Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Определи персонажей произведения. А) Ребятишки, жаба, лошадь В) Ребятишки, жаба С) Ребятишки, мужик D) Ребятишки, жаба, лошадь, мужик 2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте. А) Окольная, непрямая дорога вокруг селения В) Изгородь вокруг деревни С) Окраина селения D) Изгородь вокруг избы 3. В предложении «После дождя высыпали ребятишки за околицу» слово высыпалиможно заменить словом А) Спрятались В) Выбежали С) Затаились D) Выскочили 4. Ребятишки высыпали за околицу А) Рано утром В) Вечером С) После дождя D) Когда появилась радуга 5 . Какое значение в слово гадина вкладывают дети? А) Отвратительное, мерзкое животное В) Земноводное (живущее на земле и в воде животное) С) Отвратительный, мерзкий человек D) Неизвестное существо 6. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик? А) Отвратительное, мерзкое животное В) Земноводное (живущее на земле и в воде животное) С) Отвратительный, мерзкий человек D) Неизвестное существо 7. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте. А) Сидит ___ В) Прыгает ___ С) Вылезла ___ D) Хочет спрятаться ___ 8. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте. А) Изранили ___ В) Наломали ___ С) Давай тыкать ___ D) Не пускают, хохочут ___ 9. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь. ______________________________________________________________________ 10. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана. А) Почему детям стыдно? __ В) Встреча лошади с жабой. __ С) Как хорошо после дождя! __ D) Потеха детей. __ Е) «Лошадь гадину пожалела». __ 11. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему? ______________________________________________________________________ 12. Какой урок получили дети? ______________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | Б | В | Г | | | | | + | | + | | | | | | + | | | | | | + | | | + | | | | | | + | | | | 2, 3, 1, 4 | | 3, 1, 2, 4 | | старая, худая | | 5, 3, 1, 2, 4 | | жаба, лошадь | | стыдно обижать слабых, беззащитных | Критерии оценивания 17 – 15 б.- соответствует высокому уровню 14 – 10 б. - достаточному 9 - 5 б. - среднему менее 5б. - низкому 2класс (4 четверть) На лесной полянке Я сидела на большом, поваленном бурей дереве и смотрела в небо. Где-то там, в необъятной голубизне, парили, будто выпиленные из коричневого дерева, орлы. Вдруг затрещали кусты, и на поляну вышла лосиха с маленьким серым лосёнком, робким и пугливым. Она осмотрелась, гордо подняв точёную голову, и, убедившись, что семейному покою ничего не угрожает, стала щипать сочную траву, а лосёнок носился по поляне, залитой мягким вечерним светом. Из травы у самых ног лосёнка выползла зелёная ящерица. Тот удивлённо тронул её копытом, и ящерица, оставив ему свой хвост, юркнула в норку. Лосёнок посмотрел на зелёный прутик, извивающийся в траве, и, потеряв к нему всякий интерес, отвернулся. Я загляделась на него. Он был очень славный. Его стройные ножки ни на минуту не знали покоя, плавно неся лёгкое, гибкое тело. Глаза, тёмные, опушённые мягкими ресницами, влажно блестели. Он опьянел от запахов травы, жаркого солнца, пахучего тёплого ветра, он был весел и беззаботен. Вдруг лосиха тревожно подняла голову, тихим рёвом подозвала малыша к себе. Миг - и они умчались в чащу. Что же их испугало? (143 слова) (Н. Горишняя ) Прочитай текст «На лесной полянке» Н. Горишняя. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Куда смотрел автор текста? А.На воду В. На лес С. В небо D.никуда 2. Где-то там, в необъятной голубизне, парили облака похожие….. А.На орлов. В. На слонов. С. На птиц D. На коней 3. Что увидел автор на поляне? А.Красивые цветы. В. Синие колокольчики. С.Высокий муравейник. D. Лосиху с маленьким лосёнком. 4.От чего было ему хорошо? А. От запахов травы, жаркого солнца, пахучего тёплого ветра В.От запахов травы, тёплого солнца, быстрого ветра С. От травы, жаркого солнца, тёплого ветра D. От запахов травы, пахучего тёплого ветра 5. Чем заинтересовался лосёнок? А. Ветром. В.Травой. С.Ящерицей. D. Ничем. 6.Как заменить в предложении выделенное слово? Вдруг лосиха тревожно подняла голову, тихим рёвом подозвала малыша к себе. А. С удовольствием. В. Нехотя. С.Тихо. D.Беспокойно. 7. Каким словом можно заменить слово юркнула? А.Испарилась В.Ускакала С. Исчезла D. Прибежала. 8. Как автор текста описал глаза лосёнка? А.Выразительные глаза. В. Глаза, тёмные, опушённые мягкими ресницами, С. Тёмные глаза, длинные ресницы. D.Вокруг красивых глаз, а мягкие ресницы. 9. Что делал лосёнок на лесной полянке? А. Носился на полянке. В. Щипал травку. С. Беспокойно кричал. D. Не отходил от мамы – лосихи. 10. В какой сборник следует поместить данное произведение? А. В сборник рассказов о школьниках. В. В сборник сказок. С. В сборник рассказов о животных. D. В сборник стихотворений. 11. Восстанови последовательность действий в тексте: А. Он опьянел от запахов травы, жаркого солнца, пахучего тёплого ветра, он был весел и беззаботен. В. Из травы у самых ног лосёнка выползла зелёная ящерица. С. Вдруг затрещали кусты, и на поляну вышла лосиха с маленьким серым лосёнком, робким и пугливым D. Где-то там, в необъятной голубизне, парили, будто выпиленные из коричневого дерева, орлы Е. Его стройные ножки ни на минуту не знали покоя, плавно неся лёгкое, гибкое тело 12.Выпиши из текста как мама- лосиха прореагировала на опасность? _______________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | | | + | | | + | | | | | | | | + | | + | | | | | | | + | | | | | | + | | | | + | | | | + | | | | + | | | | | | | + | | | D С В Е А | | Лосиха тревожно подняла голову, тихим рёвом подозвала малыша к себе и они умчались в чащу. | Критерии оценивания 13 – 12 б.- соответствует высокому уровню 11 – 7 б. - достаточному 6 - 4 б. - среднему менее 4б. - низкому 3 класс. (Входящий) За обедом Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Фёдоровна спросила ребят: — Кто из вас разбил тарелку? — Не я! — сказал Володя. — Не я! — сказала Лена. — Не я! Не я! Не я! — сказали другие ребята. Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала: — Наверное, она сама как-нибудь разбилась... — Ну ладно, — говорит Зинаида Фёдоровна, — идите пока играть. Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время, и наступил час обеда. Все вымыли руки и сели за столы. Нина Марковна принесла большой поднос, а на нем рядами стоят тарелки с супом. Ребята начали обедать. — А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки! Все посмотрели на Виталика: и правда, у него нет тарелки! — Тебе, Виталик, придется подождать, — говорит Зинаида Фёдоровна. — Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята? — Правда! — закричали ребята. — Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. — Тарелки сами не бьются. Это... Это я... ее нечаянно разбила... Я больше не буду! — И она пододвинула свою тарелку Виталику: — Ешь! Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит. «Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету», — решили ребята. Но Зинаида Фёдоровна подошла к Светлане и сказала: — Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду. (185 слов) С. Баруздин Прочитай текст «За обедом» С. Баруздина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1.В какое время дня была разбита тарелка? А. Утром В. В обед С. В полдень D. Вечером 2.Как звали учительницу? A. Нина Петровна B. Мария Ивановна C. Зоя Сергеевна D. Зинаида Фёдоровна 3. Что было на обед? A. Борщ B. Суп C. Лапша D. Рассольник 4.Кому не хватило тарелки? A. Виталику B. Светлане C. Володе D. Лене 5. Что сделала Светлана за обедом? A. Молчала B. Опустила голову C. Призналась D. Смотрела в тарелку 6. Какими словами можно заменить выделенные слова в предложении? Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время, и наступил час обеда. A. Долго тянулось B. Прошло незаметно C. Ждали обед D. Быстро наступил обед 7. Как можно охарактеризовать девочку в тексте? A. Честная B. Добрая C. Находчивая D. Смелая 8. О ком или о чём это произведение? A. О ребятах B. О дружбе C. О поведении за столом D. О честности 9. В какой сборник следует поместить данное произведение? A. В сборник рассказов о природе B. В сборник сказок C. В сборник рассказов о школьниках D. В сборник стихотворений 10. Восстанови последовательность действий в тексте: A. Все посмотрели на Виталика. B. Все вымыли руки и сели за столы. C. Тут все ребята повернулись к Светлане D. Зинаида Фёдоровна спросила ребят E. Тарелки у нас сами не бьются 11. Прочитай отрывок из текста. Вставь на место пропущенных слов буквы, соответствующие словам из списка. Стали ребята играть и совсем забыли о ___________. Не заметили, как пролетело время, и наступил час ___________. Все вымыли руки и сели_______________. Нина Марковна принесла большой__________, а на нем рядами стоят тарелки_________. A. за столы B. поднос C. случившемся D. обеда E. с супом 12.