ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Расчет исполнительных размеров матрицы и пуансона 2 страница Билет № 28 1.3 Краткая аннотация изделия Данные серьги выполнены в стиле модерн. Новый стиль окончательно оформился к началу 90-х годов XIX века. По-французски название звучит как «ар нуво» (Art Nouveau – новое искусство), по-русски – «модерн». Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Он принес не только свои излюбленные мотивы, которые вполне могли затеряться среди прежних, но и небывалые ритмы, особую нервную подвижность, беспокоящую глаз и привлекающую внимание. Живая, своевольная линия господствует в орнаменте модерна, получая в своем упрямом беге невиданную свободу. Так строится и решетка ограды, и контур витража из бледноокрашенных матовых стекол, и рисунок обоев, и рамка книжной обложки, внутри которой даже шрифт получает те же качества своеобразного узора – текучесть сплетающихся линий, капризные переломы и изгибы, декоративную слитность строки, ритмичной, как линейный орнамент. Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается арсенал выразительных средств этого орнамента. Он знает и заполнение плоскостей густой фактурной рябью прорезной листвы каштана или дуба, и даже жесткие геометрические формы. Однако и в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойственные ему черты беспокойного напряжения. Правильные окружности помещаются одна в другую эксцентрично, сбивая привычную симметрию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квадратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность. При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохраняет всюду это свое основное стилистическое качество: ритмическую экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора Отличительной чертой данного стиля является плавность и текучесть линий, лаконичность форм и законченность образа. Изделие изготовлено из белого золота ЗлСрПд585-225-160 и желтого золота ЗлСрМ585-280. В качестве вставок - фианиты. Используем крапановую и корнеровую закрепку. Данное ювелирное изделие отражают творческую индивидуальность своего обладателя, эстетический вкус и соответствие духу времени. Белый цвет золота, модного сегодня, придаёт украшению особую ценность и выгодно оттеняет негаснущие огни бриллиантов. Игра света камней и сочетание желтого и белого золота – две главные составляющие ювелирного украшения. 2.1 Разработать технологический процесс изготовления изделия. 2.1 Технология - литье по выплавляемым моделям, использование вставок камней и двух видов закрепки. Сущность ЛВМ заключается в том, что модель после ее заформовки в опоке удаляется из последней путем нагрева. При этом нет необходимости разбирать форму для извлечения модели. Способ позволяет формовать любые по сложности изделия целиком, обеспечивая при этом чистоту поверхности и точность воспроизведения ажурного рисунка с минимальными потерями драгоценного металла (доли %) и рациональным использованием ручного труда. Особенно эффективен этот метод при получении мелких и тонкостенных отливок. Использование пластичных резиновых пресс-форм и формовочных материалов на основе гипса с принудительной заливкой металла в форму, позволяет получить точное качество и форму рисунков. При литье по выплавляемым моделям с принудительной заливкой металла применяются различные литейные установки: центробежные л. у., вакуумные и т.д. Крапановая закрепка - процесс закрепления вставки в касте при помощи крапанов — приливов (стоек) металла, выступающих над верхней кромкой каста Крапановая закрепка применяется для закрепления практически всех видов вставок из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Крапановая закрепка обеспечивает лучшее по сравнению с глухой закрепкой освещение вставки, позволяет увидеть ее форму и огранку, а в случае необходимости легко произвести профилактический осмотр (осуществить промывку вставки). Ювелирные украшения с крапановой закрепкой вставок производят впечатление ажурных, легких. Крапановая закрепка является самым распространенным видом закрепки, она применяется примерно в 50 % всех изделий со вставками, выпускаемыми в нашей стране. Корнеровая закрепка - процесс, когда закрепление вставки осуществляется при помощи корнеров, поднятых штихелем из металла изделия, а сама вставка укладывается в гнездо — опорный поясок в отверстии изделия. Наиболее часто корнеровая закрепка применяется для закрепления прозрачных вставок, так как освещение их возможно и сверху и снизу. Особенно же незаменим этот вид закрепки в многокаменных изделиях, когда сочетание цвета многочисленных вставок, корнеров и специально вырезанного на боковой стороне каста сквозного узорчатого рисунка придает изделиям особую нарядность, зрелищность и привлекательность. 