ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Модули дисциплины, изучаемые в _4 семестре № модуля | Наименование модуля | Количество часов | Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | Л | ПЗ | ЛР | | Психология эмоций | | | | нет | | | | Психология воли | | | | нет | | | | Итого: | | | | нет | | | | | | | | | | | | | | Практические занятия (семинары) № занятия | № модуля | Тема | Кол-во часов | | | Специфика психического отражения на уровне эмоций и чувств | | | | теории эмоций | | | | классификации эмоций | | | | характеристика эмоциональных процессов и состояний. | | | | связь эмоций с познавательными процессами | | | | состояние проблемы воли в психологической науке | | | | психологические закономерности произвольной и собственно волевой регуляции поведения и деятельности человека | | | | Конкретные проявления воли | | Курсовой проект (курсовая работа)- нет Самостоятельное изучение модулей дисциплины № модуля | Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | | Тема 1.2. Эволюционно-биологическая теория эмоций Ч. Дарвина. Понятие о фундаментальных эмоциях: строение, функции, комплексы (К. Изард). | | | Тема 1.3. Стенические и астенические эмоции. Классификация эмоций по критериям их ситуативности-внеситуативности и отношения "фигуры-фона" в регуляции жизнедеятельности (Г. Бреслав). Влияние различных по знаку эмоций на поведение в связи с особенностями их строения. Сопереживание. | | | Тема 1.4. Патологический аффект | | | Тема 1.6. Влияние знака и интенсивности эмоций на мнемические процессы. | | | Тема 2.2. Автономные и гетерономные теории воли. | | | Тема 2.4. Методы диагностики волевых качеств. Патология воли. | | V. Образовательные технологии В преподавании курса используются технологии проблемного обучении, ролевых игр, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, контролируемой самостоятельной работы. Технология проблемного обучения используется в Модулях при обсуждении направлений исследования (Тема 1.1) и теорий эмоций (Тема 1.1, Тема 1.2), анализа эмоциональных процессов (Тема 1.4) и состояний (Тема 1.5), а также связей эмоций с когнитивными процессами (Тема 1.6); при обсуждении функций (Тема 2.1), теоретико-психологических направлений и теорий воли (Тема 2.2.), а также при обсуждении значений психофизиологических теорий для психологии (Тема 4.1). Технология ролевых игр используется для закрепления материала на семинарских занятиях, посвященных анализу теорий эмоций (Тема 1.2: Семинар 2) и состоянию проблемы воли в психологии (Тема 2.2: Семинар 7), классификациям эмоций (Тема 1.3: Семинар 3), психологическим закономерностям уровневой регуляции поведения и деятельности человека (Тема 2.3: Семинар 8). Технология разбора конкретных ситуаций используется при обсуждении теорий эмоций (Тема 1.2; Семинар2), изучении аффектов (Тема 1.4: Лекция 4), тревоги (Тема 1.5: Лекция 6), связи эмоций с познавательными процессами (Тема 1.6: Семинар 6), методическими приемов измерения конкретных проявлений воли (Темы 2.4.: Семинар 9). Дискуссионными в большей степени являются лекции, посвященные анализу теорий эмоций (Тема 1.2: Лекции 3), проблемам психологии воли (Тема 2.1: Лекции,8; Тема 2.2: Лекция 9), конкретным проявлениям воли (Тема 2.4.: Лекция 13). Технология контролируемой самостоятельной работы студентов реализуется с помощью тестов по освоению студентами каждого из модулей. _____40%___% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов | | Л | Проблемная, дискуссия, визуализация, разбор конкретных ситуаций | | ПР | Ролевые игры, дискуссии, визуализация, разбор конкретных ситуаций | | Итого: | | Указываются образовательные технологии, особенности проведения занятий в интерактивной форме: - имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс и др.; - неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия, стажировка и др. V1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Контрольные вопросы для текущего контроля успеваемости: Модуль 1. 1. Докажите, опираясь на положения П.К. Анохина, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарова, непроизвольный характер эмоциональной регуляции поведения. Отметить свойство эмоций, которое их сделало универсальным явлением в жизни организма. 2. Раскройте особенности эмоциональных оценок. В ответе используйте положения о природе и функциях эмоциональных оценок, развиваемые Г.Х. Шингаровым, Б.И. Доновым, П.К. Анохиным. 3. Опираясь на развиваемые в отечественной психологии теории (П.В. Симонов, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас), раскройте строение эмоций; назовите их компоненты. 4. Рассмотрите причины, обозначенные исследователями (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, В.К. Вилюнас, Б.Ф. Ломов) как затрудняющие развитие психологии эмоций. 5. Укажите области использования в психологии понятия "переживание". Дайте определение переживания как собственно эмоционального явления. Раскройте "пристрастность" эмоций. 6. Опираясь на положения В.К. Вилюнаса, Д.