МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Россия в 1907-1917 гг. в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса





11. 1 Россия в Первой мировой войне.

Приступая к рассмотрению данной проблемы, необходимо, прежде всего, выявить причины, приведшие к возникновению противоречий между блоками крупнейших держав в начале XX в., которые затем переросли в глобальный вооруженный конфликт - Первую мировую войну.

Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Внешняя политика России накануне войны. Роль России на разных этапах войны. Отношение классов и партий России к войне. Обстановка в России накануне Февральской революции: время и причины наступления политического кризиса. Свержение самодержавия. Итоги первой мировой войны.

11.2 Временное правительство и Советы.

1917 г. – смена политических режимов в России. Причины кризиса самодержавия в России. Противостояние власти и общества. Правительственный лагерь. Либерально-оппозиционный лагерь. Революционно-демократический лагерь. Падение самодержавия. Двоевластие: причины возникновения, итоги. Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский. Российские политические кризисы 1917 г. Проблемы исторического выбора после падения самодержавия.

Основные события

Первая мировая война (1914-1918). Битва на Марне (5-13 сентября 1914), Галицкая битва (5 августа – 13 сентября 1914). Бруссиловский прорыв 22 мая-31 июля 1916 г. Верденское сражение (21 февраля-18 декабря 1916) Брестский мир (3 марта 1918).

Путиловская стачка (январь-февраль 1917), Хлебный бунт (21 февраля 1917), Манифест об отречении Николая II от престола, Февральская революция 1917 г., Корниловский мятеж (август 1917), Россия провозглашена Республикой (1 сентября 1917).

Терминологический аппарат

Антанта, Тройственное согласие, Тройственный союз, Четверной союз, блок Центральных держав, мобилизация, план Шлиффена, Бруссиловский прорыв, Верденская мясорубка. Двоевластие, Временный комитет государственной думы, Временное правительство, Петросовет, теория социалистической революции, диктатура пролетариата, «Апрельские тезисы», Военно-революционный комитет, Учредительное собрание, фабрично-заводские комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, левые эсеры, анархисты, «Декрет о мире», «Декрет о земле».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины падения монархии в России?

2. Расскажите об основных событиях и итогах Февральской революции.

3. Что такое двоевластие, каковы его хронологические рамки и основные события?

4. Что вам известно о корниловском мятеже и его итогах?

5. Каковы причины и основные события Октябрьской революции?

6. Расскажите о роли II Всероссийского съезда Советов в событиях Октябрьской революции.

7. Какова роль В.И. Ленина в событиях Октябрьской революции?

8. Что такое Учредительное собрание и какова его историческая роль?

9. Что вам известно о формировании первого советского правительства?

Раздел VI

Россия в 1917-1922 гг.

 

Семинар 12

Советское общество в 1917-1945 гг.

12.1 Советское общество в 1917-1922 гг.

Октябрьская революция: закономерность или случайность? Образование Республики Советов. Создание советского правительства – Совета народных комиссаров. Первые мероприятия Советской власти. Созыв и разгон Учредительного собрания. Установление Советской власти как пролог гражданской войны.

Возникновение и укрепление Советского государства. Создание механизма государственного управления. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.



12.2 Гражданская война и иностранная интервенция: причины, особенности, основные этапы. Особенности формирования Красной армии. Формирование и деятельность белого движения. Гражданская война на Дону. Роль казачества. Последствия и уроки гражданской войны. Причины победы Красной армии и Советской власти. Причины поражения белого движения.

12.3 Политика «военного коммунизма»: причины возникновения, основные проявления, результативность, обстоятельства свертывания.

Основные события

Октябрьская революция (25-26 октября 1917 г.), II Всероссийский съезд Советов. Брестский мирный договор (3 марта 1917 г.). Гражданская война (1917-1922/1923), расстрел царской семьи (16-17 июля 1918), Кронштадский мятеж (1-18 марта 1921), политика военного коммунизма (1918-1921).

Терминологический аппарат

Чехословацкий мятеж, «Белый террор», «Красный террор», мировая революция, иностранная интервенция, «Директория», «КОМУЧ» (Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания), Учредительное собрание, Сибирское правительство, Омское правительство, Верховный правитель Сибири, Ледяной поход, Вооруженные силы Юга России (ВСЮР). Дальневосточная республика.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные мероприятия, сопутствовавшие установлению Советской власти в России.