Выпиши из текста как поступила Светлана за обедом ______________________________________________________________________________ 13. Запиши, что сказала учительница, когда девочка призналась? _____________________________________________________________________________ 14. Сформулируй и запиши ответ на вопрос: Когда Светлана поступила хорошо и когда плохо? (3-4 предложения) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | + | | | | | | | | + | | | + | | | | + | | | | | | | + | | | | | | + | | + | | | + | | | | | | | | | + | | | Д В А С Е | | С Д А В Е | | Призналась и пододвинула свою тарелку Виталику | | Тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду | | Поступила плохо, когда сразу не призналась, что разбила тарелку. Поступила хорошо, когда сказала правду за столом. | Критерии оценивания 17 – 16 б.- соответствует высокому уровню 15 – 12 б. - достаточному 11 - 6 б. - среднему менее 6б. - низкому 3 класс (1 четверть) Притча о гвоздях Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди. И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба. Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал: - Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё равно останется у человека. (178 слов) Прочитай текст «Притча о гвоздях». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1) Что в один прекрасный день отец дал сыну? A. Молоток B. Мешочек с гвоздями C. Книгу D. Конфеты 2) Сколько гвоздей отец приказал сыну вбивать после каждого гнева? A. 2 B. 3 C. 1 D. 4 3) Сколько было гвоздей в столбе в первый день? A. Несколько десятков B. 5 C. 7 D. 1 4) Продолжи фразу: «Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся _______». A. Обида B. Плохое настроение C. Шрам D. Радость 5) Для чего отец поручил сыну вбивать гвозди в столб забора? A. Научиться сдерживать гнев B. Стать сильным C. Помочь отцу D. Просто так 6) Когда пришёл тот день, когда мальчик ни разу не потерял контроль над собой, рассказал ли юноша об этом отцу? A. Нет, скрыл от отца B. Рассказал, только через 3 дня C. Рассказал только друзьям D. Сразу отцу всё рассказал 7)Каким словом, можно заменить выделенное слово? Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. А. Гневный В. Добрый С. Заботливый D. Внимательный 8)Чему учит это произведение? А. Если ты не можешь тотчас же утешить гнев, удержи язык. В. Наши друзья- часть нашего счастья! С. Кто много лежит, у того и бок болит. D. Ахи да охи не дадут подмоги. 9) К какому жанру можно отнести произведение? A. Быль B. Скороговорка C. Пословица D. Притча 10) Что такое гнев? A. Чувство радости B. Чувство веселья C. Чувство сильного возмущения, негодования. D. Чувство голода 11) Восстанови последовательность событий в тексте и запиши цифры A. Обида. B. Осознанность юноши C. Стоп, гвозди! D. Наказ отца Е. Настал долгожданный день! 12) Прочитай отрывок из текста. Вставь на место пропущенных слов буквы, соответствующие словам из списка. - Ты хорошо __________, но ты посмотри, сколько в столбе ______? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь _______ или плохое, у него остаётся ______ , как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты ____________ , шрам всё-равно останется у человека. A. Дыр B. Справился C. Извинишься D. Шрам Е. Злое 13)Продолжи предложение: Жил-был_________________________________________ 14) Выпиши из текста как повёл себя отец, когда узнал, что его сын в один прекрасный день ни разу не потерял контроль над собой. __________________________________________________________________________________________________ 15) Запиши сколько раз нужно извиняться, чтобы шрама у человека не стало? __________________________________________________________________ 16) Запиши ответ: как ты понимаешь пословицу «Впереди — гнев, а за ним — разум» (2-3 предложения) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | | + | | | | | | + | | | + | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | + | | + | | | | | + | | | | | | | | + | | | | + | | | D В Е С А | | В А Е D С | | вспыльчивый и несдержанный юноша | | Отец сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба. | | не важно сколько раз | | Например: Гнев- это губительное чувство. Вам кто-то принёс огорчение. Вы испытываете гнев, портится настроение. Именно поэтому “Гнев твой - враг твой”. | Критерии оценивания 18 - 17 б.- соответствует высокому уровню 16 – 12 б -достаточному 11 – 6 б. среднему менее 6 б. - низкому. 3 класс (2 четверть) Как ёжик шубу менял В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной. Ёжик спрашивает зайца: — Ты где шубу сменял? — Вот там, у старого дрозда. — А мне нельзя сменять свою шубу? — Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит: — Я тоже хочу в белой шубе ходить. — Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки. Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая. И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит. Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду. — Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад! С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь! ( 186 слов) А. Суконцев Прочитай текст «Как ёжик шубу менял»А.Суконцева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Какое время года наступило? E. Зима F. Весна G. Лето H. Осень 2. Как ёжик к зиме не подготовился? E. Не сделал запасов на зиму F. Не натаскал листьев в своё жильё G. Не залег в спячку H. Не нашёл берлогу 3. Чем был покрыт лес? E. Первыми цветами F. Последними листьями G. Первым снегом H. Свежей зеленью 4. Кто шёл навстречу ёжику? E. Лиса F. Медведь G. Волк H. Заяц 5. В какой шубе был заяц? E. В старой, дырявой F. В модной G. В новой, белоснежной H. В серой, в которой летом бегал 6. О чём ёжик спросил зайца? D. – Ты где валенки достал? E. –Ты где шубу сменял? F. – Ты где варежки достал? G. – Ты где шапку купил? 7. Что ответил заяц? E. У старого дрозда F. У молодой сойки G. У старого дятла H. У маленького воробья 8. На что поменял ёжик свои иголки? E. На рыжую шубу, как у лисы F. На серую шубу как у волка G. На бурую, медвежью H. На белую шубу, как у зайца 9. Кого встретил ёжик, когда поменял шубу? E. Зайца F. Волка G. Лису H. Медведя 10. Как ёжику удалось спастись от лисы? E. Убежал F. Поблизости его нора оказалась G. Иголки выставил H. Клубочком свернулся 11. К кому пошёл ёжик, когда лиса ушла? C. К дятлу D. К сороке E. К сове F. К дрозду 12. Что забрал ёжик у дрозда? A. Перья дрозда B. Чужую шубу C. Свои иголки D. Сушёный гриб 13. Вставь пропущенные слова из текста. Она не такая_____________, как у__________, но зато_____________. В ней ёжик не боится ни_______, ни даже самого________. 14.Выпиши из текста какая шуба у зайца. _________________________________________________________________________ 15. К какому жанру можно отнести это произведение? А. Сказка В. Рассказ С. Басня D.Быль 16. Чему учит это произведение? (3-4 предложения) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | + | | | | | | + | | | | | | + | | | | | | + | | | | | + | | | + | | | | + | | | | | | | | + | | | | + | | | | + | | | | | | | + | | | | + | | | Красивая, зайца, надежная, лисы, волка | | Новая, белоснежная, мягкая, пушистая, тёплая | | + | | | | | Например: Беречь и ценить то, что имеешь. Не завидовать. | | | | | | | | Критерии оценивания 18 – 16 б.- соответствует высокому уровню 15 – 12 б. - достаточному 11 - 6 б. - среднему менее 6б. - низкому 3 класс (3 четверть) Скворец Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, жучков и личинок! Скворец никогда весною не ищет себе корм ни в воздухе, ни на дереве. Его корм – на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он за сезон всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его очень быстра и чуть- чуть неуклюжа. Внезапно он останавливается, поворачивается в одну сторону, в другую, склоняет голову то направо, то налево. Быстро и торопливо клюнет и побежит дальше. Чёрная спинка его отливает на солнце металлическим зелёным или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. И столько в нём во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного, что смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься. Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная поговорка гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы – большой. Птица же создание очень умное, наблюдательное: она чрезвычайно памятлива и признательна за всякую доброту. (242 слова) (По А.Куприну) Прочитай текст «Скворец» А.Куприна. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1.