ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | КЛИНИКА И ПАТОГЕНЕЗ ВЕДУЩЕГО НАРУШЕНИЯ (ОСНОВНОГО СИМПТОМА) ОЛИГОФРЕНИИ Лекция № 3 Какими бы приемами ни исследовались дети-олигофрены (клиническое наблюдение, экспериментально-психологическое исследование, исследование высшей нервной деятельности), отчетливо выступает определяющий симптом — недоразвитие способности к отвлечению и обобщению. Патофизиологические исследования указывают на то, что среди всех патологических изменений высшей нервной деятельности детей-олигофренов ведущее место занимает патологическая инертность нервных процессов, а степень инертности оказывается в соответствии со степенью отсталости ребенка. Результаты исследований высшей нервной деятельности детей-олигофренов и многочисленные клинические факты дают основание считать, что именно нарушение подвижности нервных процессов является тем патологическим изменением высшей нервной деятельности, которое тормозит возможность формирования сложных функциональных систем и лежит в основе ведущего симптома олигофрении. Инертность нервных процессов не единственная патофизиологическая особенность олигофрении, а лишь определяющая причина основного симптома. Инертность, возникающая на самых ранних этапах развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой деятельности больших полушарий головного мозга человека, что, в свою очередь, приводит к недоразвитию всей познавательной сферы. Таким образом, у детей-олигофренов при неврологическом исследовании выявляется диффузная остаточная симптоматика преимущественно коркового характера; данные ЭЭГ указывают на глубокое нарушение функционального состояния корковых нейронов. Изучение высшей нервной деятельности обнаруживает наличие патологических изменений динамики нервных процессов и преимущественное нарушение их подвижности. В клинической картине эта корковая недостаточность проявляется в недоразвитии наиболее сложных форм психической деятельности (способности к отвлечению и обобщению). При анализе особенностей восприятия детьми-олигофренами предметов и их изображений, а также сюжетных картин видно, что они в состоянии правильно выделять отдельные признаки вещей и отдельные вещи, но сложные системы связей, которые существуют между предметами и явлениями, обычно им недоступны. Именно поэтому описание воспринимаемых предметов имеет у олигофренов узко детализированный, близкий к перечислению характер. Восприятие сюжетной картины, а тем более последовательной серии картинок, отражающих тот или иной сюжет, оказывается у детей-олигофренов резко затрудненным. Они называют отдельные детали или воспроизводят отдельные прочно закрепленные суждения, но не могут выделить существенные особенности изображений и включить их в новые системы связей. Такие же трудности испытывает ребенок-олигофрен и в понимании читаемых ему литературных текстов. Там, где необходимо абстрагировать существенное, установить связь между отдельными элементами текста, найти основной смысл, а иногда выделить и подтекст рассказа, уловить мотивы действующих лиц и мораль всего сюжета в целом, олигофрен чаще ограничивается лишь констатацией того наглядного события, которое непосредственно содержится в тексте, или же воспроизводит те прочные старые ассоциации, которые актуализируются у него под влиянием какой-либо части прочитанного ему отрывка. Восприятие текста носит фрагментарный и упрощенный характер, и сложнейшая работа по установлению многообразных связей и отношений между отдельными его частями почти полностью выпадает. Естественно, что понимание метафор, иносказательных выражений и пословиц для детей-олигофренов оказывается недоступным. Еще работами А. Н.Леонтьева (1931) и Л. В. Занкова (1935) было показано, что олигофрены относительно легко могут запомнить предъявленные им наглядные изображения отдельных предметов и отдельные слова, но оказываются в большом затруднении там, где для запоминания нужно установить специальные опосредствующие связи. Поэтому опыт с логическим, опосредствованным запоминанием, приводящим у нормального ребенка к резкому расширению объема запоминаемого материала, не улучшает, а наоборот, ухудшает возможности запоминания для детей-олигофренов. Ведущее нарушение (нарушение способности к отвлечению и обобщению) отчетливо выявляется и при исследовании процесса классификации наглядного материала. Глубоко умственно отсталые дети не могут сгруппировать вместе даже несколько относящихся к одной ситуации предметов. Олигофрены с меньшей степенью интеллектуальной недостаточности легко относят к одной группе предметы, которые в их опыте входили в единую конкретную ситуацию, например, они объединяют предметы по признаку их нахождения в комнате, в лесу, на столе и т.д., но оказываются совершенно не в состоянии выявить во всех предъявленных предметах (или их изображениях) признак, согласно которому эти предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могут быть отнесены к единой категории. Такой процесс обобщения на основе предварительного выделения одного признака, являющийся основной операцией всякой познавательной деятельности, оказывается особенно труднодоступным для олигофренов, что и составляет их специфическую особенность. Значительные затруднения наблюдаются уже на первоначальных этапах обучения грамоте. Они обусловлены тем, что сложные промежуточные операции — звуковой анализ каждой буквы и слияние звуко-букв в целые комплексы — не сразу становятся для этих детей подсобным средством для прочтения самого слова и нередко приобретают характер самостоятельной деятельности, при которой ребенок уже не воспринимает смысла прочитанного слова. Позднее этот дефект становится одним из основных препятствий для понимания читаемого текста. В отчетливой форме эта неспособность к отвлечению и обобщению проявляется и при обучении счету. Именно невозможность образования сложной системы связей между словесной формулировкой задачи, числами и наименованием лежит в основе тех затруднений, которые испытывают дети-олигофрены при решении арифметических задач. |