ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Фонематическая компетенция Для того, чтобы иметь более точное представление о речевом развитии ребенка, необходимо обследовать его фонематическую компетенцию, обеспечивающую восприятие фонем. Детям раннего возраста могут быть предложены следующие игровые задания: 1. «Прятки». На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек (бубен, погремушка, колокольчик). Он знакомится с их звучанием. Логопед использует музыкальные игрушки и периодически произносит: «КУ-КУ», «АУ». Ребенок прячется (закрывает лицо ладошками) и откликается только, если услышит «КУ-КУ» или «АУ». 2. Ребенку показываются и озвучиваются картинки: А-А-А (качаем малыша), О-О-О (поет певец), У-У-У (гудит пароход), МЯУ-МЯУ (мурлычет котенок), ГАФ-ГАФ (лает щенок), КВА-КВА (квакает лягушка), ПЫХ-ПЫХ (пыхтит чайник), ТУ-ТУ (едет поезд), БИ-БИ (сигналит машина). Затем логопед воспроизводит звучание, а ребенок должен показать соответствующую картинку. 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: Бык — бак, дом — дым, дудка — будка. Детям младшего дошкольного возраста предлагаются такие задания: 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги: АУ; УИ; ОАУ; ИОЫ; ВА-ФА; ПА-БА; ТА-ДА; ТА-ТЯ, ДА-ДЯ; КА-ГА; МА-МЯ; НА-НЯ. 2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова: Кот-год мех-мох-пух дом-гном Том-дом бык-бак-бок кит-ток-кот Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются следующие задания: 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами. Например: СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ТЯ-ЧА СЯ-СА ЗУ-ЖУ ШУ-ЧУ ЛА-РА 2. Логопед называет слова и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним. Например: Сашенька, речка течет, июль, Лариса и т.д. 3. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова: Выделить гласный в начале слова Аня Оля Ира Выделить гласный в конце слова: Оса Окно иду Выделить согласный в конце слова: Кот нос дом Выделить согласный в начале слова: Таня мама папа Назвать звуки, из которых состоит слово: сон ток дом 4. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова: Какое слово получится, если сложить звуки: К О Т, Д О М, К И Т Звукопроизношение При обследовании звукопроизношения у детей после пластики неба выявляется: — место и способ образования звуков; — наличие отсутствующих, заменяемых, искаженных, смешиваемых звуков; — дефекты озвончения и оглушения звуков; Дидактический материал подбирается соответственно возрасту ребенка. Для обследования детей раннего возраста и младшего дошкольного желательно использовать слова простой слоговой структуры, часто встречающиеся в повседневной жизни, состоящие из звуков [А, Э, О, И, У, Л' М, Н, Ф, В, П, Б, Т, Д, К, Г, X, их мягких пар]. При отборе дидактического материала для выделенной группы детей исключается наличие групп шипящих, свистящих и вибранта, так как эти звуки относятся к трудно произносимым и достаточно поздно появляются в речевом онтогенезе ребенка. А дидактический материал для детей старшего дошкольного и школьного возраста обязательно должен включать материал с группами свистящих, шипящих звуков и соноров. Детям предлагаются красочные предметные и сюжетные картинки. На каждый проверяемый звук подбирается три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказывался в трех позициях в слове, обозначающем изображенный предмет, — в начале, конце и в середине. Если ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагается произнести звук по подражанию. Например, Ф-Ф-Ф — фырчит ежик, Т-Т-Т —стреляет пулемет. В таком случае выявляется уровень автоматизации звука. Сформированность звуков изучается на уровне связной речи, предложения, словосочетания, слова, слога. [Ф-Ф' — В-В'] — ФА, УФ, ОФО. ФЁ, АФЬ, ИФИ. ВА, УВУ. ВЭ, АВИ. ФА-ФЯ, ВА-ВЯ, ФА-ВА, ФЕ-ВЕ. Фото, аф-аф, кофта, Филя, кофе, буфет. У Фай фуфайка. Филя лает: «Аф-аф!». Вата, ива, ветка, повидло. Вова любит вафли. У Вики повидло. [П-П' — Б-Б'] — ПА, УП, ОПО. ПЁ, АПЬ, ИПИ. БА, УБУ. БЭ, АБИ. ПА-ПЯ, БО-БЁ, ПА-БА, ПЕ-БЕ. Папа, топ-топ, тапки, пила, капелька. У папы пальто. У Пети пила. Бык, бублики, белка, лебеди. У бабули бублики. По небу летели лебеди. [Т-Т — Д-Д'] — ТА, УТ, ОТО. ТЕ, АТЬ, ИТИ. ДА, УДУ. ДЭ, АДИ. ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТА-ДА, ТЕ-ДЕ. Туфли, кот, утка, телята, утята. У Таты туфли. У утки утята. Дуда, вода, дядя, лебеди. У дедули дуда. Дед дудит: «ду-ду-ду» [Й] — ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, АЙ, ОЙ, УЙ, ЭЙ, ИЙ, АЙА, АЙО, АЙУ, АЙЭ. Юбка, Тая, зайка. Зайка под елкой. [К-К' — Г-Г] — КА, УК, ОКО. КЁ, АКБ, ИКИ. ГА, УГУ. ГЭ, АГИ. КА-КЯ, ГО-ГЁ, КА-ГА, КЕ-ГЕ. Кот, лук, елка, кит, елки, букет. Кукушка кукует: «ку-ку!». Кисель кислый. Губы, ягода, гиря, флаги. Гусь гогочет: «га-га-га!». В лагере флаги. [Х-Х'] — ХА, УХ, ОХО. ХЁ, АХЬ, ИХИ. ХА-ХЯ, КО-ХО, ХЕ-КЕ. Хобот, петух, ухо, хи-хи-хи. Охотник на охоте. У хомяка орехи. [Л'] — ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ, ЛИ, АЛЬ, ОЛЬ, АЛЯ, АЛЕ, АЛЮ, АЛИ. Лев, ляля, пальто, ель. Лиля поливает лилии. [Л] — ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, АЛА, АЛЭ, АЛУ, АЛЫ. Лапа, пол, полка. Лола плывет на лодке. [С] — СА, СО, СУ, СЭ, СЫ, АС, ОС, АСА, АСО, АСУ, АСЫ. Сова, оса, пес. СА-СА-СА на носу у пса оса. [С'] — СЯ, СЁ, СЮ, СЕ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АСЯ,АСЕ,АСЮ, АСИ. Сети, Вася, усики. У Севы усики. [З-З'] — ЗА, УЗУ. ЗЭ, АЗИ. ЗА-ЗЯ, СА-ЗА, СЕ-ЗЕ. Зайка, звезды, зебра, Азия. У Зои зайка. Резиновую Зину купили в магазине. [Ц] — ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦИ, АЦ, ОЦ, АЦА, АЦО, АЦУ, АЦЫ. СА-ЦА, АЦ-АС, АСА-АЦА. Цапля, огурец, пицца. В саду цветет акация. [Ш] — ША, ШО, ШУ, ШЕ, ШИ, АШ, ОШ, АША, АШО, АШУ, АШИ. Шапка, душ, кошка. Паша ест кашу. [Ж] — ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ, АЖА, АЖО, АЖУ, АЖИ. ША-ЖА, ЗО-ЖО, АЗО-АЖЁ. Жук, лужа, дождик. Жадная жаба живет на болоте. [Щ] — ЩА, ЩЁ, ЩУ, ЩЕ, ЩИ, АЩ, ОЩ, АЩА, АЩЁ, АЩУ, АЩИ. Щека, овощ, пещера. Щенок утащил щетку. [Ч] — ЧА, ЧО, ЧУ, ЧЕ, ЧИ, АЧ, ОЧ, АЧА, АЧО, АЧУ, АЧИ. ЧА-ЩА, ТЕ-ЧЕ, АТЬ-АЩ, ОЧ-ОЩ. Чай, мяч, бабочка. Пей чай из чашки. [Р-Р'] — РА, РО, РУ, РЕ, РИ, АР, ОР, АРА, АРО, АРУ, АРЕ, АРИ. РА-РЯ, РО-РЁ, РУ-РЮ. ЛА-РА, ЛЕ-РЕ, ИЛ-ИР, ИЛЬ-ИРЬ. Рыба, сыр, дырка, репка, царь, горько. Рыба и раки в реке. На грядках репка, редька и редис. [М-М'] — МА, МО, МУ, МЕ, МИ, АМ, ОМ, АМА, АМО, АМУ, АМЕ, АМИ. МА-МЯ, МО-МЁ, МУ-МЮ. МА-НА, АМ-АН, МЕ-НЕ, ИНЬ-ИМЬ. Мама, дом, Умка, мед, домик. У мамы маки. Мама мыла Милу мылом. [Н-Н'] — НА, НО, НУ, НЕ, НИ, АН, ОН, АНА, АНО, АНУ, АНЕ, АНИ. Нос, кабан, банан, няня, пони. Пони, но-о-о! У Нины няня. Логопедическая карта для записи результатов обследования представлена в приложении 2. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите и раскройте основные принципы логопедического обследования детей после пластики губы и неба. 2. Назовите критерии оценки речи ребенка после операции. 3. Каким образом проводится обследование дыхательной функции? 4. На что важно обратить внимание при обследовании баланса резонирования голоса? 5. Как изучается строение и функция органов артикуляции? 6. Чем будут отличаться задания, направленные на выявление уровня фонематической компетенции, для детей раннего, младшего дошкольного, старшего дошкольного и школьного возраста. 7. Каким образом проводится обследование звукопроизношения детей после хирургического лечения расщелины губы и неба? 6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности у детей после операции Иногда после оперативного лечения расщелины неба у ребенка может формироваться небно-глоточная недостаточность (НГН) — патологическое состояние небно-глоточного кольца (НГК), при котором во время глотания и фонации небно-глоточное смыкание (НГС) осуществляется неполноценно, с остаточным отверстием. НГН проявляется, прежде всего, в виде гиперназализации (выраженного носового оттенка гласных и звонких согласных звуков вследствие атипичного использования полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости) и носовой эмиссии (слышимой утечки воздуха через носовые ходы при произнесении звуков, требующих давления в ротовой полости). Помимо расщелины неба НГН может быть вызвана целым рядом причин как врожденного, так и приобретенного характера, например, некоторыми неврологическими заболеваниями (миастенией, рассеянным склерозом, миотонической дистрофией), сколиозом, умственной отсталостью, тяжелыми врожденными синдромами, травмой небно-глоточных структур. Частота случаев НГН у детей после пластики неба, по данным разных авторов, составляет от 5% до 36%. На сегодняшний день объективной методики диагностирования НГН в России не существует. Визуальная оценка небно-глоточного смыкания, как правило, не информативна. Логопед может лишь предполагать о наличии НГН у ребенка, с которым проводит логопедические занятия. Признаками НГН является низкая динамика обучения, затрудненная автоматизация сформированных навыков, сложности при произнесении звонких согласных звуков, неустранимое наличие гиперназализации и носовой эмиссии в речи, а также компенсаторных гримас в области крыльев носа и лба. Для диагностики НГН наиболее широко применяемым во всем мире является метод фиброптической назофарингоскопии. Данное исследование позволяет получить данные об анатомическом строении и функции небно-глоточного кольца без болезненности и специальной подготовки, что позволяет применять его даже у детей раннего возраста. Фиброптическая назофарингоскопия проводится врачом-отоларингологом по принципу любого другого эндоскопического исследования. Ребенок располагается в положении сидя. В носовой ход помещают назофарингоскоп (фото №20, 21), через который хорошо видно мягкое небо, заднюю и боковые стенки глотки. Затем ребенок отраженно повторяет определенные слоги, слова и фразы с ротовыми звуками. В это время врач визуально оценивает тип небно-глоточного смыкания, наличие небно-глоточной недостаточности и размер остаточного отверстия. Выделяют 4 основные типа небно-глоточного смыкания. При циркулярном типе отмечается равномерное продвижение мягкого неба и боковых стенок глотки к сагиттальной плоскости. При циркулярном типе с валиком Пассавана в смыкании отмечается равное участие мягкого неба, боковых стенок глотки, а также задней стенки глотки, что приводит к образованию подлинного сфинктерного смыкания. При сагиттальном типе отмечается равномерная подвижность боковых стенок глотки с незначительным продвижением мягкого неба к задней стенке глотки. При коронарном типе в большей степени выражена подвижность мягкого неба в направлении неподвижной задней стенки глотки, боковые стенки глотки при этом продвигаются незначительно, достигая боковых краев мягкого неба. При проведении назофарингоскопии врач обязательно обращает внимание на: 1. Мягкое небо: а) подвижность (0,0-1,0) б) симметричность: да/нет (вправо, влево, центр) в) смыкание с аденоидами: да/нет. 2. Боковые стенки глотки: а) подвижность правой (0,0-1,0) направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее б) подвижность левой (0,0-1,0) направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее. 3. Подвижность задней стенки глотки: (0,0-1,0). 4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту/нет. 5. Тип небно-глоточного смыкания: сфинктерный, коронарный, сагиттальный, циркулярный, атипичный. 6. Размер остаточного отверстия (0,0-1,0). 7. Расположение отверстия: центральное, смещено вправо/влево, двустороннее. 8. Рекомендации: логопедическое обучение, оперативное лечение. Для определения степени выраженности небно-глоточной недостаточности и пути ее коррекции ЛОР-врач оценивает размеры остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании в процентном соотношении. Вариантом нормы является небно-глоточная недостаточность с остаточным отверстием до 10%. Речь ребенка при такой НГН полноценна. НГН с остаточным отверстием до 20-30% возможно скомпенсировать педагогическим путем. На занятиях логопед вызывает компенсаторное включение небно-глоточных структур и добивается уменьшения небно-глоточной недостаточности. Чаще всего после курса логопедического обучения речь ребенка нормализуется, и проведение повторной операции не требуется. Если же размер остаточного отверстия при НГН больше 30%, то необходимо проведение операции по ее устранению и дальнейшее логопедическое обучение до полного восстановления произносительной стороны речи ребенка. Пример №1. Имя, фамилия, возраст: Полина Л., 5 лет. 1. Мягкое небо: а) подвижность — 0,6. б) симметричность: да в) смыкание с аденоидами: нет. 2. Боковые стенки глотки: а) подвижность правой — 0,1 направление: медиальное б) подвижность левой — 0,1 направление: медиальное. 3. Подвижность задней стенки глотки: 0,0. 