ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ Формы проявления развития. Принципы развития. Основные закономерности психического развития. Факторы психического развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка. Противоречие, гармония и конфликт как формы проявления противоположных начал в процессе психического развития. Проблема возраста в психологии. Понимание психологического возраста как объективной категории. Стадиальность процесса развития. Периодизация возрастного развития. Критерии периодизации. Проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л.С.Выготского. Концепция Д.Б. Эльконина. Учение о ведущем виде деятельности. Проблема периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. Периодизация З.Фрейда: стадии психосексуального развития. Основные понятия психосоциального развития по Э. Эриксону: жизненные кризисы личности и периоды личностного развития. Ж.Пиаже: стадии развития интеллекта. Современный этап в развитии возрастной психологии. Современные исследования в области возрастной психологии. РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ Специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Ведущая деятельность в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста. Кризис 3-х лет: симптомы. Специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте. Игровая деятельность как ведущая деятельность в дошкольном возрастe. Новообразования возраста. Развитие личности дошкольника. Кризис 7-лет. Проблема готовности к школьному обучению. Специфика социальной ситуации развития младшего школьника. Ведущий тип деятельности. Основные новообразования младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное психологическое новообразование. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Развитие самосознания. Особенности социальной активности в период зрелости. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема. Понятие психической депривации. Виды и формы депривации. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации. Ключевые понятия Акме. Акмеология. Биологический возраст. Близнецовый метод. Близость. Ведущая деятельность. Взрослость. Возраст. Возрастная психология. Возрастная периодизация. Время реакции. Тендерные роли. Генетическая психология. Геронто-психология. Гетерохронность. Госпитализм. Движущие силы психического развития. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Деменция. Депривация. Детство. Жизненный путь. Зона актуального развития. Зона ближайшего развития. Зрелость. Идентичность. Идентификация. Игра. Изоляция. Инволюция личности. Интеграция. Интимно-личностное общение со сверстниками. Интериоризация. Интимность. Комплекс оживления. Кризис. Кризис новорожденности. Кризис одного года. Кризис 3 лет. Кризис 7 лет. Кризис подросткового возраста. Кризис юности. Кризис середины жизни. Кризис старости. Лонгитюдный метод. Метод поперечных срезов. Метод продольных срезов. Мировоззрение. Мудрость. Наследственность. Научение. Негативизм. Непосредственно-эмоциональное общение. Новообразование. Нормативные события. Одиночество. Онтогенез. Орудийные действия. Предметно-манипулятивная деятельность. Подражание. Показатели психического развития. Продуктивность. Психологический возраст. Психическое развитие. Психологическая готовность ребенка к школе. Пубертат. Развитие. Рост. Самоактуализация. Самоопределение. Сензитивный период развития. Синкретизм. Созревание. Социальная ситуация развития. Социализация. Среда. Сюжетно-ролевая игра. Учебная деятельность. Учебно-профессиональная деятельность. Филогенез. Факторы психического развития. «Чувство взрослости». Эвтаназия. Эмансипация. Я-концепция. Я-образ. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Краснова, О. В. Социальная психология старения [Текст] : Учеб. пособие для студ.учеб. заведений / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. - М. : Академия, 2002. - 288 с. 2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 464 с. 3. Мандель Б. Р. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М .: Вузовский учебник : НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с. 4. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник / В. С. Мухина. - 7-е изд. - М. : ИЦ "Академия", 2002. - 456 с. 5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. - М: Высшее образование: МГППУ, 2010.- 460 с. 6. Психология старости [Текст] / ред., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2004. - 736 с. 7. Психология человека от рождения до смерти [Текст] : Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость / ред. А. А. Реан. - 2-е изд. - СПб. : "прайм- ЕВРОЗНАК", 2003. - 416 с. - (Психологическая энциклопедия 8. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : Учебник / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 368 с. 9. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : учебник для вуза ; рекомендовано методсоветом по направлению / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2010. - 349 с. 10. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров ; рекомендовано методсоветом по направлению / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 567 с. 11. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано методсоветом по направлению / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 567 с. |