Трудности и типичные ошибки начала терапии 115 проблемами. Пациенты нередко в ответ на такой искрен- ний интерес к ним реагируют вполне социально: раз ко мне проявляют такой интерес, то и я должен проявить интерес к собеседнику, иначе это как-то невежливо. Но это в обыденной жизни, а мы — в отличие от ребенка (и даже от большинства взрослых), знаем, что интерес ребенка к матери — всегда до- статочно поверхностный и эгоцентричный: больше всего он хочет, чтобы интересовались именно ним. Поэтому, как только вы переносите все внимание на пациента, его заинтересован- ность в вопросах к вам и о вас ослабевает и даже угасает, и это как раз то, что и требовалось достичь для создания реальной терапевтической ситуации. Если же интерес пациента к вам все равно сохраняется, можно обозначить терапевтические границы более жестко: «Вы обратились ко мне за помощью, оплачиваете наши встречи, поэтому мой долг говорить только о вас». Но если пациент все-таки возвращается или даже застревает на во- просе о базисном образовании, нет ничего предосудительного в том, чтобы ответить на него полностью. В равной степени это относится и к любым другим подобным ситуациям или вопросам пациента. Мы давно приняли идею, что психоаналитик по базисно- му образованию может быть не только врачом или психоло- гом, и в ответе лучше акцентировать внимание на реальном положении вещей, то есть на том, что уже после получения высшего образования вы изучали психические проблемы и методы их коррекции в течение, как минимум, 3–4 лет в специализирующемся на подготовке психотерапевтов инсти- туте, затем прошли личную терапию и начали кандидатскую практику, которая длилась также 3–4 года, и уже в течение стольких лет имеете квалификацию специалиста и работае- те с пациентами (пациенту мало что скажет информация о Часть 1 том, что вы обучающий аналитик или супервизор, поэтому в большинстве случаев можно ограничиться этим). Иногда и этого оказывается недостаточно, и пациент спрашивает: «И скольких вы вылечили?» Здесь снова можно вернуться к тезису о том, что мы не считаем наших пациентов больными, и дать более пространные разъяснения. — К нам приходят люди, испытывающие те или иные проблемы или те или иные трудности в отношении к самим себе или во взаимодействии с окружающими, а мы помогаем им найти причины их страдания и сформировать более адекватные стратегии поведения, чтобы они могли чувствовать себя более счастливыми. Поскольку для нас такая работа — не хобби и мы занимаемся этим профессионально, все эти люди оплачивали наши встречи, скорее, по традиции, именуемые терапией. Вероятно, они знали — почему они приходили в те- чение нескольких месяцев или даже лет и за что они платили. Кроме того, мы всегда вместе решали — стоит ли продолжать или уже можно завершить нашу работу. И если приходили к согласию в последнем вопросе, считали это успехом для нас обоих. «Сколько понадобится времени?» Вопрос, вынесенный в заголовок, задают достаточно час- то, нередко уже в процессе первой встречи. Никто этого не знает, и ответ должен быть предельно честным: может быть, несколько недель, может — несколько месяцев или даже лет, но в любом случае — это не вся жизнь, омраченная теми или иными неразрешимыми проблемами. Большинство пациентов это не удовлетворяет, и еще не приступив к совместной работе, они все-таки хотели бы прояснить более точно — сколько времени она потребует. Их Трудности и типичные ошибки начала терапии 117 интерес абсолютно понятен, так как не менее материальных, их, как и всех нормальных людей, заботят временны_е затра- ты. Ваш ответ предполагает обозначение какого-то срока, и некоторые даже называют тот или иной, приемлемый для те- рапевта и пациента период. Но лучше уйти от такой заведомо непрогнозируемой определенности и в ответе исходить не из количественных, а из качественных характеристик: «Когда вы почувствуете, что ваши проблемы больше не беспокоят вас, что вы легко справляетесь с ними и с другими аналогичными самостоятельно, что вы стали более счастливы в жизни, в семье, в детях, более удачливы в карьере и сможете свободно говорить о своих чувствах не только со мной». Ответ вопросом на вопрос У некоторых аналитиков весьма популярно мнение, что не стоит вообще отвечать на какие-либо вопросы, касающиеся их лично, или отвечать вопросом на вопрос, типа: «А почему вы об этом спросили?». Иногда этот стиль подается даже как показатель некоего профессионализма. Безусловно, это не так. Если каждый раз реагировать таким образом, а на слова пациента: «Не понимаю», — предлагать: «Давайте проанали- зируем, почему вы не понимаете», — это будет самым простым способом быстро прекратить терапию и потерять пациента (так же как и его уважение — и к терапевту, и к профессии). Это еще один вариант тех случаев, когда аналитик только усвоил некоторые общие правила, но не способен к адекват- ному их применению. Даже вопреки некоторым положениям, сформулирован- ным выше, если пациент что-то настойчиво выспрашивает, ему нужно ответить и говорить всегда только правду. Тем не менее мы знаем (и это уже также отмечалось), что интерес Часть 1 пациента к нам сугубо поверхностный, он намного больше хотел бы проявления интереса к себе, к своим чувствам, своим переживаниям и своему опыту (который в обыденной жизни, нередко — никого не интересовал, а при попытках донести все нюансы до окружающих — даже раздражал). Поэтому (рискуя надоесть, повторю еще раз) — конкретный и искренний ответ на любой вопрос пациента о терапевте должен быть предельно коротким, и отвечая на этот вопрос, мы должны постоянно помнить, что случайных вопросов не бывает, и раз пациент этим интересуется, эта тема имеет какую-то персонифици- рованную значимость для него, а значит — нужно «вернуть» вопрос пациенту. Например, пациент спрашивает: «Вы женаты (или заму- жем, или есть ли у вас дети)?» — будет не вполне верно, если вы начнете объяснять: «Да, женат, даже два раза, у меня трое детей от двух жен, которые…» и т. д., и т. п. Лучше ответить только «да» и тут же добавить: «Вы спрашиваете потому, что опасаетесь — смогу ли я понять вашу ситуацию?» Вообще форма: «Вы спрашиваете потому, что...» — очень уважительна, такой вопрос показывает вашу заинтересованность в верном понимании пациента. |