Задание № 2. Дискуссия на конкретных примерах как понимаете применения в практике клинической эпидемиологии. · Оценке подлежат следующие виды медицинских технологий: выявление заболеваний и факторов риска; методы профилактики, диагностики и лечения; организация медицинской помощи; работа вспомогательных медицинских служб; научно-методическая информация, используемая в медицинской практике; планы и стратегия развития здравоохранения. В этих целях оценивают следующие аспекты упомянутых видов технологий: безопасность, клиническую эффективность, влияние на жизненный прогноз, стоимость и соотношение «стоимость - эффективность», этические аспекты, социальное значение. · Результатом осуществления Оценки технологии здравоохранения (ОТЗ) должно явиться широкое внедрение в медицинскую практику новых средств и методов, эффективность которых научно доказана, и отказ от применения традиционных, но неэффективных технологий. Это дает возможность рационально перераспределять имеющиеся финансовые, материальные и кадровые ресурсы здравоохранения и обеспечить возрастающую потребность населения в высококачественной медицинской помощи. Тестовый контроль: 1. Из перечисленных укажите признак, характерный только для эпидемиологии не инфекционных болезней: 1) Методы исследования; 2) Подача экстренного извещения; 3) Объект исследования; 4) Цель исследования; 5) Задачи исследования 2. Оценка достоверности (доказательности) полученной информации подразумевает ответ на три из перечисленных вопросов: 1) Валидность 2) Достоверность 3) Применимость 4) Мнение экспертов 5) Ни один из перечисленных. 3. Какие из перечисленных вариантов определений доказательной медицины (ДМ) клинической эпидемиологии являются верными? 1) ДМ – это доброкачественное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. 2) ДМ – это способ (разновидность) медицинской практики, когда врач применяет при ведении пациента только те методы, полезность которые доказана в доброкачественных исследованиях. 3) ДМ – это такой подход к медицинской помощи, который обеспечивает сбор, интерпретацию и интеграцию надежных, важных и применимых на практике доказательств, полученных в специальных исследованиях, учитывающих наблюдения клиницистов и жалобы пациентов, а также состояния здоровья населения. 4) ДМ – это новый подход к технологиям сбора, обобщения и трактовки медицинской информации. 5) Все вышеперечисленные определения 4. В каком порядке убывает достоверность результатов клинических исследований: А. рандомизированное контролируемое клиническое испытание Б. нерандомизированное клиническое испытание с одновременным контролем В. когортное исследование Г. «случай-контроль» Д. перекрестное клиническое испытание. Варианты ответов: 1) А, Б, В, Г, Д. 2) А, В, Д, Б, Г. 3) Б, В, Г, Д, А. 4) В, Г, Д, А, Б. Специальность - Общая медицина Кафедра - эпидемиология МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ КУРС: 3 ДИСЦИПЛИНА: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СОСТАВИТЕЛИ: ППС кафедры эпидемиологии Алматы, 2012 1. Тема №1: Основные законы и категории в эпидемиологии. Факторы эпидемического процесса (биологический, социальный, природный). Современные характеристики проявления эпидемического процесса по уровню заболеваемости, во времени, среди различных групп населения и по территории. 2. Цель: Ознакомить и закрепить знания у студентов по основным законам и категориям. Ознакомить и закрепить знания у студентов по освоению основных положений структуры и форм проявления эпидемического процесса. 3. Задания обучения: Студент должен знать: - основные положения предмета эпидемиологии и учения об эпидемическом процессе;
- основные теории эпидемиологии (Л.В. Громашевского, Е.Н Павловского, В.Д.Белякова, Б.Л. Черкасского);
- Проявления эпидемического процесса и их интерпретация
- Эпидемиологические понятия, характеризующие проявления эпидемического процесса.
