Понятийный аппарат возрастной психологии. Предмет и задачи науки. Цель: изучить основные понятия и категории возрастной психологии, ознакомиться с ее важнейшими проблемами, рассмотреть методы психологического познания, определить место возрастной психологии в системе наук. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Предмет и основные проблемы возрастной психологии. 2. Взаимосвязь возрастной психологии с другими науками. 3. Из истории развития возрастной психологии. 4. Методы возрастной психологии. 1. Разработайте рисунок-схему, в котором найдут отражения все изученные вами понятия (лекция " Предмет, задачи, методы возрастной психологии"), а также связи между ними. 2. Составьте схему классификации методов по Б.Г. Ананьеву: 3. Составьте схему, отражающую взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями научных знаний: 4. Дайте определения следующих понятий: Возрастная психология - _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Развитие - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Онтогенез - _____________________________________________________ Филогенез - _____________________________________________________ ____________________________________________________________________ Детство - _______________________________________________________ ____________________________________________________________________ Акмеология - ___________________________________________________ ____________________________________________________________________ Лонгитюдный метод - ____________________________________________ ____________________________________________________________________ Творческие задания: 1.Обоснуйте необходимость различения паспортного (хронологического), физиологического, интеллектуального и культурного возрастов. 2. Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре. Список рекомендуемой литературы 1, 2, 11, 12, 16, 32, 36, 38, 40, 51, 55, 56, 57, 61, 64, 65. Анализ основных концепций психического развития в психологии Цель: изучить теории психического развития человека различных направлений и подходов, а также факторы, условия и движущие силы развития. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Биогенетические концепции в зарубежной психологии (Ст. Холл, А. Гезелл, Л. Термен, К. Бюлер, В. Штерн). 2. Теории социального научения. 3. Психоаналитическая теории детского развития (З. Фрейд). 4. Эпигенетическая теория развития (Э. Эриксон). 5. Теория когнитивного развития (Ж. Пиаже). 6. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. 1. Составьте схему: Основные психологические школы В зарубежной детской психологии XX века 2. Заполните таблицу: Параметры развития ребенка и их понимание В разных научных концепциях Психологи | Ход развития | Условия | Источник | Форма развития | Движущие силы развития | | | | | | | | | | | | | 3. Заполните таблицу: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4. Заполните таблицу: Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже Период | Новообразования | Возраст | | | | | | | | | | 5. Заполните таблицу: Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону Стадия | Возраст | Психосоциальный кризис | Сильная сторона | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6. Составьте схему уровней психического развития личности по Л.С. Выготскому: 7. Дайте определения следующих понятий: Движущие силы развития - _______________________________________________ ____________________________________________________________________________ Интериоризация - _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Идентичность - _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Эгоцентризм - __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Высшие психические функции - __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зона ближайшего развития - _______________________________________ ____________________________________________________________________ Творческие задания: 1. Подумайте над тем, какие законы детского развития вы уже сейчас смогли бы сформулировать. На чем они основаны? Сформулируйте их и запишите в тетради. Подготовьте рассказать о них своим коллегам на семинарском занятии. Проиллюстрируйте материал примерами. 2. Прочитайте главу 3 повести Л.Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона. Список рекомендуемой литературы 11, 12, 16, 19, 26, 32, 40, 45, 46, 51, 56, 5764, 65, 66, 67. Проблема периодизации психического развития Цель: раскрыть основные показатели периодизации психического развития человека, освоить психологический тезаурус по данной теме. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Критерии периодизации психического развития ребенка. 2. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину. 3. Социально-психологические подходы к развитию личности (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). 1. Составьте схему, отражающую взаимодействие между основными понятиями (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования, кризисы развития), описывающими процесс психического развития ребенка: 2. Запишите критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перечислите возрастные кризисы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Заполните таблицу: |