БЛОК 1.Психологическая служба в системе образования 1.Общепринятый, наиболее приемлемый образец практического осуществления психологической службы, возможная форма организации деятельности психолога в системе образования – это… 1) сопровождение; 2) модель; 3) содержание; 4) компонент; 5) нет верного ответа. 2. Главной формой работы психолога в образовательном учреждении является: 1) лекция; 2) педсовет; 3) психолого-педагогический консилиум; 4) акция; 5) нет верного ответа. 3. Совместная форма работы психолога с педагогами и администрацией образовательного учреждения, определяющая стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем, как отдельного ребенка, возрастной группы (класса), так и образовательного учреждения в целом – это… 1) педагогический совет; 2) психолого-педагогический консилиум; 3) посещение и анализ специально организованной деятельности детей (игра, занятие, урок); 4) родительское собрание; 5) нет верного ответа. 4. Для организации какой формы работы психологу необходимо с внутренней стороны кабинета установить закрытый ящик так, чтобы через специальную прорезь ребята из коридора могли опустить в нее свои записки? 1) телефон доверия; 2) почта доверия; 3) деловая игра; 4) психолого-педагогический консилиум; 5) тренинг. 5. Как называется групповая форма работы психолога, главная цель которой – развитие компетентности в общении? 1) телефон доверия; 2) почта доверия; 3) деловая игра; 4) психолого-педагогический консилиум; 5) тренинг. 6. Как называется одна из основных форм работы психолога, которая проводится, как правило, по личному обращению человека? 1) телефон доверия; 2) почта доверия; 3) деловая игра; 4) консультация; 5) тренинг. 7. Для организации, какой формы работы психологу необходим отдельный номер телефона или внутренняя телефонная система? 1) телефон доверия; 2) почта доверия; 3) деловая игра; 4) консультация; 5) тренинг. 8. Какая форма работы психолога с педагогами предполагает освоение определенного теоретического материала, его обсуждение и отработку материала на практике? 1) лекция; 2) тренинг; 3) семинар-практикум; 4) деловая игра; 5) психолого-педагогический консилиум. 9. Какая форма работы психолога предполагает выступление на определенную тему (цикл выступлений), цель которых – повышение психолого-педагогической компетентности, уровня психологической культуры слушателей? 1) лекция; 2) тренинг; 3) семинар-практикум; 4) деловая игра; 5) психолого-педагогический консилиум. 10. Какая форма работы психолога предполагает формирование группы педагогов или учащихся, интересующихся конкретными вопросами в области психологии? 1) лекция; 2) клуб; 3) семинар-практикум; 4) деловая игра; 5) психолого-педагогический консилиум. 11. Какое важнейшее требование предъявляется к кабинету педагога-психолога? 1) максимальная изоляция; 2) комфортность для клиента; 3) небольшая площадь; 4) отдельный вход; 5) нет верного ответа. 12. Цветовые сочетания и общий цветовой фон кабинета педагога-психолога должны быть: 1) яркими; 2) разноцветными; 3) в постельных, успокаивающих оттенков; 4) любой вариант; 5) нет верного ответа. 13. Важным добавлением к оформлению кабинета педагога-психолога являются: 1) комнатные растения; 2) материально-техническое оборудование; 3) мини-зоопарк; 4) буфет; 5) нет верного ответа. 14. Психологический кабинет как основное рабочее место педагога-психолога должен объединять: 1) формы воздействия; 2) функциональные зоны специалиста; 3) направления работы специалиста; 4) все ответы верны; 5) нет верного ответа. 15. Как называется зона кабинета педагога-психолога, отделенная перегородкой от основного помещения, в которой ожидает клиент? 1) зона ожидания приема; 2) зона первичного приема; 3) зона диагностики; 4) зона консультирования; 5) зона для релаксации. 16. Как называется зона кабинета педагога-психолога, которая должна оформляться максимально комфортно (кресла или угловой диванчик, журнальный столик и т.п.)? 1) зона ожидания приема; 2) зона первичного приема; 3) зона диагностики; 4) зона консультирования; 5) зона для релаксации. 17. Как называется зона кабинета педагога-психолога, цель которой снятие психоэмоционального напряжения? 1) зона ожидания приема; 2) зона первичного приема; 3) зона диагностики; 4) зона консультирования; 5) зона для релаксации. 18. Как называется зона кабинета психолога, которая оснащается рабочим столом, картотекой с методиками и бланками? 1) зона ожидания приема; 2) зона первичного приема; 3) зона диагностики; 4) зона консультирования; 5) зона для релаксации. 19. За рубежом наиболее представлена служба практической психологии в: 1) США; 2) Франции: 3) Польше; 4) Германии; 5) Японии. 