II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Учебно-методический комплекс дисциплины __ЭМОЦИИ. ВОЛЯ_ (Наименование дисциплины) Направление подготовки (специальность) 030300 ПСИХОЛОГИЯ | Наименование ООП ВПО с указанием кода: ООП бакалавриата; Код - 62 | Профиль подготовки (специализация) | | Квалификация (степень) выпускника | Бакалавр | Форма обучения | Очно-заочная | Разработчик: Джанерьян С.Т. зав. каф. Психологии личности, доктор психологических наук, профессор Ростов-на-Дону – 2013-2014 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет/институт | Утверждаю Декан факультета/директор института ________________________________ Подпись И.О. Фамилия Дата | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ _________ЭМОЦИИ. ВОЛЯ_________ Направление подготовки (специальность) 030300 ПСИХОЛОГИЯ_ Профиль подготовки _______________________________________________ Квалификация (степень) выпускника _бакалавр_ Кафедра ______Психология личности_________________________________ название Курс ___2________ семестр __4___________ Форма обучения __очн0-заочная____________________________ Программа разработана | | | Джанерьян Светлана Тиграновна, зав. каф. Психологии личности, доктор психологических наук, профессор | | | Рецензент(ы) Габдулина Л.И., зам. декана по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент Ростов-на-Дону, 2013-2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭМОЦИИ.ВОЛЯ» Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета _факультет психологии_ (название факультета/института, направления подготовки) протокол заседания от ________________ № _____________ | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры Кафера психологии личности (название кафедры) протокол заседания от ____________________ № _______________ | | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры/учебно-методического совета факультета ______________________________________ (название выпускающей кафедры/факультета, реализующего ООП ВПО) от _02.09.13__________ №2_____________ | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ I. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: изучить природу, сущность, функции, характеристики, конкретные проявления эмоций и воли и основные направления их психологических исследований Задачи: - рассмотреть эмоциональные явления как регулирующие поведение человека, как отражающие отношения человека к действительности в форме переживаний, как форму существования смысла явлений действительности; - проанализировать различные психологические и психофизиологические теории эмоций; - объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством раскрытия их сложного строения; - выявить характеристики (общие для всех психических явлений и специфические) эмоциональных явлений; - рассмотреть организующее и дезорганизующее влияние эмоций на поведение и деятельность человека; психосоматические эффекты эмоций. - изучить конкретные эмоциональные процессы и состояния и способы управления негативными для личности и ее деятельности эмоциональными состояниями - установить своеобразие эмоционального сопровождения различных когнитивных процессов, наличие самостоятельных эмоциональных феноменов, обусловленных спецификой когнитивных процессов или обусловливающих эту специфику. - рассмотреть различные психологические теории о природе, механизмах, функциях воли; - раскрыть дискуссионные вопросы психологии воли; - проанализировать специфику и характеристики уровней психических регулятивных процессов: от непроизвольного до высокопроизвольного; - раскрыть место воли в общей структуре уровней психической регуляции поведения и деятельности человека; рассмотреть конкретные проявления воли и их. II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Эмоции. Воля»_ относится к профессиональному циклу 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Ощущения и восприятие (наименование предшествующей учебной дисциплины) Знания: истории развития представлений о психическом отражении в отечественной и зарубежной науке;психофизиологических основ ощущений и восприятия, классификации сенсорно-перцептивных систем. Умения: ориентироваться в различных теориях психического отражения; использовать полученные теоретические знания в дальнейшем освоении курса общей психологии и практической деятельности психолога. Навыки: :владения системой категорий и методов, используемых в научно-теоретическим и экспериментальном анализе ощущений и восприятий _Вимание. Память_ (наименование предшествующей учебной дисциплины) Знания: основных (классических и современных) подходов к исследованию внимания и памяти, сформировавшиеся в отечественной и зарубежной психологии, иметь более или менее полное и четкое представление о сущности внимания и памяти, их механизмах, закономерностях, видах, типах, свойствах Умения:_ оперировать основными понятиями психологии внимания и памяти и ориентироваться в в основных научных направлениях и проблематике психологических исследований внимания и памяти; анализировать и сопоставлять теории, диагностические методы, результаты экспериментальных исследований внимания и памяти; выявлять психологические проблемы, связанные с функционированием различных видов внимания и памяти в различных областях жизни и деятельности людей; анализировать феноменологию внимания и памяти; анализировать феноменологию внимания и памяти; Навыки: владения объяснительными теоретическими схемами и применения их в процессе выполнения практических работ, связанных с проблематикой психологии внимания и памяти. 2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: Психология личности Психология здоровья Психология стресс-индуцированного поведения Самовыражение личности в общении Практикум по психологии эмоций и воли. Научно-исследовательская практика. Производственная практика. Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин бакалавриата. Она логически и методически взаимосвязана с курсами «Ощущение и восприятие», «Внимание и память». Будучи одним из разделов Общей психологии, дисциплина «Эмоции. Воля» предполагает использование знаний закономерностей психического отражения, условий функционирования когнитивных процессов, психических состояний, личностных свойств, логически и методически взаимосвязана с разделами Общей психологии в курсах из базовой части профессионального цикла - "Ощущение и Восприятие», «Внимание и Память». Содержание дисциплины «Эмоции. Воля» дает основания для уяснения курсов из базовой части профессионального цикла: «Практикум по психологии эмоций и воли», «Психология личности», «Психология здоровья», «Психология стресс-индуцированного поведения», «Самовыражение личности в общении», Научно-исследовательская практика. Производственная практика |