Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Тема 6. Психические процессы в художественном творчестве Психология творчества в трудах отечественных и зарубежных психологов. Роль художественного творчества в жизни человека и в искусстве. Значение рисунка как средства передачи информации. Дивергентное мышление. Вопросы художественного творчества в работах Л.С. Выготского, Э. Фромма, А. Маслоу и др. Неотъемлемые характеристики изобразительного искусства. Исторические закономерности развития творческого мышления. Синкретическое мышление. Современное творческое мышление, основные понятия. Реализация творческого мышления. Личностные детерминанты творчества. Направленность творческой личности. Потребностно-мотивационная сфера творческой личности (П.Б. Ермолова-Томина). Содержательная и динамическая стороны мотивации творческой личности. Соотношение значимого и незначимого в развитии мотивации творческой личности (В.Г. Асеев) Мотивация творчества (Р.М. Грановская, Т. Любарт). Мотив достижения и уровень притязаний творческой личности. Самодетерминация творческой личности. Аффективная сфера творческой личности. Влияние эмоциональных состояний на творческую продуктивность (Т. Любарт). Модель эмоционального резонанса (Т. Любарт). Категоризация информации. Отбраковка избыточной информации. Роль глазодвигательной системы в восприятии изображений. Глаз и рука, их взаимодействие. Единство моторного и зрительного поля в изображении. Роль линейных структур в художественном рисовании. Изобразительный акт как разновидность моторного акта. Понятие о фундаментальном графическом действии. Структура моторного акта. Учение Н.А. Бернштейна об уровнях моторного построения. Индивидуальные особенности изобразительного акта. Воображение и фантазия как творческий процесс. Место воображения и фантазии в жизни человека. Виды воображения. Активное воображение, пассивное воображение. Антиципирующее, критическое, воссоздающее, артистическое, творческое воображение. Развитие воображения с возрастом. Приемы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Рефлексивная обусловленность творческой уникальности. Рефлексивная обусловленность. Регуляторный блок: эмоции и чувства. Функция эмоций. Общие законы эмоций. Индивидуальные различии в эмоциональной сфере. Чувства и законы их развития. Формирование высших чувств (моральные чувства, эстетические чувства, эстетические чувства). Психологические условия развития творческого потенциала личности. Тема 7. Восприятие как художественное сотворчество Понятие и содержание процесса художественного восприятия. Сопереживание и сотворчество, идентификация и эмпатия. Виды и уровни художественного восприятия. Восприятие как творческий процесс. Свойства и закономерности восприятия произведений искусства. Механизмы восприятия произведений искусства. Компоненты художественного образа восприятия. Создание и восприятие изображений: перцепция и психомоторный акт. Информационная модель восприятия. Основные принципы переработки визуальной информации в центральной нервной системе. Возможности и пути совершенствования художественного восприятия. Особенности воспитания художественного восприятия в ходе творческой деятельности театрального коллектива. Средства и пути совершенствования художественного восприятия. Развитие восприятия в ходе «встречи» с художественным произведением. Развитие восприятия в ходе исполнительской деятельности. Этапы восприятия художественного образа. Типология массового художественного восприятия. Художественное восприятие – важный канал нравственно-эстетического воспитания личности и обучения навыкам сценической деятельности.Проблема совершенствования восприятия, его пределов, воспитания художественного вкуса. Раздел 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма социального общения Педагогическое общение как творческий процесс. Сущность и социальная значимость общения в творческом коллективе. Функции общения в творческом коллективе: контактная, информационная, побудительная, координационная, амотивная, понимания, установления отношений, оказание влияния. Основные характеристики (направленность, структура, виды, формы) общения. Особенности коммуникативного процесса в профессиональной деятельности творческого коллектива. Понятие невербальной коммуникации, ее элементы: прикосновение, физическая дистанция, расположение людей по отношению друг к другу в пространстве, поза, физический внешний облик, мимика, жестикуляция, визуальное общение. Невербальные компоненты речевого взаимодействия: длительность высказываний и пауз, эмоциональный тон, акцент. Вербальная «лексика» (образно-метафорические выражения, речевое интонирование, мелодико-ритмическая окраска и т.д.). Сравнительный анализ значения вербальных и невербальных компонентов в ситуации взаимодействия, их согласованность. Уровень эстетического и нравственного общения средствами искусства. Организация и управление общением в творческом процессе. Проблемы межличностного взаимодействия, виды психологических барьеров. Условия психологического контакта, решение проблемных коммуникативных ситуаций. Стиль педагогического общения. Нормы речевого этикета. Дифференциация форм и способов общения в зависимости от возрастных и других особенностей участников творческого процесса, целей и задач коммуникативной деятельности руководителя. Требования к педагогическому общению. Профессионально-педагогическое взаимодействие в творческой деятельности. Понятие «взаимодействие». Функции взаимодействия: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Взаимодействие как процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой социальных действий его участников, как обмен действиями, коммуникациями и эмоциями, как основа общения и развития взаимоотношений. Принципы педагогического взаимодействия: диалогизация, проблематизация, персонализация, индивидуализация. Специфика задач и способов взаимодействия с читателем (зрителем). Виды взаимодействия: функционально-ролевое, индивидуально-специфическое. Межличностное взаимодействие и его структура. Характеристика профессионально-педагогического взаимодействия в процессе деятельности творческого коллектива. Учет психолого-педагогических факторов при организации взаимодействия. Технология профессионально-педагогического общения руководителя творческого коллектива. Речевые способности и их роль в педагогическом общении. Психологическая сущность информации и особенности ее восприятия. Культура речи. Искусство говорить и слышать. Принципы и стратегия гуманистического слушания. Стили слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Активные приемы слушания: глухое молчание (внимательное слушание), поддакивание, эхо, зеркализация, перефразирование, резюмирование, уточнение и выяснение, отражение чувств. Организация элементов взаимодействия в целостные модели поведения. Модели, выражающие межличностные установки. Формы общения: повседневное, игровое, беседа, творческое общение, особенности их протекания. Понятие визуальной психодиагностики. Методы визуальной психодиагностики личности: беседа, наблюдение, метод анализа документов, продукта деятельности, морфологический анализ (строение лица), «телесные» тесты, анализ имиджа и внешней среды. Сущность, назначение и возможности каждого метода. Культура и техника речи руководителя творческого коллектива. Особенности культуры речи. Нетождественность понятий «культура речи» и «правильность речи». Требование к речи: образно-метафорические выражения, стиль, правильность, чистота, терминологическая точность. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия руководителя творческого коллектива: соблюдение логической последовательности, личностные характеристики (идейная позиция, мировоззрение) руководителя, эмоциональная окраска содержания, подкрепленная соответствующей пластикой, проявленность дискурсионных и перцептивных умений. Профессиональные требования к голосу: сила звука; выносливость, гибкость и подвижность голоса; диапазон как объем голоса; тембральная окраска звука; суггестивность как способность голоса к внушению; интонационная выразительность. Дикция как четкость произношения. Ритмика речи. Значение паузы (логической и психологической). Оптимальная скорость речи. Речевое (фонационное) дыхание. Тема 9. Психология творческого коллектива Классификация, структура, цели и задачи деятельности творческого коллектива.Задачи воспитания в творческом коллективе: учебно – воспитательные, технологические, организационные. Организационно – правовые формы существования деятельности творческих коллективов. Ансамбли, студии, школы, спортивно – танцевальные клубы, подростково – молодёжные клубы по интересам, клубы по месту жительства, школы искусств, центры современной хореографии, спортивные школы театры танца. Единство учебно – художественной, художественно – исполнительской и воспитательной функций в творческом коллективе. Организация досуга, интеллектуального творческого общения, создание традиций, взаимосвязь творческих коллективов и разных поколений. Творческий коллектив как структура социально-культурной деятельности. Танец – вид искусства, способ общения, средство самовыражения, средство формирования творческой системы умений и навыков. Социализация и профессиональная ориентация подростков и молодёжи в деятельности творческого коллектива. Биологический и психолого – социальный аспекты социализации в творческом коллективе. Значение художественно – творческого коллектива для первичной социализации индивида. Аспекты деятельности руководителя творческого коллектива. Многообразие задач в работе руководителя творческого коллектива, их зависимость от организационной формы существования коллектива. Управленческие аспекты деятельности руководителя творческого коллектива. Организация и проведение массовых досуговых и социально-культурных мероприятий. Функции руководителя творческого коллектива: организаторская, управленческая, учебно – тренировочная, образовательно – воспитательная, психолого – педагогическая, постановочно – репетиционная, концертно – исполнительская, координирующая. Управление творческим коллективом как особая деятельность, направленная на достижение социально – творческих , образовательных и воспитательных целей становления и развития коллектива. Принципы управления коллективом. Пути и этапы создания единого творческого коллектива. Трудности при создании творческого коллектива. Создание общей культуры ценностей творческого коллектива. Развитие через столкновение идей. Однородность через взаимопонимание индивидуальностей. Атмосфера коллективной солидарности. Этика и психология коллективного творчества. Административные требования и этические нормы, предъявляемые к деятельности творческого коллектива. Единство нравственных и эстетических законов творчества. Психологические основы этики Станиславского. Неразрывная связь этики и психологии коллектива. Специфика психологии творческого коллектива. Значение этики для творчества. Индивидуальная (интимная) природа творчества. Конфликты в творческой группе и способы их разрешения. Список литературы Основная 1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. Пособие/ Г.