4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту. 5. Тип небно-глоточного смыкания: коронарный. 6. Размер остаточного отверстия — 0,4. 7. Расположение отверстия: центральное. 8. Заключение: исследование выявило устойчивую небно-глоточную недостаточность. Остаточное отверстие не менее 40%. 9. Рекомендации: оперативное лечение. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение небно-глоточной недостаточности. 2. Назовите причины ее формирования. 3. Каким образом диагностируется небно-глоточная недостаточность? 4. Перечислите и опишите основные типы небно-глоточной недостаточности. 5. В каком случае небно-глоточная недостаточность устраняется хирургическим путем? 6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей после пластики неба По клинико-педагогической классификации, ринолалия — это нарушение произносительной стороны речи, а именно внешнего оформления высказывания. Довольно часто детям после пластики губы и неба даются ошибочные заключения. В связи с этим еще раз желательно остановиться на признаках ринолалии и ее дифференциальной диагностике с другими речевыми расстройствами, на первый взгляд, имеющими похожие проявления. В таблице №1 представлено сравнение структуры речевого дефекта при ринолалии с другими нарушениями устной речи, проявляющимися в неполноценности внешнего оформления высказывания — ринофонией, дисфонией, дизартрией и дислалией. Таблица №1 Сравнение ринолалии с другими речевыми нарушениями | Дыхание | Ротовой выдох | Строение органов артикуляции | Иннервация мышц органов артикуляции | Баланс резонирования голоса | Звуко- произно- шение | Дислалия | Нормальное | Нормальный | Может быть нарушено | Сохранна | Сохранен | Нарушено | Дизартрия | Может быть нарушено | Может быть нарушен | Нормальное | Нарушена | Может быть нарушен | Нарушено | Продолжение таблицы Дисфония | Может быть нарушено | Может быть нарушен | Может быть нарушено | Может быть нарушена | Нормальный | Сохранно | Ринофо-ния | Нарушено | Смешанный (с носовым) | Нарушено | Может быть нарушена | Нарушен | Сохранно | Ринолалия | Нарушено | Не сформирован | Нарушено | Сохранна | Нарушен | Нарушено | Приступая к анализу результатов, полученных в процессе логопедического обследования ребенка, необходимо учитывать следующие данные о речевой патологии: 1. Биологический или социальный фактор возникновения. 2. Органическая или функциональная причина развития. 3. Локализация в центральном или периферическом отделе речевого аппарата. 4. Время наступления. 5. Степень выраженности дефекта. Причиной формирования ринолалии является патология небно-глоточного кольца, поэтому фактор ее возникновения, конечно же, биологический. В свою очередь, небно-глоточная недостаточность является следствием врожденной расщелины или какого-либо другого анатомического дефекта неба, а значит фон развития ринолалии органический, с локализацией в периферическом отделе. За редким исключением, в педагогической практике встречаются дети с признаками ринолалии на фоне врожденного пареза мягкого неба. В таком случае речевая патология имеет функциональную причину, центрального или периферического характера. Время формирования ринолалии — период овладения ребенком активной речью. Ринолалия не может сформироваться в дошкольном или школьном возрасте, даже в случае приобретенной патологии небно-глоточного затвора (механической травмы, состояния после удаления опухоли, пареза или паралича мягкого неба). В этом случае может быть ринофония, дизартрия, но не ринолалия, так как артикуляторная база уже усвоена ребенком. Исключением являются дети после пластики неба, с «вторичной» небно-глоточной недостаточностью. Сначала их речь может развиваться без признаков ринолалии, но со временем, к 3-4 годам, из-за укороченного, недостаточно функционального мягкого неба, при активном росте глотки, особенно у мальчиков, может возникать открытый носовой оттенок и замены переднеязычных звуков, как правило, артикуляторно сложных, шипящих, свистящих и соноров на заднеязычные. Степень выраженности ринолалии различна, однако она имеет тотальный характер нарушения. То есть, как правило, нарушаются не только артикуляторно сложные звуки, но и гласные, губно-зубные, губно-губные, заднеязычные группы звуков. При сопоставлении перечисленных данных, характерных