Характеристика основных периодов онтогенеза Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова” РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ “ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ” Ф.И.О. студента _________________________ Факультет ______________________________ Курс ____________________________________ Группа __________________________________ Нальчик 2009 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Общие вопросы возрастной психологии 1.Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии. Понимание возрастной психологии как отрасли психологии, занимающейся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Связь возрастной психологии с общей, социальной и педагогической психологией, физиологией, педагогикой, философией и другими науками. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Краткий исторический экскурс становления возрастной психологии. Вклад К.Д. Ушинского в психологию ребенка. Проникновение экспериментальных методов в возрастную психологию. Первые обобщения проблематики детской психологии. Возникновение педологии, ее критика и значение для возрастной психологии. Биогенетическое и социогенетическое направление в развитии детской психологии. Современное состояние разработки проблем возрастной психологии. 2. Методы возрастной психологии. Краткий исторический опыт разработки и применения различных методов возрастной психологии. Констатирующая и формирующая стратегия исследования. Основные группы методов: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы); 3) методы обработки данных (количественный (статистический) и качественный (дифференциация материалов по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы вариантов, так и являющихся исключением); 4) интерпретационные методы (генетический и структурный). Основные этапы психологического исследования: подготовительный, собственно исследование, обработка данных, использование интерпретационных методов. 3. Движущие силы, источники и условия психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка Ж. Пиаже. 4. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Житейское и научное понимание возраста. Понимание психологического возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Понятие сензитивного периода развития. Возрастные кризисы в психическом развитии человека. Проблема задержки в психическом развитии. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн) как попытки преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательной сфер. Характеристика основных периодов онтогенеза 1. Младенчество. Особенности развития психики младенца. Общая характеристика новорожденности. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка. Проблема психической депривации. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенчестве. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития общения ребенка со взрослыми. Развитие хватания и манипулирования предметами. Непосредственное эмоциональное общение в процессе предметной деятельности. Значение эмоционально-личностного общения со взрослыми для подготовительного периода в развитии речи ребенка. Пассивная и активная речь (гуканье, гуление, лепет): особенности развития и предпосылоки. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года. 2. Раннее детство. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Развитие памяти в раннем возрасте. Эволюция речи в раннем детстве. Стадии усвоения языка. Специфика отношений ребенка с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). Особенности развития эмоций и чувств. Кризис трех лет. 3. Дошкольный возраст. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития видов деятельности и форма общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина). Ролевая игра как ведущая деятельность в этом возрасте, ее психологическая сущность. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста. Игра и психическое развитие. Роль игры в формировании мотивов произвольного поведения. Развитие символического мышления и преодоление эгоцентризма. Другие виды деятельности, продуктивные формы — изобразительная деятельность, конструирование, элементарные формы трудовой и учебной деятельности, их роль в развитии личности ребенка—дошкольника. Развитие психических процессов у дошкольника. Развитие сенсорных действий, значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психического развития ребенка. Развитие памяти: начальные формы произвольного запоминания и припоминания. Развитие речи. Природа эгоцентрической речи (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Их взаимосвязь и развитие. Начальные формы логической мысли в дошкольном возрасте. Анализ концепций Ж. Пиаже дооперационного характера мышления дошкольника. Данные о возможностях формирования логических форм мышления и более высокого уровня развития отдельных психических процессов. Развитие воображения. Виды воображения и их роль в развитии дошкольника. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания. Развитие личности дошкольника: условия, формирование сознания и самосознания, формирование нравственных качеств, возникновение элементарных форм общественных мотивов, иерархизация мотивационной сферы. Значение влияния взрослых и семейной микросреды на развитие его личности. Развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности – основное новообразование дошкольного возраста. Проблема кризиса шести-семи лет. Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – мотивационная, интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая. Экспериментальные методы изучения школьной зрелости. 