Промежуточная аттестация- экзамен. Контрольные вопросы к итоговому экзамену по разделу: "Эмоции". 1. Эмоции как переживания. 2. Закономерности эмоциональной регуляции поведения человека. 3. Трехмерная теория чувств. 4. Когнитивные теории эмоций. 5. Психоаналитические взгляды на природу эмоций. 6. Основные положения эволюционно-биологической теории (Ч. Дарвин) эмоционально-выразительных движений. 7. Механизмы возникновения и угашения условных эмоций. 8. Критический анализ периферической теории эмоций Джемса–Ланге. 9. Значение центральных теорий для психологического анализа эмоций. 10. Биологический и психофизиологический подходы к объяснению происхождения, строения и функций эмоций. 11. Эмпирические характеристики эмоциональных явлений. 12. Классификации – описательные, функциональные, генетические (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов, В.К. Вилюнас, Г. Бреслав, П.В. Симонов) - эмоциональных явлений. 13. Психологические характеристики аффектов, методы их изучения. 14. Психологическая характеристика фрустрации. 15. Биологическая концепция стресса. 16. Психологическая характеристика эмоционального стресса. 17. Индивидуально-психологические особенности эмоционального реагирования. 18. Психологическая характеристика чувств. 19. Эмоции и смысл явлений действительности. 20. Связь эмоций с сенсорно-перцептивными процессами. 21. Особенности эмоциональной памяти. 22. Эмоции и воображение. 23. Роль эмоций в интеллектуальной деятельности. 24. Влияние эмоций на соматические эффекты. 25. Психологическая характеристика тревоги: процесса, состояния, свойства личности. Контрольные вопросы к итоговому экзамену по разделу: "Воля". 1. Эмоционалистические теории воли (Вундт В., Рибо Т.). 2. Волюнтаристическая теория воли Джемса В. 3. Основные положения современных подходов к научному анализу воли. 4. Функции воли. 5. Дискуссионные вопросы психологии воли. 6. Воля как мотивационная сила, противостоящая привычке. 7. Структура регуляционных психических процессов. 8. Характеристика непроизвольной регуляции поведения. 9. Характеристика произвольной регуляции поведения и деятельности. 10. Исследование генезиса произвольных движений. 11. Воля как подуровень произвольной регуляции с позиции регулятивного подхода. 12. Воля как подуровень произвольной регуляции с позиции мотивационного подхода. 13. Концепция И.М. Сеченова о механизмах произвольной регуляции поведения. 14. Концепция И.П. Павлова о механизмах произвольной регуляции поведения. 15. Концепция Н.А. Бернштейна о механизмах управления сложными двигательными актами. 16. Воля как овладение собственным поведением. 17. Психологические закономерности волевого выбора. 18. Концепция П.К. Анохина о механизмах саморегуляции. 19. Значение концепции П.К. Анохина для психологии. 20. Изучение волевого усилия как критерия воли. 21. Структура и характеристика волевого действия. 22. Анализ волевых качеств с позиций психофизиологического и психологического подходов. 23. Возможные основания классификации волевых качеств. VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1 Основная литература. Модуль №1 1. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. С. 21-38, 135-152. 2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ: Астрель, 2011. Гл.1.2. 3. Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д. 2009. С. 10-31, 48-52. 4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С.75-79. 5. Психология эмоций: учебное пособие./ авт.-сост. В. Вилюнас; [гл. ред. Е. Строганова]. – СПб.: Питер, 2007. - 496с. 6. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Эмоции. Модуль №2 1. Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2009. 2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 3. Маклаков А. Г.Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Гл. Эмоционально-волевая сфера. 4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Воля. 7.2 Дополнительная литература. Модуль 1. 1. Анохин П.К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1970. - С. 311-336. 2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С.126-129. 3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995. 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. С. 39-43; 126-133. 5. Васильев И.Г., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980. 6. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. С. 36-38. 7. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. .: ЛГУ, 1981. Гл. Эмоции. 8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - С. 36 -42; 107-108, 219-220, 225-230, 234-240. 9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. – С. 31, 32, 34, 35, 38-39, 41-44, 46-49, 53-56, 100-117, 124-135. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 11. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. Лекция 4. 12. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. М.: Искусство, 1986. С. 246. 13. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М.: Мир, 1966. - С.77-81, 96-100, 121-131, 137-140, 520-523. 14. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. 15. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. Гл. Эмоции. 16. Додонов Б.И. В мире эмоций.- Киев, 1987. – С. 25-31, 96-103. 17. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 83-91; 186-190; 196-197; 210-211; 214-215; 247-251; 257; 266-269; 287-290; 311-312; 314-320; 330-338; 347-354; 367-374; 396-397. 18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер,2001. С. 40-46, 58-65; 142-147; 163; 340-348; 370-376.. 19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 20. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977. 21. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. С.220-224. 22. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М.: МГУ, 1971. Гл. Эмоции. 23. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. С. 160-170. 24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. 25. Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Исследование объективных симптомов аффективных реакций. // Проблемы современной психологии. - М. 1926. 26. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука. 1976. С.178-189. 27. Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций//Язык интеллект. М.: Прогресс, 1995. С. 314-384. 28. Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ. 1984. - С. 220-234. 29. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - С.128-130. 30. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: 1901. 31. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. -Т.2. - Гл. Эмоции. 32. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – С. 19-55. 33. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983. С. 12-24. 34. Суворова В. В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика. 1975. 35. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблеиы. //Психол. журн. 1992. Т.13. №2. – С.14-29. 36. Тутунджян О.М. Теодюль Рибо // Вопросы психологии. 1961. №1. 37. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. Гл. 6. 38. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. 39. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. С. 217, 276. 40. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 353. 41. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. М.: Прогресс, 1973. 42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986. С. 146-148. 43. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.В. Бурменской. М.: Издательская группа "Прогресс" – "Универс", 1993. Гл.3-5. 44. Шварц Л.А. Чувствительность ночного и цветного зрения при различных эмоциональных состояниях // Известия АПН РСФСР. Вып. 8. М., 1947. 45. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Наука, 1971. С. 3-5, 73, 77-83, 89-94, 99-108, 148-159. 46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. С. 4-32. Модуль 2 - Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – Из записных книжек Л.И. Божович: соображения к проблеме развития воли. С. 333-341.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984.
- Веккер Л.М. Психические процессы. В трех томах. - Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. - Гл. 4.
- Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.
- Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1983. Т.3. - Гл. 12. Овладение собственным поведением.
- Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. Гл. 26.
- Добрынин Н.Ф. Об определении и качествах воли. //Проблемы психологии воли. Материалы научной конференции. - Рязань, 1974. - С. 9-11.
- Добрынин Н.Ф. Принцип значимости и волевые усилия //Материалы 3-ей научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань, 1970. - С. 10-12.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70.
- Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - С. 39-43; 119-126.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 "Физ. воспитание". – М.: Просвещение, 1983. - Гл.5.
- Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду общества психологов. - М., 1977.
- Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л., 1977.
- Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состоянии. Пер. с 8-го доп. фр. издания под ред. В. Аболенского. - СПб., 1894. – 190с.
15. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской психологии. //Вопросы психологии и педагогики воли. /Под ред. В.И. Селиванова. - Краснодар, 1969. - С. 3-16. - Селиванов В.И. Индивидуальные особенности воли и их учет в учебно-воспитательной работе. //Вопросы организации воспитания в ВУЗе. – Рязань: Рязанский гос. пед. ин-т, 1975.
- Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974.
|