Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. Инструментарий проверки грамотности чтения Учащихся начальной школы Учебно-методическое пособие Составители: Гордиева Ирина Юрьевна Кобзарь Ирина Николаевна с. Боровское 2015 год Авторы составители: -учитель начальных классов высшего уровня квалификации высшей категории первого уровня Гордиева Ирина Юрьевна, стаж 27 лет - учитель начальных классов высшего уровня квалификации высшей категории первого уровня Кобзарь Ирина Николаевна, стаж 24 года Творческая группа: Авторы тестов для 1 класса Ахметова Куляй Сейтановна Барамбаева Айгуль Каблановна Буланова Валентина Ивановна Коновалова Екатерина Игоревна Авторы тестов для 2 класса Киселёва Галина Николаевна Гриценко Любовь Александровна Голованова Наталья Викторовна Толкач Лариса Анатольевна Авторы тестов для 3 – 4 классов Семененкова Марина Николаевна Шалдина Надежда Александровна. Голикова Екатерина Викторовна. Рецензенты: - методист ГУ «Отдел образования акимата Мендыкаринского района» по начальному образованию» Есенгазина А.Е. - Зам. директора по МР ГУ «Боровская средняя школа им. Чутаева отдела образования акимата Мендыкаринского района» Мельник Е.А « Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы» Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Гордиева И.Ю., Кобзарь И.Н. - с. Боровское, 2015г. Учебно-методическое пособие « Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы» разработано сетевым сообществом учителей начальных классов. Оно поможет проверить уровень развития базового навыка грамотности школьников в чтении и письме. В пособии систематизированы по классам тексты художественных произведений. К каждому из текстов предлагаются тестовые задания для определения умения работать с текстом, ключ с вариантами правильного решения и критерии оценивания. В приложении представлены бланки проверки читательских умений. Пояснительная записка. В Послании Н. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 27 января 2012 года была поставлена задача по принятию пятилетнего плана по развитию функциональной грамотности школьников. Реализуя цель Национального плана «создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан» сетевое сообщество учителей начальных классов Мендыкаринского района разработало учебно-методическое пособие «Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы». Грамотность в чтении и письме является базовым навыком развития функциональной грамотности, поэтому возникла необходимость создания данного пособия. Методическое пособие «Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы» поможет развить в младшем школьнике способность понимать и использовать художественные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В пособии подобраны тексты художественных произведений, которые систематизированы по классам. К каждому из текстов разработаны тестовые задания для определения умения работать с текстом, ключ с вариантами правильного решения и критерии оценивания. В приложении представлены бланки проверки читательских умений. Подобранные тексты не входят в программный материал начальной школы. Количество слов в тексте соответствует возрасту учащихся: 1 класс -80-100 слов 2 класс -100-170 слов 3 класс-170 – 250 слов 4 класс -250 – 370 слов Предлоги, произносимые при чтении слитно со словом, считаются за одно слово, например в лесу- 1 слово. Предлоги, произносимые при чтении отдельно от слова, считаются за два слова, например перед лесом- 2 слова. Количество вопросов к тексту составляет: 1 классе – 10, во 2 классе – 12, в 3 и 4 классах -14-16. 2/3 части вопросов это вопросы низкого порядка закрытого типа (требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана). 1/3 часть – вопросы высокого порядка открытого типа (требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, рассуждать, соотносить). Для 1 класса, на этапе обучения выполнять тестовые задания, разработаны только простые вопросы, которые имеют четыре варианта ответов: А) В) С) D) Определено количество баллов за правильное решение данного тестового задания: вопросы низкого порядка – 1 балл, высокого порядка – 2 балла. Оценивание результатов тестирования: от 100 до 90% соответствует высокому уровню, от 89 до 60% - достаточному, от 59 до 30% - среднему, от 29% и ниже - низкому. В ключе с вариантами правильного решения тестовых заданий знаком «+» отмечается буква с правильным ответом, в вопросах открытого типа записывается модельный ответ. На данное тестирование отводится 1 ученический час. Первичное чтение текста в 1 классе и 1 четверти 2 класса проводится учителем. Повторное чтение осуществляется учащимися с достаточным темпом чтения. Последующее чтение проводится учащимися самостоятельно столько раз, сколько требуется ученику. Со 2 четверти 2 класса чтение проводится учащимися самостоятельно. В 1 классе и 1 четверти 2 класса учитель читает вопрос вслух, учащиеся самостоятельно прочитывают ответы и отмечают правильный. Со 2 четверти 2 класса учащиеся самостоятельно читают вопросы и выбирают правильные ответы. Размер шрифта текстов для чтения при