В какое время года автор наблюдал за скворцом? A. А. Зимой B. Весной C. Летом D. Осенью 2. Где скворец ищет себе пищу в это время года? A. А. В воздухе B. На дереве C. На земле и в земле D. В кормушках 3. Сколько вредных насекомых истребляет скворец, если считать на вес? A. В десять раз больше собственного веса B. В тридцать раз больше собственного веса C. В тысячу раз больше собственного веса D. В триста раз больше собственного веса 4. За чем интереснее всего наблюдать автору? A. Как распустились берёзовые почки B. Как рыхлят огороды C. Как скворец охотится за своей добычей D. Как выползают на свет божий червячки, гусеницы, жучки и личинки 5. Что делает автор, наблюдая за промыслом скворца? A. Улыбается В. Грустит С. Беспокоится D. Печалится 6. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении? И столько в нём во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного, что смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься. A. Ремесло B. Прогулка C. Охота D. Отдых 7. Каким словом можно заменить слово истребляет? A. Стреляет B. Уничтожает C. Считает D. Употребляет 8. Каким можно охарактеризовать скворца в тексте? A. Доверчивым B. Трудолюбивым C. Жадным D. Суетливым 9. Закончи пословицу: «Кто рано встал, ______________________________________________________________________________» 10. В какой сборник следует поместить данное произведение? A. В сборник рассказов о природе B. В сборник сказок C. В сборник рассказов о школьниках D. В сборник стихотворений 11. Восстанови последовательность действий в тексте: A. Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа B. Чёрная спинка его отливает на солнце металлическим цветом C. Земля обсохла D. Смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься E. Скворец никогда весною не ищет себе пищу ______________________________________________________________________ 12. Прочитай отрывок из текста. Вставь на место пропущенных слов буквы, соответствующие словам из списка. Интересно ______, когда он, идя между грядок или вдоль ______, охотится за своей добычей. Походка его очень быстра и ______ неуклюжа. _________ он останавливается, поворачивается в одну сторону, в другую, _________ голову то направо, то налево. A. Чуть-чуть B. Склоняет C. Внезапно D. Глядеть E. Дорожки 13Напиши, какая разница между птицей и человеком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14.Выпиши из текста какая походка у скворца ______________________________________________________________________________ 15Напиши, что ты узнал о скворце ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 16. Сформулируй и запиши ответ на вопрос: Какую пользу приносят птицы природе? (3-4 предложения) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | | + | | | | | | + | | | | | | + | | | | + | | | + | | | | | | | + | | | | + | | | | | + | | | | тот не потерял | | + | | | | | C E A B D | | D E A C B | | Птица маленькая, а человек большой | | Очень быстра и чуть –чуть неуклюжа | | | | Например: Птицы питаются насекомыми, поэтому защищают деревья от гусениц, жуков и различных вредителей. | Критерии оценивания 20 - 18 б.- соответствует высокому уровню 17 – 12 б -достаточному 11 – 6 б. среднему менее 6 б. - низкому. 3 класс (4 четверть) Песни гремят Грянул весёлый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май! Зазвучало всё, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Кукушки охрипли от крика: днём и ночью кричат. У самых крикливых уже вместо ку- ку получается хы-хо! Дятлы исступлённо бьют в звонкие сучки- барабаны. Полон лес криков, свистов, стуков и песен. Одни песенки прилетели в лес вместе с перелётными птицами из дальних стран. Другие родились, здесь же, в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари. А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черёмуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно. Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листка на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу. А в лужах лягушки ворочаются и блаженно ур-р –рчат. Даже перезимовавшие на земле скрюченные листья сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунчики быстрых птиц. Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из – под земли. Гремит по земле май. (171 слово) Прочитай текст «Песни гремят» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? А. Зимой В. Осенью С. Летом D. Весной 2. Чьи голоса звучат в лесу? А.Совы, зайцы, кукушки, дятлы, лягушки, комара. В. Дятла, кукушки, совы, лисы С.Лягушки, комара, дятла, стрекозы, зайца D.Комара, совы, кукушки, дятла, лягушки 3. Что делали золотые ивы? А.Смотрели на воду. В. Заглядывались на воду. С. Любовались на воду. D. Отражались в воде. 4. Когда пронеслась гроза, как повели себя дождевые капли? А.Прыгали, повисали, сверкали. В. Стекали, сверкали, испарялись. С. Прыгали, сверкали, улетали. D. Сверкали, блестели, прыгали. 5. Откуда летели звуки? А. С воды, с неба, с гор. В.С полей, с лесов, с неба, с воды, из- под земли.. С. С лесов, с полян, из –под деревьев, с неба. D. Ото всюду. 6.Как заменить в предложении выделенное слово? А в лужах лягушки ворочаются и блаженноур-р –рчат. А. Громко В. нехотя С.С наслаждением D.Долго 7. Каким словом можно заменить слово скрюченные? А.Согнутые В.Прямые С. Косые D. Помятые 8. Как автор текста охарактеризовал ручей? А.Бежит звонко В.Радостно журчит С.Весело бежит D.Сердито бубнит 9. О ком или о чём это произведение? А.Об осенних хлопотах. В.О беспокойстве животных. С.О пробуждении природы. D.О труде. 10. В какой сборник следует поместить данное произведение? А.В сборник рассказов о природе В.В сборник сказок С.В сборник рассказов о школьниках D.В сборник стихотворений 11. Восстанови последовательность действий в тексте: А. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно. В. Звуки со всех сторон: с полей и лесов, с неба, с воды, из – под земли. С. Кукушки охрипли от крика: днём и ночью кричат. D. Зазвучало всё, что может звучать. Е. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари. 12. Прочитай отрывок из текста. Вставь на место пропущенных слов буквы, соответствующие словам из списка. Даже перезимовавшие на земле _______ листья сухие ожили: то _______ и ______по земле, как мыши, то__________, как табунчики _____ птиц. А.Быстрых В. Скрюченные С. Шмыгают D. Шуршат Е. Вспархивают 13. Дополни предложение Встретились песенки после долгой разлуки и от радости __________________________________________________________________ 14.Выпиши из текста откуда прилетели песенки? __________________________________________________________________ 15. Запиши, что сделал майский гром? __________________________________________________________________ 16. Сформулируй и запиши ответ на вопрос: Почему перелётные птицы возвращаются из дальних стран? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | | | | + | | + | | | | | | + | | | | + | | | | | | + | | | | | | + | | | + | | | | | | | | + | | | | + | | | + | | | | | D С Е А В | | B С Д Е А | | звенят от зари до зари | | из дальних стран | | всему живому языки развязал | | | Критерии оценивания 18 – 17 б.- соответствует высокому уровню 16 – 12 б. - достаточному 11 - 6 б. - среднему менее 6б. - низкому Класс (Входящий) Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит. Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон- и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает. И только вышел за околицу, вижу- лиса! Мышкует- промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле- ну чистое коромысло. Вот легла на брюхо, ушки торчком- и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок- собирают себе зерно на зиму. Вдруг скинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула- вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав. Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула. Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли- слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет- не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает! Надоело мне мокнуть- вскочил я во весь рост. Лиса увидала- тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты- только я её и видел! Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу. Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так… Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала- не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы у неё тут пир на весь мир! Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей. (383 слова) (Н.Сладков) Прочитай текст «Плясунья» Н.Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? А) Зимой В) Весной С) Летом D) Осенью 2. Обоснуй свой ответ словами из текста. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Определи верное значение слова жнивьё. А) Поле с созревшими зерновыми культурами. В) Поле, засеянное льном. С) Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба. D) Убранное поле поздней осенью 5. Определи значение слова околица в данном тексте. А) Изгородь вокруг деревни. В) Окраина селения. С) Окольная, не прямая дорога D) Обозримое пространство, которое видит око. 6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле? А) Зайца, лису, мышей-полёвок. В) Зайца, мышей-полёвок. С) Лису, мышей-полёвок. D) Собаку, лису, зайца 8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании. А) Разинула пастишку, поймала мышь на лету. В) Пала передними лапами и носом на землю. С) Легла на брюхо, поползла. D) Рванула. Е) Вскинулась всем передом. К) Проглотила, даже не разжевав. 9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11.Запиши разгадку пляски лисоньки. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста. А) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком. В) Лисья пляска. С) Поход за околицу. D) Тайна разгадана. Е) Мышкование лисицы на жнивье. К) Желание разгадать тайну поведения лисы. 13. Составь план текста из трёх пунктов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Что нового из жизни природы ты узнал? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | | | | + | | Дождь, слякоть, холод | | Третье предложение | | | | + | | | + | | | | | Седьмое предложение | | | | + | | | С Е В D А К | | Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает , фокусы какие ногами выделывает | | Сам сплясал лисий танец | | Шестое предложение с конца | | Е, С, В, К, А, D | Критерии оценивания 20 - 18 б.- соответствует высокому уровню 17 – 12 б -достаточному 11 – 6 б. среднему менее 6 б. - низкому. 4 класс (1 четверть) Долг Принес Ваня в класс коллекцию марок. – Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на праздники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой. – Бери, конечно! – согласился Ваня. Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Марки были очень красивые, но одинаковых не было. Пете стало жаль своих марок. – Я тебе потом отдам, – сказал он Ване. – Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! – замахал руками Ваня. - Вот давай лучше в пёрышки сыграем! Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился. – Кругом я у тебя в долгу! – Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл. Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые... «И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню. Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...» А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось? Подходит как-то к нему и спрашивает: – За что косишься на меня, Петя? Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей: – Ты думаешь, ты один честный, порядочный… А другие - нет! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел? Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог. Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване. – Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало! – Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда! ( 286 слов) (В.Осеева) Прочитай текст «Долг» В. Осеевой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Определи главных героев произведения. A. Ваня, Петя; B. Ваня, Петя, отец Пети; C. Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети. D. Ваня, мать Пети. 2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте? A. во дворе; B. в классе; C. в парке; D. в магазине. 3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний. A. «Потом верну»; B. «Дам взамен марки из своей коллекции»; C. «Куплю другие марки и верну тебе»; D. «Верну». 4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом? A. Стало жаль своих марок; B. Не разрешил отдать коллекцию отец; C. Забыл отдать; D. Не хотел обидеть друга. 5. Какое значение вкладывает Петя в слово долг? A. То, что взято с условием возврата; B. То, что отдано с условием возврата; C. То, что взято безвозвратно; D. Обязанность перед кем-либо. 6. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься? A. Становиться косым; B. Смотреть искоса, сбоку; C. Относится с недоверием; D. Относиться недружелюбно. 7. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить? A. Обидно ему стало; B. Стало жалко Петю; C. Он растерялся; D. Не смог найти нужных слов. 8. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)? _________________________________________________ 9.О какой пропаже говорит Ваня ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Выпиши главную мысль рассказа ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13. Почему расстроилась дружба мальчиков? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Как вы понимаете слова Вани: «И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15.Выпиши из текста о чем мечтал Петя __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Какой совет ты бы дал каждому мальчику? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | C | D | | + | | | | | | + | | | | | + | | | | + | | | | | + | | | | | | | + | | | + | | | | | Петя | | О дружбе | | Последнее предложение | | Честность, порядочность, и тд | | | | | | | | «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...» | | | Критерии оценивания 21 – 18 б.- соответствует высокому уровню 17 – 12 б. - достаточному 11 - 6 б. - среднему менее 6б. - низкому 4 класс (3 четверть) Снежная книга Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было. Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след. А по другую сторону заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт. Заячий дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт… Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался – как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул. Куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам. Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапками, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел. Пошёл искать, где бы спрятаться. А вот – лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь, заячий след по снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась: след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк – и в сторону. След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял. Лиса бежала, бежала – видит: поперёк следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок – по свежему следу: бежит, бежит – и стала: оборвался след! Куда теперь? А дело простое: это новая заячья хитрость: двойка. Заяц сделал петлю, пересёк свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся – и назад по своему следу. Аккуратно шёл – лапка в лапку. Лиса постояла, постояла – и назад. Опять к перекрёстку подошла. Всю петлю выследила. Идёт, идёт, видит – обманул её заяц: никуда след не ведёт! Фыркнула она и ушла в лес по своим делам. А было вот как: заяц двойку сделал – прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл – и махнул через сугроб – в сторону. Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, – как прыснет из под хвороста – и в чащу. Прыжки широкие, – лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне… А на пне сидит большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, – там знаки на снегу, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет. (378 слов) В.Бианки Прочитай текст «Снежная книга» В.Бианки. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? А) Зимой В)Весной С)Летом D)Осенью Е)Невозможно определить 2.Следы каких зверей упоминаются в рассказе? А)Зайца, волка В)Зайца, лисы С)Лисы, зайца, филина D)Лисы, филина, зайца, волка Е)Филина, лисы 3.Выпиши из текста описание заячьего следа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении? Разберём по складам. А)По домам В)По порядку С)По дорожкам D)По амбарам Е)По слогам 5.Определи значение слова прыснетв данном тексте А)Побежит В)Брызнет С)Сядет D)Прыгнет Е)Повернется 6.Выпиши из текста название «новой заячьей хитрости». ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 7.Что выкружил заяц, чтобы запутать лису? А)Замок В)След С)Прятки D)Примял снег Е)Петлю 8.Восстанови последовательность действий зайца при запутывании следов А)Новая заячья хитрость- двойка В)Выкружил большую петлю С)Скакал, скакал по полю D)Ушёл заяц спать Е)Свой же след пересёк – и в сторону 9.Выпиши из текста описание гонного следа зайца. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. В какой сборник следует поместить данное произведение? А)В сборник рассказов о природе В)В сборник сказок С)В сборник рассказов о школьниках D)В сборник стихотворений Е)В сборник юмористических рассказов 11. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста. А)Гибель зайца В)Лисий след С)Заяц путает свой след D)Встреча с филином Е)Заячий след 12. Составь план текста из трёх пунктов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 13.По твоему мнению, мог ли заяц избежать своей гибели? Ответ запиши. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14.Что нового из жизни природы ты узнал? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 15. Выпиши глаголы, обозначающие действия зайца при запутывании следов _______________________________________________ |