МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба





Особенность работы состоит в том, что коррекционные занятия с детьми проводятся с учетом онтогенетического развития. Постановка звуков осуществляется индивидуально, соответственно возрастным возможностям ребенка (А.С. Балакирева, 2005).

В связи с тем, что группы шипящих, свистящих и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам, работа над произносительной стороной речи ребенка раннего возраста ведется только над теми звуками, которые наиболее рано появляются в речевом онтогенезе (гласные, губно-зубные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, носовые). Для формирования более сложных звуков ведется только подготовительная работа (артикуляционная гимнастика, вызывание звукоподражания). Необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у него патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков, которые появляются у детей в старшем дошкольном возрасте. Материал для автоматизации поставленных звуков тоже должен соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе используются слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.

С младшего дошкольного возраста следует начинать постановку артикуляторно сложных звуков, так как патологическое звукопроизношение у детей с ринолалией к 4-м годам приобретает устойчивый характер, и без логопедической помощи не меняется. Для большей эффективности проводимых коррекционных мероприятий на каждом занятии необходимо развивать фонематическое восприятие ребенка, что позволит ему быстрее овладеть дифференциацией акустически близких фонем.

Для детей с ринолалией старшего дошкольного возраста очень эффективно обучение грамоте на логопедических занятиях и автоматизация звуков во время чтения вслух. На практике дети, проходящие автоматизацию поставленных звуков параллельно с обучением чтению, значительно быстрее вводят новый правильный стереотип звукопроизношения в активную речь, что в свою очередь практически исключает наличие специфических ошибок фонологического характера на письме.

Важно помнить и о соотношении возраста с ведущим видом деятельности ребенка.

Для детей раннего возраста предлагаемые задания доступны только в игровой форме, в младшем дошкольном игра может сочетаться с элементами учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает занятие — урок, а игра возможна во время динамической паузы.

Таким образом, учитывая возраст ребенка, его психофизиологические особенности, удается более точно организовать логопедическую работу, рационально подобрать материал для диагностики и коррекции, сделать его интересным и полезным для ребенка, а, следовательно, добиться высокой эффективности занятий.

На практике контингент детей после хирургического лечения расщелины, находящихся под наблюдением логопеда, достаточно разнообразен.

Встречаются дети с интеллектуальной недостаточностью, грубой задержкой психического развития, нарушением слуха. Коррекционная работа с ними проводится с учетом данных сочетанной патологии, совместно с дефектологом, олигофренопедагогом или сурдопедагогом. Дети с выраженной неврологической симптоматикой параллельно с коррекционными мероприятиями находятся под динамическим наблюдением невролога и получают плановые курсы восстановительной терапии.



Отдельная категория — это дети с послеоперационными дефектами неба и устойчивой небно-глоточной недостаточностью. Логопедическое обучение для них обязательно в дооперационный период, так как устранение дефекта планируется хирургом индивидуально и может быть отложено на несколько лет из-за несостоятельности тканей или незавершенности ортодонтического лечения.

Роль логопеда в процессе реабилитации ребенка с небно-глоточной недостаточностью крайне важна. Необходимо не только вовремя диагностировать этот патологический механизм, но проводить до- и послеоперационную работу. В дооперационном периоде целью логопедического обучения является поддержание произносительной стороны речи на доступном, максимально высоком для ребенка уровне. А в послеоперационном периоде, через 1 месяц после устранения НГН и в течение последующих 6 месяцев, до момента завершения процесса рубцевания, ответственность за результат операции ложится на логопеда. Так как именно на логопедических занятиях восстанавливается полноценная функция небно-глоточного кольца, необходимая для нормального состояния произносительной стороны речи.

Основные приемы коррекционной работы с детьми после пластики неба традиционны. Однако, существуют и некоторые особенности. Задача логопеда сформировать артикуляционные уклады звуков таким образом, чтобы фонемы звучали соответственно фонетической системе родного языка.

Иногда для ребенка после операции предлагаемые логопедом положения органов артикуляции затруднительны и даже невозможны, или звучание фонемы при правильном укладе артикуляционного аппарата не соответствует норме. Причиной таких расхождений может быть как вторичный послеоперационный дефект неба (фото №23), так и резкое сужение верхней челюсти (фото №24), уплощенное твердое небо, протрузия (выдвижение) альвеолярного отростка вперед при двусторонней сквозной расщелине губы и неба (фото № 25,26), ношение массивного ортодонтического аппарата (фото №27). Поэтому при постановке звуков необходимо найти такой уклад органов артикуляции, чтобы звук соответствовал фонетической норме родного языка или максимально был к ней приближен, а ребенок при этом не испытывал значительных затруднений.