для ринолалии и других речевых нарушений можно найти некоторые совпадения. Например, большинство из них имеет биологический фактор происхождения, органический фон развития, раннее формирование и значительную степень выраженности. Однако, имеются и существенные различия, благодаря которым можно с уверенностью утверждать, что у того или иного ребенка — ринолалия. Отличить ринолалию от ринофонии можно путем анализа звукопроизношения. При ринофонии нет его тотального нарушения, нет замен на заднеязычные звуки, на глоточные и гортанные щелчки. У ребенка с носовым оттенком голоса может быть увулярный [Р] или искажение группы шипящих, свистящих звуков. В таком случае он получит заключение ринофонии и дислалии или ринофонии и стертой формы дизартрии — в зависимости от причины нарушения звуков, но не ринолалии. От ринолалии дисфония отличается не только сохранным звукопроизношением, но главным образом локализацией запускающего механизма. У ребенка с ринолалии изначально нет патологии голосового аппарата. Состояние гортани и голосовых складок не изменено. При ринолалии первично нарушается баланс резонирования голоса, имеется выраженный открытый носовой оттенок, обусловленный патологией небно-глоточного затвора. И только к подростковому возрасту, если ребенок не получает логопедической помощи, у него могут появиться признаки дисфонии в виде осиплости, хриплости, сдавленности или слабости голоса. Отличительной чертой дизартрии является нарушение тонуса мышц органов артикуляции. Ребенок с ринолалией, как правило, успешно справляется с упражнениями артикуляционной гимнастики, выполняет их в полном объеме, хорошо переключается с одной пробы на другую. Мышечный тонус языка у ребенка с ринолалией является удовлетворительным, при выполнении упражнений нет тремора, дивиации языка, гиперсаливации. Отличается также характер нарушений звукопроизношения. При дизартрии в противоположность ринолалии редко искажаются группы артикуляторно простых звуков, наиболее рано появляющихся в речевом онтогенезе. При ринолалии нарушен и способ, и место образования звуков, а при дизартрии, как правило, только способ. Дислалия отличается от ринолалии не только нормальным балансом резонирования, но так же, как и дизартрия, характером нарушения звукопроизношения. Даже при сложной механической дислалии, которая довольно часто встречается у детей после ранней пластики неба, не меняется место образования звуков, отсутствуют грубые замены на глоточный выдох и гортанный щелчок. Общая разборчивость речи ребенка с дислалией значительно выше, чем у ребенка с ринолалией, за счет отсутствия гиперназального оттенка голоса и правильного места образования звуков. Отдельного внимания заслуживает категория детей с сочетанной речевой патологией. Как было замечено выше, у ребенка после пластики неба не обязательно сформируется ринолалия. У него может быть открытая ринофония вследствие небно-глоточной недостаточности и сложная механическая дислалия из-за ношения ортодонтического аппарата. А у ребенка с ринолалией может быть выражена дизартрическая симптоматика в речи, и он получит заключение: ринолалия с дизартрическим компонентом. В таблице дифференциальной диагностики рассмотрены наиболее схожие с ринолалией речевые нарушения устной речи. А ведь у детей с ринолалией могут встречаться также и нарушения темпо-ритмической оргазации речи, например, заикание, нарушения письменной речи — дисграфия и дислексия. Таким образом, проведение дифференциальной диагностики ринолалии с другими речевыми расстройствами позволяет наиболее точно определить направления коррекционной работы с ребенком и ускорить процесс восстановления речи. Контрольные вопросы и задания 1. Как отличить ринолалию от открытой ринофонии? 2. Как отличить ринолалию от дисфонии? 3. Как отличить ринолалию от дизартрии? 4. Как отличить ринолалию от дислалии? 5. Может ли у ребенка с ринолалией быть еще какое-либо речевое нарушение? Приведите пример. 6. У ребенка после хейлопластики и пластики неба имеется гиперназальный оттенок голоса и нарушенное звукопроизношение, при котором все переднеязычные и губные звуки заменяются на искаженные заднеязычные. Какое логопедическое заключение он получит? Глава 7 ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ |