ресурсы». 2. Характеристика информации. 3. Содержание информационного обеспечения УЗР. 4. Виды информации. 5. Источники информации. 6. Методы сбора информации. 7. Требования к информационному обеспечению. 8. Направления движения информации. 9. Понятие «интегрированная система УЗР». 10. Понятие «единое информационное пространство». 11. Содержание информационного обмена. Тема 6. Управление земельными ресурсами субъектов РФ Под субъектом Российской Федерации (определенным Конституцией РФ, 1993 г.) понимают государственное образование в составе федеративного государства. В Российской Федерации имеется 83 субъекта. Основными характеристиками земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности субъектов РФ, являются: – целевое назначение определяется федеральным и региональным законодательством; – распоряжение землей осуществляют органы государственной власти субъектов Федерации, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, муниципальные органы; – субъекты земельных отношений (в лице органов гос.власти) не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель; – право собственника земель совпадает с правом регулирования и контроля за использованием всех категорий земельного фонда в территориальных границах субъекта РФ; – земельные ресурсы в собственности субъекта РФ закрепляют за унитарными государственными предприятиями; – присвоение части земельной ренты осуществляют через арендную плату и земельный налог; – сохранение прав собственности, пользования, аренды при включении конкретных участков в фонд земель субъекта РФ. Главная цель УЗР субъекта РФ – создание и обеспечение функционирования системы земельных отношений и землепользования в регионе, позволяющей (при обеспечении достаточно высокого уровня экологических и социальных условий жизни населения,эффективности развития предпринимательской деятельности разных направлений, общественной и иной деятельности, обеспечении условий сохранения и восстановления свойств окружающей природной среды, в том числе и земельных ресурсов) получить максимум поступления финансовых средств в региональный бюджет. Достигают этой цели в процессе управления земельной собственностью, решая следующие задачи: – защита интересов общества и безопасности государства и региона; – обеспечение сохранности, рационального использования государственных земель; – повышение доходности объектов земельной собственности; – улучшение экономического и экологического состояния объектов недвижимости, повышение их рыночной стоимости; – оптимизация производственных издержек на содержание объектов земельной собственности региона; – обеспечение государственных интересов в процессе разработки и реализации комплексных программ УЗР страны, субъектов РФ и муниципальных образований; – решение социальных проблем, связанных с использованием государственной и муниципальной земельной собственности; – развитие инфраструктуры; – формирование системы налогообложения земель и повышение налоговых поступлений в региональный бюджет; – формирование эффективных хозяйствующих субъектов земельных отношений и создание базисных условий для привлечения инвестиций с обеспечением юридических гарантий инвесторов правами на землю; – создание и укрепление системы государственных гарантий прав граждан на землю. Предметом управления является формирование процессов использования земли в границах субъекта Российской федерации, обеспечивающих все многообразие потребностей его жителей. Объектом управления являются земельные ресурсы в пределах территориальных границ, находящиеся в государственной собственности субъекта РФ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную собственность. Субъектами общего государственного управления являются территориальные службы государственных органов общей и специальной компетенции в пределах территории субъекта РФ. Субъектами ведомственного (отраслевого) управления землями являются территориальные органы министерств, комитетов, федеральных служб РФ, которым предоставлены земли вне зависимости от территориального размещения земель. Кроме того, в сфере УЗР участвуют органы федерального казначейства, государственной налоговой службы и другие финансовые органы, осуществляющие регулирование бюджетно-финансового процесса. Для достижения поставленных целей земельной политики на региональном уровне необходимы: 1. Разграничение земель по уровням собственности, гарантирующее соблюдение интересов РФ, субъекта РФ и муниципальных образований; 2. Упорядочение компетенции и рациональное разграничение полномочий в вопросах владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами в регионе; 3. Функциональное усиление и структурное преобразование региональной системы УЗР; 4. Создание единой автоматизированной системы государственного земельного кадастра; 5. Развитие арендных отношений на землю; 6. Развитие экономического оборота земель различных категорий; 7. Осуществление землеустройства, земельного кадастра и мониторинга; 8. Совершенствование методов и форм земельного контроля. Эффективность государственной земельной политики на региональном уровне обеспечивается соблюдением следующих основных принципов ее формирования и реализации: · целенаправленность, · интегрируемость в федеральную правовую и экономическую политику, системность, · последовательность, · научно-экономическая обоснованность, · практическая реалистичность. УЗР субъект РФ на землях различных категорий и целевого назначения имеет следующие особенности: 1. Особенности связанные с организацией рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 2. Отсутствие реального разделения государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. В результате часто происходит подмена (или перекрыти) управленческих функций. 3. во многих субъектах РФ своим законодательством была давно введена частная собственность на землю и функционировал рынок земли, даже была разрешена купля-продажа сельскохозяйственных земель. В то время, как на уровне РФ ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» был принят Государственной Думой РФ только в июне 2002 г. Важнейшая задача государственной земельной политики в регионах – создание социальных гарантий для субъектов земельных отношений, защита их прав и интересов, ликвидация возможных негативных издержек процесса трансформации землепользования в субъектах РФ, что также является особенностью в сфере УЗР. Первоочередные меры здесь следующие: – формирование рациональных правовых условий для обеспечения граждан земельными участками, необходимыми для удовлетворения жизненных потребностей и хозяйствования, с установлением порядка передачи земель под ИЖС, садоводство и дачное строительство, дифференцированного подхода при установлении льгот по цене предоставляемых земель; – увеличение числа рабочих мест при организации и расширении производства в различных отраслях хозяйственного комплекса; – вовлечение широких слоев населения в процесс регулирования земельных отношений, обеспечения рационального и эффективного использования земель, что требует определения механизмов участия граждан в реализации общественного и производственного земельного контроля. Системы УЗР в регионах могут иметь различия, связанные с их историческими, социальными и экономическими особенностями На систему УЗР региона оказывают влияние Факторы, приведенные в (рис. 7)  Рис. 7. Факторы, оказывающие влияние на систему управления земельными ресурсами региона Определяющим на региональном уровне является создание государственного земельного кадастра как информационной основы УЗР и экономического регулирования земельных отношений. Кроме того, необходимы внедрение экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель всех категорий и законодательное изменение принципов и правил налогообложения земли и другой недвижимости, учитывающих реальную рыночную стоимость земель. Вопросы для контроля знаний 1. Понятие «субъект РФ». 2. Цели управления земельными ресурсами субъекта РФ. 3. Задачи управления земельными ресурсами субъекта РФ. 4. Объект и предмет управления земельными ресурсами субъекта РФ. 5. Субъекты управления земельными ресурсами субъекта РФ. 6. Понятие «система управления земельными ресурсами регионов». 7. Задачи земельной политики на региональном уровне. 8. Особенности управления земельными ресурсами регионов. 9. Основные принципы эффективности государственной земельной политики на региональном уровне. 10. Факторы, оказывающие влияние на систему УЗР региона. 11. Основные характеристики земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности субъектов РФ. |