распечатывании должен соответствовать нормам СанПиНа РК. Тестирование дает педагогу и школьной администрации возможность не только соотнести качество знаний и умений каждого ученика класса по литературе с требованиями образовательного стандарта (минимума). Но и определить уровень затруднений учащихся по работе над текстом, выявить владение учеником общеучебными умениями, дать качественную характеристику знаний и умений учащихся. Поэтому рекомендуется проводить данную работу не реже 1 раза в четверть с проведением вводного тестирования в начале учебного года. Методическое пособие «Инструментарий проверки грамотности чтения учащихся начальной школы» апробировано учителями Мендыкаринского района. Класс (3 четверть) Доктор и его звери Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра, которую звали Варвара. Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши. Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу. Очень сердилась на доктора его злая сестра Варвара за то, что у него в комнате столько зверей. (76 слов) К.Чуковский Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1)Каким был доктор? A) Добрым B) Строгим C) Злым D) Молодой 2) Как звали сестру доктора? A) Валя B) Галя C) Варвара D) Василия 3)Кого больше всего любил доктор? A) Птиц B) Насекомых C) Зверей D) Маленьких детей 4) Кто жил в комнате у доктора? A) Зайцы B) Лиса C) Тигр D) Бурундук 5)Каким словом можно заменить слово «злая»? A) Милая B) Добрая C) Жестокая D) Хорошая 6) К какому жанру можно отнести произведение? A) Быль B) Скороговорка C) Пословица D) Сказка 7) Как звали попугая, которого больше всех любил доктор? A) Кика B) Бумба C) Карудо D) Авва 8) Что доктор делал полезного для зверей? A) Читал книги B) Лечил их C) Игрался D) Любовался ими 9) Почему сердилась сестра на доктора? А) Потому, что в комнате у него было много зверей В) Потому, что он её не лечил С) Потому, что он ей не читал книги D) Потому, что звери её обижали 10) Как называют доктора, который лечит зверей A) Хирург B) Ветеринар C) Фармацевт D) Педиатр Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | С | D | | + | | | | | | | + | | | | | + | | | + | | | | | | | + | | | | | | + | | | | + | | | | + | | | | + | | | | | | + | | | Критерии оценивания 10 – 9 б.- соответствует высокому уровню 8 – 6 б -достаточному 5 - 3 среднему менее 3 - низкому. Класс (3 четверть) Часы Дворовый пёс Бобик попал в гости к Барбосу, который живёт в квартире у дедушки: -А что это у вас за штука на стене висит? Всё тик-так да тик-так, а внизу болтается. -Это часы, -ответил Барбос,- разве ты часов никогда не видел? - Нет, а для чего они? Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но всё-таки принялся объяснять: Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят… -Как ходят? –удивился Бобик, -у них ведь ног нету! -Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить. -Ого! Они ещё и дерутся? –испугался Бобик. -Да нет! Как они могут драться! -Ты сам сказал –бить! -Бить –это значит звонить: бом-бом! -А, ну так бы и говорил! (104 слов) (По Н.Носову) Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Кто жил в квартире у дедушки? А. Кот Мурзик Б. Собака Тузик В. Кот Барсик Г. Пёс Барбос 2. Кто пришёл в гости к Барбосу? А. Три пса и один кот Б. Три кота и одна собака В. Кот Барсик Г. Дворовый пёс 3. Как звали дворового пса? А. Бобик Б. Тузик В. Пушинка Г. Снежинка 4. Что за штука висела на стене в квартире у дедушки? А. Телевизор Б. Часы В. Картина Г. Фотография 5. Знал ли Барбос для чего нужны часы? А. Совсем не знал Б. Очень хорошо знал В. Барбос толком не знал, для чего часы, но всё-таки принялся объяснять Г. С трудом догадывался 6. Как Барбос объяснил гостю, для чего нужны часы? А. Пусть люди знают, время года Б. Чтобы было красиво В. Они просто стучат, а потом начинают бить. Г. Тикают и гудят 7. Чего испугался Бобик? А. Часы прогнать могут Б. Ого! Они ещё и дерутся? В. Часы ходят по квартире Г. Прыгают по стенам 8. Почему слова «Барбос», «Бобик» написаны с большой буквы? А. Ошибочно Б. Чтобы выделить эти слова В. Это клички животных Г. Чтобы обратить внимание читателя 9. Как Барбос объяснил, что часы бьют? А. Стучат по стене Б. Бить –это значит звонить: бом-бом! В. Так они дерутся со всеми Г. Они бьют тех, кто приходит 10. Для чего нужны часы людям? А. Чтобы ходить по квартире Б. Чтобы помогать людям, определять время В. Для украшения квартиры Г. Чтобы драться Правильные ответы к заданиям № задания | А | Б | В | Г | | | | | + | | | | | + | | + | | | | | | + | | | | | | + | | | | | + | | | | + | | | | | | + | | | | + | | | | | + | | | Критерии оценивания 10 – 9 б.- соответствует высокому уровню 8 – 6 б -достаточному 5 - 3 среднему менее 3 - низкому. 1 класс (3 четверть) Дети Мороза У деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка. Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: - Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли дети домой и рассказывают. Начал рассказывать Ветер: - Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки. Лёд сказал: - Я на реках мосты построил. Иней сказал: - Я лес украсил. Он теперь белый. Как там красиво! Снежинка рассказала: - Мне стало землю жалко. Я покрыла землю белым снегом. - Хорошо, дети,- сказал Дед Мороз. – Вы все помогли людям. А ты, снежинка, помогла больше всех. (97 слов) (Русская народная сказка) Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 11. Сколько детей было у Деда Мороза? Д. Три дочки и один сын В. Три сына и одна дочка С. Три сына и три дочки D. Два сына и две дочки 12. Как звали дочку Деда Мороза? Д. Зимушка В. Льдинка С. Пушинка D. Снежинка 13. Как Ветер помог людям? Д. Нагнал холода В. На реках мосты построил С. Лес украсил D. Покрыл землю снегом 14. Для чего нагнал Ветер холода? Д. Чтобы людям помочь В. Чтобы похвалил Дед Мороз С. Чтобы показать, что он самый сильный D. Пусть люди знают, что зима идёт 15. Зачем Снежинка покрыла землю снегом? Д. Пусть люди знают, что идёт зима В. Чтобы было красиво С. Ей стало жалко землю D. Выполнила наказ Деда Мороза 16. Каким словом можно заменить выражение «нагнать холода»? Д. Прогнать В. Украсить С. Пожалеть D. Заморозить 17. Почему слова «Ветер», «Лёд», «Иней», «Снежинка» в сказке написаны с большой буквы? Д. Ошибочно В. Чтобы выделить эти слова С. Это имена героев сказки D. Чтобы обратить внимание читателя 18. Почему Снежинка помогла больше всех? Д. Она помогла людям В. Она украсила всё вокруг С. Она хотела, чтобы её похвалили D. Она украсила землю кормилицу снегом 19. Для чего Дед Мороз послал своих детей к людям? Д. Хотел поссорить детей В. Хотел, чтобы дети помогли людям С. Хотел украсить природу D. Ему хотелось отдохнуть 20. К какому жанру относится это произведение? А. Сказка В. Быль С. Рассказ D. Басня Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | С | D | | | + | | | | | | | + | | + | | | | | | | | + | | | | + | | | | | | + | | | | + | | | | | | + | | | + | | | | + | | | | Критерии оценивания 10 – 9 б.- соответствует высокому уровню 8 – 6 б. -достаточному 5 – 3б. - среднему менее 3б. - низкому. 1 класс (3 четверть) Корова и козёл У старухи были пятнистая корова и козёл. Корова и козёл вместе ходили в стадо. Корова всё время ворочалась, когда её доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала корове и потихоньку приговаривала: «Да стой же, матушка; на, на; ещё вынесу, только стой смирно». На другой вечер козёл вперёд коровы вернулся с поля, расставил ноги и стал перед старухой. Старуха замахнулась на него полотенцем, но козёл стоял, не шевелился. Он помнил, что старуха обещала хлеба корове, чтобы стояла смирно. Старуха видит, что козёл совершенно не пронимается, взяла здоровую палку и прибила его. Когда козёл отошёл, старуха опять стала кормить корову хлебом и уговаривать её. «Нет в людях правды! — подумал козёл. — Я смирнее её стоял, а меня прибили». Он отошёл к сторонке, разбежался, ударил в подойник, разлил молоко и зашиб старуху. (107 слов ) (По Л. Толстому) Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 1. Кто был у старухи? А. Собака и кошка В. Корова и собака С. Корова и козёл D. Козёл и кошка 2. Куда вместе ходили животные? А. На поле В. В лес С. На речку D. В стадо 3. Как вела себя корова, когда её доили? А. Ворочалась В. Мычала С. Била хозяйку хвостом D. Вертела головой 4. Что старуха давала корове? А. Воды В. Хлеба с солью С. Сена D. Травы 5. О чём просила хозяйка корову? А. Стоять смирно В. Дать больше молока С. Не мычать D. Не бодаться 6. Что произошло на другой день? А. Корова вперёд козла вернулась с поля В. Козёл и корова не вернулись с поля С. Козёл вперёд коровы вернулся с поля D. Козёл и корова вместе вернулись с поля 7. Как повёл себя козёл, когда вернулся с поля? А. Встал перед старухой В. Стал бодать старуху С. Стал блеять D. Отказался от еды 8. Как отреагировала старуха на поведение козла? А. Выгнала из дома В. Накормила и напоила козла С. Отправила козла в сарай D. Взяла палку и прибила его 9. Как отомстил козёл за поведение хозяйки? А. Забодал до смерти корову В. Разлил молоко и зашиб старуху С. Выпил всё молоко, надоенное хозяйкой D. Забодал старуху 10. Что такое подойник? А. Фартук, в котором доят корову В. Стул, на котором доят корову С. Ведро для дойки коровы D. Место, куда загоняют корову для дойки Правильные ответы к заданиям № задания | А | В | С | D | | | | + | | | | | | + | | + | | | | | | + | | | | + | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | + | | | + | | | | | | + | | Критерии оценивания 10 – 9 б.- соответствует высокому уровню 8 – 6 б. -достаточному 5 – 3б. - среднему менее 3б. - низкому. 1 класс ( 4 четверть) Две мыши Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала: – Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное. Приходи ко мне, посмотри, как мы живём. Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь вывела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала: – Твоя правда: наше житьё плохое. Я перейду тоже в город жить. Только она сказала это, затрясся стол, и в дверь вошёл человек со свечкой и стал ловить мышей. – Нет, – говорит полевая мышь, – моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю. (107 слов) (Лев Толстой) |