Порядок проведения государственного экзамена ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА по направлению 37.03.01 «Психология»  Красноярск, 2015 Издаётся по решению научно-методического совета факультета психологии НОУ ВПО СИБУП Титова О.И., Нургалеев В.С., Лукьянов О.В., Арышева А.П., Наконечная Е.В., Суворова Н.В. Программа государственного экзамена: по направлению 37.03.01 «Психология» / Коллектив авторов. Под общей редакцией О.И.Титовой. – Красноярск: СИБУП, 2015. – 46 с. Методические указания содержат программу государственного экзамена для студентов очной и заочной формы обучения. В представленной программе экзамена содержатся материалы дисциплин, примерные теоретические вопросы и практические задания к государственному экзамену. Также программа включает в себя основную литературу, рекомендуемую для подготовки к сдаче квалификационного экзамена. ã НОУ ВПО СИБУП, 2015 ã Титова О.И., 2015 ã Нургалеев В.С., 2015 ã Лукьянов О.В., 2015 ã Арышева А.П., 2015 ã Наконечная Е.В., 2015 ã Суворова Н.В., 2015 Содержание Введение …………………………………………………………. 4 Содержание программы государственного экзамена ………… 9 Теоретические вопросы для подготовки к государственному экзамену …………………………………………………………. 27 Практические задания к государственному экзамену ……….. 30 Критерии оценки ответов на государственном экзамене …… 45 ВВЕДЕНИЕ Итоговая аттестация завершает освоение основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 37.03.01 Психология. Проведение ее призвано оценить соответствие результатов освоения образовательной программы требованиям образовательного стандарта, степень готовности выпускника бакалавриата к самостоятельной профессиональной деятельности в области психологии в соответствии с полученным профилем подготовки. Согласно требованиям образовательного стандарта выпускник бакалавриата по направлению 37.03.01 Психология должен быть готов решению профессиональных задач в рамках следующих видов деятельности: Практическая деятельность: 1. Анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. 2. Предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями здоровья, а так же профессиональных рисков в различных видах деятельности. 3. Выявление трудностей в обучении, нарушении и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностики психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности. 4. Распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации. 5. Формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром. Научно-исследовательская деятельность: 1. Участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии. 2. Изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования. Педагогическая деятельность: 1. Преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины. 2. Участие в проведении тестирования по итогам обучения. 3. Участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях. 4. Пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества. Организационно-управленческая деятельность: 1. Анализ форм организации взаимодействий с персоналом в трудовых коллективах. 2. Выявление проблем, затрудняющих функционирование организации. 3. Использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности. Итоговая государственная аттестация выпускников по направлению 37.03.01 Психология всех форм обучения включает в себя два вида аттестационных испытаний: государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. К государственному экзамену и защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной образовательной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания (экзамены и зачеты), предусмотренные учебным планом. В соответствии с основной образовательной программой в процессе подготовки к итоговой аттестации происходит проработка и оценка сформированности следующих профессиональных компетенций бакалавра-психолога: ПК-2 - способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; ПК-4 - способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ПК-5 - способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; ПК-6 - способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; ПК-7 - способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; ПК-8 - способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; ПК-14 - способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностных рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп. Государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности и включает проверку знаний и умений в соответствии: - с содержанием общепрофессиональных и специальных дисциплин - с общими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 37.03.01 Психология. Цельгосударственного экзамена– оценить степень готовности выпускника бакалавриата к самостоятельной профессиональной деятельности в области психологии (практическая; научно-исследовательская; педагогическая; организационно управленческая). Задачи государственного экзамена: · Оценить владение выпускника основными психологическими терминами, понятиями, правилами и принципами по рассматриваемому вопросу; · Оценить понимание актуальности и значения вопроса в современной социально- экономической обстановке; · Оценить знание методов исследования анализируемой проблемы и процедур их проведения; · Оценить умение применять закономерности, правила, принципы в практической деятельности психолога. Общее количество дисциплин, входящих в программу государственного экзамена по направлению подготовки бакалавров 37.03.01 Психология, определяется решением Совета факультета психологии. К государственному экзамену по направлению и защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию, предусмотренную учебным планом. Порядок проведения государственного экзамена Сдача государственного экзамена и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях экзаменационных комиссий с участием не менее двух третей ее состава. Государственный экзамен проводится по билетам, утвержденным деканом факультета психологии. Каждый билет содержит три задания: два вопроса из теоретического блока и один вопрос из блока практических заданий. Продолжительность устного ответа студента на государственном экзамене, как правило, не должна превышать 30 минут. При подготовке к устному экзамену студент ведет записи в листе устного ответа. По окончании ответа лист устного ответа, подписанный студентом, сдается председателю государственной экзаменационной комиссии. Во время государственного экзамена секретарем ГЭК ведется протокол на каждого выпускника, в котором отражаются вопросы билета, дополнительные вопросы, оценка продемонстрированных выпускником знаний. |