МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Строение и функция небно-глоточного затвора





А.С. Балакирева

Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011.

В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин верхней губы и неба, структура дефекта при небной патологии, также освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и критерии оценки речевого развития выделенного контингента детей и логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей раннего возраста. Также в книге собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, может быть использовано в практической деятельности логопедов и других специалистов, занимающихся проблемой реабилитации детей врожденными пороками развития челюстно-лицевой области.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 6

Глава 1
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ............................................................. 8

1.1. Строение и функция небно-глоточного затвора............................................................ 8

1.2. Звукопроизношение и баланс резонирования голоса............................................... 10

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 25

Глава 2
ВРОЖДЕННЫЕ РАСЩЕЛИНЫ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И/ИЛИ НЕБА...................................... 27

2.1. Этиология расщелин губы и/или неба........................................................................... 27

2.2. Классификации расщелин губы и/или неба................................................................. 29

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 32

Глава 3
СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ВРОЖДЕННОЙ
РАСЩЕЛИНЕ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И /ИЛИ НЕБА..................................................................... 33

3.1. Нарушение питания........................................................................................................... 33

3.2. Нарушение дыхания.......................................................................................................... 34

3.3. Нарушение слуха............................................................................................................... 35

3.4. Нарушение взаимодействия органов артикуляционного аппарата........................ 36

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 37

3.5. Ринолалия............................................................................................................................. 37

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 47

Глава 4
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕБНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ............................................. 48

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 55

Глава 5
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЦА И ЧЕЛЮСТЕЙ............................. 57

5.1. Сроки и этапы проведения операции............................................................................. 57

5.2. Эффективность ранней пластики неба........................................................................... 61

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 63

Глава 6
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ
ПОСЛЕ ПЛАСТИКИ ГУБЫ И НЕБА........................................................................................ 64



6.1. Организация логопедического обследования ребенка
с челюстно-лицевой патологией............................................................................................ 64

6.2. Критерии оценки речи ребенка после пластики
расщелины губы и неба............................................................................................................ 67

6.3. Диагностика состояния произносительной стороны речи........................................ 68

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 79

6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности
у детей после операции............................................................................................................ 80

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 83

6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений
детей после пластики неба....................................................................................................... 84

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 88

Глава 7
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ....................................................................................................... 89

7.1. Дети с задержкой формирования артикуляторной базы........................................... 89

7.2. Дети с ринолалией............................................................................................................. 93

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 103

Глава 8
ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.................................................. 104

8.1. Сроки начала обучения.................................................................................................. 104

8.2. Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба.................... 105

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 112

8.3. Логотерапия при ринолалии ......................................................................................... 112

8.4. Программа предупреждения развития ринолалии
у детей раннего возраста....................................................................................................... 136

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 139

Глава 9
РИНОФОНИЯ............................................................................................................................... 140

9.1. Этиология и патогенез ринофонии............................................................................... 140

9.2. Диагностика ринофонии................................................................................................. 142

9.3. Дети после пластики неба с ринофонией................................................................... 143

9.4. Логотерапия при ринофонии......................................................................................... 144

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 146

Приложение №1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.............................................................................................................. 147

Задания к главе №1................................................................................................................. 147

Задания к главе №2................................................................................................................. 148

Задания к главе №3................................................................................................................. 150

Задания к главе №4................................................................................................................. 153

Задания к главе №5................................................................................................................. 154

Задания к главе №6................................................................................................................. 156

Задания к главе №7................................................................................................................. 157

Задания к главе №8................................................................................................................. 159

Задания к главе №9................................................................................................................. 162

Приложение 2.............................................................................................................................. 165

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА................................................................................................ 165

Материал для дыхательной гимнастики............................................................................. 167

Материал для автоматизации поставленных звуков....................................................... 171

Материал для вызывания звукоподражания..................................................................... 187

Приложение 3
КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ...................................................... 192


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Логопедия. Ринолалия» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», но может быть полезным логопедам, работающим в системе здравоохранения и образования, и всем специалистам, занимающимся реабилитацией детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области.

В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с врожденными расщелинами губы и/или неба. За последние 20 лет координально изменилась тактика лечения таких пациентов. Появилась тенденция к сверхраннему проведению операций. В связи с чем в логопедии выделился новый контингент — дети после ранней пластики верхней губы и неба.

В отечественной литературе крайне мало данных по вопросу речевого развития выделенной группы детей, поэтому представленный в данном пособии материал очень актуален.

В данном курсе рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин, структура дефекта при небной патологии, освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и коррекционной работы с детьми раннего возраста после пластики неба.

Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Основы логопедии», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Оториноларингология в норме и патологии» и других.

Целью изучения курса «Логопедия. Ринолалия» является усвоение основных понятий, закономерностей и особенностей речевого развития детей после пластики неба, а также умение правильно диагностировать и корригировать возможные нарушения речи выделенного контингента.

Содержание пособия представлено 9 главами. В первой из них рассматриваются условия нормального формирования произносительной стороны речи. Во второй этиология и патогенез расщелин, их классификации. В третьей главе подробно описана структура дефекта при расщелине неба: нарушение функций питания, дыхания, слуха, органов артикуляции, речи. Четвертая глава посвящена историческому аспекту изучения сформулированной проблемы, что дает возможность сравнительного анализа с данными пятой главы, в которой показаны современные возможности реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией. В шестой главе предложена организация и проведение логопедического обследования детей после ранней пластики неба, выделены критерии оценки речевого развития, а также дифференциальная диагностика ринолалии с другими нарушениями речи. Седьмая глава включает описание возможных проявлений речевой патологии детей в послеоперационном периоде. В главе восемь представлены логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба. Описана специфика логотерапии, сроки начала обучения, программа предупреждения ринолалии у детей, прооперированных в сверхранние сроки. Отдельно, в девятой главе собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции. Учебное пособие снабжено практическими приложениями и тестовыми заданиями, облегчающими процесс усвоения материала. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемый для дополнительного изучения проблемы.

Мы надеемся, что данное пособие будет интересно всем, кто не равнодушен к детям с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, что после его изучения в Вашей практике появятся такие ученики, что Вы вместе с ними сумеете пройти нелегкий путь к правильной и красивой речи, подарив самое главное — возможность общаться, быть понятым, а значит принятым в окружающий мир.

Глава 1
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ

Строение и функция небно-глоточного затвора

Нёбно-глоточный затвор — уникальный механизм в анатомии и физиологии человека, необходимый для таких жизненно важных процессов, как дыхание и глотание. Без его полноценного функционирования невозможно нормальное развитие звукопроизношения и баланса резонирования.

Нёбо (лат. palatum) — образование, разобщающее ротовую полость, полости носа и глотки, состоящее из двух отделов (рис. №1).

Передний отдел — твердое небо (лат. palatum durum), имеет костную основу, образованную небными отростками верхней челюсти и горизонтальными пластинками небных костей (лат. palatum osseum). Слизистая оболочка твердого неба почти на всем его протяжении плотно сращена с надкостницей. Только в боковых отделах неба на границе с альвеолярным отростком под слизистой оболочкой залегает слой рыхлой соединительной ткани, слизистых и слизисто-слюнных желез. Скопление желез имеется на месте перехода в мягкое небо. По средней линии на костном небе заметен шов, у переднего конца которого находится ряд поперечных возвышений.

Задний отдел — мягкое небо (лат. palatum molle) — представляет собой мышечное образование с фиброзной основой. Со стороны рта и глотки мягкое небо покрыто слизистой оболочкой с рыхлым подслизистым слоем и скоплением слизистых желез. Передним краем оно прикрепляется к заднему краю твердого нёба. А задний отдел мягкого нёба — нёбная занавеска (лат. velum palatinum) свободно свисает вниз и кзади, имея посередине выступ в виде язычка (лат. uvula), который имеется только у человека для создания в ротовой полости герметичности, препятствующей отвисанию нижней челюсти при вертикальном положении тела.

По бокам мягкое небо продолжается в две пары дужек, переходящих соответственно на края языка и боковые стенки глотки. Это — две складки слизистой оболочки, содержащие мышцы. Кроме того, в состав мышечного слоя мягкого неба входят мышцы: поднимающая, натягивающая и мышца язычка.

При подъеме мягкое небо удлиняется, при этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней. Передняя треть мягкого неба практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя — в проглатывании.

При дыхании мягкое небо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта.

При глотании мягкое небо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с небом, одновременно сокращаются и другие мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя. Во время проглатывания механизм небно-глоточного затвора не позволяет пищевому комку попасть в верхние дыхательные пути.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенке глотки по направлению кверху и кзади. Движется мягкое небо во время речи вверх и вниз очень быстро: время открытия или закрытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды. Степень поднятия мягкого неба зависит от беглости речи, а также фонем, которые произносятся. Максимальное его поднятие наблюдается при произношении звуков [А] и [С]. А наибольшее его напряжение при произношении звука [И]. Это напряжение чуть уменьшается при произношении звука [У] и значительно при произношении звуков [О], [А], [Э].

Таким образом, нёбно-глоточный затвор является важнейшим звеном и в механизме речеобразования. Он выполняет функцию клапана, разделяющего носоглотку и ротоглотку, обеспечивающего давление в ротовой полости, необходимое для образования ротовых звуков, регулирующего нормальный баланс резонирования голоса.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.