МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Человек в различных аспектах изучения в психологии





Факультет психологии и довузовской подготовки в рамках ВУЗовских подразделений

2 Содержание учебного плана специальности “Психология”

Воспитательная работа на факулете психологии и ДП

 

Факультет психологии и довузовской подготовки в рамках ВУЗовских подразделений. История создания факультета психологии и ДП. Кафедры факультета психологии и ДП. Специализации: спортивная психология, социальная психология, педагогическая психология. Содержание учебного плана специальности “Психология”. Дисциплины обязательного компонента специальности. Дисциплины специализации “спортивная психология”. Дисциплины специализации “социальная психология”. Дисциплины специализации “педагогическая психология”. Курсовое проектирование. Дипломная работа. Учебные и педагогические практики на факультете психологии и ДП. Санитарные нормы обучения в ВУЗе. Материальная база факультета психологии и ДП.

Воспитательная работа на факулете психологии и ДП. Волонтёрские проекты. Университетская студенческая газета. Взаимодействие с профкомом студентов.

 

Учебный план специальности психология (Прим. «*» обозначены предметы, которые могут заменяться в зависимости от специализации):

  Наименование дисциплин Всего часов Аудиторные занятия Самостоятель-ная работа Зачетные единицы
1. Цикл социально-гуманитарных дисциплин
1.1 История Беларуси
1.2. Основы идеологии белорусского государства
1.3 Философия
1.4 Экономическая теория
1.5 Социология
1.6 Политология
1.7 Основы педагогики
1.8 Иностранный язык
1.9 Физическая культура
1.10 Курсы по выбору студентов (этика, эстетика, религиоведение, логика, основы права, латинский язык)
2. Цикл естественнонаучных дисциплин
2.1 Основы современного естествознания
2.2 Основы экологии и энергосбережение
2.3 Основы высшей математики
2.4. Основы медицинских знаний
2.5 Основы информационных технологий
2.6. Техника безопасности и охрана труда
2.7 Вузовский компонент
2.8 Курсы по выбору студентов
Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин
3.1 Математические методы в психологии
3.2 Психофизиология
3.3 Психология активности и поведения  
3.4 Общая психология
3.5 Основы психологической помощи  
3.6 Психология развития
3.7 Психология личности
3.8 История психологии
3.9 Социальная психология
3.10 Медицинская психология
3.11 Методология, теория и методы психологических исследований  
3.12 Экспериментальная психология
3.13 Психология труда и эргономика
3.14 Дифференциальная психология
3.15 Педагогическая психология*
3.16 Специальная психология*
3.17 Психология семьи*
3.18 Основы психодиагностики
3.19 Основы психологического консультирования  
3.20 Методика преподавания психологии
3.21 Основы управления интеллектуальной собственностью
3.22 Курсы по выбору, установленные Советом вуза  
3.23 Дисциплины и курсы по выбору студентов
  Дисциплины специализации
  Всего
  Практики    
  Дипломная работа    
  Государственный экзамен    

Тема 2 Психологическая наука и практическая психология



Житейское и научное психологическое знание

Особенности работы психолога с клиентом

Человек в различных аспектах изучения в психологии

 

Психологические знания можно структурировать с известной долей условности в трех основных направлениях.

Первое - житейская психология. Она представляет собой конкретные знания о людях, о себе, которые человек получил в процессе взаимодействия и общения с ними. Эти знания проверены на истинность и достоверность в собственном жизненном опыте. Они могут быть довольно обширными, помогать правильно ориентироваться в окружающей среде и даже эффективно влиять на поведение и психику людей.

Правда, не надо забывать, что "опыт - сын ошибок трудных", и процесс формирования и совершенствования житейских знаний носит стихийный характер. Например, учительница русского языка на одном из педсоветов в школе уверяла своих коллег в том, что она открыла интересную закономерность. Оказывается, дисциплина на уроке лучше и, естественно, лучше качество обучения, если класс, где большинство составляют мальчики, вовлекать в практическую деятельность: т.е. давать письменные работы, заставлять читать и вообще нагружать их визуальной информацией. И наоборот, если в классе большинство девочек, больше эффекта от занятий, когда преобладают устные, аудиальные формы работы. Пришлось психологу выступить и напомнить присутствующим хрестоматийные положения о преимуществе зрительного восприятия перед слуховым. Даже в житейской психологии это выражено в известной пословице: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". А что касается полоролевых различий в процессах восприятия, то и это обстоятельство тонко подмечено в житейской психологии: "Женщина любит ушами, а мужчина - глазами".

Кстати, таких психологических советов содержится великое множество не только в пословицах и поговорках, но и, к примеру в искусстве, художественной литературе (ведь каждый писатель – хоть и стихийный, но тонкий психолог), сказках, мифах, притчах и пр.

Очевидно, что из-за стихийного характера формирования житейского психологического сознания, будучи лишенными доказательности и систематичности, такие знания не могут стать прочной основой для серьезной психологической работы.