 
 

Безусловно, в целом, место и способ образования звуков не меняется координально, но отклонения от описанной в литературе нормы допустимы. Например, при ношении массивной ортодонтической пластинки, расширяющей верхнюю челюсть, у ребенка ограничено пространство для полноценных движений языка, невозможна корректировка положения языка, например, за верхними зубками, у альвеол, в переднем отделе твердого неба, так как малыш ощущает лишь гладкую пластмассовую поверхность. В этом случае многие переднеязычные зубные звуки могут звучать искаженно. И целью логопедического обучения для такого ребенка является не просто постановка звуков, а именно «подстройка» органов артикуляции для акустически нормированного звукопроизношения в имеющихся анатомических условиях. Необходимо искать артикуляционные уклады, удобные для ребенка, которые будут соответствовать нормальному звукопроизношению (А.С. Балакирева, 2005).

Коррекционная работа с детьми после операции направлена на полное восстановление речи, как средства общения, что способствует формированию полноценной личности ребенка и его социальной адаптации.

В основу нормализации речевого развития ребенка раннего возраста с небной патологией должны быть положены анатомо-физиологические закономерности данного процесса в норме и учтены особенности структуры основного дефекта. Поэтому можно сформулировать задачи устранения речевого нарушения у детей после операции:

1. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

2. Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата.

3. Нормализация баланса резонирования

4. Развитие фонематической компетенции.

5. Постановка и автоматизация звукопроизношения.

Так как в логопедической практике встречаются дети с так называемой «вторичной небно-глоточной недостаточностью», которая возникает не сразу, а в случае, если объем глотки увеличивается, в то время как мягкое небо остается мало функциональным за счет рубцов, укорочения и ограниченной подвижности; а у большинства пациентов отмечается выраженная задержка формирования артикуляторной базы, необходимо вести амбулаторное наблюдение за всеми детьми, прооперированными по поводу расщелины неба.

Таким образом, в коррекционной работе с детьми раннего возраста после пластики неба выделено 2 направления. Первое — это непосредственно исправление речевого дефекта, а второе — его предупреждение.

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занимаясь с логопедом, ребенок проходит два этапа:

Первый — подготовительный. Он включает постановку нижнереберного типа дыхания, формирование фонационного дыхания, дифференциацию ротового и носового выдоха, артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

Второй — основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в следующей последовательности: [А, Э, О, И, У, Ы], [Ф, Ф', В, В', П, П', Б, Б', Т, Т', Д, Д', Л', Л, Й, С, С', З, З', Ц, К, К', Г, Г', X, X', Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Р', М, М', Н, Н'], обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога — слова — словосочетания — предложения — связной речи, развитие фонематического слуха.

Логопедическая работа по коррекции речевого нарушения, а также его предотвращению у ребенка после пластики неба наиболее эффективна при ее проведении в кратчайшие сроки после операции.

Однако, по тем или иным причинам, первичная хирургическая коррекция (хейлопластика, пластика мягкого и твердого неба) у разных детей осуществляется в разные возрастные периоды. Если ребенок здоров, не имеет противопоказаний для оперативного лечения и вовремя госпитализируется, то указанные операции возможно провести на первом году жизни. В том случае, если ребенок соматически ослаблен, относится к группе часто болеющих, имеет неврологическую симптоматику или другие противопоказания для операции, то и сроки осуществления хирургического лечения увеличиваются. Но это не значит, что ребенок остается без логопедической помощи.

С детьми раннего возраста, у которых по тем или иным причинам операции переносятся на более поздние сроки, необходимо проводить предоперационную логопедическую работу. А именно, насколько это возможно, применять упражнения первого этапа.

Коррекционная работа с детьми после пластики губы и неба должна быть дифференцирована в зависимости от возрастных особенностей ребенка, проявления речевой патологии и функциональных возможностей органов артикуляции (А.С. Балакирева, 2005).

Контрольные вопросы и задания

1. В каком возрасте более эффективно начинать логопедическое обучение ребенка после пластики неба?

2. Перечислите критерии готовности ребенка раннего возраста к занятиям.

3. В чем специфика коррекционной работы с детьми после операции?

4. Назовите отличительные особенности приемов логотерапии с детьми, имеющими вторичные послеоперационные дефекты и устойчивую небно-глоточную недостаточность.

5. Каковы задачи устранения речевых нарушений детей после хирургического лечения расщелины?

6. Назовите и раскройте два основных направления коррекционной работы с выделенным контингентом детей.

7. Какие этапы проходит ребенок после пластики неба во время логопедического обучения?