2.2.Выбрать и обосновать выбор основных и вспомогательных материалов для изготовления изделия. Основные материалы. В ювелирной промышленности для изготовления золотых изделий используют в большинстве случаев сплавы системы золото-серебро-медь, которые могут содержать добавки никеля, палладия, цинка, индия, кобальта, кадмия, бора. Для изготовления ювелирных изделий применяют сплавы золота 750°, 585°, 583°, 375°, 333°. Соотношения серебра и меди определяет цветовые оттенки сплавов и их механические свойства. Данное изделие получаем методом литья с использованием сплавов золота двух цветов (желтого и белого). Сплавы 585° и 750° подвергаются всем видам холодной обработки и литья, хорошо паяются и могут иметь различные оттенки в зависимости от легирующих добавок. Наилучшие литейные свойства имеют сплавы с соотношением серебро-медь 1:1. Также, исходя из стоимости металла для изготовления серег из сплавов золота двух цветов выбираем сплав 585°. Наиболее широко в ювелирной промышленности применяются сплав ЗлСрМ585-300 желтого оттенка с содержанием Аи -58,5%, Ag - 30%, Си - 11,5% и слав белого золота ЗлСрПд585-225-160 с содержанием Аи -58,5%, Ag - 25,5%, Pd - 16%. Температура плавления сплавов 870-990°С. Сплавы обладают хорошими технологическими свойствами, имеют красивый внешний вид, высокие коррозионные и механические свойства. На этот сплав не действует азотная кислота. На воздухе не тускнеет, хорошо поддается пайке. Имеет хорошие литейные свойства. Вставки. Фианит один из самых дешевых заменителей природных ювелирных камней, при этом его физические и оптические характеристики приближаются к бриллианту. Обладает хорошей огнеупорностью, химической стойкостью и высокими оптическими показателями. Имея такие хорошие характеристики, сходные с некоторыми драгоценными камнями, он стоит намного дешевле их. Кроме того, существуют фианиты различных цветов и оттенков, что расширяет возможности дизайнера. Вспомогательные материалы. Припой. Для пайки золотых ювелирных изделий используют твердые припои на основе золота. Для понижения температуры плавления в состав твердых припоев вводят цинк и кадмий. Эти припои отличаются высокой коррозионной стойкостью. Цвет припоев для золота определяется в основном из соотношения меди и серебра в их составе. Содержание основного металла в составе припоя должно соответствовать установленной пробе припоя. Припой выбирается исходя из цвета, пробы основного металла и разницы температур плавления припоя и основного металла (она должна быть не менее 50°С). Выбираем среднеплавкий припой П3л585-П с содержанием Аи - 58,5%, Ag - 12,3%, Сu - 20,7%, Zn-8,5 и рабочей температурой плавления 800°С. Исходя из условий технологического процесса: Материал для мастер-модели берем мельхиор и припой ПСр45 В качестве материала для резиновой пресс-формы используем силиконовую композицию, специально разработанную для технологии литья по выплавляемым моделям фирмы Castaldo Red Label для изготовления тиража восковых моделей наиболее подходит универсальный инжекционный воск красного цвета марки F.E. Knight Сastaldо - Super Cera.Формовочную массу для изготовления литейной формы используем марки Satin Cast 20. Для шлифования и полирования. Применяется наждачная бумага различной зернистости, различные диски на основе оксида алюминия- для грубой шлифовки, на основе карбида кремния- для средней и тонкой. Керамические и пластиковые наполнители для галтовки.