Очень важно также отличие языка, которым оперирует бытовой психолог (так условно можно называть любого человека, который может достаточно уверенно пользоваться своим житейским психологическим опытом). Он использует в своей речи житейские понятия, образующиеся вне специального обучения. Содержание житейского понятия ограничено обобщением узкого круга психологических явлений. Существенное для явлений, которые охватываются этими понятиями, не отграничено от несущественного для них. Вот почему, когда они используются для диагностики того или иного психологического феномена, в оценку может быть привнесена ошибка.

Но, тем не менее, практическому психологу необходимо уметь пользоваться бытовым психологическим языком, так как во многих случаях добытую информацию о человеке (а она, как правило, выражена научным языком) нужно сообщить на доступном уровне, т.е. на языке житейской психологии.

Второе направление, вокруг которого структурируются психологические знания, - научнаякадемическая)психология. Она объединяет в себе закономерное знание о психике человека и его личности. Оно получено отдельными учеными или их группами и проверено на истинность и достоверность с помощью специальных методов, главными из которых, как и в любой науке, являются наблюдение и эксперимент. Кроме того, в психологии разработаны специальные методы - тесты, которые при условии их компетентного применения дают качественную информацию об индивидуальном своеобразии человека. Академическая психология - система представлений о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности. В лучшем случае эта система сформулирована определенной научной школой, в худшем – возникла из расплывчатых теоретических ориентаций сотрудников учебных и научных учреждений.

Относительная замкнутость круга ученых-психологов, неоднозначность в описании и интерпретации психологических фактов приводит к тому, что общественный интерес к их исследованиям относительно невысок. Достаточно в этом плане посмотреть тиражи научных психологических журналов, чтобы убедиться, что они невелики. В то же время в обществе всегда была и есть острая потребность в информации о человеке, которая удовлетворялась на уровне житейской психологии. Большинство книг, лежащих сегодня в ближайших книжных магазинах, относится как раз не к сфере научной психологии, а житейской. Что касается литературы по практической психологии, то она, как правило, как приходит незаметно, так и быстро растворяется среди небольшого круга специалистов и любителей.

Итак, цель и смысл научной, или академической, психологии - получение обобщенного, закономерного, достоверного знания о психике личности человека. Это знание отчуждено от жизни самих ученых, добывших его, т.к. проверено на достоверность не их личными судьбами и переживаниями, а специальными научными методами. Это знание существует в человеческой культуре в виде научных текстов и само по себе не может стать содержанием информации о конкретной личности. Оно должно быть трансформировано особым образом. И делает это третье направление, переводящее научное знание в практическую плоскость, - практическая психология.

Пользователем научного, академического знания является практический психолог. Он должен понимать теоретическую конструкцию, предложенную психологом-ученым, для интерпретации и прогнозирования тех или иных психических явлений. И не только разбираться в ее сути, но и включать специальным действием в обоснование своей психологической работы.

Другими словами, чтобы получить практическое знание об индивидуальности человека, психолог использует научное знание в ходе исследования "социальной ситуации развития" индивида (Л.С. Выготский). При этом житейский психологический опыт позволяет ему, например, консультировать людей и при необходимости оказывать им специфическую помощь в соответствии с логикой применяемой теоретической концепции личности. В задачу психолога не входит создание новых методов, выявление психических закономерностей и пр. Этими данными его должна снабжать наука. Но он обязан профессионально использовать все то, чем располагает психологическая наука на сегодняшний день.

Если академическая психология - это теория объекта, в качестве которого может рассматриваться личность, ее мышление, общение, характер и прочее, то практическая психология - это технология работы с субъектом, его индивидуальностью, с его проблемами в мышлении, общении, характере и т.д. Особенностью работы психолога является то, что он не воздействует на клиента какими-то особыми методами, а взаимодействуют с ним, предлагая ему пути решения тех или иных проблем. Ничто не может быть изменено в ходе работы во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, собственного желания. Мало того, психологическая работа с клиентом эффективна лишь тогда, когда он сам хочет что-то изменить в своих индивидуальных характеристиках, в своем поведении.

Практическиепсихологи обеспечивают непосред­ственную ра­боту с детьми, группами и классами, воспитателями, учи­телями, родителями для решения тех или иных конкрет­ных проблем в детских садах, школах и других образовательных учреждениях. В их задачу не входит создание новых мето­дов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

В книгах и словарях вы не найдете определений понятий житейская, научная и практическая психология. Но это не мешает им сосуществовать и вступать друг с другом иногда в легкую, а иногда и в непримиримую полемику. Каждый школьный психолог время от времени становится вольным или невольным ее участником. Многим знакомо это тревожное внутреннее раздвоение: теоретически в проблеме все ясно, а что делать на практике – не всегда непонятно.

Учитывая, что практическая психология все-таки имеет относительно самостоятельную область применения, само собой разумеется, что возникает проблема проведения научных ис­следований по вопросам методологии, теории и организации психологической службы образования. И.В.Дубровина указывает, что одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофи­лактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. «Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологи­ческие механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и за­кономерностей в контексте целостного становления лич­ности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практичес­кого психолога как основного своего заказчика» (Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1998. с.21-22). Таким образом, в настоящее время практическая психология- система представлений (чаще всего, полувербализованных, интуитивных) о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, на которую опирается психолог в той или иной сфере социальной практики - образовании, управлении, медицине, социальной помощи и др.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.