20. Основными функциями школьной психологической службы США являлось: 1) отбор детей для обучения по специальным программам; 2) изучение проблемы самовоспитания; 3) консультирование и совместная работа с персоналом школы и (или) с родителями по проблемам учащихся; 4) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие; 5) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке. 21. В результате какого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития: 1) изучение проблемы самовоспитания; 2) изучение проблемы ответственности; 3) изучение проблемы детей, которые выделялись особыми талантами; 4) изучение проблемы мотивации обучения; 5) проблемы детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе; 22. В отличие от тех задач, которые ставил перед школьной психологической службой А. Бине, А. Валлон полагал, что ее цель: 1) в селекции детей по каким-либо признакам; 2) в психологической помощи каждому ребенку: 3) в создании оптимальных условий обучения и воспитания одаренных детей; 4) в организации психологического сопровождении детей с проблемами в развитии; 5) в помощи педагогическому персоналу. 23. В каком году министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов: 1) 1951; 2) 1960; 3) 1985; 4) 1990; 5) 2000. 24. Первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей в России возникли: 1) в середине XIX века; 2) на рубеже XIX-XX веков; 3) в начале XX века; 4) в концеXX века; 5) в середине XX века. 25. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей связаны с: 1) педагогикой; 2) педологией; 3) философией; 4) историей; 5) социологией. 26. Исследования и работы по изучению проблем детской психологии, каких отечественных ученых заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка: 1) И.А. Арямов, М.Я. Басов, К.Н. Корнилов; 2) Н.К. Крупская, А. Б. Залкинд; 3) П. П. Блонский, Л. С. Выготский; 4) С. С. Моложавый, Г. А. Фортунатов; 5) нет верного ответа. 27. Интенсивное становление психологической службы в системе образования в России с начала 80-х годов было обусловлено: 1) тем, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: 2) потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности; 3) углублением интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; 4) улучшением психологической подготовки будущих учителей; 5) нет верного ответа. 28. Начало развития школьной психологической службы в современной России связано с именами таких ученых, как: 1) А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю. М. Забродин, В.С. Мухина, А.М. Прихожан и др.; 2) И.А. Арямов, М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.; 3) А. Бине, А. Валлон, К. Рейнолдс, И. Мюллер и др.; 4) все ответы верны; 5) нет верного ответа. 29. Основными вехами на пути становления психологической службы образования в России стало следующие события: 1) круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» в 1983 году; 2) всесоюзная конференция психологов в Таллинне в 1983 году; 3) I всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР; 4) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога (1981-1988 г.г.); 5) все перечисленные выше события. 30. В каком году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности: 1) 1988 году; 2) 1990 году; 3) 1999году; 4) 2000 году; 5) нет верного ответа. 31. В каком году прошел I съезд практических психологов образования Российской Федерации: 1) 1988 году; 2) 1994 году; 3) 1999году; 4) 2000 году; 5) нет верного ответа. 32. Введение практической психологии в систему образования способствовало, как справедливо отмечал А.Г. Асмолов, постановке и решению следующих задач: 1) перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития; 2) переориентации сознания учителя от «школоцентризма» — к «де-тоцентризму»; 3) разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; 4) развитию экспертизы и проектирования развивающей среды; 5) все перечисленные выше. 33. В каком году прошел I I съезд практических психологов образования Российской Федерации: 1) 1988 году; 2) 1994 году; 3) 1995году; 4) 1999 году; 5) нет верного ответа. 34. Определите понятие - «организационная структура, в состав которой входят педагоги–психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центры), психологические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса»: 1) психолого-педагогическое сопровождение; 2) психологическая служба; 3) медицинская служба; 4) социальная служба; 5) нет верного ответа. 35. Психологическая служба образования по определению И.