ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ Дисциплина «Психологическая служба в образовании» В качестве задач на экзамене по дисциплине «Психологическая служба в образовании» предлагаются кейс-стади. Структура кейса состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части необходимо дать обоснование работы с проблемой: · общая характеристика проблемы; · общая схема методов и приемов работы; · обоснование целей междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с другими специалистами в решении профессиональных задач (при необходимости); · ссылка на нормативные акты, к которым обращается специалист по данной проблеме. В практическую часть могут входить: 1. Обоснование методов диагностики заявленной рабочей ситуации, обоснование индивидуально-личностного подхода. 2. Описание системы работы по организации инклюзивного образования для данного ребенка. 3. Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения. 4. План работы по организации психолого-педагогического сопровождения для данного ребенка. 5. Описание системы психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций): 1) для иллюстрации навыков оказания психологической помощи демонстрируется коррекционное и/или развивающее занятие, а также прилагается комментарий с самоанализом; 2) для иллюстрации навыка консультирования прилагается конспект сеанса консультирования и комментарий с самоанализом. 6. Описание предполагаемых результатов проведенной работы. 7. Описание рекомендаций родителям, педагогам по сопровождению ребенка. Учитывается умение делать обобщения и выводы, владение специальной терминологией, соблюдение этических стандартов и границ компетентности. Компетентность оценивается по следующим критериям: · правильность постановки целей и задач; · умение интерпретировать полученные материалы, · выделять показатели результативности, · давать рекомендации доступным образом и т. д. Кейс-стади 1. Разрешение конфликтной ситуации «учитель-ученик» Описание случая. На консультации у педагога-психолога молодой учитель. «… Я первый год работаю в школе. Мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который оставался на второй год, в 9 классе ему исполнилось 16 лет. Однажды этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока – русский и литературу, и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращали внимания на ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидаю продолжения». Кейс-стади 2. Разрешение конфликта «классный руководитель-ученик» Описание случая. Про курение забудьте! – категорически приказывает новый классный руководитель десятиклассникам, узнав о том, что некоторые из них курят. – Ого! – басовито отзываются парни. – Если замечу, будет вам «ого», – моментально реагирует наставник. Через несколько дней он устраивает проверку карманов. – А санкция на обыск у вас есть? – спрашивает вдруг один ученик. – Как-нибудь обойдемся без санкции, – парирует классный руководитель. – Некрасиво искать в чужих карманах, – стоит на своем ученик, – и, между прочим, негигиенично. – Выйди из класса! – приказывает наставник. – За что? – спрашивает ученик. – Выйди, говорю! – повторяет педагог уже раздраженно. – Если вам так хочется, – бросает десятиклассник, покидая класс. – А вы зря его выгнали, – заступается один из учащихся, он не курит, это точно. Я, например, курю, Д. тоже курит, и С., и Н. курят, а он – нет. – Адвокат? – Нет, правда, он не курит, – раздается несколько голосов. – Я его не за курение выгнал, – говорит педагог, – за грубость. Конфликт разбирается в кабинете завуча, который предложил десятикласснику извиниться, но тот наотрез отказался. Кейс-стади 3. Психологический анализ педагогической стратегии. Описание случая. В начале второй четверти учитель предлагает ученикам первого класса: – «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома. Кейс-стади 4. Психологический анализ приема «мужского» воспитания. Описание случая. Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает: – Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга. – Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой. – Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы. Кейс-стади 5. Психолого-педагогическую значимость реплик учителя. Описание случая. Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю. – Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: – Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку… Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование. Кейс-стади 6. Разрешение конфликтной ситуации «родитель-ребенок» Описание случая. На консультации у педагога-психолога шестнадцатилетняя Таня. «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но разве так любят? Вечно подозрения, вопросы – с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь – не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?» Кейс-стади 7. Разрешение конфликтной ситуации «учитель-ученик» Описание случая. На консультации у педагога-психолога классный руководитель. «Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует мне предпринять?» Кейс-стади 8. Педагогическое влияние на ребенка родителями. Описание случая. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях? – Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку! Варианты ответов: 1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. 2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить. 3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать? 4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы! 5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы….. Кейс-стади 9. Оценка действий и поведения ученика. Описание случая. «Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна, во второй – хулигана, а в третьей – «отпетого», чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней. – Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно . – Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учительница. – Сядь и не вмешивайся не в свое дело. Но девочка не села. – Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово. – А болен – пусть идет домой, – недовольно сказала учительница, начинавшая уже выходить из себя. – Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? – допытывалась девочка. – И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть. С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору. Директор школы посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам. Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице. – Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... – начал он. – Что нужно вызвать ее родителей? – почти перебила Ирина Ивановна . – Нет, я хотел сказать другое. Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспитываете в них вы, не так ли? – спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну». Кейс-стади 10. Педагогический такт в общении с учащимися. Описание случая. Драматург Виктор Розов в воспоминаниях об учителе писал: «У каждого человека связана с учителями масса воспоминаний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день в школе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость. Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала: – Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горящей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять. Я сказал, что написал правду. Кейс-стади 11. Затруднительная педагогическая ситуация. Описание случая. К вам, педагогу-психологу, обратилась учительница с просьбой помочь ей разрешить затруднительную педагогическую ситуацию. «Когда я приступила к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда я, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрела на учащегося, который засмеялся, он, смотря мне прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия. Как мне реагировать на это? Я сказала: «А что тебе смешно?»». Кейс-стади 12. Агрессивное поведение ребенка в детском саду. Описание случая. К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что после летнего отдыха мальчик перешел в данное ДОУ из логопедического детского сада. По словам мамы, в раннем возрасте у него наблюдалась задержка развития речи, что явилось причиной направления его в коррекционное учреждение. Следует заметить, что Ваня очень старался на занятиях с педагогами-дефектологами, мама и папа тоже выполняли все их рекомендации по развитию ребенка. И в результате - резкий скачок в развитии: Ваня быстро достиг уровня возрастной нормы и даже превысил его. В логопедическом саду воспитатели ставили его в пример сверстникам практически во всех видах деятельности. «Он был лучшим» - по словам мамы. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми». Задание. 8. Опишите специфику возраста ребенка. 9. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации. 10. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации. 11. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций). 12. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов). Кейс-стади 13. Конфликт «ребенк-ребенок». Описание случая. Девочка Аня, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Родители гордятся дочерью. Перед очередным выступлением во время игры стремится руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться. Возникает ссора, в процессе которой девочки обзывают друг друга. Одна из них расплакалась остальные, идут за помощью к воспитательнице с жалобой на Аню. Воспитатель рекомендовала родителям Ани обратиться к психологу по причине проявления вербальной агрессии девочки, не умение ладить со сверстницами. Родители возмущены таким обвинениям в адрес дочери. Однако к психологу все же обратились. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возник конфликт, и дала рекомендации, как взаимодействовать с воспитателем, чтобы вернуть его расположение к дочери. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы она опять нормально относилась к нашей дочери». Задание. 1. Опишите возрастную специфику взаимоотношений ребенк-ребенок. 2. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации. 3. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации. 4. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций). 5. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов). Кейс-стади 14. Детское воровство. Описание случая. Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку. - Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину. - Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша. - Сходи завтра к малышам и верни машинку. - Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик. - Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама. - Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться. Ольга Петровна не знает, как быть? Она обратилась за консультацией к психологу. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема воровства, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы он больше так не делал. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы он больше не брал чужое». Задание. 1. Опишите возрастную специфику. 2. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации. 3. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации. 4. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций). 5. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов). Кейс-стади 15. Школьная неуспеваемость. Описание случая. К педагогу-психологу обратилась учитель начальной школы по поводу того, что ученик е первого класса не усваивает учебный материал, на уроках отвлекается, может вместо выполнения заданий играть с машинкой или залезть под парту. Кейс-стади 16. Суицидальное поведение. Описание случая. К педагогу-психологу обратилась ученица 8 класса. Она рассказала психологу, что ее подруга ученица этой же школы не однократно говорила ей о желании свести счеты с жизнью. Она не знает, как помочь подруге. Кейс-стади 17. Нарушенное поведение. Описание случая. Учительница вызвала ученика отвечать. Когда он шел к доске, другой подставил ему ногу. Вызванный споткнулся, упал и, поднявшись, ударил подставившего ногу. Требуется найти «оптимальную» реакцию со стороны учителя. Кейс-стади 18. Не характерное поведение. Описание случая. Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-м классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное. Кейс-стади 19. Как помочь учителю воспитать рыцаря? Описание случая. Как не стыдно! – корит учитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина! – Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся». – Это же некрасиво – драться с девочкой. – А что она первая лезет... – Опять он свое! – сокрушается учитель. – Она ударила, а я что... – А ты отойди, будь рыцарем! – Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что... – Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель... Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругали. – Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы. Кейс-стади 20. Оптимальная реакция со стороны учителя. Описание случая. Учительница вызвала ученика отвечать. Когда он шел к доске, другой подставил ему ногу. Вызванный споткнулся, упал и, поднявшись, ударил подставившего ногу. Требуется найти оптимальную реакцию со стороны учителя. |