Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину) Возрастной период | Ведущая деятель-ность | На что направляется познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообра-зования возраста | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6. Заполните таблицу: Периоды и стадии развития (по В.И. Слободчикову ) Ступени субъектности | Период становления со-бытийности | Период становления Само-бытийности | Кризисы рождения | Стадии принятия | Кризисы развития | Стадии освоения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 7. Дайте определения следующих понятий: Возраст - _______________________________________________________ ____________________________________________________________________ Ведущая деятельность - __________________________________________ ______________________________________________________________________________ Социальная ситуация развития - ____________________________________________ ______________________________________________________________________________ Кризис психического развития - ____________________________________________ ______________________________________________________________________________ Психологическое новообразование - ________________________________ ____________________________________________________________________ Сензитивный период развития - ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Творческие задания: Приведите примеры разделения жизненного цикла человека по аналогии: с природными процессами, с социальными процессами, по меркам самого человека. Список рекомендуемой литературы 11, 12, 15, 16, 29, 56, 57, 64, 65, 70. 4. Младенчество и ранний возраст Цель: рассмотреть возрастные закономерности развития в младенчестве и раннем детстве. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Основные закономерности психического развития ребенка первого года жизни. Кризис 1 года. 2. Освоение ребенком предметно-манипулятивной деятельности. 3. Развитие речи у ребенка в раннем возрасте. 4. Психическое развитие в раннем детстве. 5. Кризис 3 лет. 1. Составьте схему: Социальная Ведущая Основные ситуация развития деятельность новообразования 2. Заполните таблицу: Помесячная динамика формирования двигательных навыков Время появления движений | Развитие моторики | 1 месяц 2 месяца 3 месяца 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев | | 3. Каковы конкретные пути влияния общения на психическое развитие ребенка в младенчестве? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым? ____________________________________________________________________ 5. Дайте определения следующих понятий: “Комплекс оживления” - ___________________________________________ ____________________________________________________________________ Автономная речь - _______________________________________________ ____________________________________________________________________ 6. Составьте схему развития предметного действия в раннем возрасте: Опишите основные закономерности развития интеллектуальной сферы в раннем детстве. Мышление | | Речь | | Восприятие | | Внимание | | Память | | Воображение | | В чем суть кризиса трех лет? Каковы его симптомы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Творческие задания: 1. Проведите наблюдения и опишите особенности проявления кризисов одного года и трех лет. 2. Проследите по книге Н.А. Менчинской "Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет", в какие периоды младенчества и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие - память. В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? В чем появляется обобщенное знание о себе у детей раннего возраста. Приведите конкретные примеры из книги для иллюстрации ответа. Список рекомендуемой литературы 1, 6, 9, 16, 18, 26, 38, 51, 57, 60. Дошкольный возраст Цель: проанализировать проблемы физического, интеллектуального и социального развития ребенка дошкольного возраста. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. 2. Развитие познавательной сферы дошкольника. 3. Особенности общения в дошкольном возрасте. 4. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. 1. Составьте схему: Социальная Ведущая Основные ситуация развития деятельность новообразования 2. Используя монографию Д.Б. Эльконина "Психология игры", а также другие работы, составьте развернутую блок-схему, в которой была бы отражена психологическая сущность игры, ее роль в психическом развитии и формировании личности ребенка. 3. Каковы основные особенности личности дошкольника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Каковы изменения в развитии коммуникативной сферы дошкольников? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опишите основные закономерности развития интеллектуальной сферы дошкольников. Мышление | | Речь | | Восприятие | | Внимание | | Память | | Воображение | | 6. В чем сущность кризиса семи лет? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Составьте карту психологической готовности к обучению в школе: Творческие задания: Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику их развития на протяжении дошкольного возраста. Список рекомендуемой литературы 1, 8, 13, 18, 25, 31, 36, 44, 46, 51, 69. Младший школьный возраст Цель: раскрыть особенности формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста, изучить психологические особенности возраста. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Особенности начального периода обучения в школе. 2. Структура и формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. 3. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника. 5. Развитие личности младшего школьника. 1. Составьте схему: Социальная Ведущая Основные ситуация развития деятельность новообразования 2. Заполните таблицу: |