ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Состояние речи при олигофрении Логопед школьного пункта, детской поликлиники, вспомогательной или речевой школы (где он является членом приемной комиссии) должен быть знаком с вопросом соотношения интеллекта и речи. От уровня сформированное речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребенка. Формирование языковой системы в норме продолжается в течение многих лет, вот почему нельзя с этим медлить в случаях олигофрении. Ранняя систематически проводимая работа по общему и речевому развитию детей-олигофренов, сопровождаемая медикаментозной терапией, в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку начать обучение во вспомогательной школе ( См.: Р. А. Белова-Давид. К вопросу о систематизации речевых расстройств. В сб. «Нарушение речи у дошкольников». М, «Просвещение», 1969, стр, 40, 46.). Речь—необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти и физического развития ребенка. При несложных формах олигофрении формирование речи идет путями, близкими к формированию речи в норме, но отстает по срокам. Картина речевого нарушения зависит от степени умственной отсталости, с одной стороны, и от наличия, помимо общего недоразвития всех мозговых систем, более грубой локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речевому акту (речеслуховая и речедвигательная). Тесная зависимость речи и мышления еще ярче обнаруживается в случаях патологии: при глубоких степенях умственной отсталости (идиотии) у детей обычно наблюдается полное отсутствие речи; у детей с более легкими степенями умственной отсталости (дебилов) наблюдается позднее, чем в норме, развитие речи; многие из них начинают пользоваться речью только после 3 и даже 5 лет. С другой стороны, глубокие нарушения речи у детей ведут к задержкам их умственного развития. В связи с указанными закономерностями установление правильного диагноза — «олигофрения и задержка речевого развития» или «речевое нарушение и задержка умственного развития» — достаточно трудная и вместе с тем ответственная задача, так как от того или иного разрешения ее зависит выбор соответствующего воздействия на ребенка и направление его в ту или иную специальную школу: речевую или вспомогательную. Изучение речи умственно отсталых детей обнаружило недостаточность и своеобразие всего их речевого развития. Наиболее характерными чертами детей-олигофренов являются: а) инертность, обнаруживающаяся в особой устойчивости старых, ранее выработанных связей, в их стереотипном, персеверативном проявлении; б) слабость активного торможения, с чем связана импульсивность одних детей и вялость, тормозимость других; в) общее недоразвитие всей психики. Следствие этих свойств — неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа. Все указанное ограничивает расширение жизненного опыта олигофрена, развитие его интересов и потребность в общении с окружающими. В речевых проявлениях олигофрены еще менее инициативны, не пользуются даже теми небольшими возможностями, которые у них имеются, сами в контакт не вступают, на настойчивый вопрос часто отвечают или кивком головы, или случайным словом (одним из слов вопроса или названием предмета, который попал в поле их зрения). Речь ребенка-олигофрена с возрастом постепенно развивается, но все же остается своеобразно нарушенной. С приближением к школьному возрасту, в связи с вопросом об обучении олигофрена, он обычно попадает к логопеду; анализ его речи обнаруживает бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в отсутствии обобщающих слов. Пассивный словарь оказывается больше активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение характеризуется нечеткостью и диффузностью, причем простые слова произносятся достаточно ясно и правильно, но чем сложнее слово, тем более искаженно и неясно оно произносится. Грамматический строй соответствует общему речевому уровню: ребенок пользуется простыми, нераспространенными предложениями. Сопоставление материала обследования олигофрена школьного возраста и нормального дошкольника ярко вскрывает все сказанное. Рассказ по картине «Колхозный двор» Показывает пальцем отдельные фигуры на картине: «Девочка сидит. Васька сидит. Лошадка идет. Корова стоит. Утка сидит. Дружок стоит». Экспериментатор задает вопрос: «А у вас есть корова?» — «Есть». | «Это коровка, она выходит из сарая, пойдет в лес, там будет травку кушать. Девочка сидит на крылечке, а рядом с ней серенькая кошечка, девочка принесет ей молочка. Собака сидит на цепи, она дом сторожит...» и т. д. «Нет, нету. У бабушки в деревне есть, я летом к ней поеду молочко пить». | Приведенные образцы беседы характеризуются следующими особенностями: 3. Употребление только существительных в именительном падеже и глаголов в 3-м лице, в настоящем времени. Вместо слов кошка и собака употреблены клички этих животных. | 1. Использование жизненного опыта ребенка, что позволяет ему сказать, куда пойдет корова, выйдя со двора, что она будет там делать, что девочка даст кошке. 