МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теоретические основы управления земельными ресурсами (УЗР)





 

УЗР охватывает весь спектр общественных отношений – от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления.

 

Поэтому УЗР – сложно организованная система. Управление осуществляют многими методами и средствами, оно является предметом изучения многих наук и включает следующие аспекты:

 

политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;

 

административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, разграничением их компетенций, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций;

 

правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану

земли на основании правовых норм, закрепленных в законодательных актах;

 

научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;

 

экономический, определяющий условия эффективного использования земель;

 

внедренческий, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных и иных рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

 

УЗР это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные

ресурсы.

 

Основу системы УЗР составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления.

Объектом управления является весь земельный фонд РФ, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, ЗУ отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу,

а также земельные участки общего пользования.

Субъекты управленияподразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.

Государственное управление может быть подразделено на общее и

ведомственное (отраслевое) управление (рис. 2.).

 

Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер.

 

Государственноеуправление распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.

 

Ведомственное (отраслевое)УЗР, осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли.

 

Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель.

 

Особенность ведомственного управления – некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).

 

Местное УЗР возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное)управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.



 

Внутрихозяйственное УЗРосуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

 

 

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Государственное УЗР. Общее государственное. Осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции; Имеет территориальный характер; Распространяется на все земельные ресурсы страны независимо от категории земель и субъектов права
Государственное УЗР Ведомственное (отраслевое) . Осуществляют министерства, комитеты, федеральные службы; Строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли; не зависит от территориального размещения земель.
Местное УЗР . Осуществляют органы местного управления; Может быть общим или специальным
Частное (внутрихозяйственное) УЗР. Осуществляют собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков

 

Рис.2 Виды управления земельными ресурсами

 

 

Предметом управленияявляются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей жителей.

 

Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.

Основная цель УЗР – обеспечить удовлетворение потребностей общества на основе использования свойств земли.

 

Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесс их использования.

 

Основная цель достигается путем решения следующих задач УЗР, таких, как рациональное, эффективное использование и охрана земель.

 

Эти цели и задачи обеспечивают охрану прав (государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан) на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

 

К основным задачам государственного УЗРотнесены:

 

1. Наделение органов управления политическими и организационно-

регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;

2. Обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления;

3. Регулирование государственными актами финансовой и природоох-

ранной деятельности субъектов земельных отношений;

4. Обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

5. Формирование благоприятных условий для предпринимательства

и прогрессивного развития общества;

6. Улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

7. Создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.

 

В процессе УЗР вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции.

 

УЗР – это также совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.

 

УЗР осуществляется по 2-м направлениям: прямому и опосредованному.

 

Систему прямого УЗР подразделяют на следующие виды функций:

 

1. Общие функции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль.

При осуществлении этих функций происходят распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым производством;

 

2. Специальные функции, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.);

 

3. Вспомогательные функции, включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

 

При опосредованном управлении к числу функций относятся:

 

1. Изучение земельных отношений,

2. Состояния земельного законодательства и их мониторинг,

3. Разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли,

4. Реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах,

5. Совершенствование землепользования,

6. Зонирования территории,

7. Нормирования использования земли,

8. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства,

9. Разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли.

 

Управленческие решения по УЗР – это решения, принимаемые в процессе управления земельными ресурсами.

 

Основные этапы принятия решения по УЗР следующие:

1. Постановка задачи;

2. Поиск информации;

3. Определение объекта управления и связанных с ним структур;

4. Определение круга пользователей;

5. Определение запросов землепользователей;

6. Исследование поведения потребителей предполагаемого управленческого решения и действия;

7. Накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления;

8. Расчет возможной эффективности;

9. Осуществление пилот-проекта;

10. Расчет фактической эффективности или ее моделирование;

11. Выбор варианта и принятие управленческого решения.

 

Определяющими этапами являются постановка задачи и принятие

управленского решения.

Реализуют управленческие решения с помощью директивного, правового, экономического методов.

 

При УЗР необходимо применять все методы на каждом территориальном уровне.

Административный (директивный) методсвязан с принятием и реализацией непосредственных управленческих решений-директив. Этот метод основан на реализации государством своих функций по управлению, отраженных в законодательстве.

Это акты прямого действия: изъятие, отвод, зонирование, мероприятия по изучению земель и их реализация.

Правовой методпроявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают субъектов земельных отношений принимать нужные государству решения.

Экономический методпредполагает создание экономических стимулов и показателей, обеспечивающих реализацию государственной политики в области землепользования.

 

Принципы УЗР можно разделить на общие и частные.

 

К общим принципамотносят:

1. Приоритет государственного УЗР;

2. Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;

3. Принцип рационального использования земель;

4. Единство УЗР и управления территориями;

5. Организационная согласованность использования земель и управления территориями;

6. Систематическое совершенствование функций и методов УЗР;

7. Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального УЗР;

8. Разграничение функций по УЗР между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня;

9. Разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

10. Правовая обеспеченность УЗР;

11. Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

 

К частным принципамУЗР отнесены:

 

1. Принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы УЗР, который подразумевает наличие специальных органов УЗР с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по УЗР.

Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, в которых заинтересовано государство;

 

2. Принцип управляемостипредполагает рациональное соотношение

управленческих и управляемых структур, их штатной численности, рациональную степень загрузки структур, принимающих решения и обеспечивающих их выполнение;

 

3. Принцип соответствия субъекта и объектазаключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структур звеньев управления, так и системы в целом;

 

4. Принцип изменяемости– это способность органов УЗР на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения внешних и внутренних экономических, социальных, правовых и иных условий;

5. Принцип специализациизаключается в том, что формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединении управленческих работ с повторяющимися операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.);

 

6. Принцип иерархичностипредполагает необходимость создания

структуры управления с учетом обязательности выполнения решений и постановлений вышестоящих структур нижестоящими органами;

7. Принцип экономичностизаключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.

 

В системе УЗР важную роль играет государственный земельный кадастр (ГЗК). Обеспечение решений общегосударственных и региональных задач системой сведений ГЗК позволяет осуществлять ряд важных действий в следующих областях:

 

1. В области правовых отношений обеспечение государственной регистрации прав на землю и сделок с ними, формирование уверенности собственников, владельцев, пользователей в своих правах на земельные участки и иную недвижимость, разграничение прав собственности на земельные участки между федеральными органами и органами субъектов РФ.

 

2. В области экономики обеспечение поступлений земельных платежей в бюджет территорий и расширение налогооблагаемой базы, проведение массовой кадастровой (экономической) оценки земель, информационная поддержка рыночного оборота земли, совершенствование механизма налогообложения земли и иной недвижимости путем установления зависимости платежей от рыночной стоимости и доходности используемых земельных участков и объектов недвижимости, уменьшение количества субъектов

 

3. В области формирования рынков недвижимости, акций, облигаций и иных ценных бумаг – создание необходимых условий для функционирования рынка недвижимости; управление недвижимым имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; совершенствование процедур закрепления прав на занимаемые строениями участки, обеспечение введения и обращения на фондовом рынке государственных и муниципальных земельных ценных бумаг (земельных векселей, облигаций, закладных обязательств и др.

 

4. В области развития банковского сектора и страхования обеспечение развития ипотечного кредитования под залог земельных участков, зданий, домов, квартир и иной недвижимости, страхование прав собственности (титулов) на недвижимость, саморегулирование механизмов взаимодействия банков, оценщиков, риэлтеров, страховщиков и иных участников рынка земли и иной недвижимости, на основе предоставления юридически значимой информации из ГЗК.

 

5. В области инвестиционной политики создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций, включая иностранный капитал, а также использование ипотечного кредитования как одного из источников финансирования инвестиционных проектов.

 

6. В области жилищной политики и реформирования жилищно-

коммунального хозяйства обоснование дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, поддержка создания и функционирования товариществ собственников жилья (кондоминиумов), а также передача прав собственности на объекты ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность.

 

7. В области использования земель и УПР предоставление полной и достоверной информации для планирования и УЗР территорий на базе данных количественного и качественного учета земель; обеспечение межведомственного взаимодействия при формировании объектов недвижимости; проведение государственного контроля и мониторинга за состоянием и использованием земель, обеспечение территориально-экономического планирования и функционального зонирования регионов, уточнение генеральных планов их развития, создание механизма изъятия (выкупа) земель для государственных

и муниципальных нужд.

 

8. В области информационных услуг предоставление законодательным и исполнительным структурам, судам, банкам, любым юридическим и физическим лицам достоверной земельно-кадастровой информации, признанными государством достоверными сведениями об объектах учета, информационное обеспечение геодезических, проектно-изыскательских и других работ, а также информационная поддержка других ведомственных

реестров и кадастров.

 

9. В области обеспечения устойчивости землепользования обеспечение устойчивости прав субъектов земельных отношений на данный участок, устойчивости его хозяйственного использования, территориальной (пространственной), экономической и экологической устойчивости.

 

10. В области социальной политики создание новых рабочих мест, развитие социальной и культурно-бытовой инфраструктуры, развитие туризма, вывод производственных объектов из центров городов, формирование новых социальных слоев.

 

 

Вопросы для контроля знаний

1. Понятие «система управления земельными ресурсами».

2. Объект и субъект, предмет управления земельными ресурсами.

3. Цели и задачи управления земельными ресурсами.

4. Виды управления земельными ресурсами.

5. Основные этапы принятия решений по УЗР.

6. Методы реализации управленческих решений по УЗР.

7. Общие принципы управления земельными ресурсами.

8. Частные принципы управления земельными ресурсами.

9. Роль государственного земельного кадастра в системе УЗР

 

Тема 3.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.