М. Андреева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с. 2. Аникин, В.И. Психология управления в дипломатической практике Российской Федерации: учеб. пособие / Дипломат. акад. МИД России, каф. управления и информатики. - М.: Научная книга, 1998. - 82 с. 3. Болотова, А.К. Психология организации времени: учеб. пособие / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с. 4. Вайнштейн, Л.А. Общая психология : учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009. - 512 с. 5. Кордуэлл, М. Психология. А-Я = The complete A - Z Psichology: словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 442 с. 6. Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 267 с. 7. Лютова, С.Н. Психолого-педагогические основы преподавания в ВУЗе: курс лекций/ С.Н. Лютова. – М.: Проспект, 2009.—286 с. 8. Лютова, С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2002. – 175 с. 9. Мокшанцев, Р.И. Психология переговоров : учеб. пособие / Новосибирский гос. ун-т/ Р.И. Мокшанцев. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 351 с. - (Высшее образование). 10. Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1 : Общие основы психологии. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 576 с. 11. Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2 : Психология образования. - М.: Владос: Просвещение, 1994. - 496 с. 12. Педагогика высшей школы: учеб.-метод. пособие. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. - 192 с. 13. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с. 14. Петровский, А.В. Психология: учебник /А.В. Петровский. - 4-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2005. - 501 с. - (Классическая учебная книга). 15. Психология науки: учеб. пособие / Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 311 с. 16. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с. 17. Фурманов, И.А., Фурманова, Н. В. Психология депривированного ребенка. - М.: Владос, 2010. - 320 с. 18. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособие для вузов. – Минск.: Асар, 2005. – 768 с. Дополнительная 1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с. 2. Брунер, Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с. -(Общественные науки за рубежом). 3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций /Ф.Е. Василюк - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с. 4. Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений: монография / Бийский гос. пед. ин-т. - Бийск, 2000. - 160 с. 5. Высшее образование во Франции. - М., 1993. - 104 с. - (Российско-Французская Серия "Информационные и Учебные Материалы"). 6. Гришина, Н.В. Психология конфликта Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.: ил. (Мастера психологии). 7. Джемс, У. Психология: пер. с англ. / под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. - (Классики мировой психологии). 8. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / Ин-т "Открытое общество". - М.: Планета детей, 1997. - 328 с. 9. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). - М.: Русский язык, 1989. - 221 с. -Библиогр.: с. 210-220. 10. Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы /В.В. Занков. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с. 11. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала/ М.М. Кашапов. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 687 с. 12. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 1983. - 368 с. 13. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.: ил. - Библиогр.: с. 163-169. 14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с. 15. Крайг, Г. Психология развития / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2001. - 988 с.: ил. - (Мастера психологии). 16. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 486 с. - (Фундаментальная псих-гия). 17. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю/ Н.Н. Обозов. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205 с. 18. Педагогика наставничества. - М.: Сов. Россия, 1981. - 191 с. 19. Первин, Л.А. Психология личности /Л.А. Первин. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с. 20. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества /Е.Е. Пронина. - 2-е изд. - М.: Изд-во Московского университета, 2003. - 320 с. 21. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2001. - 279 с. 22. Психология восприятия: материалы советско-норвежского симпозиума / Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 1989. - 195 с.: ил. - 23. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: СП Мысль, 2002. - 242 с. - (Научные доклады; Вып. 1). 24. Психология и педагогика высшей военной школы. - М.: Воениздат, 1989. - 366 с. 25. Психология парламентаризма / Междунар. академия акмеологических наук. - М.: Статус-Кво 97, 1999. - 200 с. 26. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С.Д. Смирнов. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 272 с. 27. Степанова, Л.М. Психология делового общения // Информация. Дипломатия. Психология/ Отв. ред. и сост. Ю.Б. Кашлев; Дип. академия России. - М.: Известия, 2002. - (Открытая книга – открытое сознание - открытое общество). 28. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. – 448 с. 29. Чалдини, Р. Психология влияния / пер. С англ. Е. Волков, И. Волкова. - СПб.: Питер, 2000. - 270 с.: ил. - (Мастера психологии). 30. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 с. (История психологической мысли в памятниках). 31. Юревич, А.В. Психология и методология. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 311 с. - (Методология, теория и история психологии). |