2. Роль Совета народных комиссаров в укреплении Советской власти?

3. Какие первые законодательные акты Советской власти вам известны и в чем их смысл?

4. Что такое Учредительное собрание? Каково его значение в отечественной истории?

5. Объясните хронологические рамки гражданской войны, ее причины, основные этапы и последствия.

6. Что вам известно о политике «военного коммунизма» и ее основных проявлениях?

7. Когда, кем и на каких условиях был заключен Брестский мирный договор? Назовите его условия и последствия для России.

8. Назовите основных лидеров белого движения и охарактеризуйте их роль в гражданской войне в России.

9. Объясните причины победы большевиков в гражданской войне.

 

 

Семинар 13

СССР в 1920-1930-е гг.

13.1 Образование СССР: причины и принципы создания союзного государства. Первые государства, вошедшие в Союз: РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация (Армения, Азербайджан, Грузия).

Новая экономическая политика, ее сущность и содержание. Причины свертывания нэпа.

13.2 Формирование тоталитарной системы: однопартийный режим, подавление оппозиций, репрессии, огосударствление экономики. Предпосылки возникновения, сущность, основные черты. Борьба с оппозицией и инакомыслием внутри партии. Усиление режима личной власти И.В. Сталина. Репрессии и политические процессы: причины и последствия. Последствия функционирования административно-командной системы для советского общества.

13.3 Форсирование темпов развития страны. Сталинский скачек. Переход к новым методам построения социализма. XVI съезд ВКП(б) – «съезд индустриализации». Первый пятилетний план: строительство новых заводов и фабрик, расширение энергетической базы страны, увеличение добычи полезных ископаемых. Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский тракторный завод, Сельмаш (Ростов-на-Дону) и др.

Коллективизация сельского хозяйства. Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг. Налоговая и финансовая политика в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Коллективизация в главных зерновых районах страны (1928-1931). Создание централизованной структуры управления сельским хозяйством.

13.4 Утверждение «социалистической культуры». Культурная революция: ликвидация неграмотности, создание советской школы, подготовка отечественных специалистов, развитие науки, развитие литературы и искусств.

13.5 Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. СССР в системе международных отношений накануне второй мировой войны. Советско-германский договор и его политическая оценка. Преодоление политической изоляции Советского государства.

 

Основные события

Генуэзская конференция (1922). Заключение Рапалльского договора между РСФСР и Германией (16 апреля 1922). Образование СССР (30 декабря 1922), полоса дипломатического признания СССР (1924).

Приход к власти национал-социалистической партии в Германии во главе с А. Гитлером (1933), Договор о ненападении Молотова-Риббентропа (23 августа 1939). Халхин-гол (1939), Советско-финская война (1939-1940). Вхождение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии (1940).

Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг., Культурная революция.

 

Терминологический аппарат

«Военный коммунизм», продразверстка, продналог, продотряды, комбеды. «Диктатура промышленности», «ножницы цен», «шахтинское дело», «дело Промпартии», «правый уклон», стахановское движение, МТС, обобществление, культурная революция, ликвидация неграмотности, рабфаки, политпросвещение, марксистско-ленинская идеология, ГПУ, «враги народа», «лишенцы», номенклатура, административно-командная система, коллективизация, индустриализация.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы хронологические рамки и основные черты новой экономической политики?

2. Каковы основные причины и ход индустриализации в СССР?

3. Охарактеризуйте причины и ход и значение коллективизации в СССР.

4. Что такое «Культурная революция», каковы ее основные задачи и события?

5. Каковы основные направления внутренней политики советского правительства в 1920-1930-е гг.?

6. Что такое тоталитарная система? Каковы этапы ее формирования и историческое значение для нашего государства?

7. Охарактеризуйте основные черты и принципы формирования СССР. Объясните исторического значение этого события.

8. Каковы основные направления внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.? Кто стал первым министром иностранных дел, сыгравшим большую роль в этих событиях?

 

 

Семинар 13





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.