Глава ix Организация логопедической помощи населению в советском союзе До Великой Октябрьской социалистической революции в России не существовало логопедической помощи, не было, конечно, и подготовки специалистов-логопедов. Отдельные специалисты (сурдопедагоги, артисты, врачи) исправляли речь (косноязычие, заикание) частным образом, никакого контроля в отношении приемов, способов, а также оплаты не существовало. Пользоваться такой помощью могли только обеспеченные люди. Педагогическая и врачебная общественность с конца XVIII в. обращала внимание на отрицательное значение речевых недостатков; отдельные ученые выступали по этому вопросу в печати (психиатр И. А. Сикорский писал о заикании в 1889 г.), переводили работы с других языков (так, были переведены работы врачей Куссмауля, 1889, В. Олтушевского, 1898). В 1911 г. на съезде учителей московских городских школ был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям. Под руководством известного сурдопедагога проф. Ф. A. Pay, большого энтузиаста своего дела, велась соответствующая работа по исправлению речи в двух вспомогательных школах. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические курсы. После Октябрьской революции, уже в 1918 г., по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича в Москве были организованы обязательные логопедические курсы для работников дошкольных учреждений (воспитателей и врачей). При педагогических институтах в Ленинграде, Москве и Киеве были открыты дефектологические факультеты, где при кафедрах сурдопедагогики желающим студентам дополнительно давали и логопедическую подготовку. С 1946 г. на дефектологическом факультете при Государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина в Москве было организовано первое логопедическое отделение для подготовки учителей-логопедов. В настоящее время отделение готовит логопедов широкого профиля, которые выполняют работу в любом типе учреждения с любым составом логопатов. В Советском Союзе организованно осуществляется государственная логопедическая помощь населению. Эта помощь орга низована по линии двух министерств — просвещения и здравоохранения. Каждое из этих министерств развивает свою сеть учреждений (табл. 11). Между работой отдельных учреждений должна существовать преемственность для того, чтобы в случае надобности ребенок мог безболезненно перейти из одного учреждения в другое (например, из специализированных детских яслей в специальный детский сад, из детского сада в специальную школу или в массовую, с дополнительной работой школьного или поликлинического логопеда). Преемственность должна быть обеспечена согласованностью планов работы (воспитания, обучения и логопедической работы) различных учреждений независимо от того, в ведении какого министерства они находятся. В связи с многочисленностью детей с дисграфией разных видов и разных степеней тяжести задачи логопедической работы усложняются и расширяются. В Советском Союзе организована и продолжает расширяться помощь детям, страдающим дисграфией. В настоящее время определилось два основных направления в этой области: а) профилактическое направление — предупреждение возникновения затруднений в обучении чтению и письму, б) исправление уже создавшихся и в той или иной степени за крепившихся дефектов чтения и письма у школьников Оба направления имеют очень большое значение в связи со всеобщим обучением детей в СССР. Различная форма организации логопедической помощи в деле борьбы с затруднениями в письменной речи обусловлена в основном разным возрастом детей (дошкольный возраст, младший школьный, средний и старший школьный) Система работы также не может быть всегда одинаковой, она изменяется в зависимости как от возраста и характера затруднения, так и от этапа школьного обучения. Профилактические направление получило официальное утверждение в 1965 г в связи с постановлением об организации в детских садах подготовительных групп. Эти группы организованы с целью обеспечить более успешную подготовку детей к школьному обучению. Кроме того, для детей дошкольного возраста с расстройствами речи начата организация специальных детских садов и специальных групп при массовых детских садах. Срок пребывания детей в этих группах—до одного года. По истечении этого срока дети возвращаются в массовые детские сады или направляются в школы. Для того чтобы помочь воспитателям массовых детских садов справиться с новой для них задачей пропедевтического обучения грамоте и исправления недостатков произношения, введен курс логопедии на дошкольных факультетах педагогических институтов и в дошкольных педагогических училищах. В целях возможного приближения логопедической помощи к процессу школьного обучения Министерством просвещения РСФСР в 1948 г. был издан приказ об организации школьных логопедических пунктов. При организации школьных логопедических пунктов на школьного логопеда было возложено исправление дислалий, заикания, дисграфии и дислексии у всех учащихся школ района, нуждающихся в этом. В настоящее время школьные логопеды должны обеспечить в отношении дисграфии и дислексии как предупреждение их (в младших классах), так и исправление устной и письменной речи школьников (начальной и средней школы). Логопед детских поликлиник, обслуживая детей в возрасте с 2 до 14 лет и контингент детских садов своего района, осуществляет работу как по предупреждению дисграфии, так и по исправлению ее у детей с различными речевыми нарушениями. В специальных речевых школах борьба с нарушениями письменной речи проводится классными учителями-логопедами фронтально на уроках русского языка и во время индивидуальных и групповых логопедических занятий. Сроки пребывания ребенка в учреждении зависят от формы речевого нарушения для заикающихся детей 3—4 месяца, для детей с диагнозами алалия, дизартрия, сложные случаи дислалий —6 месяцев. Несмотря на большие возможности многопланового и постоянного воздействия на личность ребенка-логопата, было отмечено, что после выписки из стационара дети нуждаются в дальнейшем закреплении полученных результатов. Оба стационара проводили большую работу по установлению тесной связи с родителями своих воспитанников детей лого патов, чтобы подготовить их к продолжению своей работы в домашних условиях. Формы организации такой подготовки были несколько различны, но преследовали одну и ту же цель. В этих стационарах существует практика приглашения родителей на открытые занятия с детьми и ознакомление их с простейшими приемами закрепления логопедической работы. В заключительных выписках из истории болезни ребенка, в дополнение к существующей медицинской форме, введен логопедический раздел, отражающий степень сформированности речи в условиях стационара и рекомендации о дальнейшем проведении