Основные типы уроков по математике и их структура. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Общей функцией урока яв-ся целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. (Занков) Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: - по содержанию - по способу проведения По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков: - вводный - первичного ознакомления с материалом - усвоение новых знаний на практике - навыков - закрепления, повторения и обобщения - контрольный - смешанный или комбинированный. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе: - комбинированные (смешанные)
- изучения новых знаний
- формирование новых умений
- обобщение и систематизации изученного
- контроля и коррекции знаний, умений
под структурой урока понимаются соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока. В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие – имеют вспомогательное значение или вовсе отсутствуют. Возникают особенности в построении различных типов урока. Структура уроков изучения новых знаний. - организация начала урока - цель и задача урока - подготовительная работа к объяснению нового материала ( проверка домашних заданий, воспроизведение ранее изученного и др.) - объяснение - итоги урока и задание на дом Главная часть – объяснение, однако успех урока зависит от всех компонентов. На уроке объяснения нового материала закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью. Учитель получает информацию о том, как дети поняли и усвоили новые знания. Итоги урока подводятся с точки зрения выполнения образовательных и воспитательных задач. Структура урока закрепления. - организация начала урока - постановка цели и задач урока - закрепление - итоги и задание на дом В начале урока нужно проверить готовность каждого ученика к работе. Именно организованное проведение начала урока создает рабочую обстановку и обеспечивает успешное проведение всего урока. При постановке цели урока учитель напоминает основные положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности. Проверке дом задания целесообразно совместить с закреплением. Урок приобретает более строгую последовательность и систему. Основная часть урока – практические задания, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класса. главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения. При подведении итогов помимо практических выводов нужно отметить работоспособность и усердие учеников. Структура урока обобщения или повторения. - организация начала урока - постановка цели и задач урока - обобщение и систематизация учебного материала - итоги урока и задание на дом. Особенность и сложность проведения этого типа урока в том, чтобы точно определить границы учебного материала , умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения/ подобрать соответствующие упражнения. Одна из особенностей систематизации и обобщения состоит в том, что учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся. |