МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КЛИНИКА И ПАТОГЕНЕЗ ВЕДУЩЕГО НАРУШЕНИЯ (ОСНОВНОГО СИМПТОМА) ОЛИГОФРЕНИИ





Лекция № 3

Какими бы приемами ни исследовались дети-олигофрены (кли­ническое наблюдение, экспериментально-психологическое иссле­дование, исследование высшей нервной деятельности), отчетли­во выступает определяющий симптом — недоразвитие способно­сти к отвлечению и обобщению.

Патофизиологические исследования указывают на то, что сре­ди всех патологических изменений высшей нервной деятельности детей-олигофренов ведущее место занимает патологическая инерт­ность нервных процессов, а степень инертности оказывается в соответствии со степенью отсталости ребенка.

Результа­ты исследований высшей нервной деятельности детей-олигофре­нов и многочисленные клинические факты дают основание счи­тать, что именно нарушение подвижности нервных процессов явля­ется тем патологическим изменением высшей нервной деятельности, которое тормозит возможность формирования сложных функцио­нальных систем и лежит в основе ведущего симптома олигофрении.

Инертность нервных про­цессов не единственная патофизиологическая особенность олиго­френии, а лишь определяющая причина основного симптома. Инерт­ность, возникающая на самых ранних этапах развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой деятельности боль­ших полушарий головного мозга человека, что, в свою очередь, приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.

Таким образом, у детей-олигофренов при неврологическом ис­следовании выявляется диффузная остаточная симптоматика пре­имущественно коркового характера; данные ЭЭГ указывают на глубокое нарушение функционального состояния корковых нейронов. Изучение высшей нервной деятельности обнаруживает на­личие патологических изменений динамики нервных процессов и преимущественное нарушение их подвижности. В клинической кар­тине эта корковая недостаточность проявляется в недоразвитии наиболее сложных форм психической деятельности (способности к отвлечению и обобщению).

При анализе особенностей восприятия детьми-олигофренами предметов и их изображений, а также сюжетных картин видно, что они в состоянии правильно выделять отдельные признаки ве­щей и отдельные вещи, но сложные системы связей, которые существуют между предметами и явлениями, обычно им недо­ступны. Именно поэтому описание воспринимаемых предметов имеет у олигофренов узко детализированный, близкий к пере­числению характер. Восприятие сюжетной картины, а тем более последовательной серии картинок, отражающих тот или иной сю­жет, оказывается у детей-олигофренов резко затрудненным. Они называют отдельные детали или воспроизводят отдельные прочно закрепленные суждения, но не могут выделить существенные осо­бенности изображений и включить их в новые системы связей.

Такие же трудности испытывает ребенок-олигофрен и в пони­мании читаемых ему литературных текстов. Там, где необходимо абстрагировать существенное, установить связь между отдельны­ми элементами текста, найти основной смысл, а иногда выделить и подтекст рассказа, уловить мотивы действующих лиц и мораль всего сюжета в целом, олигофрен чаще ограничивается лишь кон­статацией того наглядного события, которое непосредственно со­держится в тексте, или же воспроизводит те прочные старые ас­социации, которые актуализируются у него под влиянием какой-либо части прочитанного ему отрывка. Восприятие текста носит фрагментарный и упрощенный характер, и сложнейшая работа по установлению многообразных связей и отношений между от­дельными его частями почти полностью выпадает. Естественно, что понимание метафор, иносказательных выражений и посло­виц для детей-олигофренов оказывается недоступным.



Еще работами А. Н.Леонтьева (1931) и Л. В. Занкова (1935) было показано, что олигофрены относительно легко могут запомнить предъявленные им наглядные изображения отдельных предметов и отдельные слова, но оказываются в большом затруднении там, где для запоминания нужно установить специальные опосредству­ющие связи. Поэтому опыт с логическим, опосредствованным за­поминанием, приводящим у нормального ребенка к резкому рас­ширению объема запоминаемого материала, не улучшает, а наобо­рот, ухудшает возможности запоминания для детей-олигофренов.

Ведущее нарушение (нарушение способности к отвлечению и обобщению) отчетливо выявляется и при исследовании процесса классификации наглядного материала. Глубоко умственно отста­лые дети не могут сгруппировать вместе даже несколько относя­щихся к одной ситуации предметов. Олигофрены с меньшей сте­пенью интеллектуальной недостаточности легко относят к одной группе предметы, которые в их опыте входили в единую конкрет­ную ситуацию, например, они объединяют предметы по призна­ку их нахождения в комнате, в лесу, на столе и т.д., но оказыва­ются совершенно не в состоянии выявить во всех предъявленных предметах (или их изображениях) признак, согласно которому эти предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуа­ции, могут быть отнесены к единой категории.

Такой процесс обобщения на основе предварительного выде­ления одного признака, являющийся основной операцией всякой познавательной деятельности, оказывается особенно труднодо­ступным для олигофренов, что и составляет их специфическую особенность.

Значительные затруднения наблюдаются уже на первоначаль­ных этапах обучения грамоте. Они обусловлены тем, что сложные промежуточные операции — звуковой анализ каждой буквы и слия­ние звуко-букв в целые комплексы — не сразу становятся для этих детей подсобным средством для прочтения самого слова и нередко приобретают характер самостоятельной деятельности, при которой ребенок уже не воспринимает смысла прочитанного сло­ва. Позднее этот дефект становится одним из основных препят­ствий для понимания читаемого текста.

В отчетливой форме эта неспособность к отвлечению и обоб­щению проявляется и при обучении счету. Именно невозможность образования сложной системы связей между словесной формули­ровкой задачи, числами и наименованием лежит в основе тех за­труднений, которые испытывают дети-олигофрены при решении арифметических задач.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.