логопедических занятий. Автоматизация приобретенных речевых навыков не всегда удается в сроки пребывания ребенка в стационаре. Это побуждает искать формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы и в дальнейшем создать необходимые условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Эта работа становится необходимой частью лечебно педагогического комплекса. Она распадается на несколько этапов. I этап — организационный. При поступлении детей в логопедическое учреждение следует познакомить родителей с особенностями режима стационара, рассказать о родительских днях, о сроках пребывания ребенка в стационаре, в общих чертах о содержании работы с детьми. В этот же период организуется родительский коллектив. II этап — обучающий — предусматривает систему работы с родителями в процессе лечебно-педагогического воздействия на ребенка. С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях определенного речевого нарушения, о его причинах, лечении и предупреждении и об особенностях воспитания ребенка-логопата в семье. III этап—завершающий—направлен на подведение итогов работы с родителями. Внимание персонала в этот период направлено на то, чтобы стимулировать и конкретизировать работу с ребенком в домашних условиях. Этот этап охватывает время перед выпиской ребенка из стационара. IV этап является своеобразной диспансеризацией ребенка после лечения в стационаре. Как показывают наши наблюдения, широкая пропаганда знаний об особенностях работы с детьми-логопатами невольно побуждает родителей активно включаться в лечебно-педагогический процесс. Чтобы целенаправить эту жажду деятельности у родителей, а одновременно и систематизировать ее, мы нашли необходимым организовать при стационаре родительский комитет. Актив родительского комитета совместно с администрацией стационара организует всю работу родителей во время пребывания их детей в стационаре. Все это, в свою очередь, имеет важное значение для повышения эффективности лечебно-педагогического воздействия на детей-логопатов. Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе (Ленинград, Москва, Харьков) уже существовало несколько речевых стационаров для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, дизартрия, ринолалия, заикание). В основном это были стационары для детей школьного возраста — учеников логопедических школ. Широкий опыт всех логопедических учреждений привел к ряду выводов как теоретического, так и организационного характера. Остановимся на некоторых из них: чем раньше начата медико-педагогическая работа, тем больше оснований рассчитывать на благоприятный эффект ее. Не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте. К моменту школьного обучения ребенку необходимо сформировать речь как средство общения, что позволит ему справиться со школьной программой ("Нарушение речи у дошкольников», сост. Р. А. Белова-Давид и др. М, «Просвещение», 1969.). В соответствии с этим в настоящее время все больше открывается дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Такими учреждениями для детей-дошкольников являются специализированные детсады, ясли, медицинские стационары, санатории, полустационары. С 1960 г. в Москве и Московской области существуют 2 таких учреждения: Московский областной психоневрологический санаторий для детей с речевыми расстройствами и речевой стационар при Московском психоневрологическом диспансере для детей и подростков. После пятилетнего срока работы эти два учреждения подвели итоги опыта своей работы Медицинская, логопедическая, педагогическая работа осуществляется в тесном контакте на протяжении всего срока пребывания ребенка в учреждении (в штате этих учреждений имеются врачи, логопеды, воспитатели, учителя-ритмики, инструктор по лечебной физкультуре, средний и младший медицинский персонал). Независимо от того, где работает логопед, его основной работой является непосредственная трехчасовая речевая работа с детьми, подростками или взрослыми (в зависимости от контингента каждого учреждения). В зависимости от специфики каждого учреждения логопед выполняет ряд дополнительных обязанностей. Остановимся на специфике каждого типа логопедических учреждений и вытекающих из нее дополнительных обязанностей логопеда (табл. 12). Наибольшее распространение получили школьные логопедические пункты и логопедические кабинеты при детских поликлиниках. Сеть логопедической помощи продолжает неуклонно развиваться. За последние годы появилась новая форма организации логопедической помощи — организация специальных оздоровительных летних лагерей, главным образом для заикающихся. Это мероприятие практикуется в Кирове, Кемерове, Куйбышеве. Очень важен обмен опытом между специалистами. Этому служат объединения логопедов, которые существуют уже многие годы в Москве, Ленинграде и других городах, «Педагогические чтения», организуемые Научно-исследовательским институтом дефектологии АНН СССР, семинары, конференции, декадники, ежегодно организуемые в Москве и Ленинграде. Министерство просвещения РСФСР проводит курсы усовершенствования логопедов (через институты усовершенствования учителей); Министерство здравоохранения РСФСР несколько раз в год также проводит курсы повышения квалификации логопедов и врачей (психоневрологов, отоларингологов и педиатров). Многие педагогические институты вводят в свой учебный план обязательный курс логопедии (дошкольные и школьные факультеты). Все эти факты говорят о распространении и росте логопедических знаний и логопедической помощи в Советском Союзе. Таблица 12 Специфика различных лого педических учреждений Приложения Рекомендуемая литература Александровская М. А. Логопедическая практика. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. А с с м у с А. Н. Организация работы районного школьного логопедического пункта. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Г р и н ш п у н Б. М. Логопедический стационар как тип учреждения по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. В сб.: «Нарушение речи у дошкольников». М., «Просвещение», 1969. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. М., Учпедгиз, 1957. Маевская С. И. Основные задачи воспитательной работы в специальных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. В сб.: «Расстройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969, стр. 274—283. Муравьева Н. Н. Организация работы на школьном логопедическом пункте. В сб : «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Никашина Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. М , Учпедгиз, 1954. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Министерство просвещения СССР. «Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи», под ред. проф. Р. Е. Левиной М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. |