Требования к освоению содержания дисциплины РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС) Л.Н. Харченко ИСТОРИЯ Учебно-методическое пособие РОСТОВ-НА-ДОНУ 2015 УДК ББК Рецензент – доктор философских наук, профессор В.Г. Тахтамышев Харченко Л.Н История: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д: РГУПС, 2015. – 44 с. Учебное пособие содержит круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «История» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта третьего поколения. Даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса. Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям студентами1-го курса всех специальностей всех факультетов по дисциплине «История». Одобрено к изданию кафедрой «Философия и история Отечества». © Харченко Л.Н., 2015 © ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015 Оглавление Введение……………………………………………………………… 4 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………… 6 Темы семинарских занятий ………………………………………… 6 Примерная тематика рефератов …………………………………... 35 Вопросы для оценки результата освоения ………………………. 38 Основная литература ………………………………………………. 41 Дополнительная литература ……………………………………… 41 Электронный ресурс ……….………………………………………. 42 Введение Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла – важная составляющая современного высшего образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание основано на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, с 1 сентября 2011 г. внедренных в вузах на всей территории РФ. Учебная дисциплина «История» логически вытекает из преподававшейся ранее (1991-2011) «Отечественной истории», являвшейся базовой и обязательной в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление обусловили изменениями, происшедшие в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), которые способствовали формированию иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Кардинальные изменения в экономике и политике обусловили возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделали необходимым критическое осмысление методологических основ истории России в соответствии с новыми подходами. Преподавание в РГУПС дисциплины «История» осуществляется в соответствии с ФГОС и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Цельдисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте вмировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированныезнания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести вкруг исторических проблем, связанных с областью будущейпрофессиональной деятельности, выработать навыков получения, анализа иобобщения исторической информации. Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний,умений и навыков личности: -понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России; - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; - воспитание нравственности, морали, толерантности; - понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; -понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; - способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; - навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - умение логически мыслить, вести научные дискуссии; - творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению. Требования к освоению содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные направления, проблемы, теории и методы истории; - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; - различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; - основные этапы и ключевые события истории России и мира от древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; Уметь: - логически мыслить, вести научные дискуссии; - работать с разноплановыми источниками; - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; - получать, обрабатывать и сохранять источники информации; - преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; - извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. Владеть: - представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; - навыками анализа исторических источников; - приемами ведения дискуссии и полемики. Темы семинарских занятий Раздел | Тема практического (семинарского занятия) | Часы | Раздел I Теория и методология исторической науки | 1.Сущность, формы и функции исторического знания. 1) Понятие истории, принципы и методы изучения истории России. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Научные категории истории. 4) Проблемы отечественной историографии. | | Раздел II Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в IX-XIV вв. | 2. Древнерусское государство Киевская Русь в системе Древнего мира IX-XI вв. | | 3. Княжеская раздробленность русских земель в XII-XIV вв. Эволюция древнерусской государственности. Русь, Орда и Литва | | Раздел III Образование и развитие Московского (Российского государства ) государства XIII-XV вв. | 4. Образование и становление Московского государства (XIV-XVI вв.). Эпоха Ивана Грозного | | 5. Россия в начале Нового времени. XVII в. Россия и первые Романовы | | Раздел IV Российская империя в XVIII- первой пол. XIX вв. | 6. Эпоха Петра I и ее место в истории России | | 7. Становление и укрепление дворянской империи в XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. | | 8. Политическое и социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | | Раздел V Россия империя во второй пол. XIX - нач. XX вв. | 9. Россия во второй половине XIX в.: реформы и контрреформы | | 10. Россия в конце XIX - начале XX в.: правительственные попытки модернизации | | 11. Россия в 1907-1914 гг. в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса | | Раздел VI Россия и СССР в 1917-1953 гг. | 12. Советское общество в 1917-1922 гг. Возникновение и укрепление Советского государства | | 13. СССР в 1920-е – 30-е гг. | | 14. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне | | 15. СССР в 1946-1953 гг. | | Раздел VII СССР в 1953-1991 гг. | 16. СССР в условиях нарастания системного кризиса: Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева (1950-60-е гг.): особенности и основные черты. СССР в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.). | | 17. Причины, основные этапы и последствия перестройки. | | Раздел VIII Становление новой российской государственности | 18. Распад СССР: причины и последствия. | | 19. Российская Федерация и современный мир: основные направления внутренней и внешней политики | | Раздел I |