МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава v. Нарушение речи на почве снижения слуха





СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ

Определение глухоты и тугоухости. В результате поражений периферического слухового аппарата снижается острота слуха в той или иной степени — от легкой до полной потери. В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание).

Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Возможность различения на слух тех или иных элементов речи определяется, с одной стороны, объемом и остротой слухового восприятия, с другой — степенью развития словесной речи.

Советские отоларингологи Л. С. Темкин и Б. С. Преображенский считают, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном (громкой речью) речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено.

Наличие восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Существует несколько классификаций степеней тугоухости (проф. Б. С. Преображенский, проф. Л. В. Нейман и др.). Одной из распространенных классификаций является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 6). В основе ее лежит вос-

Таблица 6

приятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Причинами возникновения тугоухости, по последним исследованиям (Л. В. Нейман, 1961), являются чаще всего отит (Воспалительное заболевание среднего уха), менингит и некоторые другие заболевания, за их малочисленностью объединенные автором в одну группу. (С этими данными совпадают и наблюдения проф. М. Зеемана.)

Теми же исследованиями установлено, что менингит чаще возникает в возрасте до 2 лет, причем дает обычно более тяжелые степени снижения слуха, а отит возникает в более позднем возрасте и дает более легкие степени тугоухости.

При анализе объема нарушения слуха установлено, что, чем тяжелее степень тугоухости, тем более значительно выражена потеря слуха на все частоты. Причем наибольшее снижение слуха падает на высокие частоты, имеющие наиболее важное значение для восприятия звуков речи (от 512 до 4096 гц). Во всяком случае, любая степень нарушений слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха.

Профессор Ф. A. Pay установил следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 7):

Таблица 7

Возраст, когда наступила глухота Нарушение речи
1,5—2 года 2—4—5 лет 5—6 лет 7—11 лет 12-17 Теряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся немыми. Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к школе остается несколько едва понятных слов. В редких случаях теряют речь совсем. Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые). Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность.

Интересно и важно следующее мнение проф. Ф. A. Pay и проф. М. Зеемана, которое сводится к следующему: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.



Все вышеизложенное говорит о том, что снижение слуха оказывает отрицательное влияние на развитие речи ребенка. Последнее станет еще более понятным, если учесть, что наша разговорная речь протекает с неравномерной громкостью: а) в слове имеются ударные и безударные части, причем безударными оказываются и концы слов — суффиксы и окончания, т. е. те части слов, которые служат для образования их различных форм и разных грамматических категорий и являются средством связи слов в предложении; б) глухие согласные — шепотные звуки; в) снижение слуха чаще всего влияет на восприятие высоких звуков речи.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие: а) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; б) время возникновения нарушения слуха — чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи; в) условия развития ребенка после возникновения поражения слуха—чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты; г) общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка — ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный и тем более психически неполноценный.

Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.