Строение и функция небно-глоточного затвора А.С. Балакирева Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011. В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин верхней губы и неба, структура дефекта при небной патологии, также освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и критерии оценки речевого развития выделенного контингента детей и логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей раннего возраста. Также в книге собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, может быть использовано в практической деятельности логопедов и других специалистов, занимающихся проблемой реабилитации детей врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 6 Глава 1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ............................................................. 8 1.1. Строение и функция небно-глоточного затвора............................................................ 8 1.2. Звукопроизношение и баланс резонирования голоса............................................... 10 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 25 Глава 2 ВРОЖДЕННЫЕ РАСЩЕЛИНЫ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И/ИЛИ НЕБА...................................... 27 2.1. Этиология расщелин губы и/или неба........................................................................... 27 2.2. Классификации расщелин губы и/или неба................................................................. 29 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 32 Глава 3 СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНЕ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И /ИЛИ НЕБА..................................................................... 33 3.1. Нарушение питания........................................................................................................... 33 3.2. Нарушение дыхания.......................................................................................................... 34 3.3. Нарушение слуха............................................................................................................... 35 3.4. Нарушение взаимодействия органов артикуляционного аппарата........................ 36 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 37 3.5. Ринолалия............................................................................................................................. 37 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 47 Глава 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕБНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ............................................. 48 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 55 Глава 5 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЦА И ЧЕЛЮСТЕЙ............................. 57 5.1. Сроки и этапы проведения операции............................................................................. 57 5.2. Эффективность ранней пластики неба........................................................................... 61 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 63 Глава 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ПЛАСТИКИ ГУБЫ И НЕБА........................................................................................ 64 6.1. Организация логопедического обследования ребенка с челюстно-лицевой патологией............................................................................................ 64 6.2. Критерии оценки речи ребенка после пластики расщелины губы и неба............................................................................................................ 67 6.3. Диагностика состояния произносительной стороны речи........................................ 68 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 79 6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности у детей после операции............................................................................................................ 80 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 83 6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей после пластики неба....................................................................................................... 84 Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 88 Глава 7 ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ....................................................................................................... 89 7.1. Дети с задержкой формирования артикуляторной базы........................................... 89 7.2. Дети с ринолалией............................................................................................................. 93 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 103 Глава 8 ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.................................................. 104 8.1. Сроки начала обучения.................................................................................................. 104 8.2. Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба.................... 105 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 112 8.3. Логотерапия при ринолалии ......................................................................................... 112 8.4. Программа предупреждения развития ринолалии у детей раннего возраста....................................................................................................... 136 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 139 Глава 9 РИНОФОНИЯ............................................................................................................................... 140 9.1. Этиология и патогенез ринофонии............................................................................... 140 9.2. Диагностика ринофонии................................................................................................. 142 9.3. Дети после пластики неба с ринофонией................................................................... 143 9.4. Логотерапия при ринофонии......................................................................................... 144 Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 146 Приложение №1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.............................................................................................................. 147 Задания к главе №1................................................................................................................. 147 Задания к главе №2................................................................................................................. 148 Задания к главе №3................................................................................................................. 150 Задания к главе №4................................................................................................................. 153 Задания к главе №5................................................................................................................. 154 Задания к главе №6................................................................................................................. 156 Задания к главе №7................................................................................................................. 157 Задания к главе №8................................................................................................................. 159 Задания к главе №9................................................................................................................. 162 Приложение 2.............................................................................................................................. 165 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА................................................................................................ 165 Материал для дыхательной гимнастики............................................................................. 167 Материал для автоматизации поставленных звуков....................................................... 171 Материал для вызывания звукоподражания..................................................................... 187 Приложение 3 КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ...................................................... 192 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Логопедия. Ринолалия» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», но может быть полезным логопедам, работающим в системе здравоохранения и образования, и всем специалистам, занимающимся реабилитацией детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с врожденными расщелинами губы и/или неба. За последние 20 лет координально изменилась тактика лечения таких пациентов. Появилась тенденция к сверхраннему проведению операций. В связи с чем в логопедии выделился новый контингент — дети после ранней пластики верхней губы и неба. В отечественной литературе крайне мало данных по вопросу речевого развития выделенной группы детей, поэтому представленный в данном пособии материал очень актуален. В данном курсе рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин, структура дефекта при небной патологии, освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и коррекционной работы с детьми раннего возраста после пластики неба. Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Основы логопедии», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Оториноларингология в норме и патологии» и других. Целью изучения курса «Логопедия. Ринолалия» является усвоение основных понятий, закономерностей и особенностей речевого развития детей после пластики неба, а также умение правильно диагностировать и корригировать возможные нарушения речи выделенного контингента. Содержание пособия представлено 9 главами. В первой из них рассматриваются условия нормального формирования произносительной стороны речи. Во второй этиология и патогенез расщелин, их классификации. В третьей главе подробно описана структура дефекта при расщелине неба: нарушение функций питания, дыхания, слуха, органов артикуляции, речи. Четвертая глава посвящена историческому аспекту изучения сформулированной проблемы, что дает возможность сравнительного анализа с данными пятой главы, в которой показаны современные возможности реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией. В шестой главе предложена организация и проведение логопедического обследования детей после ранней пластики неба, выделены критерии оценки речевого развития, а также дифференциальная диагностика ринолалии с другими нарушениями речи. Седьмая глава включает описание возможных проявлений речевой патологии детей в послеоперационном периоде. В главе восемь представлены логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба. Описана специфика логотерапии, сроки начала обучения, программа предупреждения ринолалии у детей, прооперированных в сверхранние сроки. Отдельно, в девятой главе собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции. Учебное пособие снабжено практическими приложениями и тестовыми заданиями, облегчающими процесс усвоения материала. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемый для дополнительного изучения проблемы. Мы надеемся, что данное пособие будет интересно всем, кто не равнодушен к детям с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, что после его изучения в Вашей практике появятся такие ученики, что Вы вместе с ними сумеете пройти нелегкий путь к правильной и красивой речи, подарив самое главное — возможность общаться, быть понятым, а значит принятым в окружающий мир. Глава 1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ Строение и функция небно-глоточного затвора Нёбно-глоточный затвор — уникальный механизм в анатомии и физиологии человека, необходимый для таких жизненно важных процессов, как дыхание и глотание. Без его полноценного функционирования невозможно нормальное развитие звукопроизношения и баланса резонирования. Нёбо (лат. palatum) — образование, разобщающее ротовую полость, полости носа и глотки, состоящее из двух отделов (рис. №1). Передний отдел — твердое небо (лат. palatum durum), имеет костную основу, образованную небными отростками верхней челюсти и горизонтальными пластинками небных костей (лат. palatum osseum). Слизистая оболочка твердого неба почти на всем его протяжении плотно сращена с надкостницей. Только в боковых отделах неба на границе с альвеолярным отростком под слизистой оболочкой залегает слой рыхлой соединительной ткани, слизистых и слизисто-слюнных желез. Скопление желез имеется на месте перехода в мягкое небо. По средней линии на костном небе заметен шов, у переднего конца которого находится ряд поперечных возвышений. Задний отдел — мягкое небо (лат. palatum molle) — представляет собой мышечное образование с фиброзной основой. Со стороны рта и глотки мягкое небо покрыто слизистой оболочкой с рыхлым подслизистым слоем и скоплением слизистых желез. Передним краем оно прикрепляется к заднему краю твердого нёба. А задний отдел мягкого нёба — нёбная занавеска (лат. velum palatinum) свободно свисает вниз и кзади, имея посередине выступ в виде язычка (лат. uvula), который имеется только у человека для создания в ротовой полости герметичности, препятствующей отвисанию нижней челюсти при вертикальном положении тела. По бокам мягкое небо продолжается в две пары дужек, переходящих соответственно на края языка и боковые стенки глотки. Это — две складки слизистой оболочки, содержащие мышцы. Кроме того, в состав мышечного слоя мягкого неба входят мышцы: поднимающая, натягивающая и мышца язычка. При подъеме мягкое небо удлиняется, при этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней. Передняя треть мягкого неба практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя — в проглатывании. При дыхании мягкое небо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое небо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с небом, одновременно сокращаются и другие мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя. Во время проглатывания механизм небно-глоточного затвора не позволяет пищевому комку попасть в верхние дыхательные пути. В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенке глотки по направлению кверху и кзади. Движется мягкое небо во время речи вверх и вниз очень быстро: время открытия или закрытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды. Степень поднятия мягкого неба зависит от беглости речи, а также фонем, которые произносятся. Максимальное его поднятие наблюдается при произношении звуков [А] и [С]. А наибольшее его напряжение при произношении звука [И]. Это напряжение чуть уменьшается при произношении звука [У] и значительно при произношении звуков [О], [А], [Э]. Таким образом, нёбно-глоточный затвор является важнейшим звеном и в механизме речеобразования. Он выполняет функцию клапана, разделяющего носоглотку и ротоглотку, обеспечивающего давление в ротовой полости, необходимое для образования ротовых звуков, регулирующего нормальный баланс резонирования голоса. |