МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дети после пластики неба с ринофонией





В большинстве случаев у детей после пластики неба с ринофонией встречается ее открытая форма.

Причиной открытой ринофонии у этой группы пациентов чаще всего являются послеоперационные дефекты неба, а также небно-глоточная недостаточность, описание которой подробно представлено в параграфе 6.4.

Особенный интерес представляет тот факт, что время проявления открытой ринофонии не одинаково в каждом отдельном случае.

Например, есть дети после пластики неба с адекватным формированием артикуляторной базы по месту образования звуков, но с наличием открытого назального оттенка голоса. Родители таких детей' отмечают носовое звучание речи ребенка с раннего возраста.

Другая категория — дети, у которых открытая ринофония появляется не сразу, а по прошествии какого-то времени. Родители этой группы пациентов обращаются к логопеду с жалобой на «вдруг» появившийся носовой оттенок голоса ребенка. Зачастую подобные изменения баланса резонирования связаны с активным ростом ребенка, а именно с резким увеличением объема глотки (особенно у мальчиков) и недостаточной функциональностью мягкого неба.

Еще одной причиной появления открытой ринофонии у детей после пластики неба может стать инволюция (обратное развитие — уменьшение) или удаление аденоидных вегетации, в случае если они участвовали в осуществлении небно-глоточного смыкания.

Крайне редко, однако, все-таки возможно в логопедической практике встретить ребенка после пластики неба с закрытой ринофонией. Как правило, это дети с нормальным типом небно-глоточного смыкания и каким-либо заболеванием ЛОР-органов: хроническим аденоидитом, хронической гипертрофией слизистой носа, полипами носовой полости, искривлением носовой перегородки.

И совсем редко встречающаяся категория пациентов — дети после пластики неба со смешанной ринофонией. Например, ребенок с выраженной небно-глоточной недостаточностью до 60% и резким сужением, уплощением носовых ходов и искривлением носовой перегородки после двусторонней хейлопластики.

Логотерапия при ринофонии

Приемы коррекционной работы при открытой ринофонии представлены в параграфе 8.3.3.

Коррекцию закрытой ринофонии желательно начинать после устранения ее органической причины (удаления аденоидов, полипов). Иногда после операции ребенок самостоятельно в течение 7-10 дней самостоятельно овладевает нормальным балансом резонирования. В случае привычной закрытой ринофонии рекомендованы следующие упражнения.

Упражнение 1. Нормализация носового дыхания. Сделать вдох и выдох через нос — 5 раз.

Упражнение 2. Дифференциация носового и ротового дыхания. Сделать вдох через нос, выдох через рот — 5 раз. Затем вдох через рот, выдох через нос- 5 раз.

Так как улучшение резонанса базируется на тщательной тренировке слухового восприятия, то работа по устранению гипоназального оттенка голоса начинается с объяснения ребенку разницы между назальными звуками [М-М', Н-Н'] и остальными, которые в русском языке являются оральными.

Упражнение 3. Логопед показывает разницу при произнесении ротовых и носовых звуков. Объясняя, что вибрация в области спинки и крыльев носа бывает только при произнесении звуков [М-М'] — мамин звук и [Н-Н'] — Нинин звук. Объяснение можно закрепить картинками с изображением мамы и девочки Нины.



Упражнение 4. Подача голоса в «маску». Протяжно произносить звуки [М-М', Н-Н']. Ребенок тактильно контролирует вибрацию в области спинки и крыльев носа.

Упражнение 5. Напевное слитное произнесение открытых слогов с носовыми звуками: МА-МА-МА, МО-МО-МО, МУ-МУ-МУ, МЭ-МЭ-МЭ, МЫ-МЫ-МЫ, МЕ-МЕ-МЕ, МИ-МИ-МИ, МЕ-МИ-МА-МУ и т.п.

Упражнение 6. Автоматизация носовых звуков на уровне слова: Мама, мы, мак, моль, мука, мель, Мила, мель. На! на-на, Но! Ну-ну! нос, Нона, Анна, она, он, кон, они, кони, нет.

Упражнение 7. Автоматизация носовых звуков на уровне предложения:

У моей мамы маки. Мы мыли Милу мылом. Мила не любит мыла. У Анны пони. У пони попона. «Но, пони!», — кричит Аня.

Упражнение 8. Дифференциация носовых звуков с ротовыми, в частности: [М-Б, М'-Б', Н-Д, Н'-Д']: мамуля — бабуля, няня — дядя, Нинуля — дедуля. Мы нарвали маков. «На, мамуля, маки!». «На, бабуля, маки !». У меня няня. Няня — Нина. А у меня дядя. Дядя — Дима. И т.п.

Упражнение 9. Автоматизация носовых звуков на уровне связной речи. Употребление сформированных навыков самостоятельно, без тактильного контроля.

Коррекцию смешанной ринофонии также необходимо начинать со слухового внимания к собственному голосу. Важно показать ребенку, что носовые и ротовые звуки звучат по-разному, объяснить почему, закрепить полученную информацию тактильным контролем. И после этого можно начинать поочередное устранение гипер- либо гипоназализации, в зависимости от анатомических условий органов артикуляции. По достижении нормального баланса резонирования обязательно провести дифференциацию ротовых и носовых звуков.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение ринофонии. Какие формы ринофонии Вам известны?

2. Опишите нарушение баланса резонирования и способы его коррекции при открытой ринофонии.

3. В каких случаях может формироваться закрытая ринофония? Назовите способы ее устранения.

4. Опишите состояние произносительной стороны речи ребенка, у которого выявлена смешанная ринофония.

5. Изложите причины формирования ринофонии у детей после пластики неба.

Приложение №1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания к главе №1

1. Нёбо в условиях анатомической нормы состоит:

а) из двух отделов б) одного единого отдела в) из трех отделов

2. Твердое нёбо это:

а) образование небных отростков верхней челюсти и горизонтальных пластинок небных костей

б) небная кость

в) образование, разобщающее ротовую полость, полости носа и глотки.

3. При дыхании мягкое небо:

а) напряжено

б) опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта

в) напрягается и опускается в зависимости от типа дыхания (при носовом — опущено, при ротовом — напряжено)

4. Мягкое небо поднимается, натягивается, прижимается к задней стенке глотки при:

а) глотании б) зевании в) дутье г) свисте д) фонации е) шепотной речи

5. Определите звук по его артикуляционному укладу. Голосовые складки разомкнуты. Мягкое небо отжато к задней стенке глотки. Губы и зубы слегка разомкнуты. Кончик языка прижат к верхним резцам, спинка языка опущена. Воздушная струя разрывает смычку между кончиком языка и верхними резцами. Дайте его фонетическую характеристику.

6. Определите звук по его артикуляционному укладу Голосовые складки разомкнуты. Мягкое небо отжато к задней стенке глотки. Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута. Воздушная струя проходит по желобку, образованному по средней линии языка. По форме язык напоминает «Горку». Дайте его фонетическую характеристику.

7. Определите звук по его артикуляционному укладу. Голосовые складки сомкнуты, колеблются. Мягкое небо отжато к задней стенке глотки. Губы и зубы слегка разомкнуты. Кончик языка немного отходит от нижних резцов, спинка языка выгнута крутой горкой. Воздушная струя разрывает смычку между задней частью спинки языка и задним отделом твердого неба. Дайте его фонетическую характеристику.

8. Определите звук по его артикуляционному укладу. Голосовые складки разомкнуты. Мягкое небо отжато к задней стенке глотки. Губы выдвинуты вперед и округлены. Зубы слегка разомкнуты. Кончик языка поднят к переднему отделу твердого неба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. По форме язык напоминает «Чашечку». Воздушная струя разрывает смычку между кончиком языка и верхними резцами. Дайте его фонетическую характеристику.

9. Определите звук по его артикуляционному укладу. Голосовые складки сомкнуты, колеблются. Мягкое небо не напряжено, опущено. Губы и зубы слегка разомкнуты. Кончик языка образует смычку с верхними резцами, спинка языка опущена. Воздушная струя проходит через нос. Дайте его фонетическую характеристику.