В. Дубровиной — это: 1) организационная структура, в состав которой входят педагоги–психологи образовательных учреждений всех типов; 2) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; 3) интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного; 4) социально-психологическая и медико-педагогическая комиссия; 5) нет верного ответа. 36. Научный аспект психологической службы образования предполагает: 1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования; 2) использование психологических знаний работниками образования; 3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день; 4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов; 5) нет верного ответа. 37. Прикладной аспект психологической службы образования предполагает: 1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования; 2) использование психологических знаний работниками образования; 3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день; 4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов; 5) нет верного ответа. 38. Практический аспект психологической службы образования предполагает: 1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования; 2) использование психологических знаний работниками образования; 3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день; 4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов; 5) нет верного ответа. 39. Организационный аспект психологической службы образования предполагает: 1) проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования; 2) использование психологических знаний работниками образования; 3) профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день; 4) создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов; 5) нет верного ответа. 40. Согласно концепции И.В. Дубровиной научным основанием психологической службы образования являются: 1) психика человека является продуктом развития; 2) психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством; 3) развитие психикиследует рассматривать не только как рост; 4) процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные; 5) сказанное в 1-2 пункте; 6) сказанное в 3-4 пункте. 41. Основным условием психического развития ребенка является: 1) создание условий развивающей среды; 2) воспитание; 3) наследственные предпосылки; 4) его собственная деятельность; 5) нет верного ответа. 42. Необходимым условием психического и личностного развития ребенка является: 1) общение с взрослыми; 2) обучение; 3) воспитание; 4) игра; 5) нет верного ответа. 43. Обучение должно быть ориентировано на: 1) «зону актуального развития»; 2) на то, что уже сложилось; 3) «зону ближайшего развития»; 4) на то, что заложено генетически; 5) нет верного ответа. 44. К задачам психологической службы в образовании не относится: 1) содействовать личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников; 2) обеспечивать психологическую безопасность обучающихся в образовательном процессе; 3) обеспечивать физическую безопасность обучающихся и воспитанников; 4) оказывать психологическую помощь всем участникам образовательного процесса; 5) все ответы верны. 45. Когда была организована психологическая служба в образовании в нашей стране: 1) в конце XIX в.; 2) в 20-е гг. XX в.; 3) в 60-е гг. XX в.; 4) в 80-е гг. XX в; 5) нет верного ответа. 46. Согласно Положению «О службе практической психологии образования» под службой практической психологии в системе образования понимается организационные структуры: 1) образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; 2) психолого-медико-педагогическая комиссия; 3) психолого-медико-педагогический консилиум; 4) научные учреждения, в состав которых входят педагоги-психологи; 5) все перечисленные структуры. 47. Организация деятельности службы практической психологии образования состоит: 1) в первичной помощи участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов; 2) в специализированной помощи участникам образовательного процесса, а также содействии в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов; 3) в научно-методическом обеспечении участников образовательного процесса; 4) все выше перечисленное; 5) нет верного ответа. 48. К основным направлениям деятельности службы практической психологии образования является: 1) психологическая профилактика; 2) социальная диспетчерская деятельность; 3) семейное консультирование; 4) психотерапевтическая деятельность; 5) нет верного ответа. 49. Специализированная помощь оказывается: 1) детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: 2) участникам образовательного процесса образовательных учреждений всех типов и видов; 3) детям «группы риска»; 4) участникам образовательного процесса учреждений дополнительного образования; 5) нет верного ответа. 