Также применяются пасты состоящая из тонких абразивных порошков. Шлифовальные и полировальные материалы: паста для полировки красная грубая DIALUX, Паста для полировки голубая тонкая DIALUX, наждачная бумага. Флюсы Нагретые металлы быстро соединяются с кислородом и образуют пленку из окислов. Для растворения окислов и предотвращения дальнейшего окисления при пайке применяют флюсы. Борная кислота H3BO4- Белое кристаллическое вещество, необходима для приготовления флюса при пайке. Бура Na2B4O7*10 H2O- натриевая соль тетраборной кислоты. Используется как флюс при пайке металлов. В соотношении 1:1. Кислоты. Раствор 30-40% лимонной к-ты применяется для отбеливания изделий после пайки. при температуре 60-70С. Время отбеливания 3-5минут. 50%- водный раствор соляной кислоты- отбеливает литейный блок. 2.3 № | Название операции | Оборудование и инструмент | Примечания (материалы, режимы) | 1. | Подготовка эскиза изделия, сборочного чертежа и деталировки с указанием размеров | Бумага, карандаш, акварель, кисть, чертежные принадлежности. | Спец. литература (журналы, тех.литература) | | Изготовление мастер-модели | Вальцы механические, Бормашина фирмы Foredom серии SR, газовая горелка, плитка «буран», лобзик, набор пилок, напильник, наждачная бумага, пинцет, чеканы, дискодержатели, боры, сверла, штихели. | Мельхиор, припой –П СР45; флюс - Na2 B4 O7 ∙10H2 O: H3BO3 =1:1 T = 70-80°С 5%- раствор H2SO4 15 мин T = 90°С; УЗУ 5 мин | Детали изготовить в соответствии с чертежом | В данной мастер-модели предусмотрена усадка в соответствии с ГОСТ | | ОТК | ВЮМ-1, лампа 300 люкс, лупа × 6 | | | Изготовление резиновых пресс-форм* | | Обезжиривание обойм | | Моющее средство | | Сушка обойм | | t=18-25°С | | Определение необходимого количества резины, нарезка резины | Ножницы | Формовочная резина Castaldo Red Label, t=150C tвулкан.=7.5 мин на каждый слой | | Закладка резины, помещение модели в обойму | | | | Сборка обойм | Металлические пластины | | | Вулканизация | Вулканизационный пресс фирмы Kerr модели VP-03 (CavaLLin PVG/A), металлическая обойма, скальпель, держатель. | В расчете 15 минут на каждый слой резины, при t=170°С | | Охлаждение обойм | | Воздух, t=18-25°С | | Извлечение пресс-форм | | | | Разрезка пресс-форм | Скальпель, держатель | | | Извлечение моделей | | | | ОТК | ВЮМ-1, лампа 300 люкс, лупа × 6 | Осмотр резиновой пресс-формы на наличие дефектов | | Изготовление восковой модели | | Заполнение плавильной камеры инжектора воском | Восковой инжектор Schultheiss-W1500 | Инжекционный воск F.E. Knight Сastaldо - Super Cera. T = 68 – 75°С р=1-2 МПа | | Нагрев воска в инжекторе | Восковой инжектор Schultheiss-W1500 | T 740 С, давление 1,5-2 Па | | Установка пресс-форм в обоймы | | | | Инжекция воска | Восковой инжектор Schultheiss-W1500 | | | Охлаждение пресс-форм | | Воздух, t=18-25°С, 1,5-2 минуты | | Извлечение восковых моделей | Пинцет | | | Удаление облоев | Скальпель | | | ОТК | ВЮМ-1, лампа 300 люкс, лупа × 6 | Осмотр восковой модели на наличие дефектов | Изготовление восковых блоков** | | Сборка деталей в единый литейный блок | Электрошпатель ULTRA-WAXER (Kerr Master Touch) | Угол 45-60° | | Обезжиривание модельных блоков | Емкость | Этиловый спирт | | Промывка модельных блоков | | Проточная вода, дистиллированная вода | | Сушка модельных блоков | | Воздух, t=18-25°С | | Изготовление литейных форм | | Закрепка моделей в опоках | Опока | | | Подготовка формовочной смеси | Формовочный миксер St. Louis, (вакуумный смеситель Vetter Technik EA30), перфорированная опока | Формомасса Satin Cast 20, 1000г порошка на 390 г дистиллированной воды, | | Заполнение опок формовочной смесью | Опока, формовочная смесь | | | Вакуумирование формовочной смеси в опоках | Вибровакуумный стол | Вакуум 1 атм, 12 мин. | | Сушка опок | | t=18-25°С, 2 часа | | Вытопка воска | Печь для выжигания Yasui RBF | t=150-200°С, 4-6 часов | | Прокалка опок | Муфельная печь ПМ-10 « Рута» (ЮТ 210-40, ЭКПС V-10A, 10M, 50M) | t 150° С 30 мин. t 300° С 30 мин. t 500° С 40 мин. t 715-720° С 60 мин. t 540-560° С (температура для литья), за 4 часа. | | Подготовка шихты, расчет металла по опокам | Весы Tanita-1140, емкость, совок. | Чистый металл, оборотный металл, лигатура LEGOR SF928CH (OB306A) | | Плавка шихты | Вакуумная индукционная литейно- плавильная машина Yasui VPC K3 | T=835-880°С ( зол. жел) T=1175-1220°С ( зол. бел) | | Заливка металла | Вакуумная индукционная литейно- плавильная машина Yasui VPC K3 | T =935-1000°С( зол. 750) T= 1275-1320°С ( зол. 585) | | Охлаждение опок | Щипцы, керамическая подставка | Медленная выдержка и охлаждение t=18-25°С, 20мин | | Очистка отливок от формомассы | Водоструйная машина HS -05L, XO6A2 MANFREDI-Dinaflask | Р= 6МПа Проточная вода | | Сушка отливок | | t=18-25°С | | Удаление литниковой системы | Механические ножницы | | | ОТК | ВЮМ-1, лампа 300 люкс, лупа × 6 | Осмотр отливок на наличие дефектов | | Монтировочные операции | | Обработка мест удаления литников | Надфили ,Бормашина фирмы Foredom серии SR, дискодержатели, кусачки, боры, наждачная бумага (320, 400) | №2,4 | | Припасовка деталей согласно чертежу | ВЮМ-1, БМ Foredom SR, шкурка, дискодержатели, шкуркодержатели, обратный пинцет | № 300, 600 | | Флюсование | Флюс, кисть | Бура, борная кислота. Соотношение 1:1, концентрация 300-400г/л, t=60ºC | | Пайка | Газовая горелка, плита «Буран», ВЮМ-1, пинцет, лудилка | ПЗл585-II, T = 800°С( тугоплавкий) | | Отбел | Кислотостойкая ванна, пинцет | 30-40% раствор лимонной к-ты , T = 90°С, 15 мин | | Промывка | | Проточная вода | | Крацевание | Крацевальные металлические щетки | Подача воды | | Сушка | Сушильный шкаф | 70-80ºС, 10 минут | | Шлифовка | ВЮМ-1, БМ Foredom SR, бумага абразивная, дискодержатели, резиновые диски, щетки | Абразивная бумага № 600;100 | | Штифтовка (получаем швензу со склада) | Приспособление для заштифтовки швенз | Проволока d=0.8 мм | | | | | | ОТК | ВЮМ, лампа, лупа триплет 10х « беломо» | Мощность 300 люкс | | | | | | Клеймение | знаком предприятия, клеймение Госинспекции (транспортировка в Государственную пробирную палату) | | | | | | Полировочные операции | | Полировка | Полировальный станок FOREDOM BL-2, войлочные, тряпичные круги | Полировальная паста фирмы DIULAX (красная, синяя) | | Промывка изделия | УЗУ ELMASONIC, ELMA T 570 Подвесочное приспособление | Нашатырный спирт 10% Вода, моющее средство, T = 80°С, 2-5 мин. | | Промывка изделия | Проточная вода | t=25-30° С | | Сушка | Воздух | | Закрепка вставок | | Впасовка камней их закрепка | Пинцет, корневертка, посадочный бор, микроскоп, штихель, давчик, лампа 300l | d-2 мм;перламутр 4*8; 1; №5 | | ОТК 100% визуальный контроль | | | | Глянцовка | Полировальный станок, нитяные круги | Паста DIALUX голубая | | Промывка | УЗУ D150Н | Мыльный раствор: вода, моющее средство, NH3, t=60-700 C, 5-7 мин. | | Промывка | | Проточная вода | | Сушка изделий | Сушильный шкаф | 50-60ºС, 15 минут | | ОТК | ВЮМ, лампа, лупа триплет 10х « беломо» | Мощность 300 люкс, гладкая и блестящая поверхность | | Упаковка: взвешивание заполнение бирки крепление бирок к изделию | Весы HR-200 | ручка пломбы, нитки пломбиратор полиэтиленовые пакеты | | | | | | 2.4. Технология добычи золота, получение сплавов и слитков. Золото - мягкий, легко тягучий металл желтого цвета с сильным блеском. В химическом отношении золото отличается малым сродством с другими элементами. С кислородом воздуха непосредственно не соединяется. При нормальной температуре на него оказывают действие хлор, бром и фтор. В природе главным образом встречается самородное золото -сплавы с серебром, медью и другими металлами, значительно реже - химические соединения золота с теллуром и селеном. Самородное золото имеет вид кристаллов, чешуек, пластинок или волокон, а также зерен и кусков массой до 40 кг. Золотую руду чаще всего добывают из золотосодержащего серого колчедана в жильных месторождениях, а также в рассеянных вкраплениях в массе различных горных пород. Нередко золото находят в серебряно-свинцовых и кварцевых рудах. Извлечение золота из песков россыпных месторождений сводится к предварительному разрыхлению с последующей промывкой на шлюзе, представляющим собой наклонный желоб, покрытый перфорированными стальными листами, на которых задерживаются частички золота при промывке водой золотоносных песков. Более совершенными способами являются: отсадка, производимая с помощью отсадочных машин, и добыча при помощи сложных агрегатов, в которых совмещается добыча и извлечение золота. Извлекают золото из руд методами цианирования, амальгамирования, а также при пирометаллургической обработке руд цветных металлов. Цианирование - способ извлечения золота из руд путем их растворения в слабых растворах