4. Младший школьный возраст. Поступление в школу как новый этап жизни. Позиция школьника как определяющая систему отношений и место ребенка в обществе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: ее структура и возможности формирования. Проблема обучения и развития. Развитие мотивов учения. Динамика изменений отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста. Возрастные особенности усвоения знаний. Проблема формирования научного мышления в начальной школе (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Теория формирования действий, представлений и понятий (П.Я. Гальперин). Особенности познавательной деятельности младшего школьника. Теоретические и экспериментальные данные о развитии ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Особенности речевой деятельности, речевого развития и общения младших школьников. Психологический анализ причин их невнимательности, способов ее предупреждения и преодоления. Социальная ситуация развития младшего школьника как сложная иерархизированная система отношений с окружающими. Специфика взаимоотношений “учитель – ребенок”. Школьник в коллективе сверстников. Усвоение правил и норм общения. Развитие личности в младшем школьном возрасте: особенности формирования самооценки, самосознания и нравственного развития. Другие виды деятельности (игра, спорт, общественно-полезная деятельность, эстетическая, трудовая и т.п.) и их значение в развитии личности. Психологические предпосылки перехода в подростковый возраст – развитие произвольности, внутреннего плана действий, рефлексии. 5. Подростковый возраст. Общая характеристика подросткового возраста и подходы к этой проблеме (С. Холл, Э. Шпрангер, К. Левин, Ш. Бюлер, В. Штерн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста». Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков. Проблема ведущей деятельности подростка. Неоднозначность трактовок понятия ведущая деятельность в отечественной психологии применительно к подростковому возрасту. «Чувство взрослости» как форма самосознания и показатель основного новообразования младшего подросткового возраста. Формы проявления чувства взрослости. Условия кризисного характера переходного периода — система отношений взрослых к подросткам. Новый тип общения со сверстниками как особый вид деятельности. Возникновение интимного круга общения. Поступок как единица поведения. Морально-этический кодекс подростков. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Поведение и усвоение морально-этических норм. Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования старшего подросткового возраста. Дружба подростков. Особенности ее развития. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях. Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков. Учебная деятельность подростков. Особенности познавательной деятельности и развитие познавательных процессов в учебной деятельности. Тенденция к снижению интереса к учебе и развитие познавательных и общественных интересов в учебной и внеучебной деятельности. Значение общеинтеллектуального развития для формирования основного новообразования подросткового возраста. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Источники и объекты волевого подражания подростка. Проблема оценки и самооценки. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту. 6. Юношеский возраст. Юность как социально-психологическое явление. Специфика социальной ситуации: «порог взрослой жизни», выбор пути, определение своего места во взрослом мире. Проблема юношеского максимализма. Формирование самоопределения и направленности личности. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития. Учебная деятельность старшего школьника как подготовка к будущей профессиональной деятельности. Трудности профессионального и личностного самоопределения. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития. Половозрастные особенности юношей и девушек. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте и его поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты. Механизм половой социализации. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте. Особенности отношения к нравственным категориям. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек. Становление социальных, политических, культурных и других позиций юношей. Плюрализм и противоречивость мнений. Особенности формирования мировоззрения. Соотношение между реальным и идеальным “Я” в юности. Основные психологические новообразования периода юности и их значение для дальнейшей судьбы человека. 7. Молодостькак продолжение жизненного пути личности. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека. Взаимосвязи созревания человека как индивида, личности, субъекта познания и труда. Психология молодости: авторство собственного образа жизни. Трудовая деятельность и профессиональная учеба как основные виды деятельности в молодом возрасте. Социально-психологическая характеристика личности и деятельности студента. Адаптация к особенностям обучения в вузе. Освоение норм отношений между людьми и профессионально-трудовых умений как ведущая сторона социализации в период молодости. Товарищество, дружба, любовь, брак, семья. Реализация возможностей саморазвития как цель молодости. Специфика нормативного сознания российской молодежи на современном этапе развития общества. Кризис молодости и переход к стадии взрослости. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ |