Урок математики. Требования к современному уроку. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Общей функцией урока яв-ся целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. (Занков) Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1 комбинированные (смешанные) 2 изучения новых знаний 3 формирование новых умений 4 обобщение и систематизации изученного 5. контроля и коррекции знаний, умений Система планирования урока включает: - годовое или полугодовое планирование
- тематическое планирование
- поурочное планирование
Сущность урока раскрывает в дидактике: - актуализация прежних знаний и способов действий - формирование новых знаний и способов действий - применение полученных знаний на практике Шаги подготовки к уроку: - сформулировать цель урока
- подготовить содержание учебного материала
- определить дидактические задачи урока
- выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения
- составить план урока
- проанализировать использование дидактических средств
Необходимые требования к уроку математики будем группировать вокруг перечисленных существенных признаков урока: 1. наличие на уроке основной дидактической (учебной) цели. В подавляющем большинстве случаев на уроке математики в различных сочетаниях решается не одна а несколько учебных задач: - проверяются знания, умения и навыки учащихся ( по материалу прошлых или текущего уроков) - познается новое ( формируются понятия, устанавливаются и обосновываются закономерности или алгоритмы) - происходит закрепление изученного (повторением, применением в решении различных задач.) Среди всей совокупности учебных целей, реализуемых на уроке, всегда можно (и необходимо) усмотреть основную и ей подчинить все другие цели. 2. решение на уроке наряду с образовательными задачами и определенных воспитательных задач. Задача состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс учения для воспитания у учащихся гуманистических взглядов и убеждений. Эта общая цель воспитания реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач. Наиболее актуальными из них для нас яв-ся такие задачи: возбуждение и поддержание интереса к предмету, воспитание потребности и умений учиться математике. 3. обоснованный отбор учебного материала на урок. - соответствие содержания урока его основной учебной цели - достаточный объем учебного материала, рассмотренного на самом уроке - отражение необходимой взаимосвязи между теорией и практикой 4. применение на уроке методов обучения, обеспечивающих активное учение школьников. На уроке такими частными требованиями - по возможности сами учащиеся формулируют очередную познавательную задачу - дают определение вводимому понятию - на основе опыта обнаруживают существующую закономерность и облекают ее форму суждения - под руководством учителя находят план доказательства или решения задачи и по возможности сами реализуют этот план 5. организационная четкость урока - учитель четко владеет материалом урока, учебным предметом в целом он не тратит времени на размышления и припоминание на уроке - знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения. - знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся. 13. План конспект урока математики. Требования к плану урока. Система планирования урока включает: -годовое и полугодовое планирование; -тематическое планирование; -поурочное планирование. Необходимо уделять большое внимание всем трем этапам: подготовке к уроку, проведению его и самоанализу проведенного урока. При подготовке к уроку полезно продумать каждый шаг: 1. формулировать цель урока, 2.подготовить содержание учебного материала, 3.определить дидактические задачи урока, 4. выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения; 5. составить план урока. Планирование урока – дело творческое и индивидуальное. Неизменные части: тема урока, цель, оборудование, ход урока(содержание изучаемого материала), и характер взаимодействия учителя с учащимися, домашнее задание. Конспект урока – это модель урока. Он предполагает описание деятельности учителя и ожидаемой деятельности, учащихся с возможными вариантами. Схема конспекта урока:1. Организационная четкость урока.2. тема урока, дата.3.цель и задачи. 4.оборудование. 4. Структура урока(последовательность приемов, время). 5. подробный ход урока(№/ Этапы урока/ деятельность учителя/ деятельность учащихся). |