цианистых натрия и калия. Это наиболее распространенный способ обработки золотых руд. Амальгамация -способ извлечения золота из руд при помощи ртути. При смачивании ртутью золото образует амальгаму и в таком виде отделяется от породы. При пирометаллургической обработке руд некоторых цветных металлов содержащееся в них золото дает сплав с извлекаемым металлом. В дальнейшем с помощью электролитического рафинирования золото выделяют в виде шламов. Последующая переработка шламов позволяет получить золото в чистом виде. Сплавы золота получают, используя в качестве легирующих элементов серебро, медь, платину, палладий, цинк, кадмий. Количество легирующих элементов сплавов и припоев должно соответствовать ГОСТ 6835 - 72. Наиболее часто для изготовления ювелирных изделий используют тройные сплавы системы золото-серебро-медь; реже - двойные сплавы систем: золото-серебро и золото-медь. В отдельных случаях, когда необходимо получить различно окрашенные сплавы золота, в них добавляют платину, палладий, кадмий, серебро, цинк, никель, медь и другие металлы. Так, прибавка меди придает золоту цвета от желтого до красного, прибавка серебра - от бледно-зеленого до почти белого цвета, прибавка кадмия - зеленый цвет, прибавка палладия - бурый или белый, прибавка платины - белый, прибавка никеля бледно-желтый. Плавку золота и его сплавов производят, как правило в графитно-шамотных тиглях на высокочастотных индукционных установках различной мощности. Сплавы золота с высоким содержанием платины или палладия плавят в алундовых тиглях, так как оба металла склонны поглощать углерод из материала тигля. 2.5.Изложить технологию и существующие методы пробирования драгоценных металлов и сплавов. Существует несколько методов определения проб драгоценных металлов и их сплавов. К ним относятся опробирование на пробирном камне (кремнистом сланце), купелирование в муфельной печи, химико-аналитические методы. Самый простой способ - капельный, состоящий в нанесении на испытуемое изделие раствора хлорного золота или хромпика, азотно-кислого серебра, йодистого и железистосинеродистого калия. Чаще всего применяют опробирование на пробирном камне. Определение пробы драгоценных металлов этим методом осуществляют в следущем порядке. Поверхность пробирного камня, натурального или синтетического, слегка смазывают миндальным, ореховым, кедровым или другим растительным маслом, а затем протирают насухо. После этого сплавом, проба которого должна быть определена, и пробирной иглой (эталоном с известным содержанием золота) на поверхности камня натирают полоски одинаковой по силе нажатия плотности. Соответствующим реактивом эти полоски смачивают (поперёк). Спустя 20-30 секунд реактив осторожно подсушивают, убирая излишки фильтрующей бумагой, и сравнивают его действие на полосках, оставленных испытуемым сплавом и пробирной иглой. Содержание золота в сплаве определяют по интенсивности окраски пятна, образовавшегося под действием реактива на полосках: чем интенсивнее окраска пятна, тем меньше золота в сплаве. Более светлое пятно подтверждает и более высокую пробу сплава; одинаковая окраска пятна на полосках сплава и иглы говорит о совпадении их проб. Купелирование в муфельной печи проводится в следующем порядке. Королёк из металла прокатывают через вальцы. Полученный лист кладут в свинцовую купель и ставят в муфельную печь с заданной температурой. Лигатура выгорает и ничего не остается. Образец взвешивается до и после проведения процесса на точных весах. Проба рассчитывается исходя из этого. Билет№29 Колье из сплавов золота двух цветов в стиле авангард, построение с использованием контрастных соотношений 2.1 Технология-литье по выплавляемым моделям, вставка камней фантазийной формы. Литьё — технологический процесс изготовления отливок, заключающийся в заполнении литейной формы расплавленным материалом (литейным сплавом, пластмассой, некоторыми горными породами) и дальнейшей обработке полученных после затвердевания изделий. Известно множество разновидностей литья: в песчаные формы (ручная или машинная формовка); в стержневые формы в многократные (цементные, графитовые, асбестовые формы); в оболочковые формы; по выплавляемым моделям; по замораживаемым ртутным моделям; центробежное; в кокиль; литьё под давлением; по газифицируемым моделям; по выжигаемым моделям; вакуумное литьё. Литьё по выплавляемой модели Ещё один способ литья металлов — по выплавляемой модели — применяется в случаях изготовления деталей высокой точности (например, лопатки турбин, и т. п.) Из легкоплавкого материала: парафин, стеарин и др., (в простейшем случае — из воска) изготавливается точная модель изделия и литниковая система.