10. Выберите правильное утверждение:

а) тембр голоса формируется благодаря резонансу

б) резонанс формируется благодаря тембру голоса

Задания к главе №2

1. Какие расщелины более распространены в популяции человека:

а) сквозные расщелины губы и неба

б) изолированные расщелины верхней губы

в) изолированные расщелины неба

2. Выберите правильное утверждение:

а) расщелина верхней губы и неба чаще и в более тяжелой форме встречается у мальчиков

б) изолированную расщелину неба чаще наблюдают у девочек

в) из несимметричных расщелин верхней губы отмечается явное преобладание левосторонней.

3. Расщелины губы и неба могут формироваться:

а) в случае наследственной патологии

б) из-за полученного матерью радиационного облучения

в) из-за перенесенных матерью во время беременности вирусных инфекций

г) из-за психических потрясений матери в критический период

д) из-за приема матерью во время беременности лекарственных препаратов

4. Критическим периодом эмбриогенеза для формирования расщелины является:

а) 1-2 неделя б) 7-8 неделя в) 15-16 неделя

5. Изолированные расщелины губы бывают:

а) сквозными б) полными в) частичными г) односторонними

6. Изолированные расщелины неба бывают:

а) сквозными б) полными в) частичными

7. Сквозные расщелины губы и неба бывают:

а) изолированными б) односторонними в) двусторонними

8. При сквозной расщелине губы и неба:

а) расщеплена губа, альвеолярный отросток верхней челюсти, твердое и мягкое небо

б) расщеплена губа, твердое и мягкое небо

в) расщеплена губа, альвеолярный отросток верхней челюсти, мягкое небо

г) расщеплена губа, альвеолярный отросток верхней челюсти, твердое небо

9. При двусторонней сквозной расщелине верхней губы и неба:

а) расщеплена губа, альвеолярный отросток верхней челюсти, твердое и мягкое небо с двух сторон

б) расщеплена губа, альвеолярный отросток верхней челюсти, твердое и мягкое небо с одной стороны

в) расщеплена губа, твердое и мягкое небо с двух сторон.

10. Может ли у ребенка быть одновременно изолированная расщелина губы слева и сквозная расщелина губы и неба справа:

а) да б) нет

Задания к главе №3

1. Расщелина губы может провоцировать:

а) нарушение сосания б) нарушение глотания в) появление гиперназализации

2. Расщелина губы и неба может провоцировать:

а) нарушение сосания б) нарушение глотания в) появление гиперназализации г) нарушение дыхания

3. Кормление ребенка со сквозной расщелиной губы и неба должно осуществляться:

а) через зонд б) через бутылочку с соской в) через бутылочку, переходящую в ложку г) через шприц

4. Может ли расщелина губы и неба провоцировать:

а) общую физическую ослабленность младенца

б) частые заболевания ЛОР-органов

в) развитие речевого нарушения

г) заболевания опорно-двигательного аппарата

5. Сквозная расщелина верхней губы и неба может провоцировать:

а) нарушение функционирования евстахиевой трубы

б) изменения в среднем ухе

в) развитие тугоухости

6. При расщелине губы и неба у ребенка:

а) может сформироваться патологическая позиция языка

б) может быть неправильный прикус

в) может быть рубцовая деформация верхней губы

г) имеется расщелина альвеолярного отростка

7. Патологическая позиция языка при расщелине неба это:

а) межзубная

б) язык лежит на дне ротовой полости

в) оттянутое кзади тело языка, с гипертрофией корня и вялым, истонченным кончиком

8. Ротовой выдох это:

а) прохладная направленная воздушная струя

б) теплая рассеянная воздушная струя

в) любая воздушная струя, выдыхаемая через рот

9. Смешанный выдох это:

а) когда часть воздуха выдыхается через рот, часть через нос

б) когда часть воздуха выдыхается прохладной, часть теплой

в) когда часть воздуха выдыхается направленной, часть рассеянной

10. Гримасы мимической мускулатуры при расщелине губы и неба:

а) носят компенсаторный характер

б) являются следствием попытки ребенка помешать выдоху воздуха через нос

в) по механизму возникновения идентичны тикам

11. При ринолалии имеет место:

а) нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте

б) нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц органов артикуляционного аппарата

в) нарушение звукопроизношения и наличие назального оттенка голоса вследствие патологии небно-глоточного затвора

г) наличие назального оттенка голоса вследствие патологии небно-глоточного затвора

12. Гиперназализация это:

а) нарушение тембра голоса, при котором ротовые звуки приобретают носовой оттенок

б) нарушение тембра голоса, при котором носовые звуки приобретают ротовой оттенок

в) наличие гиперназального оттенка голоса

13. Носовая эмиссия это:

а) слышимая утечка воздуха через носовые ходы

б) наличие гиперназального оттенка голоса

в) наличие гипоназального оттенка голоса

14. Ларингеальные артикуляции это:

а) осуществление щелей и смычек на уровне гортани

б) осуществление щелей и смычек на уровне глотки

15. Фарингеальные артикуляции это:

а) осуществление щелей и смычек на уровне гортани

б) осуществление щелей и смычек на уровне глотки

16. При ринолалии чаще встречаются:

а) замены звуков б) искажения звуков в) смешения звуков г) отсутствие звуков

17. Носовой оттенок гласных при ринолалии увеличивается а)от А к У б) от У к А в) от И к Э

18. При ринолалии отмечается изменение следующих признаков гласных:

а) ряд б) подъем в) лабиализация

19. При ринолалии в большей степени нарушаются:

а) носовые звуки

б) согласные, требующие высокого ротового давления

в) все звуки одинаково

20. Причины возникновения патологии голоса при расщелине неба:

а) нарушение механизма небно-глоточного смыкания

б) чрезмерная нагрузка на голосовые складки при ларингеальных артикуляциях

в) особенности поведения, стеснение речевого дефекта

Задания к главе №4

1. Первую попытку оперативного лечения расщелины неба произвели а) в XVIII веке б) в XIX веке г) в XX веке

2. Первые работы по ринолалии написаны:

а) дефектологами б) врачами в) логопедами г) сурдопедагогами

3. В прошлом выработались два направления в педагогических методах устранения речевых нарушений при расщелине неба:

а) да б) нет

4. Методика немецкой школы основана:

а) на принципе распространения возбуждения, вызываемом сильными раздражителями, благодаря которым в работу здоровых речедвигательных механизмов включаются и дефектные

б) на постановке правильного дыхания, а также голоса в «маску»

в) на использовании голоса повышенной громкости

г) на акцентированном

5. Представителями «немецкой» школы являются: а) Гутцман Г. б) Бейсс в) Е.Ф. Рау г) И.И. Ермакова

6. Основными направлениями методики французской школы являются:

а) постановка правильного дыхания

б) постановка голоса в «маску»

в) вокальный тренинг

г) ненапряженные дифференцировки движений артикуляционного аппарата

7. Представителями «французской» школы являются:

а) С. Борель-Мезони б) В. Бедю в) Фрешельс г) А.Г. Ипполитова д) Л.И. Вансовская е) М.Е. Хватцев

8. Ученые какой школы исходят из сущности физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок движений артикуляционного аппарата:

а) «французской» б) «немецкой» в) «американской»

9. Кем разработаны основные направления коррекционной работы при ринолалии:

а) Е.Ф. Рау (1939) б) З.Г. Нелюбовой (1938) в) А.Г. Ипполитовой (1953)

10. В настоящее время принципы какой школы более активно применяются на практике?

а) «французской» б) «немецкой» в) «американской»

Задания к главе №5

1. Хейлопластика это:

а) пластика губы б) пластика неба в) пластика губы и неба

2. При сквозной расщелине губы и неба последовательность операций следующая:

а) пластика губы, пластика мягкого неба, пластика твердого неба, костная пластика расщелины альвеолярного отростка

б) пластика губы, пластика твердого неба, пластика мягкого неба, костная пластика расщелины альвеолярного отростка

в) пластика губы, костная пластика расщелины альвеолярного отростка, пластика мягкого неба, пластика твердого неба

3. Оптимальным сроком для хирургической коррекции сквозной расщелины верхней губы и неба является:

а) первый год жизни ребенка б) период раннего возраста, до 3 лет в) сроки проведения операции значения не имеют

4. Первичная хейлопластика выполняется:

а) в первые месяцы жизни младенца

б) в 1 год

в) от 1 года до 3 лет

5. Пластика мягкого неба осуществляется

а) до 6 месяцев

б) на 2-м году

в) после 3 лет

6. Пластика твердого неба производится:

а) в 3 года

б) в возрасте 11-12 месяцев

в) после 2 лет

7. Костная пластика альвеолярного отростка верхней челюсти осуществляется:

а) по желанию родителей

б) после прорезывания постоянных первых/вторых резцов

в) в возрасте 5 лет

8. Реконструктивная хейлоринопластика это:

а) вторичная коррекция верхней губы и носа

б) первичная коррекция верхней губы

в) коррекция носового хода

9. В каком случае выполняется устранение небно-глоточной недостаточности

а) если у ребенка во время первичной базисной хирургической коррекции не удалось восстановить анатомическую целостность небно-глоточного кольца

б) если небно-глоточная недостаточность более 25-30 %

в) логопедическое обучение не дало ожидаемых результатов.

10. Проведение ранней пластики неба гарантирует нормальное речевое развитие:

а) да, это так

б) да, в случае проведения операций до 13 мес.

в) да, в случае проведения операций до 13 мес. и отсутствия вторичных дефектов неба и небно-глоточного кольца

Задания к главе №6

1. Какие из перечисленных принципов могут применяться при обследовании ребенка после пластики неба:

а) принцип комплексности

б) принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки

в) принцип наглядности и эмоциональности обследования

2. В настоящее время существует единая, стандартная методика оценки речи пациентов после пластики неба:

а) да, это так б) да, но только в РФ в) нет, не существует

3. Обследование детей после пластики неба можно проводить с помощью:

а) изучения анамнестических сведений

б) изучения заключений врачей-специалистов разных профилей

в) динамического наблюдения за ребенком в игре

4. Логопедическое обследование ребенка после пластики неба предполагает изучение:

а) состояния дыхательной функции б) тембр голоса в) баланс резонирования г) строение и функцию органов артикуляции

д) состояние звукопроизношения е) состояние фонематического слуха

5. Критерием нормальной речи у ребенка после пластики неба является: а) грудной или грудобрюшной тип физиологического дыхания

б) сформированность фонационного дыхания и ротового выдоха

в) отсутствие нарушений баланса резонирования и носовой эмиссии

г) отсутствие компенсаторных гримас мимической мускулатуры

д) положение кончика языка за нижними резцами, при ненапряженном корне

е) правильный способ и место образования звуков

6. Можно ли ребенку с послеоперационным рубцом на верхней губе без специального обследования дать заключение «Ринолалия»:

а) да б) нет в) да, если у него сквозная расщелина верхней губы и неба

7. У ребенка, 2.5 лет, после пластики неба активная речь не сформирована. Какое логопедическое заключение он получит?

а) задержка речевого развития б) ринолалия в) дислалия

8. У ребенка после хейлопластики и пластики неба имеется гиперназальный оттенок голоса и нарушенное звукопроизношение, при котором все переднеязычные и губные звуки заменяются на искаженные заднеязычные. Какое логопедическое заключение он получит?

а) дизартрия б) ринолалия в) дислалия

9. При небно-глоточной недостаточности с остаточным отверстием в 20-30% может быть:

а) ринолалия б) дислалия в) нормальная речь

10. Какие методы диагностики позволяют оценить состояние небно-глоточного кольца:

а) рентгенография б) назофарингоскопия в) УЗИ

Задания к главе №7

1. Какие нарушения речи могут быть у ребенка с расщелиной после операции?

а) дислалия б) ринолалия в) дизартрия

2. Возможно ли, что после ранней хирургической коррекции расщелины у ребенка не будет ринолалии

а) да, возможно б) нет, не возможно

3. У большинства детей раннего возраста после пластики неба, чья речь развивается без признаков ринолалии, имеется:

а) выраженная задержка формирования артикуляторной базы

б) задержка речевого развития

в) нарушение иннервации органов артикуляции

4. От чего зависит степень выраженности речевой патологии детей после пластики неба?

а) от сроков проведения операции

б) от того, насколько удалось восстановить анатомическую целостность органов артикуляции в) ни от чего не зависит

5. Отличается ли состояние произносительной стороны речи у детей с расщелиной неба, прооперированных до 13 месяцев и после?

а) да, отличается б) нет, не отличается

6. Отличается ли состояние произносительной стороны речи у детей с расщелиной неба, прооперированных от 1 года 2 мес. до 1 года 9 мес. и после?

а) да, отличается б) нет, не отличается

7. Какие послеоперационные дефекты могут оставаться у ребенка после операции?

а) дефект твердого неба б) дефект на границе твердого и мягкого неба в) частичное расхождение мягкого неба г) устойчивая небно-глоточная недостаточность

8. Верно ли что, чем позже прооперирован ребенок, тем больше признаков, характерных для ринолалии у него выявляется?

а) да, верно б) нет, не верно

9. Может ли ношение ортодонтического аппарата влиять на состояние звукопроизношения ребенка?

а) да, может б) нет, не может

10. Верно ли утверждение, что у большинства детей после операции не возможно полноценное формирование артикуляторного праксиса?

а) да, верно б) нет, не верно

Задания к главе №8

1. Коррекционная работа с детьми после пластики неба должна начинаться:

а) в случае позднего операционного лечения (после 3-х лет) — через 20-30 дней после операции

б) в случае устранения НГН — через 20-30 дней после операции

в) в случае ранней пластики — с 2,5-3 лет

г) в соответствии с готовностью ребенка к занятиям

2. Критериями готовности ребенка с ринолалией к логопедическим занятиям является:

а) возможность и желание взаимодействовать с логопедом

б) достаточная концентрация внимания: 5-7 минут на одном виде деятельности

в) мотивация и инициатива ребенка к занятиям

3. В случае проведения ранней пластики неба время начала коррекционной работы определяется сроками первичной хирургической коррекции:

а) да, это так б) нет, логопед может работать и до операции в) в настоящее время в основном применяется методика ранней послеоперационной работы

4. Наличие НГН или дефектов неба является показанием к отсрочке коррекционных мероприятий:

а) да, это так б) нет, это не так

5. Коррекционная работа с детьми после пластики неба должна быть дифференцирована в зависимости от:

а) проявления речевой патологии б) функциональных возможностей органов артикуляции в) возрастных особенностей ребенка

6. В задачи устранения речевого нарушения у детей после пластики неба входит:

а) коррекция физиологического и фонационного дыхания

б) стабилизация работы органов артикуляционного аппарата

в) нормализация баланса резонирования

г) развитие фонематического слуха

д) постановка звукопроизношения

7. Задачей логопеда во время работы с ребенком с ринолалий является:

а) сформировать артикуляционные уклады звуков таким образом, чтобы фонемы звучали соответственно фонетической системе родного языка

б) найти такой уклад органов артикуляции, чтобы звук соответствовал фонетической норме родного языка, а ребенок при этом не испытывал значительных затруднений

в) не просто постановка звуков, а именно «подстройка» органов артикуляции для акустически нормированного звукопроизношения в имеющихся анатомических условиях

8. На сегодняшний день объективной методики диагностирования НГН в России не существует.

а) да, это так б) нет, это не так

9. Занятия по восстановлению речи у детей после пластики неба рекомендуется начинать с:

а) формирования навыка косто-абдоминального дыхания

б) постановки звуков в) коррекции тембра голоса

10. Упражнения для растормаживания мышц мягкого неба и глотки рекомендуется выполнять:

а) через 18-20 дней после пластики неба б) в течение 6-8 месяцев после пластики неба в) в течение 6-8 месяцев после устранения НГН

г) постоянно, независимо от сроков операции

д) на 2-е сутки после пластики мягкого неба

11. Улучшение резонанса базируется:

а) на тщательной тренировке слухового восприятия ребенка

б) на тренировке внимания ребенка к собственной речи

в) на сформированном звукопроизношении

12. Работа по исправлению звукопроизношения у ребенка после пластики неба ведется:

а) после коррекции баланса резонирования б) перед коррекцией баланса резонирования в) параллельно работе над балансом резонирования

13. Работа по исправлению звукопроизношения у ребенка после пластики начинается:

а) с формирования простых кинестезии, таких как дутье, плевание, прорыв смычек, ощущение давления в ротовой полости

б) с артикуляционной гимнастики в) постановки губно-губных звуков

14. Постановку звуков рекомендуется проводить:

а) изолированно б) в закрытом слоге в) в открытом слоге

15. Подходят ли классические приемы постановки согласных звуков детям после пластики губы и неба:

а) да, всегда б) нет, не всегда

16. Из щелевых согласных легче всего проходит постановка:

а) звука [Ф] б) звука [X] в) звука [С]

17. Постановка звонких звуков и их мягких пар начинается:

а) с показа ребенку работы голосовых складок

б) объяснения разницы между носовыми и ротовыми звуками

в) объяснения разницы между щелевыми и взрывными звуками

18. Автоматизацию звонких звуков наиболее эффективно проводить:

а) в закрытых слогах б) в стечении согласных в) в интервокальной позиции

19. Смягчения губно-губных и губно-зубных звуков можно добиться путем:

а) продвижения спинки языка кзади б) продвижения спинки языка кпереди в) дополнительной улыбки

20. В дошкольном возрасте возможна коррекция:

а) фонематического слуха б) слухового внимания в) фонематического анализа и синтеза г) фонематического восприятия

Задания к главе №9

1. При ринофонии имеет место:

а) нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте

б) нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц органов артикуляционного аппарата

в) нарушение звукопроизношения и наличие назального оттенка голоса вследствие патологии небно-глоточного затвора

г) наличие назального оттенка голоса вследствие патологии небно-глоточного затвора

2. Гиперназализация это:

а) нарушение тембра голоса, при котором ротовые звуки приобретают носовой оттенок

б) нарушение тембра голоса, при котором носовые звуки приобретают ротовой оттенок

в) наличие гиперназального оттенка голоса

3. Гипоназализация это:

а) нарушение тембра голоса, при котором ротовые звуки приобретают носовой оттенок

б) нарушение тембра голоса, при котором носовые звуки приобретают ротовой оттенок

в) наличие гипоназального оттенка голоса

4. Носовая эмиссия это:

а) слышимая утечка воздуха через носовые ходы б) наличие гиперназального оттенка голоса в) наличие гипоназального оттенка голоса

5. Носовая эмиссия сопровождает:

а) открытую ринофонию б) закрытую ринофонию в) смешанную ринофонию

6. При открытой ринофонии:

а) имеется гиперназальный оттенок голоса

б) имеется гипоназальный оттенок голоса

7. При закрытой ринофонии:

а) имеется гиперназальный оттенок голоса

б) имеется гипоназальный оттенок голоса

8. При смешанной ринофонии:

а) имеется гиперназальный оттенок голоса

б) имеется гипоназальный оттенок голоса

9. Ринофония может быть:

а) приобретенной б) врожденной в) органической г) функциональной

д) центрального характера е) периферической

10. Уточните, какой будет ринофония, вызванная наличием анатомической причины:

а) органической б) функциональной в) центрального характера

г) периферической

11 .Уточните, какой будет ринофония, вызванная тяжелым заболеванием нервной системы (при сохранном рефлексе глотания):

а) центрального характера б) периферической

12. Уточните, какой будет ринофония, вызванная расщелиной, периферическим парезом или параличом мягкого неба, ограничением подвижности мягкого неба вследствие дифтерии, удаления миндалин, травмы:

а) центрального характера б) периферической

13. Уточните, какой будет ринофония, вызванная закрытием носовой полости аденоидами, полипами, хроническим насморком:

а) органической б) функциональной в) центрального характера

г) периферической

14. Во время диагностики ринофонии предлагается произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки дважды, с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы:

а) не изменится б) изменится

15. Во время диагностики ринофонии предлагается пропеть, потянуть звуки [М, Н]. Каждый звук произносится дважды — с открытыми и закрытыми ноздрями. При истинной гипоназальности закрытие ноздрей:

а) влияет на резонанс б) не влияет на резонанс

Приложение 2

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА

Дата:

1. Фамилия, имя, возраст:_________________________________________

2. Клинический диагноз:__________________________________________

3. Сроки хирургического лечения: хейлопластика_____пластика мягкого

неба__________пластика твердого неба_______пластика расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти _____________другие операции __________

4.. Состояние слуха________зрения ______________интеллекта_________

5. Тип физиологического дыхания: ключичный, грудной, реберно-брюшной.

Фонационное дыхание: сформировано /нет; ротовой выдох: сформирован/ нет; при фонации выдох — носовой, ротовой, смешанный.

6. Артикуляционный аппарат:

Губы: без патологии, с рубцовой деформацией/ без деформации;

Уздечка верхней губы: нормальная, укороченная;

Мышечная подвижность губ: смыкание — полное/ неполное;

Переключаемость губ: полная/неполная;

Преддверье рта: сформировано / нет, имеется расщелина альвеолярного отростка верхней челюсти (справа/слева), протрузия (выдвижение межчелюстного отростка верхней челюсти вперед);

Прикус: без патологии, имеется сужение верхней челюсти, прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой прикус;

Зубной ряд: сформирован / нет;

Язык: нормальный, массивный, маленький, удлиненный, укороченный, широкий, узкий, имеется гипертрофия корня языка, кончик истонченный, раздвоенный;

Уздечка языка: нормальная, короткая, длинная;

Позиция языка: правильная, межзубная, оттянут кзади, лежит на дне полости рта;

Мышечная подвижность языка: достаточная, ограниченная;

Переключаемость языка: полная/неполная;

Тонус языка: нормальный, пониженный, повышенный, тремор;

Девиация языка: вправо/ влево, отсутствует;

Саливация: нормальная, повышенная, пониженная;

Твердое небо: без дефектов, имеется дефект в переднем отделе, в среднем отделе, на границе твердого и мягкого неба; по форме: куполообразное, высокое, низкое, узкое, широкое, готическое;

Небно-глоточное смыкание: (визуально) состоится/ нет;

Глоточное кольцо: сужено достаточно / нет;

Мягкое небо: нормальное, расщепленное, короткое, длинное, подвижное, малоподвижное, неподвижное; увуля: расщеплено, нормальное;

7. Фиброптическая назофарингоскопия: не проводилась, проводилась___,

результаты НФС:________________________________________________

8. Общее звучание речи:

Спонтанная речь: разборчивая, малопонятная, неразборчивая;

Голос: без патологии, тихий, громкий, глухой, звонкий, охриплый;

Баланс резонирования голоса: нормальный, нарушен;

Гиперназализация: нет, легкая, умеренная, выраженная:

Гипоназализация: нет, легкая, умеренная, выраженная;

Носовая эмиссия: нет, легкая, умеренная, выраженная;

Компенсаторные движения мимической мускулатуры в покое: нет/есть крыльев носа, лба, щек; во время речи: нет/есть: крыльев носа, лба, щек.

9. Характеристика звукопроизношения: норма, отсутствие, искажение, тотально нарушено, замена, смешение, носовая эмиссия:

Гласные: А Э О И Ы У.

Согласные:

П П' Б Б'  
Ф Ф' В В'  
Т Т' Д Д'  
М М' Н Н'  
К К' Г Г'  
X X'      
С С' З З' Ц
Ш Ж Щ Ч  
Л Л' Р Р' Й

 

10. Фонематическая компетенция:__________________________________

11. Слоговая структура слова:______________________________________

12. Словарь:

пассивный______________________________________________________

активный_______________________________________________________

13. Грамматический строй речи:____________________________________

14. Связная речь:________________________________________________

15. Краткая характеристика ребенка: _______________________________

16. Заключение_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

17. Перспективный план коррекции: ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.