А. Леонтьева, соотнесите понятия "эмоции" и "смысл". Определите роль эмоций в биологическом и личностном смысле воздействия, явления. 7. Укажите принципы, с помощью которых Дж. Уотсон объяснял возникновение, обобщенность, изменение знака и модальности эмоциональных явлений. 8. Раскройте, согласно положениям классического психоанализа, особенности ощущений удовольствия-неудовольствия. 9. Установите различия "детерминант" эмоций, рассматриваемых в когнитивных теориях (С. Шехтер; М. Арнолд; Р. Лазарус; А. Ортони и др.) эмоций. 10. Охарактеризуйте с позиций Э. Гельгорна и В.Д. Небылицына механизмы индивидуальных различий эмоционального реагирования. 11. Приведите аргументы и контроаргументы, выдвинутые в психологии (Л.С. Выготский) и физиологии (Ч. Шеррингтон, У. Кеннон) в связи с периферической теорией эмоций Джемса-Ланге. 12. Укажите, как в информационной теории эмоций трактуются их происхождение, функции, характеристики, многообразие. 13. Укажите объяснительные принципы выразительных движений, представленных Ч. Дарвином. 14. Назовите содержание изученных К.Изардом комплексов фундаментальных эмоций. 15. Какая из фундаментальных эмоций является по выражению К. Изарда, «единственной мотивацией, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом»? 16. Могут ли стенические и астенические эмоции выполнять одинаковую функцию? 17. Каково, по мнению Б. Додонова, главное различие между отрицательными и положительными эмоциями? 18. Какие группы эмоциональных явлений Г. Бреслав характеризует как относительно ситуативные? 19. Какие характеристики поведения и сознания определяют, по мнению Г. Бреслава, настроения и эмоциональные черты? - Охарактеризуйте аффект и патологический аффект: условия его вызова, особенности протекания, свойства.
- Раскройте содержания понятий: фрустрационное состояние, фрустратор, фрустрационное поведение, толерантность к фрустраторам.
- Охарактеризуйте тревогу как процесс, как состояние и как черту личности.
- Раскройте области употребления в психологии терминов "эмоция" и "чувство".
- Раскройте, с учетом выделенных Я.Рейковским групп раздражителей, закономерности влияния характеристик сенсорного воздействия на возникновение эмоций.
- Раскройте закономерности влияния знака и интенсивности эмоциональных явлений на мнемические процессы.
- Раскройте определение воображения, условия его актуализации, критерии выделения его видов; назовите условия, при которых обнаруживается связь воображения и эмоциональных явлений.
- Охарактеризуйте интеллектуальные эмоции с точки зрения их места в эмоциональных явлениях, функций, условий возникновения.
- Опишите строение эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности.
- Опишите уровни организации эмоциональных явлений.
Контрольные вопросы для текущего контроля успеваемости Модуль 2. 1. Раскройте аргументы исследователей (А.Н. Леонтьев, Ш.Н. Чхартишвили и др.) против отнесения выбора, препятствий, усилий к главным признакам воли. 2. Раскройте в отечественной психологии современную исследовательскую традицию изучения воли. 3. Охарактеризуйте теоретические и методические трудности изучения волевых качеств и волевых усилий. 4. Охарактеризуйте волю с позиций С.Л. Рубинштейна (проблема становления воли и условия возникновения воли). 5. Опишите представления Л.С. Выготского о воле как овладении собственным поведением 6. Рассмотрите проявления выбора на разных уровнях психической регуляции поведения и деятельности человека (Л.М. Веккер). 7. Охарактеризуйте желание, стремление, хотение, намерение в трактовке С.Л Рубинштейна. 8. Исследовательские традиции изучения воли в зарубежной психологии 9. Способы изменения смысла действия (В.А. Иванников). 10. Охарактеризуйте гетеро- и автономные теории воли (Л.С. Выготский). 11. Что означает парабулия? 12. Раскройте признаки, объединяющие и дифференцирующие произвольное и волевое. 13. Рассмотрите условия актуализации воли, выделенные С.Л. Рубинштейном, В.А. Иванниковым, Л.М. Веккером. 14. Особенности побуждения непроизвольных реакций, произвольного и волевого действий (В.А. Иванников). 15. Опишите признаки произвольных (волевых) действий, представленные в концепциях И.М. Сеченова и И.П. Павлова. 16. Раскройте дефиниции, характеристики и критерии выделения форм и видов волевых состояний. 17. Опишите признаки волевых действий, данные различными исследователями (В.И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Иванников). 18. Раскройте, опираясь на представления различных исследователей (Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, В.А. Иванников), структуру и характеристики волевых качеств. 19. Выделите критерии и опишите классификации волевых качеств. Охарактеризуйте волевые качества, связанные с самообладанием и целеустремленностью (Е.П. Ильин). 20. Охарактеризуйте волевые усилия: определения, признаки, условия актуализации, виды (Е.П. Ильин). 21. Обсудите достоинства и недостатки экстенсивных и экспериментальных методов изучения волевой активности 22. Каковы трудности в изучении волевых качеств? 23. Опишите методические приемы диагностики смелости. |