- Традиционные эпидемиологические понятия:
- а. эндемическая заболеваемость
- б. экзотическая заболеваемость
- 2. Проявления эпидемического процесса по территории:
- а. глобальные нозоареалы
- б. региональные нозоареалы
- Инфекционная заболеваемость в различных группах населения:
- Санитарные условия и качество противоэпидемических условий
Студент должен уметь: сформулировать гипотезы, объясняющие неравномерное распределение заболеваемости отдельными нозологическими формами инфекционных болезней среди различных групп населения. - уметь дать определение понятия «эпидемическая тенденция», «цикличность эпидемического процесса». 4. Форма проведения: Подготовка презентации 5. Задания по теме: (самостоятельно подготовиться к теме по следующим вопросам) 1. Основные законы и категории в эпидемиологии 2. Природные и социальные факторы, влияющие на эпидемический процесс. 3. Факторы эпидемического процесса (биологический, социальный, природный). Проявления эпидемического процесса: 1. - эндемичная заболеваемость 2. - экзотическая заболеваемость 3. - спорадическая заболеваемость 4. - эпидемическая вспышка 5. - пандемия распределение инфекционные заболеваемости по территории: 6. глобальное 7. региональное 8. региональные нозоареалы 6. Раздаточный материал: (вопросы, тесты, схемы) 7. Литература: 2. В Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. М., 2001. 3. Л.П.Зуева, Р.Х.Яфаев Эпидемиология: Учебник-СПб:ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006. 4. В. А. Кипайкин Эпидемиология. М. 2002 г. стр. 5-10. 5. Н. Д. Ющук Эпидемиология, М. 2003г. стр. 12-20. 8. Контроль: Вопросы: 1. Типы эпидемий (по временному признаку, по территориальному). 2. Назовите примеры антропонозов с региональным распределением (сформулируйте объясняющую гипотезу). 3. Назовите примеры неравномерного территориального распределения болезней с глобальным распространением, объясните причину территориальной неравномерности. 4. Объясните причины регионального распределения природно-очаговых болезней. 5. Дайте определение понятиям «эпидемиологическая тенденция», «цикличность эпидемического процесса», «неравномерные колебания» заболеваемости 6. Дайте определение понятию «сезонность». Тестовые задания: 1. Установите соответствие… Процесс: А. Эпидемический Б. Эпизоотический Сущность явления: а) распространение инфекционных болезней среди животных б) распространение инфекционных болезней среди людей в) состояние зараженности организма человека г) зараженность возбудителями переносчиков д) распространение инфекционных болезней среди растений 1 А - б; 2 Б – а; 3. А - г; 4. Б – б; 5. Б - в; 2. Установите соответствие… Процесс: А. Эпидемический Б. Эпизоотический Проявления процесса: а) спорадическая заболеваемость б) эпизоотия среди домашних животных в) эпидемическая заболеваемость г) эпизоотия среди грызунов д) легкие формы 1. А - а, в; 2. Б – б, г; 3. А- г, д; 4. Б – а, в; 5. Б – а, г; 3. Установите соответствие. . . Очаг А. Эпидемический Б. Инфекционный Проявления а) ротоглотка больного дифтерией б) группа студентов КазНМУ, в которой выявлен больной корью в) квартира больного вирусным гепатитом г) бубон в подмышечной области больного чумой д) рабочие мясокомбината, среди которых зарегистрированы случаи бруцеллеза 1. А - б, в, д; 2. Б - а, г; 3. А – а, г; 4. Б – б, в, д; 5. Б - а, б; 4. Установите соответствие… Звенья эпидемического процесса А. Источник возбудителя инфекции Б. Пути и факторы передачи Мероприятия: а) текущая или заключительная дезинфекция б) введение вакцины в) изоляция больного дома или госпитализация г) отстранение от работы бактерионосителя, лиц эпидзначимых профессий д) уничтожение переносчиков (дезинсекция) 1. А – в, г; 2. Б - а, д; 3. А - б; 4. Б - а, б; 5. А - г, д; 1. Тема №2: Методика эпидемиологического обследования очагов в зависимости от эпидемиологических особенностей и нозологических форм инфекционных болезней. Принципы и подходы оформления документации при обследовании эпидемического очага. 2. Цель: Ознакомить и закрепить знания у студентов по освоению методики эпидемиологического обследования очагов в зависимости от эпидемиологических особенностей и нозологических форм инфекционных болезней. Принципы и подходы оформления документации при обследовании эпидемического очага. Усвоение студентами методики эпид.обследования очагов различных инфекционных заболеваний, 3. Задания обучения: Студент должен знать: - определение, структуру и содержание эпидемиологического метода; - методы оценки и структуры заболеваемости по группам и нозологическим формам болезней; - этапы эпидобследования очага - учетную и отчетную документация - особенности эпидобследования при антропонозных, зоонозных и сапронозных инфекциях - оформление результатов эпидобследования Студент должен уметь: - собирать сведения, необходимые для оценки и интерпретации проявлений эпидемического процесса и планирования противоэпидемических мероприятий; - проводить эпидобследование очага антропонозного заболевания - проводить эпидобследование очага зоонозного заболевания - заполнять учетную и отчетную документацию инфекционной заболеваемости 4. Форма проведения: Подготовка презентации - 5. Задания по теме: (самостоятельно подготовиться по следующим заданиям) 1. Задание. «Этапы эпидобследования очага инфекционных заболеваний» 2. Заполнить «Карту эпидобследования очага инфекционных заболеваний» 3. Заполнить «Карту эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания» 6. Раздаточный материал: (вопросы, тесты) 7. Литература: 1. В Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. М., 2001. 2. Л.П.Зуева, Р.Х.Яфаев Эпидемиология: Учебник-СПб:ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006. 3. В. А. Кипайкин Эпидемиология. М. 2002 г. 4. Н. Д. Ющук Эпидемиология, М. 2003г. Контроль: Вопросы: 1. Понятия эпидемиологический метод исследования и понятие эпидемиологическая диагностика; 2. Порядок экстренной передачи информации о случае инф. заболевания 1. Метод эпидобследования очага 2. Эпидемиологическое мышление 3. Количественные и качественные признаки эпидемического процесса 4. Цель и задачи эпидобследования очага 5. Порядок выявления больного и контактных лиц 6. Организационные стороны деятельности врача-эпидемиолога при проведении эпидобследования очага 7. Особенности эпидемиологического обследования очага с множественными заболеваниями 8. Сроки наблюдения за эпидемическим очагом 9. Заполнение «Карты эпидобследования» 10. Санитарно-эпидемиологическая разведка – эпидемиологическое обследование очага 11. Особенности эпидобследования при антропонозах, зоонозах и сапронозах 1. Тема №3: Стерилизация: определение, организация, методы стерилизации. Принципы стерилизации, предстерилизационной обработки. Методы контроля эффективности стерилизации. Дезинфекция и стерилизация в лечебно- профилактических учреждениях. Организация иммунопрофилактики. Оценка эффективности вакцинопрофилактики. Рубежный контроль: коллоквиум 2. Цель: Формировать у студентов знания о стерилизации: определение, организация, методы стерилизации. О методах контроля эффективности стерилизации. О дезинфекции и стерилизации в лечебно- профилактических учреждениях. Формировать у студентов знания об организации иммунопрофилактики. Об оценке эффективности вакцинопрофилактики. 3. Задания обучения: Студент должен знать: - значение и место стерилизации в системе противоэпидемических мероприятий и при различных инфекционных заболеваниях; - методы стерилизации; - значение иммунопрофилактики в снижении или ликвидации инфекционных болезней - вопросы планирования и организации иммунопрофилактики - календарь прививок РК - организацию и методику постановки контролируемых эпидопытов; - методику изучения реактогенности, иммуногенности и эпид. эффективности вакцины. Студент должен уметь: - использовать конкретные препараты для проведения стерилизации - оценивать фактическую эффективность стерилизации - правильно организовать стерилизационные мероприятия применительно к конкретным усл*овиям работы - организовать в ЛПУ прививки плановые и по эпидпоказаниям - оценить реактогенность, иммуногенность, эпид.эффективность вакцины в контролируемом опыте 4. Форма проведения: Подготовка презентации 5. Задания по теме: (самостоятельно подготовиться по следующим заданиям) 1. Заполнить таблицу. Организация стерилизации № | Этапы стерилизации в ЦСО | Перечислить, что проводится на каждом этапе | | | | Задание №1. Написать письменно плановые прививки и прививки, выполняемые по эпидемическим показаниям. 6.Раздаточный материал (тесты) 7.Литература: 1. В Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. М., 2001. 2. Л.П.Зуева, Р.Х.Яфаев Эпидемиология: Учебник-СПб:ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006. 3. В. А. Кипайкин Эпидемиология. М. 2002 г. 4. Н. Д. Ющук Эпидемиология, М. 2003г. 8. Контроль: 1. Основные требования к организации стерилизации 2. Контроль качества и эффективности стерилизации. 3. Подготовка инструментария для стерилизации. Этапы. 4. Предстерилизационная очистка 5. Методы и средства стерилизации |