МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Требования к освоению содержания дисциплины





РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

 

Л.Н. Харченко

 

ИСТОРИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ 2015

 

 

УДК

ББК

 

Рецензент – доктор философских наук, профессор В.Г. Тахтамышев

 

Харченко Л.Н

История: учебно-методическое пособие / Л.Н. Харченко; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д: РГУПС, 2015. – 44 с.

 

 

Учебное пособие содержит круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «История» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта третьего поколения. Даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса.

Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям студентами1-го курса всех специальностей всех факультетов по дисциплине «История».

Одобрено к изданию кафедрой «Философия и история Отечества».

 

 

© Харченко Л.Н., 2015

© ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015


Оглавление

 

Введение……………………………………………………………… 4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………… 6

Темы семинарских занятий ………………………………………… 6

Примерная тематика рефератов …………………………………... 35

Вопросы для оценки результата освоения ………………………. 38

Основная литература ………………………………………………. 41

Дополнительная литература ……………………………………… 41

Электронный ресурс ……….………………………………………. 42

Введение

 

Преподавание истории и других дисциплин гуманитарного цикла – важная составляющая современного высшего образования независимо от направления подготовки. Ее преподавание основано на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, с 1 сентября 2011 г. внедренных в вузах на всей территории РФ.

Учебная дисциплина «История» логически вытекает из преподававшейся ранее (1991-2011) «Отечественной истории», являвшейся базовой и обязательной в отечественном высшем образовании на протяжении длительного времени. Ее появление обусловили изменениями, происшедшие в общественно-политическом и экономическом развитии России в 1990-е гг. (распад ССР, формирование рыночных отношений, складывание многопартийной системы, идеологический плюрализм), которые способствовали формированию иной, в корне отличной от советской, исторической реальности. Кардинальные изменения в экономике и политике обусловили возникновение новой ситуации в исторической науке и образовании, сделали необходимым критическое осмысление методологических основ истории России в соответствии с новыми подходами.

Преподавание в РГУПС дисциплины «История» осуществляется в соответствии с ФГОС и направленно на формирование у студентов элементов исторического сознания, складывание определенного мировоззрения, основанного на понимании себя как составной части исторического процесса.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Цельдисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте вмировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированныезнания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести вкруг исторических проблем, связанных с областью будущейпрофессиональной деятельности, выработать навыков получения, анализа иобобщения исторической информации.



Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний,умений и навыков личности:

-понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

-понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира от древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь:

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

Темы семинарских занятий

 

Раздел Тема практического (семинарского занятия) Часы
Раздел I Теория и методология исторической науки 1.Сущность, формы и функции исторического знания. 1) Понятие истории, принципы и методы изучения истории России. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Научные категории истории. 4) Проблемы отечественной историографии.  
Раздел II Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в IX-XIV вв. 2. Древнерусское государство Киевская Русь в системе Древнего мира IX-XI вв.
3. Княжеская раздробленность русских земель в XII-XIV вв. Эволюция древнерусской государственности. Русь, Орда и Литва
Раздел III Образование и развитие Московского (Российского государства ) государства XIII-XV вв.   4. Образование и становление Московского государства (XIV-XVI вв.). Эпоха Ивана Грозного  
5. Россия в начале Нового времени. XVII в. Россия и первые Романовы
Раздел IV Российская империя в XVIII- первой пол. XIX вв. 6. Эпоха Петра I и ее место в истории России
7. Становление и укрепление дворянской империи в XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
8. Политическое и социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.  
Раздел V Россия империя во второй пол. XIX - нач. XX вв. 9. Россия во второй половине XIX в.: реформы и контрреформы
10. Россия в конце XIX - начале XX в.: правительственные попытки модернизации
11. Россия в 1907-1914 гг. в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса
Раздел VI Россия и СССР в 1917-1953 гг. 12. Советское общество в 1917-1922 гг. Возникновение и укрепление Советского государства
13. СССР в 1920-е – 30-е гг.
14. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне
15. СССР в 1946-1953 гг.
Раздел VII СССР в 1953-1991 гг. 16. СССР в условиях нарастания системного кризиса: Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева (1950-60-е гг.): особенности и основные черты. СССР в эпоху «застоя» (1964-1982 гг.).
17. Причины, основные этапы и последствия перестройки.
Раздел VIII Становление новой российской государственности 18. Распад СССР: причины и последствия.
19. Российская Федерация и современный мир: основные направления внутренней и внешней политики

Раздел I





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.