ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Раздел 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. Социальная психология как наука Понятия "социальная психология", "феномен", "социально - психологические феномены". Взаимосвязи социальной психологии с другими отраслями психологии: социологией, общей психологией. Этапы становления социальной психологии: донаучный, философский, феноменолический, научный. Социальная психология в системе естественнонаучного и гуманитарного знания. Социальная психология и общая психология. Социальная психология и социология. Социальная психология и антропология. Социальная психология и история. Отечественная традиция в социальной психологии. Понятия "социализация"; «факторы социализации» (целенаправленное воспитание, обучение, случайные социальные воздействия в деятельности и общении). Стадии социализации (первичная социализация, стадия индивидуализации, интеграции). Институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, институт, колледж, неформальные объединения, коллективы и т.д.). Содержание процесса социализации: деятельность, общение, самосознание. Механизмы социализации (идентификация, подражание, внушение, социальное "облегчение", конформность). Социальные установки, нормы и ценности. Понятия "норма", "групповая норма". Понятия "ценности", "ценностные ориентации". Изменение системы ценностей. Характеристика социального познания. Процесс формирования представления о других людях. Каузальная атрибуция. Виды атрибуции. Теории атрибуции. Общая характеристика коммуникации. Межличностная коммуникация. Социальная установка, источники ее формирования. Методы выявления установки. Понятие когнитивного равновесия (баланса). Теории когнитивного равновесия и диссонанса. Социальное влияние. Характеристика видов социального влияния. Социальная привлекательность. Факторы социальной привлекательности. Тема 2. Направления зарубежной социальной психологии Общая характеристика основных теоретических направлений в социальной психологии. Лидирующая роль американской социальной психологии в первой половине двадцатого столетия. Определение социальной психологии как дисциплины, стремящейся понять и объяснить, какое влияние оказывают на мысли, чувства и поведение индивидов действительное или воображаемое, предполагаемое присутствие других (Г. Оллпорт). Таксономический подход (объектный), как объяснение поведения свойствами социальных и несоциальных стимулов (1940 - 50 годы). Изучение влияния социальных стимулов на процессы мышления, формирования установок, социальной перцепции (Йэльская школа, К. Ховлэнд). Дифференциальная социальная психология (конец 1950-60-х годов) - изучение категорий людей в соответствии с их особенностями реагирования на объект или другого человека ( Макклелэнд -мотивация к достижению; малые группы, лидерство, А. Стоунер - сдвиг в риске и т.д.). Системная социальная психология - изучение отношений субъекта и объекта, опосредованного вмешательством еще одного субъекта - агента действия (исследования К. Левина по динамике групповых процессов, М. Шерифа - развитие межгрупповых отношений, Л. Фестингера - социальное сравнение и др.) Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (1960-90 г.) - превращение "спора о методах" в дискуссию о парадигмах к концу 1990-х годов; обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности. Кризис американской социальной психологии (социологической и психологической). Кризис теоретической и экспериментальной социальной психологии ("кризис доверия", "ограниченность экспериментирования", "нравственная уязвимость" и т.д.). Проблема социальной релевантности науки. Неадекватность американской модели общества, человека и их взаимодействия для объяснения социально - экономических процессов в Европе. Констатация теоретического неблагополучия, попытки изменения сложившегося положения, за счет совершенствования способов контролируемого эксперимента, широкой практики полевых исследований, эксперимента в естественных условиях, наблюдения, запрета на субъективизм и ценности исследователя. Создание альтернативных американской социальной психологии моделей западноевропейской социальной психологии - второй этап. Осознание новой ситуации в социальной психологии как попытка "смены парадигмы", дискуссии - 1) соотношение теоретического и прикладного знания; 2) социальная релевантность и репрезентативность полученных результатов; 3) возможность практического использования; 4) вероятность социально - психологических прогнозов; 5) роль субъективных установок экспериментатора и ценностных аспектов поведения субъектов экспериментальных ситуаций. Обсуждение метода исследования социальных явлений, специфики методов исследования в социальной психологии по сравнению с методами естественных наук. Возникновение западноевропейских центров социальной психологии (Женева, Париж, Бристоль и др). "Европоцентризм" в социальной психологии, его становление в 1970-е годы (Р. Харре, С.Московичи, Г. Тажфел). Многоликость западноевропейской социальной психологии. Социальная психология как психология групп и индивидов, которые создают свою реальность и управляют друг другом, как наука о специфическом типе поведения - символическом. Социологическая социальная психология или психологическая ветвь "понимающей" социологии (С. Московичи). Социальная психология как дисциплина, изучающая взаимодействие между социальным изменением и выбором, как наука, рассматривающая установки и ценности, опосредствующие взаимодействие между социальными процессами и социальными действиями (Г. Тажфел). Признание кризиса парадигмы и разработка несциентистских познавательных моделей. Посткризисное развитие социальной психологии. Усиление контактов между европейскими и американскими социальными психологами. Сосуществование нескольких теоретических ориентаций (традиционный сциентизм; неопозитивизм; герменевтические установки социального конструктицизма). Сосуществование двух образов социальной психологии: "традиционной" (таксономический подход и дифференциальная социальная психология) и "нетрадиционной" (гуманитарный подход, отстаивание принципов: 1) ход исследования определяют не методы, а теория; 2) социальная психология изучает человека в социальной среде, имеет своим предметом смысловой знаковый аспект об-щения; 3)социальная психология как наука зависит от мировоззренческих посылок самих социальных психологов, которые должны осознавать общественную значимость своей деятельности. Особенности теоретической дискуссии в социологической социальной психологии. "Распыление" социальной психологии, превращение ее в разделы собственно социологии; проблема адекватности социально - психологического знания задачам социологии; необходимость анализа макроструктур (класс, раса, пол, этнос), социальных институтов (Дж. Хаус, М.Кон, Р. Гернер и др.), анализ воздействия личности на социальную структуру и культуру (Р.Тернер). Обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности. Стремление к комплексному многоаспектному осмыслению социально - психологических явлений, "конвергенция" поисков социологов и психологов. Сравнение представлений основателей социальной психологии о пред-мете, объекте социальной психологии и ее предназначении (Лебон, Олпорт, Дюркгейм, Мид, Кули, Гофман и др.) с современными трактовками предмета и объекта социальной психологии. Тема 3. Социально-психологическое значение глобализации информационных процессов Значимость прикладных социально-психологических исследований и теоретических знаний в отечественной психологии. Взаимосвязь фундаментальной, прикладной и практической социальной психологии. Общая характеристика основных направлений прикладных исследований в практической социальной психологии (общественная, политическая, спортивная, массовая коммуникация и др.). Глобализация информационных процессов. Компьютерная революция, интернет; их социально-психологическое значение. Экологическое сознание, активная жизненная позиция. Активные методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический тренинг. Значение и задачи повышения социально-психологической грамотности. |