Логотерапия при ринолалии

Коррекция дыхания

Занятия по восстановлению речи у детей после пластики неба рекомендуется начинать с формирования навыка нижнереберного дыхания, являющегося наиболее физиологичным, менее утомительным, обеспечивающим полноценную основу речи.

Дыхательные упражнения, стабилизирующие ритм дыхания, удлиняющие фонационный выдох, координирующие дыхание и речь, показаны детям, прооперированным по поводу расщелины неба, на протяжении всего курса логопедического обучения и должны выполняться ежедневно.

Постановка нижнереберного дыхания. Ребенок сидит или лежит на спине в расслабленном состоянии. Для осуществления зрительного контроля на область диафрагмы можно положить кисти рук или небольшую легкую игрушку. Делает неглубокий вдох носом, при этом стенка живота выдвигается вперед. При выполнении упражнения не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы всего корпуса. Выдержав секундную паузу, медленно выдыхает через рот, как в узкую трубочку. Выдох должен быть плавным, продолжительным, а выдыхаемый воздух прохладным. Живот постепенно опускается. На выдохе следить за тем, чтобы не надувались щеки. Движение диафрагмы контролируется ребенком зрительно. Упражнение повторяется до 10 раз, в медленном темпе, так как при интенсивном, утрированном выполнении возможно головокружение. Овладев навыком нижнереберного типа дыхания, ребенок начинает использовать его постоянно, а не только на занятиях, при контроле. Упражнения можно сопровождать рифмовками (Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи).

В положении лежа: Качаю рыбку на волне То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне.   Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Качели — вверх, Качели вниз, Крепче, куколка, держись!   Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

Тренировка носового дыхания важна для осознания ребенком разницы ротового и носового выдоха, что в дальнейшем станет основой коррекции баланса резонирования.

Упражнение 1. Вдыхать и выдыхать воздух через нос при открытом рте (понюхать цветочек). Повторить 3-5 раз.

Упражнение 2. Логопед прижимает указательным пальцем правую ноздрю, ребенок дышит левой и наоборот. Повторить поочередно 3-5 раз.

Упражнение 3. Сделать короткий вдох носом, на выдохе протяжно произнести [М] — мычит корова, [Н] — гудит пылесос. Выполнять 3-5 раз.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Упражнение 1. Сделать вдох через нос, выдох через рот. Повторить 5 раз.

Упражнение 2. Сделать вдох через рот, выдох через нос. Повторить 5 раз.

Упражнение 3. Сделать вдох через нос, выдыхать через рот прохладным воздухом, как будто дуя на свечу.

Формирование ротового выдоха. Не путать с глоточным выдохом — теплой, рассеянной воздушной струей, как при согревании рук. Правильный ротовой выдох — это прохладная, направленная воздушная струя, как дутье на горячее.

Упражнение 1. «Футбол» — сделать неглубокий вдох носом, дуть направленной воздушной ротовой струей на цветной комочек ваты — «мячик», загоняя его в ворота.

Мяч ударил Мишка ловко —

Вот, что значит тренировка!

Скачет мячик вверх и вниз.

Ай да Мишка футболист!

А.Ю. Кожевников

Упражнение 2. «Полетели-полетели» — сделать неглубокий вдох носом, дуть на бумажные фигурки бабочек, птичек, самолетиков, привязанные к планке цветными нитями. Выдох должен быть длинным и плавным.

Птенец Бабочка

На ветвях семья синичек — Спал цветок — и вдруг проснулся,

Папа, мама и птенец. Больше спать не захотел!

Он уже летать, как взрослый, Потянулся, встрепенулся,

Научился, наконец! Взвился ввысь и улетел!

М.А. Леонова М.А. Леонова

 

Вертолетик Самолет

Быстрый, шустрый, Самолет построим сами,

Вот — над капустой, Пронесемся над лесами,

Вот — над травой, А потом вернемся к маме!

Над головой, А. Барто

Вот — над малиной

Вертолет стрекозиный.

Э. Мошковская

Упражнение 3. «Пузыри». Дутье в стакан воды через трубочку. Сделать неглубокий вдох носом, выдыхать воздух ртом, через трубочку плавно и медленно, заставляя бурлить воду в стакане.

При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки и не морщил лоб.

Развитие фонационного дыхания.

Упражнение 1. Озвучивание воздушной струи.

а) Сделать неглубокий вдох через нос, а во время выдоха протяжно произносить звуки: [А, Э, О, И, У] по отдельности;

б) Сделать неглубокий вдох через нос, а во время выдоха протяжно произносить: А-А, Э-Э, О-О, И-И, У-У. Постепенно увеличивать количество гласных на одном выдохе. Возможны варианты их сочетаний: А-Э, А-Э-О, А-У-А-У, А-Э-И-У, А-Э-О-И-У.