Наиболее широкое применение нашёл модельный состав П50С50 состоящий из 50% стеарина и 50% парафина, для крупногобаритных изделий применяются солевые составы менее склонные к короблению. Затем модель окунается в жидкую суспензию на основе связующего и огнеупорного наполнителя. В качестве связующего применяют гидролизованный этилсиликат марок ЭТС 32 и ЭТС 40, гидролиз ведут в растворе кислоты, воды и растворителя (спирт, ацетон). В настоящее время в ЛВМ нашли применения кремнезоли не нуждающиеся в гидролизе в цеховых условиях и являющиеся экологически безопасными. В качестве огнеупорного наполнителя применяют: электрокорунд, дистенсилиманит, кварц и т.д. На модельный блок (модель и ЛПС) наносят суспензию и производят обсыпку, так наносят от 6 до 10 слоёв. С каждым последующим слоем фракция зерна обсыпки меняются для формирования плотной поверхности оболочковой формы. Сушка каждого слоя занимает не менее получаса, для ускорения процесса используют специальные сушильные шкафы, в которые закачивается аммиачный газ. Из сформировавшейся оболочки выплавляют модельный состав: в воде, в модельном составе, выжиганием, паром высокого давления. После сушки и вытопки блок прокаливают при температуре примерно 1000 для удаления из оболочковой формы веществ способных к газообразованию. После чего оболочки поступают на заливку. Перед заливкой блоки нагревают в печах до 1000. Нагретый блок устанавливают в печь и разогретый металл заливают в оболочку. Залитый блок охлаждают в термостате или на воздухе. Когда блок полностью охладится его отправляют на выбивку. Ударами молота по литниковой чаше производится отбивка керамики, далее отрезка ЛПС.Таким образом получаем отливку. В силу большого расхода металла и дороговизны процесса ЛВМ применяют только для ответственных деталей. Процесс литья по выплавляемым моделям базируется на следующем основном принципе: • Копия или модель конечного изделия изготавливаются из легкоплавкого материала. • Эта модель окружается керамической массой, которая затвердевает и образует форму. • При последующем нагревании (прокалке) формы модель отливки расплавляется и удаляется. • Затем в оставшуюся на месте удаленного воска полость заливается металл, который точно воспроизводит исходную модель отливки. При наиболее распространённом литьё в песчаные формы изготовляется литейная модель (ранее — деревянная, в настоящее время часто используются пластиковые модели, полученные методами быстрого прототипирования), копирующая будущую деталь. Модель засыпается песком или формовочной смесью (обычно песок и связующее), заполняющей пространство между ею и двумя открытыми ящиками (опоками). Отверстия в детали образуются с помощью размещённых в форме литейных песчаных стержней, копирующих форму будущего отверстия. Насыпанная в опоки смесь уплотняется встряхиванием, прессованием или же затвердевает в термическом шкафу (сушильной печи). Образовавшиеся полости заливаются расплавом металла через специальные отверстия — литники. После остывания форму разбивают и извлекают отливку. После чего отделяют литниковую систему (обычно это обрубка), проводят термообработку, Литьём называют также продукцию литейного производства, художественные изделия и изделия народных промыслов, полученные с использованием литья. Литье по выплавляемым моделям Сущность технологии литья по выплавляемым моделям состоит в том, что по неразъемной легкоплавкой модели изготавливают неразъемную разовую форму. В пресс-формы (обычно металлические) запрессовывают модельный состав, который после затвердевания образует модели деталей и литниковой системы. Модельный состав удаляют, чаще всего выплавляя его в горячей воде (отсюда и название способа — литьё по выплавляемым моделям). Полученные оболочки прокаливают при температуре 800—1000°С и заливают металлом. |