50. Определите название профессиональной позиции психолога, когда психолог противопоставляет себя педагогом, свою работу с учителями строит по принципу «я научу, как нужно правильно делать»: 1) «Профессионал»; 2) «Альтруист»; 3) «Нянька»; 4) «Ментор»; 5) «Посторонний». 51. Определите название профессиональной позиции, когда психолог соответствует требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу, стремится к личностному и профессиональному развитию, склонен к позитивному восприятию мира, интернален, способен к выбору эффективных жизненных и профессиональных стратегий, обладает развитой рефлексией и эмпатией, флексибельностью, эмоциональной устойчивостью, стремится к конструктивному решению профессиональных задач, рационально использует рабочее время, уделяет достаточное внимание своим личным интересам и интересам своей семьи. 1) «Профессионал»; 2) «Альтруист»; 3) «Нянька»; 4) «Ментор»; 5) «Посторонний». 52. Определите название профессиональной позиции, когда психолог старается пожалеть каждого, помочь, часто берет на себя не свойственные ему функции: 1) «Профессионал»; 2) «Альтруист»; 3) «Нянька»; 4) «Ментор»; 5) «Посторонний». 53. Определите название профессиональной позиции, когда психолог погряз в решение своих личностных и семейных проблем, ищет способы установления душевного равновесия, однако это ему не удается; постоянно делится своими проблемами с клиентами: педагогами и родителями; склонен к негативному восприятию жизни, экстернален, неконструктивен в решении проблем, эмоционально неустойчив: 1) «Профессионал»; 2) «Альтруист»; 3) «Учитель»; 4) «Нытик»; 5) «Посторонний». 54. Определите название профессиональной позиции, когда психолог проводит на работе чрезвычайно много времени, жертвуя своими личными интересами и интересами семьи во имя того, чтобы помочь большему количеству людей; часто клиенты звонят ему домой, и он подолгу беседует с ними по телефону, еще более удлиняя тем самым свой рабочий день: 1) «Профессионал»; 2) «Альтруист»; 3) «Учитель»; 4) «Нытик»; 5) «Посторонний». 55. Какой из организационных принципов соответствует данному определению «настрой психолога на появление позитивных изменений по мере своей работы, а не ожидание того времени, когда появятся условия для более эффективной организации работы»: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип нравственности и экологичности; 3) принцип преемственности; 4) принцип оптимизма; 5) принцип взаимосвязи. 56. Какой организационный принцип можно считать фактором развития, позволяющим в процессе практики отбирать наиболее адекватные для российских условий методы и модели организации психологической службы: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип нравственности и экологичности; 3) принцип преемственности; 4) принцип оптимизма; 5) принцип взаимосвязи. 22.Какой принцип предполагает системность принципов организации службы практической психологии: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип нравственности и экологичности; 3) принцип преемственности; 4) принцип оптимизма; 5) принцип взаимосвязи. 57. Какой принцип организации психологической службы предполагает ориентацию на развитие, улучшение личности, создание условий для обеспечения личностного развития учащихся и педагогов, признание права каждого на неповторимость в сообществе равных: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип нравственности и экологичности; 3) принцип преемственности; 4) принцип оптимизма; 5) принцип взаимосвязи. 58. Какой организационный принцип обеспечивает связь со всей отечественной и зарубежной психологией, а также связь со всей человеческой культурой: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип нравственности и экологичности; 3) принцип преемственности; 4) принцип оптимизма; 5) принцип взаимосвязи. 59. Какой принцип организации психологической службы предполагает поиск внутренних источников развития (саморазвития), ситуацию постоянной саморефлексии и самоуважения, творческий подход к своей профессии, в результате чего развивается сам педагог-психолог: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип самоактуализации; 3) принцип преемственности; 4) принцип гибкости; 5) принцип выделения приоритетов. 60. Какой принцип организации психологической службы предполагает, что нужно уметь выбрать наиболее актуальные направления работы, наиболее оптимальные формы и методы работы: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип нравственности и экологичности; 3) принцип преемственности; 4) принцип самоактуализации; 5) принцип выделения приоритетов. |