в) Сделать неглубокий вдох через нос, а во время выдоха петь ряд гласных. А-А — А-А (покачать куклу), Э-Э-Э-Э (медвежонок поет песенку), О-О-О (нам хорошо, вместе песенку поем), И-И-И-И (мышка побежала), И-А — И-А (ослик поет песенку), А-У (заблудились в лесу), У-У-У-У (гудит пароход).

г) «Ветер». Сделать вдох носом, на выдохе поизносить звук [В-В-В], следя за тем, чтобы не надувались щеки, а воздушная струя выходила через щель между нижними зубами и верхней губой. Постепенно увеличивать продолжительность выдоха. Повторить 3 раза.

Ветер

Ветер воет, ветер воет

За окошком и в трубе.

В-В, В-В, В-В-В!

Хорошо, что мы с тобою

Вечерком сидим в тепле.

Леонова М.А.

д) «Пулемет». Сделать вдох носом, на одном выдохе произносить несколько раз подряд «Т-Т-Т», «Д-Д-Д». Повторять поочередно 3 раза.

е) «Кто как говорит?» Произносить слоги на длительном выдохе, постепенно увеличивая количество слогов в цепочке: КО-КО-КО — курочка зовет цыплят; АФ-АФ-АФ — щенок; ПИ-ПИ-ПИ — мышонок; КУ-КУ-КУ-КУ — кукушка; МЯУ-МЯУ-МЯУ — котенок; КВА-КВА-КВА — лягушонок; ДИНЬ-ДОН — колокольчик; КАП-КАП-КАП — дождик; ТИК-ТАК-ТИК-ТАК — часы; ПУХ-ПУХ-ПУХ — пушка стреляет; ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ — чайник пыхтит; БУМ-БУМ-БУМ — барабан. Упражнения 1 д) и е) проводятся только на поставленных звуках.

Упражнение 2. Дыхательная гимнастика (разработана логопедом НПЦ Витвенской Н.О.). Выполняется ежедневно, утром и вечером. Звуки в упражнение вводятся постепенно, по мере их постановки. Ноги на ширине плеч. Вдох через нос, живот при этом надувается, наполняясь воздухом. Ребенок разводит руки в стороны и поет гласный звук [А] на выдохе. И сразу наклоняется, произнося открытый слог с отрабатываемым звуком на том же выдохе, например: А-ПА, А-ПО, А-ПУ, А-ПЭ, А-ПЫ; А-ПЯ, А-ПЁ, А-ПЮ, А-ПЕ, А-ПИ; А-ПА, А-ПО, А-ПУ, А-ПЕ, А-ПИ. И далее: ноги на ширине плеч, руки в замочке, выгнуты ладонями вниз. Вдох через нос, живот при этом надувается, наполняясь воздухом. На одном выдохе 4 наклона. На каждый наклон поется 1 открытый слог. Постепенно количество слогов и наклонов на одном выдохе увеличивается, например, ПЕ-ПИ-ПЯ-ПЮ; ПЭ-ПЫ-ПА-ПУ; ПЕ-ПИ-ПА-ПУ Материал для дыхательной гимнастики, соответствующий речевым, голосовым и возрастным особенностям детей изучаемого контингента представлен в приложении 2.

Упражнение 3. Сочетание дыхательных упражнений с движениями. Повторить 3 раза.

а) Пение ряда гласных. Ноги на ширине плеч. Руки разведены в стороны. Сделать вдох через нос, на выдохе петь гласные звуки, сводя руки перед грудью: А-Э, А-Э-О, А-У-А-У, А-Э-И-У, А-Э-О-И-У.

б) «Рубим дрова». Поднять руки, сложенные в замочек, над головой. Сделать вдох через нос, на выдохе наклониться всем корпусом вперед, произнося «У-УХ!».

в) «Часики». Ноги на ширине плеч. Руки вдоль туловища. Сделать вдох через нос, на выдохе делать наклоны вбок, произнося «ТИК-ТАК».

Упражнение 4. Проговаривание предложений на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов. Каждую строчку текста произнести на одном выдохе.

Это бабуля. У бабули бублики. Бабуля любит бублики.

Это Лена. У Лены ляля. У Лены ляля Аня.

Ниф-ниф. Ниф-ниф и Наф-наф. Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф.

Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф в домике.

Это Ваня. У Вани панама. У Вани белая панама.

Это Валенька. У Валеньки валенки. У Валеньки теплые валенки.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.