МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Трудности и типичные ошибки начала терапии 113





уклониться от такого вопроса (который чаще задается на пер-

вой же встрече), чтобы заведомо не онаучивать все последую-

щее общение (что никогда не способствует терапии). С этой

точки зрения особенно сложно (на первом этапе) работать с

дипломированными врачами и психологами, которым очень

трудно отрешиться от мысли, что их знания, обилие усво-

енных терминов и теоретических (в том числе — предельно

искаженных) представлений, например, о «высшей нервной

деятельности», применительно к психотерапии — не имеют

никакой ценности1. Мной уже не раз обосновывался тезис,

что понятие «больная личность» или даже «психическая бо-

лезнь» — отчасти неадекватны и более того — унизительны,

поэтому мы предпочитаем говорить о личностных проблемах

и психических расстройствах.

Тем не менее вернемся к тому, что вопрос о базисном

образовании периодически возникает, и чаще всего пациент

мало информирован о том, что существует психотерапевти-

ческое образование и насколько его уровень выше, настолько

оно сложнее и протяженнее, чем традиционное медицинское

или психологическое. Но здесь важен совершенно иной

фактор: чем меньше пациент знает о вас, тем качественнее

перенос. И в отношении профессии, так же как и при во-

просах о семейном положении, наличии детей, хобби и т. д.,

мы обычно исходим именно из этого принципа.

1 Особенно трудно, а иногда — практически невозможно переучивать (в том

числе — анализировать) уже сформировавшихся специалистов, даже если они

осознанно апеллируют к психоанализу. Но столь же неверным представляется

отказ от работы с ними, ибо их психические нагрузки ничуть не меньше, а пот-

ребность к коллегиальной поддержке — абсолютно объективна. Но это как раз

тот случай, когда сочетание принципов психоаналитической и рациональной

терапии вполне уместно. В принципе, во многом аналогичная ситуация скла-

дывается и в процессе очень длительной терапии. Она также характерна и для

постаналитического периода, когда контакты между терапевтом и пациентом

сохраняются, но становятся нерегулярными.

Часть 1

Поэтому если пациент спрашивает вас о базисном образо-

вании, лучше, в свою очередь, поинтересоваться, чем вызван

его вопрос. Обычно пациенты в той или иной форме поясня-

ют, что таким образом они хотели бы узнать об уровне или

широте вашей компетенции. И тогда можно позволить себе

некоторую доброжелательную иронию по поводу того: явля-

ется ли пациент квалифицированным экспертом в этой сфе-

ре? Иногда обсуждение вопроса на этом заканчивается, но не

всегда. Можно получить и утвердительный ответ: «Да, я уже

был у трех тупых психологов и двух таких же психотерапев-

тов»1. И хотя практически вся информация уже присут ствует

в этом «емком» ответе, целесообразно спросить пациента:

«И как?» — получив затем вполне прогнозируемый ответ:

«А никак». Здесь можно позлорадствовать (относительно ме-

нее квалифицированных или менее удачливых коллег), хотя

вернее было бы слегка встревожиться — не окажемся ли и мы

со временем шестым в той же категории? Но лучше отложить

свои переживания и тревоги на потом и продолжить самый

подробный расспрос: как пациент находил этих терапевтов,

какой была частота встреч, как и где они проходили, какие

чувства он испытывал в процессе терапии, что, по его мнению,

помешало достижению позитивного эффекта и т. д.

Здесь мы снова исходим из того: какими качествами

должна обладать мать, чтобы быть «достаточно хорошей»?

Самое главное: больше интересоваться «ребенком» и его

1 Увы, применительно ко многим из тех, кто начинает практиковать на основе

базисного медицинского или психологического образования, «слегка отредак-

тированного» 6-месячными или даже годичными курсами обучения психоте-

рапии, эта характеристика пациентов может в ряде случаев оказаться относи-

тельно объективной. Проявляя заслуживающую уважения настойчивость и

даже смелость предпринимать новые попытки поиска адекватной терапии и

попадая наконец на прием к психотерапевту с хорошим образованием и личным

тренингом, такие пациенты нередко искренне удивляются: насколько общение

с профессионалом отличается от того, с чем они сталкивались ранее.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.