Трудности и типичные ошибки начала терапии 113 уклониться от такого вопроса (который чаще задается на пер- вой же встрече), чтобы заведомо не онаучивать все последую- щее общение (что никогда не способствует терапии). С этой точки зрения особенно сложно (на первом этапе) работать с дипломированными врачами и психологами, которым очень трудно отрешиться от мысли, что их знания, обилие усво- енных терминов и теоретических (в том числе — предельно искаженных) представлений, например, о «высшей нервной деятельности», применительно к психотерапии — не имеют никакой ценности1. Мной уже не раз обосновывался тезис, что понятие «больная личность» или даже «психическая бо- лезнь» — отчасти неадекватны и более того — унизительны, поэтому мы предпочитаем говорить о личностных проблемах и психических расстройствах. Тем не менее вернемся к тому, что вопрос о базисном образовании периодически возникает, и чаще всего пациент мало информирован о том, что существует психотерапевти- ческое образование и насколько его уровень выше, настолько оно сложнее и протяженнее, чем традиционное медицинское или психологическое. Но здесь важен совершенно иной фактор: чем меньше пациент знает о вас, тем качественнее перенос. И в отношении профессии, так же как и при во- просах о семейном положении, наличии детей, хобби и т. д., мы обычно исходим именно из этого принципа. 1 Особенно трудно, а иногда — практически невозможно переучивать (в том числе — анализировать) уже сформировавшихся специалистов, даже если они осознанно апеллируют к психоанализу. Но столь же неверным представляется отказ от работы с ними, ибо их психические нагрузки ничуть не меньше, а пот- ребность к коллегиальной поддержке — абсолютно объективна. Но это как раз тот случай, когда сочетание принципов психоаналитической и рациональной терапии вполне уместно. В принципе, во многом аналогичная ситуация скла- дывается и в процессе очень длительной терапии. Она также характерна и для постаналитического периода, когда контакты между терапевтом и пациентом сохраняются, но становятся нерегулярными. Часть 1 Поэтому если пациент спрашивает вас о базисном образо- вании, лучше, в свою очередь, поинтересоваться, чем вызван его вопрос. Обычно пациенты в той или иной форме поясня- ют, что таким образом они хотели бы узнать об уровне или широте вашей компетенции. И тогда можно позволить себе некоторую доброжелательную иронию по поводу того: явля- ется ли пациент квалифицированным экспертом в этой сфе- ре? Иногда обсуждение вопроса на этом заканчивается, но не всегда. Можно получить и утвердительный ответ: «Да, я уже был у трех тупых психологов и двух таких же психотерапев- тов»1. И хотя практически вся информация уже присут ствует в этом «емком» ответе, целесообразно спросить пациента: «И как?» — получив затем вполне прогнозируемый ответ: «А никак». Здесь можно позлорадствовать (относительно ме- нее квалифицированных или менее удачливых коллег), хотя вернее было бы слегка встревожиться — не окажемся ли и мы со временем шестым в той же категории? Но лучше отложить свои переживания и тревоги на потом и продолжить самый подробный расспрос: как пациент находил этих терапевтов, какой была частота встреч, как и где они проходили, какие чувства он испытывал в процессе терапии, что, по его мнению, помешало достижению позитивного эффекта и т. д. Здесь мы снова исходим из того: какими качествами должна обладать мать, чтобы быть «достаточно хорошей»? Самое главное: больше интересоваться «ребенком» и его 1 Увы, применительно ко многим из тех, кто начинает практиковать на основе базисного медицинского или психологического образования, «слегка отредак- тированного» 6-месячными или даже годичными курсами обучения психоте- рапии, эта характеристика пациентов может в ряде случаев оказаться относи- тельно объективной. Проявляя заслуживающую уважения настойчивость и даже смелость предпринимать новые попытки поиска адекватной терапии и попадая наконец на прием к психотерапевту с хорошим образованием и личным тренингом, такие пациенты нередко искренне удивляются: насколько общение с профессионалом отличается от того, с чем они сталкивались ранее. |