3. Употребление разнообразных частей речи (существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, наречия, предлоги). Существительные стоят в разных падежах, глаголы в настоящем и будущем времени. | В ответах на предложенный вопрос обнаруживается конкретное, формальное понимание слов у олигофрена, тогда как нормального ребенка не затрудняет понимание иного смысла, выраженного глаголом держать. Среди умственно отсталых детей встречаются такие, речь которых кажется хорошо развитой, но при более внимательном наблюдении вскрывается, что она состоит из готовых, механически усвоенных форм (речевых штампов), лишенных реального содержания. Все вышесказанное указывает на достаточно глубокое недоразвитие всех сторон и форм речи умственно отсталого ребенка. С поступлением во вспомогательную школу речь олигофрена начинает развиваться быстрее благодаря общепедагогическому воздействию школы. Работу над речью проводит педагог на всех уроках, в особенности на уроках развития речи и чтения, так как обучение грамоте требует известного уровня речевого развития и, в частности, правильного звукопроизношения. Постановка звуков у многих учащихся не является особенно трудной, но в речь они не входят. Автоматизация звуков и тем более их дифференциация представляют значительные трудности и требуют длительной и систематической работы. Это объясняется тем, что использование новых звуков в речи — значительно более сложный и трудный процесс, чем их изолированное произнесение. Автоматизации новых звуков мешают многие причины: бедность словаря олигофрена, несформированность слоговой структуры, недостаточность фонематического слуха, а также инертность старых, ранее усвоенных навыков произношения. Не следует забывать и о том, что, кроме речевого недоразвития, многие из учащихся страдают нарушениями речи (дислалией, дизартрией, заиканием, нарушениями речи, связанными с ослаблением слуха, и нарушениями типа различных афазий и алалий). Речевые расстройства при олигофрении очень многообразны по своим проявлениям. Большое разнообразие и сложность речевых нарушений, а также характерологические особенности олигофренов, их инертность, замкнутость, трудность контакта с ними делают необходимой организацию дополнительных занятий с ними логопеда, так как попутно преодолеть (в процессе классных занятий) указанные нарушения речи невозможно. В результате совместной работы классного педагога и логопеда постепенно развивается речь учащихся. Снижение неправильностей звукопроизношения у учащихся по классам выражается в следующих цифрах (по данным советского дефектолога Г. А. Каше; табл. 10): Большая работа над речью, проводимая на всех уроках, приводит к тому, что учащиеся начинают пользоваться сложными предложениями, в которых употребляются все части речи и разные члены предложения (определения, обстоятельства места, образа действия и даже обстоятельства, выражающие причинные и следственные отношения). Очень интересен факт, что письменная речь учащихся IV, V классов вспомогательной школы становится более развернутой, чем устная; сложных предложений в письменных рассказах оказывается больше, чем в устных. Можно думать, что более замедленный темп письменной работы по сравнению с устной дает олигофрену возможность использовать более полно результаты своего обучения. Дети научаются спрашивать, отвечать, выслушивать собеседника, словом, у них развивается диалогическая речь, которая и является основной формой обиходного общения с окружающими. Над развитием связной речи учителю приходится еще долго работать. В V классе вспомогательной школы (по данным психолога В. Г. Петровой) учащиеся справляются с рассказом по просмотренному диафильму, но события часто излагают без строгой последовательности, с пропуском некоторых важных частей. |