МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Характеристика основных периодов онтогенеза





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова”

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ

“ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

Ф.И.О. студента _________________________

Факультет ______________________________

Курс ____________________________________

Группа __________________________________

Нальчик 2009

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Общие вопросы возрастной психологии

1.Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии.

Понимание возрастной психологии как отрасли пси­хологии, занимающейся изучением общих закономерно­стей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, установлением возрастных перио­дов и причин перехода от одного периода к другому.

Раз­делы возрастной психологии: детская психология, психо­логия младшего школьника, психология подростка, пси­хология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Связь возрастной психологии с общей, социальной и педагогической психологией, фи­зиологией, педагогикой, философией и другими науками. Теоре­тические и практические задачи возрастной психологии.

Краткий исторический экскурс становления возрастной психологии. Вклад К.Д. Ушинского в психологию ребен­ка. Проникновение экспериментальных методов в возра­стную психологию. Первые обобщения проблематики детской психологии. Возникновение педологии, ее кри­тика и значение для возрастной психологии. Биогенети­ческое и социогенетическое направление в развитии де­тской психологии. Современное состояние разработки проблем возрастной психологии.

2. Методы возрастной психологии.

Краткий исторический опыт разработки и применения различных методов возрастной психологии. Констатирующая и формирующая стратегия исследова­ния. Основные группы методов:

1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный);

2) эм­пирические (наблюдение и само­наблюдение; экспериментальные методы; психодиагности­ческие методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ продуктов деятель­ности; биографические методы);

3) методы обработки данных (количественный (статистический) и качественный (дифференциация мате­риалов по группам, вариантам, описание случаев, как на­иболее полно выражающих типы вариантов, так и являю­щихся исключением);

4) интерпрета­ционные методы (генетический и структурный).

Основные этапы психологического исследования: подготовительный, собственно исследова­ние, обработка данных, использование интерпретационных методов.

3. Движущие силы, источники и условия психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психо­аналитическая теория детского развития З. Фрейда. Эпигенетическая теория раз­вития личности Э. Эриксона. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуаль­ном развитии ребенка Ж. Пиаже.

4. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

Житейское и научное понимание возраста. Понимание психологического возраста. Социальная ситуация разви­тия. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Понятие сензитивного периода развития. Возрастные кризисы в психическом развитии челове­ка. Проблема задержки в психическом развитии. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн) как попытки пре­одоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательной сфер.



Характеристика основных периодов онтогенеза

1. Младенчество. Особенности развития психики младенца. Общая характеристика новорожденности. Комп­лекс оживления как основное новообразование перио­да раннего младенчества, его значение для психическо­го развития ребенка. Проблема психической депривации. Основ­ные закономерности развития сенсорных процессов в младенчестве. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития общения ребенка со взрослыми. Развитие хватания и манипулирования предметами. Непосредственное эмоциональное обще­ние в процессе предметной деятельности. Значение эмо­ционально-личностного общения со взрослыми для под­готовительного периода в развитии речи ребенка. Пассивная и активная речь (гуканье, гуление, лепет): осо­бенности развития и предпосылоки. Психологические осо­бенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года.

2. Раннее детство. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности. Характери­стика игровой деятельности в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы на­глядно-действенного мышления. Развитие памяти в ран­нем возрасте. Эволюция речи в раннем детстве. Стадии усвоения языка. Специфика отношений ребенка с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). Особенности развития эмоций и чувств. Кризис трех лет.

3. Дошкольный возраст. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития видов деятельности и форма общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина). Ролевая игра как ведущая дея­тельность в этом возрасте, ее психологическая сущность. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста. Игра и психическое развитие. Роль игры в фор­мировании мотивов произвольного поведения. Развитие символического мышления и преодоление эгоцентризма. Другие виды деятельности, продуктивные формы — изо­бразительная деятельность, конструирование, элемен­тарные формы трудовой и учебной деятельности, их роль в развитии личности ребенка—дошкольника.

Развитие психических процессов у дошкольника. Разви­тие сенсорных действий, значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психического развития ребенка. Развитие памяти: начальные формы произвольного запо­минания и припоминания. Развитие речи. Природа эгоцентрической речи (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Наглядно-дей­ственное и наглядно-образное мышление. Их взаимо­связь и развитие. Начальные формы логической мысли в дошкольном возрасте. Анализ концепций Ж. Пи­аже дооперационного характера мышления дошкольни­ка. Данные о возможностях формирования логических форм мышления и более высокого уровня развития отдельных психических процессов. Развитие воображения. Виды воображения и их роль в развитии дошкольника. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие личности дошкольника: условия, формирование сознания и самосознания, формирование нравственных качеств, возникновение эле­ментарных форм общественных мотивов, иерархизация мотивационной сферы. Значение влияния взрослых и семейной микросреды на развитие его личности. Развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности – основное новообразование дошкольного возраста.

Проблема кризиса шести-семи лет.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – мотивационная, интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая. Экспериментальные методы изучения школьной зрелости.

4. Младший школьный возраст. Поступление в школу как новый этап жизни. Позиция школьника как определяющая систему отношений и место ребенка в обществе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: ее струк­тура и возможности формирования. Проблема обучения и развития. Развитие мотивов учения. Динамика изменений отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.

Возрастные особенности усвоения знаний. Проблема формирования научного мышления в начальной школе (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Теория формирования действий, представлений и понятий (П.Я. Гальперин).

Особенности познавательной деятельности младшего школьника. Теоретические и экспериментальные данные о раз­витии ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Особенности речевой деятельности, речевого развития и общения младших школьников. Психологический анализ причин их невнимательности, способов ее предупреждения и преодоления.

Социальная ситуация развития младшего школьника как сложная иерархизированная система отношений с окружающими. Специфика взаимоотношений “учитель – ребенок”. Школьник в коллективе сверстников. Усвоение правил и норм общения.

Развитие личности в младшем школьном возрасте: особенности формирования самооценки, самосознания и нравственного развития.

Другие виды деятельности (игра, спорт, общественно-полезная дея­тельность, эстетическая, трудовая и т.п.) и их значение в разви­тии личности.

Психологические предпосылки перехода в подростковый возраст – развитие произвольности, внутреннего плана действий, рефлексии.

5. Подростковый возраст. Общая характеристика подросткового возраста и подходы к этой проблеме (С. Холл, Э. Шпрангер, К. Левин, Ш. Бюлер, В. Штерн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Взгляды психологов на причины «кризиса под­росткового возраста». Анатомо-физиологические и психологи­ческие предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.

Проблема ведущей деятельности подростка. Неоднозначность трактовок понятия ведущая деятельность в отечественной психологии применительно к подростковому возрасту.

«Чувство взрослости» как форма само­сознания и показатель основного новообразования младшего подросткового возраста. Формы проявления чувства взрослости. Условия кризисного характера переходного периода — система от­ношений взрослых к подросткам. Новый тип общения со сверстниками как особый вид деятельно­сти. Возникновение интимного круга общения. Поступок как единица поведения. Морально-этический кодекс под­ростков. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Поведение и усвоение морально-этических норм. Роль но­вого типа общения в формировании самосознания как ос­новного новообразования старшего подросткового возраста. Дружба подро­стков. Особенности ее развития. Общение и обособление. Подросток в неформальных мо­лодежных объединениях. Возрастно-психологические при­чины суицидальных попыток у подростков.

Учебная дея­тельность подростков. Особенности познавательной деятельности и развитие познавательных процессов в учебной деятельности. Тенденция к снижению интереса к учебе и развитие познавательных и общественных интересов в учебной и внеучебной деятельности. Значение общеинтеллектуального развития для формирования основного новообразования подросткового возраста. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Источники и объекты волевого подражания подростка. Проблема оценки и самооценки. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

6. Юношеский возраст. Юность как социально-психологическое явление. Специфика социальной ситуации: «порог взрослой жизни», выбор пути, определение своего места во взрослом мире. Проблема юношеского максимализма.

Формирование самоопределения и направленности личности. Факторы, определяющие индивидуальные вари­анты развития. Учебная дея­тельность старшего школьника как подготовка к будущей профессиональной деятельности. Трудности про­фессионального и личностного самоопре­деления. Ин­дивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития. Половозраст­ные особенности юношей и девушек. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте и его поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты. Механизм половой социализации. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте. Особенности отношения к нравственным категориям. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек. Становление социальных, политических, культурных и других позиций юношей. Плюрализм и противоречивость мнений. Особенности формирования мировоззрения. Соотношение между реальным и идеальным “Я” в юности.

Основные психологические новообразования периода юности и их значение для дальнейшей судьбы человека.

7. Молодостькак продолжение жизненного пути лич­ности. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого че­ловека. Взаи­мосвязи созревания человека как индивида, личности, субъекта познания и труда.

Психология молодости: авторство собственного образа жизни. Трудовая деятель­ность и профессиональная учеба как основные виды деятельности в молодом возрасте. Социально-психологическая характеристика личности и деятельности студента. Адапта­ция к особенностям обучения в вузе. Освоение норм отношений между людьми и про­фессионально-трудовых умений как ведущая сторона социализации в период молодости. Товарищество, дружба, любовь, брак, семья. Реализация возможностей саморазвития как цель молодости. Специфика нормативного сознания российской молодежи на современ­ном этапе развития общества. Кризис молодости и переход к стадии взрослости.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.