Основные теоретические положения системы управления ЗР Тема № 1. Система – это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначенная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодействии с окружающей внешней средой. Элементы (или объекты) системы – это неограниченное множество частей или компонентов. Свойства системы – это качество параметров объектов системы, т.е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Все системы можно разделить на естественные (материальные) и искусственные. 1) Естественные территориальные системы включают системы неорганической, неживой природы (физические, химические, геологические и тому подобные) и живые системы. 2) Искусственные системы включают технологические (материальные) и интеллектуальные (нематериальные) системы. Чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций. Основными свойствами сложных систем являются: · ориентированность, · структурность, · взаимосвязанность структуры и среды, · иерархичность, · множественность описания, · постоянность информационного взаимодействия между элементами и средой, · непрерывность функционирования и развития, · целенаправленность, · эффективность, · физическая неоднородность и большое число элементов, · эмержентность (или эмергентность), наличие у системы свойств, не присущих не присущих ее элементам, а также сумме элементов не связанных особыми системообразующими свойствами, несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов. Дереве – не лес, скопление отдельных клеток не организм. Контроль за ЗР, не система УЗР · многофункциональность, · гибкость, · обратная связь, · адаптация, живучесть, · надежность, · безопасность, · уязвимость, · стойкость, · устойчивость. Системы, в которых протекают процессы управления, называют системами управления. Система управления – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Под субъектами управленияпонимают различные властные и административные структуры, физические и юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, организационно распорядительные, экономические и морально-этические рычаги управления. Объектом управления(то, на что направлено властное воздействие субъекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы. Любая система управления может быть разделена на управляющую и управляемую. Управляющая подсистемазанимается выработкой управленческих решений, а управляемая – является исполнителем решений. Специфические законы управлениявыражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов систем управления между собой и с внешней средой. Среди основных законов системы управления можно выделить следующие: 1. закон единства и целостности системы управления; 2. закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления; 3. закон эффективности системы управления в зависимости от объема 4. использованной информации; 5. закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления; 6. закон совместимости применяемых технических средств с соподчиненными и взаимодействующими системами управления. Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Отличие принципов управления от законов управления состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в интересах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. Из основных принципов можно выделить следующие: 1. Принцип научностиобеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий; теории и практики, объективных и субъективных факторов. 2. Принцип системности и комплексностипредусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. 3. Принцип централизованности и децентрализованности. Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и оперативно реагировать на изменения ситуации. 4. Принцип пропорциональностиотражает рациональное соотношение управляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта (управляющей подсистемы). 5. Принцип экономии временитребует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления, включая информационные операции по подготовке и реализации решений 6. Принцип делегирования полномочий означает передачу задач и полномочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. 7. Принцип обратной связизаключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном состоянии. Основные законы и принципы управления реализуются в процессе формирования этапов процесса управления. Основными этапамипроцесса любой системы управления являются: · Сбор, обработка и анализ информации, · диагноз и прогноз, · систематизация (синтез), · установление цели, · выработка решения, направленного на достижение цели, · последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, · выработки конкретных (частных) управленческих решений, · организация деятельности для выполнения решения, · контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение), сбор и обработка информации о результатах деятельности и · новый цикл этого непрерывного процесса. Таким образом, управление – это вид деятельности, который состоит из следующих 5-и основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль(рис. 1). Рис. 1 Основные функции системы управления Методы управления– это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на 3 группы: 1. Экономические методы управления основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира (природа и общество). Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства. 2. Организационно-распорядительные (административные) методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными). 3. Социально-психологические методы управления основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей –отношений к земле, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему. Вопросы для контроля знаний: 1. Классификация систем управления. 2. Свойства сложных систем. 3. Понятие «система управления». 4. Объект и субъект управления. 5. Принципы системы управления. 6. Законы системы управления. 7. Основные функции системы управления. 8. Методы управления. Тема 2. |