ПСИХОДИАГНОСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦЕЙ. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Методы изучения профессиональной сферы: тесты, интервью, анализ документов, наблюдение, экспертная оценка, центры оценки (assessment-center). Кадровые процессы в организации и планирование психодиагностики в зависимости от задачи: отбор, аттестация и оценка работы персонала, отбор в резерв, оценка адаптации сотрудников, формирование команд. Психодиагностические процедуры кадровой работы. Формирование группы резерва на руководящие должности. Диагностика социально-психологических факторов состояния организации. Диагностика мотивационной системы управления. Анализ управленческой ситуации. Ключевые понятия Кадровые процессы: отбор, аттестация и оценка работы персонала, отбор в резерв, оценка адаптации сотрудников, формирование резерва на руководящие должности, формирование команд; тесты, интервью, анализ документов, наблюдение, экспертная оценка, центры оценки (assessment-center). СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Евтихов, О. В. Психология управления [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / О. В. Евтихов. - Красноярск : Сиб. гос. аэрокосм. ун-т, 2011. - 156 с. 2. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала/Д. Купер, А. Робертсон.-СПб.: Питер, 2003. - 240 с. 3. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала/Д. Купер, А. Робертсон.-СПб.: Питер,2003.-240 с. 4. Островский Э. В. Психология управления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Э .В. Островский ; Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М. : Вуз. Учебник : ИНФРА-М, 2011. - 249 с 5. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - СПб.: "Речь", 2002. – 72 с. А. К. Маркова. Психология профессионализма. М. 1996. 6. Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: Тесты для отбора персонала. - Киев: "Ника - Центр", 2002. - 240с. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ 1. Проанализируйте психические процессы и их роль в жизнедеятельности человека. 2. Охарактеризуйте внимание как психологический феномен. Перечислите основные виды и свойства внимания. 3. Охарактеризуйте мышление как психологический феномен. Перечислите виды, формы мышления и операции мышления. 4. Выделите отличительные особенности языка и речи. Перечислите функции и виды речи, этапы развития речи. 5. Охарактеризуйте память как психологический феномен (виды, процессы подходы к развитию). 6. Дайте характеристику видов и функций эмоций, механизмов возникновения. 7. Раскройте сущность волевых процессов и их роль в жизнедеятельности человека. 8. Дайте общую характеристику методов психологического познания человека. Раскройте суть проблемы субъекта и объекта в психологическом познании. 9. Дайте аналитическую характеристику подходов к изучению психологических явлений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 10. Сравните подходы к изучению психологических явлений в психологических школах: бихевиоризм, гештальтпсихология. 11. Выделите отличительные особенности деятельностного подхода к изучению психологических явлений. 12. Раскройте механизмы развития личности. Перечислите и обоснуйте критерии развитой личности. 13. Дайте сравнительную характеристику психоаналитических теорий личности (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни и др.). 14. Выделите отличительные особенности представлений о личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). 15. Выделите отличительные особенности представлений о личности в отечественной психологии. 16. Охарактеризуйте экспрессивно-инструментальный уровень анализа личности. 17. Охарактеризуйте содержательно-смысловой уровень анализа личности. 18. Охарактеризуйте экзистенциальный уровень анализа личности. 19. Выделите отличительные особенности кризисов психического развития и обоснуйте необходимость их учета в работе психолога. 20. Дайте психологическую характеристику периода младенчества. Выделите основные психологические новообразования этого возраста. 21. Дайте психологическую характеристику периода раннего детства. Выделите основные психологические новообразования этого периода. 22. Дайте психологическую характеристику периода дошкольного возраста. Выделите основные психологические новообразования этого периода. 23. Дайте психологическую характеристику младшего школьного возраста. Выделите основные психологические новообразования этого периода. 24. Дайте психологическую характеристику подросткового возраста. Выделите основные психологические новообразования этого возраста. 25. Дайте психологическую характеристику юношеского возраста. Выделите основные психологические новообразования этого возраста. 26. Раскройте этические принципы консультирования и обоснуйте необходимость их учета в работе с клиентом. 27. Раскройте структуру процесса консультирования и обоснуйте необходимость ее учета в работе с клиентом 28. Раскройте и обоснуйте необходимость учета личностных особенностей консультанта в процессе консультирования. 29. Дайте сравнительную характеристику методов психологической диагностики. 30. Сравните разные виды валидности психодиагностических методик. Охарактеризуйте принципы оценки надежности тестов. 31. Охарактеризуйте стандартизированные методы психологической диагностики. Раскройте суть стандартизации тестов. 32. Выделите особенности проективных методик и оцените их возможности в психологической диагностике. 33. Сравните патопсихологию и психопатологию. Охарактеризуйте предмет, задачи, методы патопсихологического исследования. 34. Выделите отличительные особенности психосоматических расстройств. 35. Раскройте сущность труда как психологического феномена. Обоснуйте, какие общепсихологические явления определяют индивидуальные различия в труде. 36. Сравните подходы к периодизации профессионального развития человека. 37. Раскройте суть профессионального самоопределения как социально-психологического явления и оцените, какое влияние на него оказывают современные условия жизнедеятельности личности. 38. Раскройте психологическое понимание труда и профессии. 39. Перечислите психологические условия возникновения стрессов в профессиональной деятельности, охарактеризуйте суть психологической работы в этой ситуации 40. Раскройте суть проблемы межгрупповых отношений в социальной психологии. 41. Раскройте теоретические и прикладные аспекты изучения массовых явлений. 42. Перечислите структурные характеристики малой группы и обоснуйте необходимость их учета в работе с коллективом. 43. Раскройте суть динамических процессов в малой группе и обоснуйте необходимость их учета в работе с группой. 44. Раскройте суть феномена общения, сравните его виды, уровни, типы. 45. Раскройте содержание интерактивной стороны общения и оцените ее роль в обеспечении эффективной деятельности. 46. Раскройте содержание перцептивной стороны общения и обоснуйте ее роль в ходе диагностики и консультирования. 47. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения и оцените ее роль в обеспечении взаимодействия психолога и клиента. 48. Сравните психологические способы воздействия в процессе общения и оцените их эффективность в ситуациях профессиональной деятельности психолога. 49. Выделите отличительные особенности социализации личности: понятие, институты, этапы, механизмы 50. Выделите отличительные особенности конфликта как социально-психологического явления. Оцените его роль в развитии группы. 51. Сравните стратегии разрешения конфликтной ситуации: переговоры, посредничество. 52. Оцените возможности дискуссии при преподавании психологии. Раскройте суть подготовки и проведения дискуссии. 53. Раскройте суть игры как средства преподавания психологии. Охарактеризуйте деятельность педагога при проведении игры. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ |