ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие фонематической компетенции Когда звуки становятся материалом первых усваиваемых ребенком слов, они приобретают функцию, для которой предназначены в человеческом языке, становятся фонемами. Перед ребенком стоит задача произнести их так, как принято, чтобы быть понятым. Развитая фонематическая компетенция нужна для того, чтобы правильно воспроизводить фонемный состав слова и оценивать соответствие — несоответствие своего произношения установленному образцу. Поэтому упражнения для развития фонематической компетенции должны быть обязательными в программе коррекционной работы с детьми после пластики неба. Дети раннего возраста могут выполнять упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха — умения вычленять звуки речи из потока шумов. Игры для развития слухового внимания. Упражнение 1. «Отгадай, что звучит». Логопед знакомит ребенка со звучанием различных музыкальных инструментов. Потом ребенок садится спиной к взрослому, который звенит колокольчиком, погремушкой, бубном, барабаном, дудочкой, трещоткой, шуршит бумагой. Ребенок должен назвать или показать тот предмет, который звучал. Упражнение 2. «Матрос». У ребенка в руках два флажка. Логопед звенит бубном. Если тихо — море спокойное, флажки опущены вниз, если громко, началась буря — малыш должен поднять их вверх. Матросская шапка, Веревка в руке. Плывет мой кораблик По бурной реке! А. Барто. Упражнение 3. «Кто идет?» Логопед показывает картинки с изображением медведя и зайца, объясняет, что мишка ходит важно медленно, при этом медленно стучит в бубен, а зайка быстро прыгает, быстро стучит в бубен. Потом логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Медведь Зайка Бредет лесной дорогой Зайка по лесу скакал, Медведь к себе в берлогу. Зайка корм себе искал Ложится, засыпает Зайка путает следы, И пчелок вспоминает.[1] Убегает от беды.[2] Развитие фонематического слуха. Упражнение 1. «Угадай, кто пришел в гости». Логопед показывает ребенку игрушки и картинки, изображающие знакомых животных, озвучивая каждого из них. Затем просит малыша послушать и отгадать, кто придет к ним в гости, и, закрывая рот листом бумаги, подражает одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Гаф-гаф-гаф! (щенок); Мяу-мяу-мяу, мур-мур-мур! (котенок); Ммму-уууу! (корова); ИИИ-го-го! (лошадка); Б-е-е-е! (барашек); М-е-е-е! (коза); ф-Ф-Ф (ежик); Ух-ух-ух! (сова); Ку-ку-ку! (кукушка); Ко-ко-ко! (курочка); Га-га-га! (гусь); Ку-ка-ре-ку! (петушок); Р-Р-Р! (лев). Упражнение 2. «Гномик». Логопед показывает ребенку гномика и рассказывает, что он плохо слышит и не умеет говорить красиво. Затем просит ребенка называть слова, которые малыш умеет говорить правильно, и, озвучивая гнома, намеренно повторяет слова за ребенком с ошибками, например: вместо «дом» — «дам», вместо «папа» — «мама» и тому подобное. Ребенок должен заметить и исправить ошибку. Ко мне в гости, прямо в дом Заходил знакомый гном. Честно-честно, не шучу, Говорить его учу! Упражнение 3. «Подскажи словечко!». Логопед читает знакомые малышу стихи, не произнося последнее слово, ребенок должен закончить предложение правильно. Взгляни — и к тебе Нужна она всем на земле Оно смотрит в оконце, И всегда, Тебе улыбается Прозрачная, чистая, Теплое ... (солнце).[3] Это —... (вода).[4] Жил да был веселый гном, Мы пришли сегодня в гости, Он в лесу построил ... (дом).[5] Принесли собачке ... (кости).[6] Наша Таня громко плачет, уронила в речку ...(мячик) Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке ...(мяч) Уронили мишку на пол, оторвали мишке ...(лапу) Все равно его не брошу, потому что он ...(хороший) Нет, напрасно мы решили прокатить кота в ...(машине) Кот кататься не привык, опрокинул ...(грузовик) Зайку бросила хозяйка, под дождем остался ...(зайка) Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки ...(промок) Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку ...(гладко) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в... (гости) Спать пора! Уснул бычок, лег в коробку на...(бочок) Только спать не хочет слон, он слонихе шлет ...(поклон). А. Барто. Детям младшего дошкольного возраста подходят упражнения для развития фонематического восприятия — способности дифференцировать фонемы, схожие по артикуляторной и акустической характеристике. Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги. Например: АО УИ АЭО ИУА | ПА-БА ТА-ДА КА-ГА ВА-ФА | МА-МЯ НА-НЯ ТА-ТЯ ДА-ДЯ | ПА-ТА БА-ДА КА-ТА ГА-ДА | МА-НА ЛЯ-На ПА-ТА-КА БА-ДА-ГА | Упражнение 2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова: кот-год, мех-мох-пух, дом-гном, том-дом, бык-бак-бок, кит-ток-кот. Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: бык — бак, дудка — утка, дом — дым, дудка — будка, мак — бак, ватка — ветка, дом — гном, утенок — котенок. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимы упражнения для развития фонематического восприятия с артикуляторно сложными звуками — шипящими, свистящими, сонорными, а также для развития фонематического анализа и синтеза. Например: Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами: СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ЛА-РА СА-ЦА СЯ-ЩА ША-ЩА ЛЯ-РЯ СА-СЯ ЗА-ЖА ТЯ-ЧА ЛЯ-jА СА-ЗЯ ЩА-ЧА ЦЕ-ЧЕ РЯ-jА Упражнение 2. Логопед называет слово и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним: [С-З] — сказочка, [С-Ц] — солнце, [С-Ч] — собачка, [С'-Щ] — блестящий, [С-Ш] — шоссе, [З-Ж] — железо, [Ц-Ч] — цепочка, [Щ-Ч] — щеночек, [Ч-Ш] — чашка, [Ч-Т'] — течет, [Л-Р] — Лара, [Л' — Й] — июль. Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: [С-З] — коза-коса, суп-зуб; [С-Ц] — оса-овца, сабля-цапля; [С-Ш] — усы-уши, крыса-крыша; [З-Ж] — козы-кожи, ножи-тазы; [Ш-Ж] — Луша-лужа, уши-ужи; [Ч-Т'] — речка-редька, [Петька-печка]; [С-Ч] — нос-ночь, дочки-доски; [Ч-Ш] — чай-шаль, чайка-шайба; [Ц-Ч] — кольцо-колечко, огурец-огурчик; [Ч-Щ] — щука-чурка, щепка-чепчик; [С'-Щ] — щит-сито, щель-кисель. Упражнение 4. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова. Выделить гласный в начале слова: Аист, Ослик, Эля, Ива, Уля. Выделить гласный в конце слова: роса, пальто, иди, пойду. Выделить согласный в конце слова: рот, гол, бак, стоп. Выделить согласный в начале слова: Ваня, баня, Соня, зайка. Назвать звуки, из которых состоит слово: нос, кот, пол. Упражнение 5. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова. Какое слово получится, если сложить звуки: [Т О К], [Д У Ш], [Р А М А]. |