Организационно-правовой механизм управления Земельными ресурсами Организационные системы в отличие от других сложных систем обеспечивают решение большого круга организационных задач. Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по УЗР. (см. Тема 1) Организационные системы УЗР обладают следующими важнейшими свойствами, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений и организации структуры управления: 1. Целостность – устойчивость функционирования организационной системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах; 2. Обособленность – относительная изолированность, автономность организационных систем или их подсистем, проявляющаяся в разделении полномочий, формировании границ экономической, организационной, политической и хозяйственной самостоятельности предприятий, регионов, отраслей; 3. Централизованность – управление из одного центра (руководитель,администрация, госорганы и т. д.); 4. Адаптивность – возможность учета изменений внутренних и внешних условий, обеспечивающего эффективность и стабильность функционирования системы; 5. Совместимость – согласованность подсистем и элементов системы, обеспечивающая их взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность; 6. Имерджентность – несоответствие целевых функций отдельных подсистем с целевой функцией всей системы. Так, целевая функция хозяйственного комплекса страны может не совпадать с целевой функцией отдельной отрасли, а целевая функция отдельного работника – с интересами организации; 7. Мультипликативность – возможность умножения положительных или отрицательных эффектов системы; неопределенность данных 8. Отсутствие точных значений характеристик процесса управления; 9. Многокритериальность – возможность оценки деятельности организационной системы управления по нескольким показателям; 10. Стохастичность – отсутствие однозначных результатов реализации управленческих решений; 11. Наличие фактора времени – старение добываемой информации, связанное с сокращением процедуры обоснования и принятия управленческих решений. Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти, между которыми возможны 2-а типа отношений: 1. Жесткое подчинение, которое характерно для министерств, ведомств, комитетов и инспекций. При жестком подчинении нижестоящий орган полностью подчинен вышестоящему; 2. Функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичные функции, отличающиеся только степенью детализации и полнотой функций. Вышестоящий орган вырабатывает общие правила и ограничения для нижестоящих. УЗР осуществляют на основе определенных принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты прав на земельные участки. Как было отмечено ранее, выделяются управляющая и управляемая системы с наличием определенного вида связей: прямых и обратных, директивных, стимулирующих, регулирующих. Сложились определенные организационно-структурные блоки системы управления, позволяющие распределить функции управления между различными органами управления (по горизонтали и вертикали), а также между субъектами с различными экономическими формами хозяйствования (рис. 3). Органы управления земельными ресурсами | Органы, определяющие цели развития хозяйственно-экономического комплекса страны, осуществляющие распределение земельных ресурсов по субъектам РФ, это: 1. Органы государственной власти РФ (президентские структуры управления РФ); Федеральное собрание РФ; Правительство РФ 2. Органы государственной власти субъектов РФ (Правительство / администрация субъектов РФ; Законодательные органы субъектов РФ) | Органы, курирующие техническое решение частных задач хозяйственно-экономического комплекса страны, в рамках функциональных земельно-имущественных комплексов, имеющие право регламентировать некоторые вопросы землепользования в рамках специализации : 1. Министерство сельского хозяйства РФ 2. Министерство природных ресурсов РФ 3. Министерство природы и экологии РФ и др. 4. Министерство экономического развития РФ и др. ведомства и министерства, курирующие рациональное природосберегающее использование природных ресурсов | Органы, осуществляющие независимую поддержку и развитие различных экологических и природных комплексов: 1. Министерство природных ресурсов РФ 2. Органы других ведомств, находящихся в подчинении по отдельным вопросам данному Министерству | Органы исполнительной власти, осуществляющие комплексное управление земельными ресурсами: 1. Министерства, государственные комитеты, федеральные службы, исполняющие распоряжения вышестоящих органов по вопросам надзора и распределения земельных ресурсов как государственным имуществом (их региональные и местные органы) 2. Территориальные органы федеральной власти 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ 4. Местные органы исполнительной власти | Рис.3 Организационная структура системы УЗР Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих, а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель. Это обеспечивает необходимые условия для своевременного выполнения федерального законодательства и приведение в соответствие уровней организации управляющей и управляемой систем. Система органов государственного УЗР образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, и муниципальных образований (административный район, поселения). Представительными органами государственной власти являются аппарат Президента РФ, Совет Федерации и Государственная Дума РФ, а также соответствующие органы субъектов РФ. В целом, сложившаяся структура государственного УЗР не обеспечивает четкого разграничения функций управления (т.к. каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления)т.е. Наблюдается дублирование функций государственного УЗР таких как: 1. Реформирование земельных отношений, 2. Формирование объектов недвижимого имущества, 3. Регулирование оценки объектов недвижимого имущества для проведения сделок налогообложения, 4. Выполнение геодезии и картографии, 5. Функции земельного контроля, а также охраны земель как природного объекта На данный момент дублирование функций управления не позволяет сформировать в стране рациональную структура УЗР . Это отрицательно влияет на развитие земельных и экономических отношений общества. ПРИМЕР. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти. Осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные управления субъектов РФ, имеющие свои подразделения в районах и городах. В любом государстве в обязательном порядке функционирует исторически сложившаяся правовая система, которая включает следующие виды источников права: 1. правовой обычай, 2. нормативный акт, 3. судебный прецедент, 4. договор, общие принципы, идеи и доктрины, 5. религиозные обычаи и др. Для России наиболее характерный способ правового регулирования являются – нормативный акт. Это обусловливается: 1. Масштабами, централизацией и многонациональностью государства, 2. Необходимостью обеспечить единообразие применения правовых норм. Классификация источников права представлена на (рис. 4).    Рис.4 Классификация источников права (Исходя из рисунка): Под нормой правапонимают общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом. Норма права – это повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, он действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное число случаев. В связи с многообразием социально-экономических и природно-экологических условий России нормативные федеральные акты по вопросам земельных отношений и УЗР принимают только по крупным общегосударственным проблемам, а решение конкретных задач передают субъектам Федерации, которые относятся к их правотворческой компетенции. (рис.4) Акты органов государственной власти подразделяют по вертикали на федеральные акты РФ и акты субъектов РФ, а по горизонтали – на законы и иные нормативно-правовые акты. Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных, в т. ч. и земельных отношений. Закон всегда нормативен, т. е. в законе всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев применения. Законы могут принимать только высшие представительные (законодательные) органы РФ и ее субъекты либо всенародным голосованием – референдумом, проводимым в особом порядке. Этим обусловливается верховенство закона над остальными актами, которые не могут противоречить закону. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем остальным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. В области регулирования земельных отношений и УЗР нормы Конституции РФ можно условно разбить на 2-е группы: 1. Непосредственно посвященная земельным отношениям и УЗР, 2. Непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений и УЗР. |